Видео Интернет-ресурсы в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Краснова, Т. И. Видео Интернет-ресурсы в учебном процессе / Т. И. Краснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 9 (44). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5359/ (дата обращения: 05.05.2024).

Владение несколькими иностранными языками становится неотъемлемым условием существования и успешного функционирования в современном мире. Изучение иностранного языка, бесспорно, наиболее эффективно в естественной языковой среде в окружении носителей языка. В этом случае языковые нормы иноязычной речи усваиваются не в виде осознаваемых правил языка, а чисто интуитивно. Но в реалиях российской действительности данный метод недоступен для большинства обучаемых. Таким образом, задача современного преподавателя иностранного языка в вузе состоит в том, чтобы максимально приблизить учебную ситуацию к реальной языковой среде, чему, несомненно, способствует Интернет. На Интернет, как известно, вышли все крупнейшие агентства новостей, многие радио- и телевизионные станции. Теперь можно не только прочитать сводку новостей на иностранном языке в сети, но и посмотреть видеоролик, который может стать учебным материалом, полностью соответствующим реалиям страны изучаемого языка. Данная стратегия обучения иностранному языку предполагает реальное погружение студентов в аутентичную языковую среду. Видео из сети Интернет на занятии представляет язык в живом контексте, связывает аудиторное занятие с реальным миром и показывает язык в действии, обогащает уже имеющиеся в арсенале преподавателя материалы и средства обучения. Грамотное использование видеоматериалов из сети Интернет может значительно способствовать подготовке студентов к ситуациям реального общения и снять возможные трудности.

Исследователи данной проблемы находят очень много положительных моментов в использовании видеоматериалов в процессе преподавания иностранных языков. Это и повышение мотивации студентов, получение богатого культурологического контекста в связи с аутентичностью используемого материала, а также понимание паралингвистических особенностей разговорной речи. Видеосюжет создает основу для эмоционального восприятия слухо-зрительных ситуаций. Это восприятие усиливается благодаря тому, что видео наглядность представляет собой совокупность самых разнообразных видов наглядности: зрительной, слуховой, речемоторной. Надо отметить, что среди дидактических принципов наглядность как одно из слагаемых интенсификации учебного процесса занимает одно из ведущих мест.

В отечественной методике традиционно выделяют четыре аспекта цели обучения иностранному языку:

  • учебно-практический

  • воспитательный

  • образовательный

  • развивающий [1].

Попробуем рассмотреть значимость видео Интернет ресурсов относительно указанных аспектов. В соответствии с учебно-практическим аспектом студенты должны овладеть иностранным языком как средством общения. При использовании видео из Интернета обучающиеся овладевают одним из четырех видов речевой деятельности – аудированием, то есть умением понимать аутентичную речь, как при непосредственном общении, так и по радио, телевидению и другим средствам массовой информации.. Воспитательный аспект обучения иностранному языку предполагает формирование у студентов мировоззрения, нравственности, ответственности за себя и происходящее вокруг. Для реализации данного аспекта необходимо использование видеофрагментов проблемного характера, способствующих обсуждению и формированию собственного мнения на существующую проблему. Образовательный аспект подразумевает приобретение знаний о культуре страны изучаемого языка [1]. Студенты должны обладать знаниями о национальной психологии, жизненных ценностях, манере общения и использовании невербальных средств при разговоре. Такую культурологическую информацию в условиях русскоязычной среды мы можем дать студенту только из разнообразия аутентичных источников информации, из которых наиболее доступным является Интернет. Развивающий аспект обучения иностранному языку обеспечивает осознание средств выражения мыслей, сравнение и сопоставление явлений родного и иностранного языков; развития чувства языка, языковой догадки, памяти во всех ее видах [1]. Систематический просмотр фрагментов, посвященных стране изучаемого языка, стимулирует образное мышление, влияет на чувства, формирует вкус. Новостные ролики помогают развить у студентов интерес непрерывного слежения за событиями в мире, к их анализу и обобщению.

В условиях учебной аудитории просмотр видеофрагментов из сети Интернет должен стать не пассивной, а четко организованной и максимально познавательной деятельностью. Преподаватель должен умело интегрировать видеоматериал в занятие, предусмотрев задания для трех основных этапов: допросмотрового, просмотрового и послепросмотрового. В результате регулярного просмотра видеоподкастов происходит определенная адаптация к условиям предъявления сюжетов, настройка на заданный режим просмотра, устойчивая работоспособность.

