Актуальные проблемы дистанционной розничной купли-продажи в части права потребителя на отказ от товара надлежащего качества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 13.11.2022

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Патыкина, Е. С. Актуальные проблемы дистанционной розничной купли-продажи в части права потребителя на отказ от товара надлежащего качества / Е. С. Патыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/440/95894/ (дата обращения: 05.05.2024).



В настоящее время с развитием современных информационных технологий наиболее распространенным способом торговли является дистанционная купля-продажа товаров. Дистанционная торговля товарами порождает на практике значительное число споров между покупателем и продавцом. В этой части рассмотрим категорию споров о защите прав потребителей, связанных с отказом покупателя от качественного товара, приобретенного посредством дистанционной розничной купли-продажи товаров.

На данный момент актуальной проблемой выступает следующий вопрос: имеет ли покупатель субъективное право на возврат товара, приобретенного на основании розничной купли-продажи дистанционным способом, если товар указан в перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену [2].

Для ответа на вышеуказанный вопрос необходимо проанализировать действующее законодательство, а также сложившуюся судебную практику.

В Законе РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. дистанционному способу продажи товаров посвящена отдельная статья 26.1 [1]. В ч. 4 ст. 26.1 указанного закона предусмотрено, что покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней, а также в течение 3-х месяцев — в случае возврата качественного товара при отсутствии в момент доставки уведомления о порядке и сроках возврата. В этой части Аблятипова Н. А., Кравцова А. А. придерживаются той позиции, которая рассматривает право покупателя на отказ от товара более широким понятием, чем право возврата товара надлежащего качества [7]. Это объясняется тем, что первое право покупателя предусматривает возможность отказаться как от товара надлежащего качества, так и ненадлежащего качества. Таким образом, нельзя не согласиться с позицией указанных авторов.

В ч. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено ограничения в отношении возврата товара, если у него не сохранены: товарный вид и потребительские свойства, а также товара с индивидуально-определенными свойствами. Кроме того, указанная правовая норма в отличие от норм статьи 25 вышеназванного закона, устанавливающей право потребителя на обмен товара надлежащего качества при обычном способе купли-продажи, не содержит ссылки на перечень товаров, не подлежащих обмену. В нормах, содержащихся в новых правилах продажи товаров при дистанционном способе, также отсутствует указание на перечень.

Важно отметить, что ранее действовал Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации [3]. Новый перечень в отличие от старого не содержит указания на понятие «возврат», что свидетельствует о применении данного перечня лишь к ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей». Указанный перечень был создан в целях исполнения статьи 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая ссылается на данный перечень. В 2004 году вследствие усиления роли дистанционной торговли в вышеназванный закон была введена ст. 26.1, специально регулирующая отношения, вытекающие из дистанционной купли-продажи товаров. При создании положений указанной статьи на этапе рассмотрения законопроекта на втором чтении была исключена ссылка на ранее действующий перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену [8]. Это объяснялось тем, что включение в ст. 26.1. Закона РФ «О защите прав потребителей» указания на перечень противоречило бы основной цели проекта, а именно усилению гарантий реализации прав потребителей. Кроме того, в разъяснениях ВС РФ не содержится указаний на этот счет.

Все это приводит к разносторонней обширной судебной практике. В связи с этим в 2016 г. Роспотребнадзор в своем письме давал разъяснения о том, что ранее действующий перечень не распространяется на дистанционную торговлю товарами [4]. Однако указанный подзаконный акт является недействующим вследствие его утраты.

На основе анализа судебной практики выделим две противоположные позиции по рассматриваемому вопросу.

Во-первых, суды считают, что положения ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и другие действующие нормы не исключают применение действующего перечня, поэтому товар надлежащего качества не подлежит возврату, в т. ч. при дистанционном способе торговли, если отсутствуют нарушения прав потребителя [6].

Во-вторых, суды руководствуются тем, что данная статья не содержит отсылки к указанному перечню, что означает отсутствие каких-либо ограничений на возврат качественного товара [5].

