Административно-правовые проблемы ответственности в сфере налоговых правонарушений в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 03.11.2022

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Козлова, А. М. Административно-правовые проблемы ответственности в сфере налоговых правонарушений в Российской Федерации / А. М. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 131-132. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95939/ (дата обращения: 26.04.2024).



В настоящей публикации автором проанализированы нормативные основы ответственности за правонарушения, которые совершаются субъектами в налоговой сфере. Делается вывод о наличии двойственного правового регулирования в исследуемой сфере, что порождает определенные проблемы в процессе правоприменения, для устранения чего предложены мероприятия по внесению изменений в действующее законодательство.

Ключевые слова: ответственность, законодательство, правонарушения, налоги, сборы, налоговая сфера, административная ответственность, responsibility, legislation, offenses, taxes, fees, tax sphere, administrative responsibility.

Административная ответственность за преступления, связанные с налогами и сборами, в настоящее время регулируется двумя кодифицированными источниками: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [3] и Налоговым кодексом Российской Федерации [2], что, безусловно, создает путаницу. и способствует снижению эффективности административно-судебной деятельности субъектов. Несмотря на тождество правовой природы сделок, указанных в разделе VI НК РФ и в гл. 15 КоАП РФ ситуацию не меняет. Причины этого видятся в бюрократизации государственного аппарата и некоторых политических и конъюнктурных моментах. Конституционные нормы могут непосредственно регулировать отношения в налоговой сфере, но чаще всего это регулирование происходит путем развития конституционных основ в действующем налоговом законодательстве.

Конституция РФ определяет отправную точку, отправную точку налогового права — юридическую обязанность каждого платить налоги (статья 57) [1].

Во-первых, обратим внимание на нелогичность и непорядочность системы правовой отчетности по налогам и сборам. Действующее законодательство по предмету исследования постоянно дополняется, нормативные правовые акты публикуются в новых редакциях, дополняются и изменяются [7, с.58].

Определенной проблемой является вопрос о характере налоговой ответственности, поскольку в настоящее время она регулируется как нормами НК РФ, так и нормами КоАП РФ, что приводит к неоднократному судебные дела об ответственности за одно и то же деяние.

Нынешняя практика в корне противоречит тому, что изложено в статье 1 Конституции Российской Федерации [8, стр. 426]. Не вызывает сомнений, что разработка действующего Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации велась давно. Как и предполагалось, его основным назначением является защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности независимо от ее организационной формы, условий нормальной жизни и деятельности всех членов общества. Значение этого закона трудно переоценить, так как он был принят в соответствии с конституционными требованиями и эффективно выполнял эту функцию почти двадцать лет. Однако соответствующие положения, директивы и постановления продолжают играть решающую роль для налоговых органов и иных органов административной юрисдикции в формировании их деятельности в сфере налоговых преступлений [5].

Существующие проблемы в административном процессе, пробелы и коллизии привели к принятию и вступлению в силу Административно-процессуального кодекса Российской Федерации [4]. Усовершенствования в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях обусловлены тем, что общественные отношения не статичны, они постоянно развиваются, у общества появляются новые потребности и требования, требующие правового регулирования со стороны законодательной власти. На основании оценки имеющейся судебной статистики мы приходим к выводу, что административные правонарушения являются наиболее распространенными противоправными деяниями. Поэтому стоит отметить, что сегодня административная преступность достигает невероятных размеров. Она проявляется в самых разных формах и причиняет различные убытки в правоотношениях, подпадающих под защиту Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поэтому есть основания модифицировать и пересмотреть теорию административного права с учетом современных реалий нашей страны. Сравнение норм КоАП РФ и НК РФ, а именно положений о правовом статусе и процессуальных правах свидетеля, показывает, что КоАП РФ предусматривает для расширенного толкования этого термина. Было бы правильно предположить, что это понятие безусловно применимо к производству по делам об административных правонарушениях. По содержанию статьи 129 НК РФ отметим, что они соответствуют норме статьи 17.9 КоАП РФ, в частности, правилам об ответственности такого участника в судебных разбирательствах в качестве эксперта. Поэтому было бы целесообразно исключить данные составы из содержания НК РФ. Но не только указанные нормы КоАП РФ

