Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 31.10.2022

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Коновалова, И. И. Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа / И. И. Коновалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 347-348. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95900/ (дата обращения: 27.04.2024).



Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель должен обладать и медико-биологической компетенцией, что предполагает уделение особого внимания на обеспечение сохранения и укрепления здоровья школьников. Это связано с стремительным ростом числа поступающих в школы детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь педагоги начальных классов сталкиваются с проблемой — нехватка знаний о причинах заболеваний, их проявлениях, а также методах обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: медико-биологические компетенции, подготовка будущих учителей, компетентность, начальные классы, педагог.

Здоровье — это главная ценность человека. Проблема сбережения и укрепления здоровья наиболее остро стоит перед педагогами общеобразовательных учреждений. Задача учителя — воспитать здорового, гармонически развитого человека. К. Д. Ушинский в своей книге «Человек как предмет воспитания» писал о том, что «цель педагогического факультета могла бы быть определённее даже цели других факультетов. Этой целью было бы изучение человека во всех проявлениях его природы с специальным приложением к искусству воспитания». [4] В связи с этим педагог должен обладать совокупностью профессиональных компетенций, где отдельное место отводиться медико-биологическим знаниям.

Рассмотрим подходы к определению понятия «компетентность». Так, А. В. Хуторской понимает компетентность как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [5].

Почему компетентностный подход так важен в развитии профессионального мастерства учителя? Наличие у педагога компетенций позволяет установить равновесие «между теоретической базой знаний в образовании и реальными насущными потребностями профессионально-практической деятельности» [1].

Однако, стоит различать понятия «компетентность» и «компетенции».

И. А. Зимняя определяет компетенции как «некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы/алгоритмы/ действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компактностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях». Если применить это определение к конкретному примеру, например, здоровьесбережению, то стоит сказать о группе компетенций, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Сюда входят знание составляющих здорового образа жизни, знания о вредных привычках, знание и соблюдение гигиенических норм и т. п. [2].

По определению Н. С. Белой компетенция — это «не просто некий условный набор знаний и умений личности, а, в первую очередь, владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые будут способствовать успешной и эффективной деятельности человека в любой выбранной им сфере деятельности» [1].

Таким образом, компетентностный подход в образовании имеет своей целью «построение собственного будущего, которое может реализоваться через успешность в личностной и профессиональной деятельности» [3].

Что же должен иметь будущий педагог? Во-первых, готовность к проявлению компетентности. Для этого необходимо владеть знанием содержания компетентности, то есть что именно входит в профессиональные компетенции учителя. Овладение общими и профессиональными компетенциями происходит как при изучении общепрофессиональных дисциплин, профессионального модуля, так и междисциплинарных курсов. Важным аспектом в подготовке будущих учителей начальных классов является опыт проявления полученных умений и навыков в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях. Это говорит о том, что подготовка педагогов должна включать проработку различных нестандартных ситуаций, требующих от учителя уметь подбирать полученные знания, умения и навыки, их сочетания под каждый конкретный случай в работе. Чем больше развитых компетенции имеет педагог, тем легче ему выполнять свои профессиональные задачи.

Современные реалии таковы, что любой учитель, не только коррекционный педагог, должен уметь работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Нельзя не согласиться со словами К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». [4] Вследствие этого, рациональный подбор средств и методов обучения невозможен, без понимания процессов, происходящих в организме ребёнка, особенностей его онтогенеза.

Подготовка будущих учителей начальных классов предполагает не только планировать и проводить учебные занятия, осуществлять педагогический контроль, но и понимать возрастные анатомо-физиологические особенности младших школьников. Знания валеологического характера позволяют обеспечивать рациональное распределение учебной нагрузки на детей с учётом их возрастных возможностей, а также это важно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Создание здоровьесберегающих условий для обучения и воспитания детей — важная задача, стоящая перед педагогом. Для этого учитель должен знать и следовать гигиеническим нормам, закреплённым в СанПин и постановлении главного санитарного врача. Здесь стоит употребить термин «гигиеническое образование, под которым понимается «комплекс специальных знаний, умений и навыков, позволяющих проводить грамотную гигиеническую регламентацию организации режима дня и учебно-воспитательного процесса учащихся» [6] Если педагог гигиенически грамотен, то рациональное построение процесса обучения позволит полностью исключить нарушение или уменьшить неблагоприятное влияния на здоровье и работоспособность обучающихся. Несомненно, это требует от него хорошего владения необходимым объёмом гигиенических знаний, практических навыков и умений по оценке ряда деятельности ведущих функциональный систем организма ребёнка, так и условий организации образовательно-воспитательного процесса, для активного формирования благоприятных условий учебных занятий.

Педагог должен уметь правильно организовать не только образовательную среду учащихся, но и учебный процесс, определять оптимальные нагрузки исходя из возрастных возможностей и наличия (отсутствия) патологий. Поэтому, гигиеническое образование учителя — залог здоровья учащихся.

Таким образом, студенты, обучающиеся по специальности «Преподавание в начальных классах» должны обладать широким спектром компетенций как общего, так и специфического характера. Будущие учителя должны не только знать иметь в своём арсенале определённые сведения о здоровье и патологии в развитии детского организма, но и уметь их использовать на практике.