Представляется, что вторая позиция является более обоснованной, а также в большей мере выражает особенности дистанционного оборота товаров. Это подтверждается не только вышеизложенными положениями настоящей научной статьи, но и тем, что потребитель, приобретая товар удаленно, не может сформировать полное и достоверное представление о нем. Поэтому очень часто покупатель получает товар, который в действительности не соответствует его ожиданиям, возникшим в результате ознакомления с описанием и фотоснимками. В этой части лишение покупателя права на возврат качественного товара повлечет нарушение прав потребителя, который выступает в качестве наиболее слабого субъекта по отношению к продавцу в договоре купли-продажи.

Таким образом, противоречивая судебная практика, отсутствие законодательной регламентации по данному вопросу приводит к выводу о существовании пробела в правовом регулировании. Поэтому необходимо внести изменения в п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», дополнив ее следующей нормой: «На отношения, регулирующие куплю-продажу дистанционным способом, не распространяется действие Перечня товаров, не подлежащих обмену».

Внесение указанной нормы способствует устранению пробела в праве, а также обеспечит усиление гарантий защиты прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров.

Литература:

  1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 15.01.1996. № 3. С. 140.
  2. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.10.2021)
  3. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.10.2021)
  4. Письмо Роспотребнадзора от 07.10.2016 № 01/13541–16–29 «О правовых основах регулирования дистанционной торговли» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.10.2021)
  5. Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области № 2–3538/2019 от 24.09.2019 г. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 23.10.2021)
  6. Решение мирового судьи судебного участка Ленинского района г. Владимира по делу № 2–1217/2020 от 10.07.2020 г. URL: https://bsr.sudrf.ru/ (дата обращения: 23.10.2021)
  7. Аблятипова Н. А., Кравцова А. А. Обмен и возврат товаров надлежащего качества, приобретенных дистанционным способом: правоприменение и воля законодателя // Журнал «Legal Concept».2019. С.123–130.
  8. Аблятипова Н. А., Кравцова А. А. Проблемы дистанционного способа розничной купли-продажи в контексте права потребителя на отказ от товара надлежащего качества // Журнал «Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ».2019.С.101–107.
  9. Барабачкова М. Н., Корнилова Н. В. Дистанционная купля-продажа товаров: актуальные проблемы практики // E-Scio. 2019. № 10 (37). С. 210–217.
  10. Богданова Е. И., Варенцова Е. В. Проблема возврата товара, купленного дистанционным способом // Историческая память и духовный опыт формирования российской государственности. 2020. С. 101–104.
  11. Салтыкова И. В. Актуальные проблемы правового регулирования дистанционной торговли // Молодой учёный. 2021. № 3 (345). С. 215–218.
Основные термины (генерируются автоматически): надлежащее качество, товар, качественный товар, потребитель, дистанционная торговля, дистанционный способ, защита, возврат товара, дистанционная купля-продажа товаров, дистанционный способ продажи товаров.


Похожие статьи

Защита прав потребителей при дистанционном способе...

с товаром либо образцом товара при заключении такого договора», следовательно продажа товаров через интернет является дистанционным способом продажи товаров. [1, с. 4894]. Особенностями данного способа продаж по сравнению с другими традиционными являются

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли...

Понятие «дистанционная торговля» имеется в ряде нормативных документов. Однако формулировки могут различаться. К примеру, в Стратегии развития торговли [5] она именуется дистанционной, в ГК РФ (ст. 497) [1] дистанционный способ продажи товара.

«Продажа товаров дистанционным способомпродажа...

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель, продавец, ненадлежащее качество. В статье исследуется одна из актуальных на сегодняшний день проблем — защита прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров.

Дистанционные продажи подразделяются на такие виды...

утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» — продажа товаров

− наиболее уязвимым местом при дистанционных продажах является не столько товар как

Орешкина О. В. Дистанционная торговля товарами / О. В. Орешкина — «Внешнеторговое право»

Ключевые слова: дистанционная торговля, защита права, продавец, покупатель.

«Продажа товаров дистанционным способомпродажа...

