Уровни управления системой образования в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 31.10.2022

Статья просмотрена: 2587 раз

Библиографическое описание:

Каретникова, М. Д. Уровни управления системой образования в Российской Федерации / М. Д. Каретникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95874/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье обозревается управление системой образования Российской Федерации. Цель исследования состояла в определении нормативно-правовых основ управления образованием в Российской Федерации. В исследовании обозначены три уровня управлением образованием: федеральный, региональный и муниципальный. Описаны органы исполнительной власти каждого уровня, а также обозначены их функции и полномочия в соответствии с федеральными законами.

Ключевые слова : система образования, управление системой образования, муниципальная система образования, децентрализованная модель управления.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования.

Современная система образования в Российской Федерации постоянно совершенствуется путем доработки реформы образования XXI века. Нормативными основами регулирования системы образования являются Федеральный закон «Об образовании» и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Изменения в мире требуют изменений и в системе образования. Каждый день открываются новые знания, которые необходимы для жизни и науки. В связи с этим процесс реформирования системы образования является непрерывным и постоянно совершенствующимся.

Согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» [1] одним из приоритетных направлений является совершенствование управления системой образования. Обращаясь к Паспорту подпрограммы [1] можно отметить, что поставленные цели неизбежно влекут за собой изменение функциональных обязанностей сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления.

Цель исследования: определить нормативно-правовые основы регулирования и развития системы образования Российской Федерации.

Для качественного исследования управления системой образования мы поставили перед собой следующие задачи:

– Проанализировать в историческом ключе становление системы образования в Российской Федерации.

– Ознакомиться с опытом управления систем образования зарубежных стран.

– Определить основные нормативные основы регулирования современной системы образования.

– Определить структуру системы образования Российской Федерации, а также органов власти, реализующих управление ей.

Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в комплексном анализе исторических источников и анализе нормативно-правовых основ регулирования современной системы образования.

Практическая значимость заключается в том, что полученные теоретические выводы могут помочь при дальнейшем реформировании и развитии управления системой образования Российской Федерации.

Объект исследования. Управление системой образования — актуальная проблема социальной сферы, поскольку оно оказывает влияние на эффективность и качество деятельности образовательных учреждений. Существует множество национальных систем образования и подходов к их управлению, которые складывались на основе особенностей общества. Политические, экономические и культурные традиции общества напрямую влияют на выбор форм и методов управления образованием в стране. Тем не менее удается выделить две модели: централизованная и децентрализованная. Первая предполагает сосредоточение прав принятия решений и властных полномочий на верхнем уровне управления.

Децентрализованная модель управления образованием предполагает делегирование ряда полномочий и ответственности на нижние уровни управления.

Под системой образования в Российской Федерации понимается совокупность образовательных стандартов и программ, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование систем с.

Согласно тексту Федерального закона «Об образовании» управление системой образования должно осуществляться на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости и учета общественного мнения [3]. Для достижения целей образования в процесс управления системой образования включено формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Таким образом, можно отметить, что модель управления системой в Российской Федерации децентрализованная [2].

Действительно, управление образованием осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Причем каждый нижестоящий уровень находится в административном ведении вышестоящего, это значит, что все решения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в сфере образования обязательны для региональных и муниципальных органов.

К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим управление образованием, относятся Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещение РФ), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки РФ) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) [3, 4, 5, 6]. Разграничение функций указанных федеральных органов исполнительной власти в сфере образования можно видеть в таблице 1.

Таблица 1

Функции федеральных органов исполнительной власти в сфере образования [3, 4, 5, 6, авторство ]

Функции Министерства просвещения РФ

Функции Министерства науки и высшего образования РФ

Функции Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки

Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в следующих отраслях:

– общее образование,

– среднее профессиональное образование,

– дополнительное профессиональное образование,

– профессиональное обучение,

– воспитание, опека и попечительство несовершеннолетних граждан РФ,

– социальная поддержка и защита обучающихся.

Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в следующих отраслях:

– высшее образование,

– соответствующее дополнительное профессиональное образование,

– научная и научно-техническая деятельность,

– инновационная деятельность.

– нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности,

– федеральный государственный контроль за соблюдением требований к осуществлению образовательной деятельности,

– защита детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти в сфере образования представляют собой триаду, состоящую из Минпросвещения РФ, Минобрнауки РФ и Рособрнадзора РФ. Эти органы взаимодействуют между собой и осуществляют управление системой образования на федеральном уровне. Происходит разделение по уровням образования и функциям: Минпросвещения осуществляет управление дошкольным и школьным образованием, Минобрнауки — высшим образованием и научной деятельностью, Рособрнадзор — исполняет функции надзора и контроля в сфере образования.