Литература:

  1. Белая, Н. С. Компетентностный подход как объект исследования в трудах отечественных и зарубежных учёных / Н. С. Белая // Вестник МГУКИ. — 2013. — № 6 (56).- C.166–170.
  2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. — 2009. — № 2.- С. 7–14.
  3. Топилина, И. И. Компетентностный подход к обучению и специфика образовательной среды при его реализации в начальной школе / И. И. Топилина // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. — 2019. — № 1.- С.157–163.
  4. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии / К. Д. Ушинский. — М.: Фаир-Пресс, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). — 574 с.
  5. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов / А. В. Хуторской // Политика в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //http://www.eidos.techno.ru/news/compet/htm, 2002.
  6. Швецов, A.О гигиеническом образовании будущих педагогов / А. Швецов, Т. Швецова // Высшее образование в России. — 2008. — № 2. — С.166–168.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, ограниченная возможность здоровья, педагог, подготовка будущих учителей, класс, компетенция, навык, отношение, умение, учитель.


Ключевые слова

компетентность, педагог, начальные классы, подготовка будущих учителей, медико-биологические компетенции

Похожие статьи

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

− креативность — способность к творчеству. Специальные способности педагога касаются деятельности по приобретению знаний, умений и навыков, и способности к воспитанию личности. К способностям по обучению, учению и научению можно отнести

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

 В данной статье раскрывается понятие педагогических способностей, условия формирования педагогических способностей. Также приводится опыт использования деловых игр для формирования педагогических способностей будущего учителя начальных классов.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Было много разговоров об учащихся 21-го века, учителях 21-го века и занятиях.

Для того, чтобы сделать это, необходимы навыки современные учителя.

Лучшие учителя использовали этот метод в своих классах на протяжении веков.

Существует книга американских педагогов «21 признак учителя 21 века», которая демонстрирует то, каким...

Особенности подготовки будущих учителей | Статья в сборнике...

Key words: образование, вуз, подготовка будущих учителей, образовательная система.

Макет класса: способность эффективно преподавать в классах, где есть студенты с

основанные на сформировавшихся знаниях, умениях, навыках и уровнем потребностей

Профессиональная подготовка — это процесс овладения системой специальных знаний...

Развитие профессиональной компетентности педагога...

Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков

Слагаемые профессиональной компетентности современного педагога в школе будущего.

Происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения.

Становление и развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов.

Профессиональная подготовка педагога...

 В статье рассматривается актуальность профессиональной подготовки педагога

а готовность — интегративное профессионально значимое качество будущего специалиста, т. е. результат подготовки.

коммуникативные и исследовательские умения [3].

В более сложном положении оказалась профессиональная подготовка учителей средней школы.

Формирование профессиональной компетентности будущего...

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов.

Результаты опроса позволяют сделать выводы о том, что большинство будущих учителей

числа лет обучения в школе (3 или 4), количества уроков математики в неделю (5 или 6); уровня профессиональной подготовки учителя; выбора учителем программы.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, педагог...

Новые подходы и формы работы ДОО дает возможность детям, не посещающим детский сад

Таким образом, формирование профессиональной компетентности будущего педагога в

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, педагог, компоненты

Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов основе применения...

Формирование профессиональной компетенции будущих...

Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов основе применения

отношение подготовки будущего педагога профессионального образования.

Владение необходимой суммой профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих

Возможности подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с...

Повышение профессионального уровня педагогов как...

Панфилова О. И. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания

Учитель имеет право на повышение своей профессиональной компетентности в высших...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества...

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система...

Похожие статьи

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

− креативность — способность к творчеству. Специальные способности педагога касаются деятельности по приобретению знаний, умений и навыков, и способности к воспитанию личности. К способностям по обучению, учению и научению можно отнести

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

 В данной статье раскрывается понятие педагогических способностей, условия формирования педагогических способностей. Также приводится опыт использования деловых игр для формирования педагогических способностей будущего учителя начальных классов.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Было много разговоров об учащихся 21-го века, учителях 21-го века и занятиях.

Для того, чтобы сделать это, необходимы навыки современные учителя.

Лучшие учителя использовали этот метод в своих классах на протяжении веков.

Существует книга американских педагогов «21 признак учителя 21 века», которая демонстрирует то, каким...

Особенности подготовки будущих учителей | Статья в сборнике...

Key words: образование, вуз, подготовка будущих учителей, образовательная система.

Макет класса: способность эффективно преподавать в классах, где есть студенты с

основанные на сформировавшихся знаниях, умениях, навыках и уровнем потребностей

Профессиональная подготовка — это процесс овладения системой специальных знаний...

Развитие профессиональной компетентности педагога...

Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков

Слагаемые профессиональной компетентности современного педагога в школе будущего.

Происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения.

Становление и развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов.

Профессиональная подготовка педагога...

 В статье рассматривается актуальность профессиональной подготовки педагога

а готовность — интегративное профессионально значимое качество будущего специалиста, т. е. результат подготовки.

коммуникативные и исследовательские умения [3].

В более сложном положении оказалась профессиональная подготовка учителей средней школы.

Формирование профессиональной компетентности будущего...

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов.

Результаты опроса позволяют сделать выводы о том, что большинство будущих учителей

числа лет обучения в школе (3 или 4), количества уроков математики в неделю (5 или 6); уровня профессиональной подготовки учителя; выбора учителем программы.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, педагог...

Новые подходы и формы работы ДОО дает возможность детям, не посещающим детский сад

Таким образом, формирование профессиональной компетентности будущего педагога в

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, педагог, компоненты

Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов основе применения...

Формирование профессиональной компетенции будущих...

Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов основе применения

отношение подготовки будущего педагога профессионального образования.

Владение необходимой суммой профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих

Возможности подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с...

Повышение профессионального уровня педагогов как...

Панфилова О. И. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания

Учитель имеет право на повышение своей профессиональной компетентности в высших...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества...

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система...

Задать вопрос