Многие Интернет ресурсы размещают видео эпизоды с готовыми заданиями. Компания Australia Network (http://australianetwork.com/learningenglish/vodcast.htm) регулярно выпускает бесплатные видеоподкасты для изучающих английский язык. Они собраны в несколько программ разной направленности:

  • The Business of English

  • Living English

  • English Bites

  • Passport to English – IELTS Speaking Test

  • Ten Words About

  • Talkabout.

Программа The Business of English на данный момент состоит из 15 видео эпизодов, предназначенных для студентов среднего и продвинутого уровней, в которых разыгрываются ситуации общения в сфере бизнеса, такие как встречи, презентации и переговоры. К каждому эпизоду предлагается транкрипт и подробное объяснение использования речевых клише в различных обстоятельствах.

В программе Living English новый эпизод появляется раз в неделю и ориентирован на студентов от элементарного до среднего уровней владения английским языком. Герои программы показаны в различных бытовых ситуациях, будь то обсуждение планов на будущее или регистрация в гостинице. Огромный выбор заданий к каждому видео эпизоду позволит преподавателю эффективно использовать данный вид деятельности на занятии. Например, после просмотра эпизода № 28 о визите к врачу студентам предстоит выполнить следующие упражнения:

  1. Прослушать и повторить ключевые фразы из видеосюжета, прочитать пояснения по употреблению слов и выражений.

  2. Прослушать фразы из видеосюжета, в которых употребляется время Present Perfect Continuous, прочитать пояснения о вариантах употребления данного времени, а затем сделать грамматический он-лайн тест.

  3. На примерах из видеосюжета разобрать употребление ‘prefer’ и ‘would rather’.

Программа English Bites функционирует уже несколько лет и поэтому насчитывает огромное количество серий информативного и развлекательного характера. Последние выпуски сопровождаются только транскриптом, но в архиве можно найти видеосюжеты с тестами и глоссарием. Данная программа будет интересна студентам среднего и продвинутого уровней.

Passport to English дает возможность присутствия в качестве зрителя на устной части экзамена IELTS. После просмотра можно загрузить документ с комментариями экспертов по поводу каждого ответа кандидата.

Программы Talkabout и Ten Words About основаны на 10 видеосюжетах из фильма “This Australian Life”, которые носят культурологический характер и рассказывают о жизни в Австралии. Эти программы дополняют основной видеосюжет, поясняя незнакомую лексику и снабжая необходимой информацией и разъяснениями эксперта. Видеосюжеты рассчитаны на студентов со средним уровнем владения языком.

Британский совет на своем сайте (http://learnenglish.britishcouncil.org/en/listen-and-watch) разместил три великолепных подборки с видеосюжетами:

  • Word on the Street

  • Britain is Great

  • Overcooked.

Каждый видеофрагмент разбит на сцены по 3-4 минуты и сопровождается оригинальными практическими заданиями с флэш анимацией. На предпросмотровом этапе проводится предварительное обсуждение темы сюжета, в ходе которого повторяется лексика, близкая тематике видеосюжета, а также стимулируется интерес к просмотру. После просмотра студенты должны выполнить упражнения, направленные на проверку понимания содержания фрагмента и на отработку лексических и грамматических единиц, встречающихся в видеофрагменте. Иногда предлагается обсудить увиденное, сопоставить с реальными ситуациями из жизни, проанализировать сходства и различия с культурой своей страны.

Следующий Интернет ресурс, заслуживающий пристального внимания преподавателей – канадский сайт WatchMojo (http://watchmojo.com). Короткие видеосюжеты освещают такие темы как – автомобили, бизнес, технологии, юмор, образование, мода, кино, здоровье, история и многое другое. Каждый подкаст сопровождается транскриптом, но, к сожалению, не содержит никаких упражнений. Сюжеты длятся 2-4 минуты, они очень информативны и высокого качества, есть крупные планы с видом говорящего и сочетание их с общими планами и с показом ситуаций. А современные проблемы, затронутые в подкастах, могут стать основой для дискуссии, так как обладают значительным потенциалом в плане решения коммуникативных и познавательных задач.

Таким образом, создание иноязычного окружения на аудиторных занятиях способствует достижению ощутимых качественных результатов в овладении иноязычным общением. Аутентичный видеоматериал приближает студентов к реальным условиям употребления языка, и стимулирует использование разнообразных лингвистических средств в речи. При недостаточно развитой способности студентов к аудированию аутентичной речи можно порекомендовать самостоятельную, индивидуальную тренировку, так как предложенные видеоподкасты находятся в свободном доступе в сети Интернет.