На региональном уровне управления образованием государственные органы исполнительной власти представлены министерствами, комитетами, департаментами и пр. Их основная задача состоит в нормативном правовом регулировании и разработке проектов законов субъекта Российской Федерации, оказание государственных услуг в регионе и координация и контроль деятельности муниципальных органов в сфере образования.

Подобно разделению управления по уровням образования на федеральном уровне, часто на региональном уровне происходит аналогичное деление. В Санкт-Петербурге государственными органами исполнительной власти в сфере образования являются Комитет по образованию Санкт-Петербурга [7] и Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга [8]. Контрольно-надзорную функцию (аналогичную Рособрнадзору) выполняет Отдел федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере образования Комитета по образованию [7].

Муниципальная система образования включает в себя следующие элементы (рис.1):

Муниципальная система образования

Рис. 1. Муниципальная система образования

Согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» [9] на муниципальные органы сласти в сфере образования возложены следующие полномочия:

  1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  2. Организация бесплатного дополнительного образования на территории муниципалитета.
  3. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
  4. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
  5. Учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.
  6. Опека и попечительство [9].

На территории муниципальных образований есть образовательные учреждения, которые не находятся в прямом ведении органов местного самоуправления. К таким учреждениям можно отнести частные образовательные учреждения, кадетские корпуса различных ведомств, общеобразовательные учреждения регионального и федерального подчинения, государственные вузы, образовательные учреждения, состоящие на балансе различных организаций и пр. Местная администрация в праве лишь сотрудничать с ними, взаимодействовать в общих интересах и интересах муниципального образования.

Таким образом, федеральные органы разрабатывают общие для всей страны стратегические документы, а региональные и муниципальные органы решают конкретные вопросы различной направленности.

Выводы. Нами было проведено исследование управления системой образования Российской Федерации. Под влиянием времени государственная политика в сфере образования терпит изменения. В начале XXI века появились новые нормативные правовые акты, регулирующие отношения в системе образования, — ФЗ «Об образовании» и ФГОС. В ФЗ «Об образовании» определена иерархия органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении управления системой образованием. Так федеральными органами исполнительной власти в сфере образования являются Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Эти органы взаимодействуют между собой и осуществляют управление системой образования на федеральном уровне. Происходит разделение по уровням образования и функциям: Минпросвещения осуществляет управление дошкольным и школьным образованием, Минобрнауки — высшим образованием и научной деятельностью, Рособрнадзор — исполняет функции надзора и контроля в сфере образования.

Региональными органами исполнительной власти в сфере образования являются различные комитеты и департаменты в зависимости от региона, которые осуществляют те же полномочия, что и федеральные органы, но на подведомственной территории. Однако образовательным организациям проще контактировать с местной администрацией. В муниципальных образованиях создаются муниципальные органы управления образованием, которые осуществляют управление системой образования на местах.

Литература:

1. Паспорт государственной программы «Развитие образования». — Текст: электронный // Портал госпрограмм РФ: [сайт]. — URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/ (дата обращения: 28.10.2022).Основы управления образованием на муниципальном уровне [электронный текстовый документ] // — URL: https://studwood.net/1161340/pravo/osnovy_upravleniya_obrazovaniem_munitsipalnom_urovne [дата обращения: 07.10.2022].

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.10.2022).

3. Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 N 682 (ред. от 01.04.2022) «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300363/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 28.10.2022).

4. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 884 (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303875/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 28.10.2022).

5. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 885 (ред. от 25.12.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303876/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 28.10.2022).

6. Официальный сайт Комитета по образования Санкт-Петербурга https://k-obr.spb.ru/

7. Официальный сайт Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга http://knvsh.gov.spb.ru/

8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/?ysclid=l8ymu88wuc602775521 (дата обращения: 28.10.2022).

9. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 28.10.2022).

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сфера образования, исполнительная власть, управление системой, образование, орган, система образования, высшее образование, местное самоуправление, РФ.


Похожие статьи

Разграничение полномочий в сфере образования между...

 В данной статье проводится анализ нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия в сфере образования за федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Организационно-правовая система управления образованием

Ключевые слова: Российская Федерация, право, управление образованием, уровни, Федеральный закон

Это указывает на необратимость реформирования всей системы образования РФ [5].