На основании вышеизложенного, представляется целесообразнымст.116 из НК РФ исключить, а ст. 15.3 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «Статья 15.3. Нарушение установленного срока постановки на учет в налоговом органе 1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на период от десяти календарных дней до одного календарного месяца— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц—от пятидесяти до семидесяти тысяч рублей. 2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет свыше одного календарного месяца, равно ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до сорока тысяч рублей, на юридических лиц—от семидесяти до ста тысяч рублей». Данный пример показателен, но он не единственный, поэтому противоречия, возникающие в сфере регулирования налоговых отношений, законодателю следует устранить, в этих целях необходима поэтапная унификация действующего законодательства. Предлагается также правонарушения, предусмотренные НК РФ, но не прописанные в КоАПРФ, объединить в одном нормативно-правовом акте–КоАПРФ и там же установить, и определить ответственность за их совершение. Таким образом, в настоящее время система юридической ответственности в сфере налогов и сборов, которая сложилась в отечественном законодательстве, не представляется возможным охарактеризовать как логичную и целостную.Это связано с тем, что она постоянно реформируется и дополняется все новыми и новыми положениями.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
  4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 10. — Ст. 1391. Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 10. — Ст. 1391.
  5. Приказ ФНС РФ от 15 февраля 2007 № САЭ-3–18/62@ «Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы»//«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». — 2007. — № 22. — 25 мая.
  6. Воронов А. М., Гоголев А. М. Вопросы привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений в механизме налогового администрирования // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — № 7. — С. 78.
  7. Гриценко В. В. К вопросу о понятии «законодательство о налогах и сборах в РФ» // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 2005. — № 11. — С. 58.
  8. Макарейко Н. В. Закрепление «новых» видов юридической ответственности: стратегия развития законодательства или стратегическая ошибка законодателя? // Юридическая техника. — 2015. — № 9. — С. 426.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, Российская Федерация, действующее законодательство, налоговая сфера, налоговый орган, правонарушение, административная ответственность, административный штраф, календарный месяц, установленный срок подачи заявления.


Похожие статьи

Ответственность за несвоевременную регистрацию юридических...

Российским законодательством установлена административная, налоговая и уголовная

Налоговая ответственность закреплена в статье 116 Налогового кодекса (далее – НК РФ) [2], где

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: офиц. текст с изм. и

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1,2: офиц. текст с изм. и доп. на 1...

Административная и налоговая ответственность за нарушения...

[3] В НК РФ ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена гл. 16.

– в статье 15.3 КоАП РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе»

– статья 15.5 КоАП РФ «Нарушение сроков представления налоговой декларации» — со статьями 118, 119 НК РФ

Агапов А. Б. Административная ответственность: Учебник. М., 2011.

Административные правонарушения в налоговой сфере: виды...

Неуплата налогов в установленный налоговым законодательством срок влечет за собой

Административное правонарушение в налоговой сфере — это противоправное действие (бездействие)

Налоговые правоотношения регулируются Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ).

Умышленные действия влекут взыскание штрафа в размере 80 000 рублей [1, ст. 119.2].

Ответственность за налоговые правонарушения. РФ...

Ответственность налоговых агентов регулируется статьей 123 НК РФ.

Ответственность же по статье 123 НК РФ установлена только за неисполнение указанной обязанности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №

РФ, налоговый орган, лицо, правонарушение, штраф, Российская Федерация, ответственность.

Особенности производства по делам о налоговых...

Налоговый кодекс РФ вносит понятие налоговое правонарушение, как виновно совершенное

Пункт 1 ст. 10 Налогового кодекса гласит, что «порядок производства по делам о

И далее, п.3 ст.10 отмечено, что «производство по делам о налоговых правонарушениях в связи с

3. Арсеньева, Н. В. Административная и налоговая ответственность за...

К вопросу о взаимосвязи налогового права с другими отраслями...