Предыдущие правила продажи товаров дистанционным способом устарели, они не очень

Ранее эти товары входили в перечень товаров, не подлежащих возврату.

При возврате товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, действуют

Дистанционная торговля представляет собой одну из форм розничной продажи товаров.

Права покупателя на обмен качественного товара

Согласно, п. 1 статьи 25 закона «О защите прав потребителей», потребитель имеет право

По закону «О защите прав потребителей» потребитель, в случае обнаружения в товаре

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к

товар, надлежащее качество, ненадлежащее качество, вещь, покупатель, Постановление...

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле

Значительная доля жалоб связана с нарушением сроков доставки товара, сложностью и/или невозможностью возврата товаров, несоответствию товара заявленным характеристикам [2]. В статье рассмотрен порядок действий при возникновении нарушения прав в интернет-торговле.

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

Ключевые слова: дистанционная торговля, защита права, формы защиты, механизм защиты.

Популяризация дистанционной торговли в России и просвещение потребителей.

Кузьменко А. С. Договор розничной купли-продажи в сфере дистанционной торговли.

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ...

Теоретические основы договора дистанционной купли-продажи

Правила, регулирующие дистанционный способ приобретения товара, определение места данного договора в системе иных договоров розничной купли-продажи, помещены в Гражданском кодексе РФ в статью, регулирующую куплю-продажу товаров по образцам.

Предоставление информации о товаре по договору...

«Продажа товаров дистанционным способомпродажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на. Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по... товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ...

Похожие статьи

Защита прав потребителей при дистанционном способе...

с товаром либо образцом товара при заключении такого договора», следовательно продажа товаров через интернет является дистанционным способом продажи товаров. [1, с. 4894]. Особенностями данного способа продаж по сравнению с другими традиционными являются

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли...

Понятие «дистанционная торговля» имеется в ряде нормативных документов. Однако формулировки могут различаться. К примеру, в Стратегии развития торговли [5] она именуется дистанционной, в ГК РФ (ст. 497) [1] дистанционный способ продажи товара.

«Продажа товаров дистанционным способомпродажа...

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель, продавец, ненадлежащее качество. В статье исследуется одна из актуальных на сегодняшний день проблем — защита прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров.

Дистанционные продажи подразделяются на такие виды...

утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» — продажа товаров

− наиболее уязвимым местом при дистанционных продажах является не столько товар как

Орешкина О. В. Дистанционная торговля товарами / О. В. Орешкина — «Внешнеторговое право»

Ключевые слова: дистанционная торговля, защита права, продавец, покупатель.

«Продажа товаров дистанционным способомпродажа...

Предыдущие правила продажи товаров дистанционным способом устарели, они не очень

Ранее эти товары входили в перечень товаров, не подлежащих возврату.

При возврате товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, действуют

Дистанционная торговля представляет собой одну из форм розничной продажи товаров.

Права покупателя на обмен качественного товара

Согласно, п. 1 статьи 25 закона «О защите прав потребителей», потребитель имеет право

По закону «О защите прав потребителей» потребитель, в случае обнаружения в товаре

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к

товар, надлежащее качество, ненадлежащее качество, вещь, покупатель, Постановление...

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле

Значительная доля жалоб связана с нарушением сроков доставки товара, сложностью и/или невозможностью возврата товаров, несоответствию товара заявленным характеристикам [2]. В статье рассмотрен порядок действий при возникновении нарушения прав в интернет-торговле.

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

Ключевые слова: дистанционная торговля, защита права, формы защиты, механизм защиты.

Популяризация дистанционной торговли в России и просвещение потребителей.

Кузьменко А. С. Договор розничной купли-продажи в сфере дистанционной торговли.

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ...

Теоретические основы договора дистанционной купли-продажи

Правила, регулирующие дистанционный способ приобретения товара, определение места данного договора в системе иных договоров розничной купли-продажи, помещены в Гражданском кодексе РФ в статью, регулирующую куплю-продажу товаров по образцам.

Предоставление информации о товаре по договору...

«Продажа товаров дистанционным способомпродажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на. Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по... товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ...

Задать вопрос