По сути, система управления образованием в России ведется по такому же принципу и в

регулирующего органа власти для всей системы образования РФ

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие...

Правовые основы формирования органов исполнительной власти субъектов РФ.

в сфере образования [14]. Итак, под органами исполнительной власти понимаются элементы

В структуру федеральных органов управления в сфере образования входят

15 мая 2018 года Указом Президента РФ Министерство образования и науки Российской Федерации было...

Система образования, согласно ст. 10 Закона РФ...

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17

Поэтому система образования на уровне государства представляет собой сектор его.

местное самоуправление, Российская Федерация, сфера образования, орган, высшее

муниципальное управление, сфера образования, образование, РФ, общее образование...

Система и компетенция государственных органов управления...

Министерство образования и науки было образовано в 2004 году Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Данным указом Минобрнауки РФ были переданы функции по принятию нормативных правовых актов.

Государственное управление в сфере образования

– Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

Горшков, М.К., Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М., 2018.

По сути, система управления образованием в России ведется по такому же принципу и в.

Ключевые слова: Российская Федерация, право, управление образованием, уровни.

Сфера образования как объект муниципального управления...

Ключевые слова: образование, органы местного самоуправления, полномочия. Согласно Конституции РФ в нашей стране гарантируется местное самоуправление.

Органы местного самоуправления наделены множеством полномочий, в том числе, в сфере образования.

Статья 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает...

Понятия и принципы управления образованием | Молодой ученый

 В статье рассматриваются понятия и принципы правового регулирования образования в Российской Федерации. Ключевые слова: образование, закон об образовании, принцип права, система права, управление системой образования.

Система образования в Российской Федерации

В системе образования Российской Федерации большое внимание уделяется дошкольному образованию. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития ребенка в младенческом возрасте.

Российская Федерация, акт, исполнительная власть...

Статья посвящена анализу проблем правового регулирования в сфере образования.

Именно образование занимает важное место в парадигме ценностей современного человека.

порядок организации, управления, функционирования и развития системы образования [5, с. 557].

Большое значение вопросам правового регулирования образования отводит Парламент РФ.

Похожие статьи

Разграничение полномочий в сфере образования между...

 В данной статье проводится анализ нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия в сфере образования за федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Организационно-правовая система управления образованием

Ключевые слова: Российская Федерация, право, управление образованием, уровни, Федеральный закон

Это указывает на необратимость реформирования всей системы образования РФ [5].

По сути, система управления образованием в России ведется по такому же принципу и в

регулирующего органа власти для всей системы образования РФ

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие...

Правовые основы формирования органов исполнительной власти субъектов РФ.

в сфере образования [14]. Итак, под органами исполнительной власти понимаются элементы

В структуру федеральных органов управления в сфере образования входят

15 мая 2018 года Указом Президента РФ Министерство образования и науки Российской Федерации было...

Система образования, согласно ст. 10 Закона РФ...

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17

Поэтому система образования на уровне государства представляет собой сектор его.

местное самоуправление, Российская Федерация, сфера образования, орган, высшее

муниципальное управление, сфера образования, образование, РФ, общее образование...

Система и компетенция государственных органов управления...

Министерство образования и науки было образовано в 2004 году Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Данным указом Минобрнауки РФ были переданы функции по принятию нормативных правовых актов.

Государственное управление в сфере образования

– Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

Горшков, М.К., Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М., 2018.

По сути, система управления образованием в России ведется по такому же принципу и в.

Ключевые слова: Российская Федерация, право, управление образованием, уровни.

Сфера образования как объект муниципального управления...

Ключевые слова: образование, органы местного самоуправления, полномочия. Согласно Конституции РФ в нашей стране гарантируется местное самоуправление.

Органы местного самоуправления наделены множеством полномочий, в том числе, в сфере образования.

Статья 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает...

Понятия и принципы управления образованием | Молодой ученый

 В статье рассматриваются понятия и принципы правового регулирования образования в Российской Федерации. Ключевые слова: образование, закон об образовании, принцип права, система права, управление системой образования.

Система образования в Российской Федерации

В системе образования Российской Федерации большое внимание уделяется дошкольному образованию. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития ребенка в младенческом возрасте.

Российская Федерация, акт, исполнительная власть...

Статья посвящена анализу проблем правового регулирования в сфере образования.

Именно образование занимает важное место в парадигме ценностей современного человека.

порядок организации, управления, функционирования и развития системы образования [5, с. 557].

Большое значение вопросам правового регулирования образования отводит Парламент РФ.

Задать вопрос