административная налоговая ответственность (установлена НК РФ, КоАП РФ); – уголовная налоговая ответственность (установлена УК РФ).

– нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе

М.: Статут, 2016. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации.

Основания для привлечения к ответственности за совершение...

Деяние может быть отнесено к налоговому правонарушению по одному из трех оснований

Непредставление в срок [1, ст. 15.4] или нарушение установленного срока представления в налоговый

Согласно статье 15.6. КоАП РФ основанием для привлечения к ответственности за

РФ, налоговый орган, лицо, правонарушение, штраф, Российская Федерация...

Осуществление налогового процесса в Российской Федерации

Действующий НК РФ предусматривает две формы взыскания: судебную и внесудебную.

на наличие события административного правонарушения (пп. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ) [2].

налоговый контроль, орган, налоговый кодекс, налоговый учет, Российская Федерация, система

РФ, налоговый орган, лицо, правонарушение, штраф, Российская Федерация...

Место налогового правонарушения в действующем...

Со вступлением в силу в 2015 году Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) законодатель, по моему мнению, еще раз подчеркнул неразрывную связь налоговых и административных правонарушений.

Похожие статьи

Ответственность за несвоевременную регистрацию юридических...

Российским законодательством установлена административная, налоговая и уголовная

Налоговая ответственность закреплена в статье 116 Налогового кодекса (далее – НК РФ) [2], где

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: офиц. текст с изм. и

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1,2: офиц. текст с изм. и доп. на 1...

Административная и налоговая ответственность за нарушения...

[3] В НК РФ ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена гл. 16.

– в статье 15.3 КоАП РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе»

– статья 15.5 КоАП РФ «Нарушение сроков представления налоговой декларации» — со статьями 118, 119 НК РФ

Агапов А. Б. Административная ответственность: Учебник. М., 2011.

Административные правонарушения в налоговой сфере: виды...

Неуплата налогов в установленный налоговым законодательством срок влечет за собой

Административное правонарушение в налоговой сфере — это противоправное действие (бездействие)

Налоговые правоотношения регулируются Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ).

Умышленные действия влекут взыскание штрафа в размере 80 000 рублей [1, ст. 119.2].

Ответственность за налоговые правонарушения. РФ...

Ответственность налоговых агентов регулируется статьей 123 НК РФ.

Ответственность же по статье 123 НК РФ установлена только за неисполнение указанной обязанности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №

РФ, налоговый орган, лицо, правонарушение, штраф, Российская Федерация, ответственность.

Особенности производства по делам о налоговых...

Налоговый кодекс РФ вносит понятие налоговое правонарушение, как виновно совершенное

Пункт 1 ст. 10 Налогового кодекса гласит, что «порядок производства по делам о

И далее, п.3 ст.10 отмечено, что «производство по делам о налоговых правонарушениях в связи с

3. Арсеньева, Н. В. Административная и налоговая ответственность за...

К вопросу о взаимосвязи налогового права с другими отраслями...

административная налоговая ответственность (установлена НК РФ, КоАП РФ); – уголовная налоговая ответственность (установлена УК РФ).

– нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе

М.: Статут, 2016. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации.

Основания для привлечения к ответственности за совершение...

Деяние может быть отнесено к налоговому правонарушению по одному из трех оснований

Непредставление в срок [1, ст. 15.4] или нарушение установленного срока представления в налоговый

Согласно статье 15.6. КоАП РФ основанием для привлечения к ответственности за

РФ, налоговый орган, лицо, правонарушение, штраф, Российская Федерация...

Осуществление налогового процесса в Российской Федерации

Действующий НК РФ предусматривает две формы взыскания: судебную и внесудебную.

на наличие события административного правонарушения (пп. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ) [2].

налоговый контроль, орган, налоговый кодекс, налоговый учет, Российская Федерация, система

РФ, налоговый орган, лицо, правонарушение, штраф, Российская Федерация...

Место налогового правонарушения в действующем...

Со вступлением в силу в 2015 году Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) законодатель, по моему мнению, еще раз подчеркнул неразрывную связь налоговых и административных правонарушений.

Задать вопрос