Литература:

  1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 238 с.

  2. Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – 158 с.

  3. Flowerdew J., Miller L. Second Language Listening: Theory and Practice. – Cambridge University Press, 2005. – 224 p.



Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, IELTS, видеосюжет, Интернет, студент, язык, английский язык, аутентичная речь, студент среднего, уровень владения.


Похожие статьи

Изучение английского языка с помощью аутентичных фильмов

Ключевые слова: английский язык, аутентичные художественные и мультипликационные фильмы, языковой материал, способы изучения иностранного языка. Знание иностранных языков очень востребовано в наше время.

Целесообразность преподавания английского языка по системе...

IELTS, английский язык, иностранный язык, CPE, Россия, высшее учебное заведение, TOEFL, CAE, учебный курс, экзамен.

Использование аутентичных видеоматериалов при обучении...

Выбор зависит от уровня владения языком у студентов, целей и задач обучения, а также от самого материала. В качестве заданий по использованию некоторых аутентичных видеоресурсов студентам рекомендуются следующие упражнения

К вопросу аутентичности в обучении иностранным языкам

Ключевые слова: аутентичность, иностранный язык, образовательный процесс, коммуникативная ситуация, учебная цель.

В переводе с английского языка «аутентичный» означает «подлинный».

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

иностранный язык, профессионально-ориентированный иностранный язык, язык, студент, обучение, профессионально-ориентированное обучение, немецкий язык, педагогическое общение, процесс обучения, чтение.

Из истории стандартизованных языковых тестов IELTS и TOEFL...

Проблема влияния родного языка на обучение иностранным языкам находилась в центре внимания исследователей.

В сравнении, процесс формирования и развития Международной системы тестирования по английскому языку (IELTS)[3] был сложнее.

К вопросу использования аутентичного видео (английский язык...)

В настоящее время английский язык является неотъемлемой частью современной культуры, экономики, науки, производства, образования.

Для достижения цели обучения данной цели необходимо, чтобы студент понимал речь на слух и был способен участвовать в актах...

Использование аутентичных видеоматериалов при обучении...

Для студентов среднего уровня владения иностранным языком все три коммуникативные функции монологической речи: информативная, воздейственная эмоционально-оценочная являются актуальными.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

Обучение студентов начального уровня монологической презентационной речи на английском языке. Из опыта применения зрительных опор для развития навыков монологической речи при обучении иностранному языку в неязыковом вузе.

Похожие статьи

Изучение английского языка с помощью аутентичных фильмов

Ключевые слова: английский язык, аутентичные художественные и мультипликационные фильмы, языковой материал, способы изучения иностранного языка. Знание иностранных языков очень востребовано в наше время.

Целесообразность преподавания английского языка по системе...

IELTS, английский язык, иностранный язык, CPE, Россия, высшее учебное заведение, TOEFL, CAE, учебный курс, экзамен.

Использование аутентичных видеоматериалов при обучении...

Выбор зависит от уровня владения языком у студентов, целей и задач обучения, а также от самого материала. В качестве заданий по использованию некоторых аутентичных видеоресурсов студентам рекомендуются следующие упражнения

К вопросу аутентичности в обучении иностранным языкам

Ключевые слова: аутентичность, иностранный язык, образовательный процесс, коммуникативная ситуация, учебная цель.

В переводе с английского языка «аутентичный» означает «подлинный».

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

иностранный язык, профессионально-ориентированный иностранный язык, язык, студент, обучение, профессионально-ориентированное обучение, немецкий язык, педагогическое общение, процесс обучения, чтение.

Из истории стандартизованных языковых тестов IELTS и TOEFL...

Проблема влияния родного языка на обучение иностранным языкам находилась в центре внимания исследователей.

В сравнении, процесс формирования и развития Международной системы тестирования по английскому языку (IELTS)[3] был сложнее.

К вопросу использования аутентичного видео (английский язык...)

В настоящее время английский язык является неотъемлемой частью современной культуры, экономики, науки, производства, образования.

Для достижения цели обучения данной цели необходимо, чтобы студент понимал речь на слух и был способен участвовать в актах...

Использование аутентичных видеоматериалов при обучении...

Для студентов среднего уровня владения иностранным языком все три коммуникативные функции монологической речи: информативная, воздейственная эмоционально-оценочная являются актуальными.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

Обучение студентов начального уровня монологической презентационной речи на английском языке. Из опыта применения зрительных опор для развития навыков монологической речи при обучении иностранному языку в неязыковом вузе.

Задать вопрос