Правовое регулирование интеллектуальной собственности в сфере спорта в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 29.10.2022

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Душакова, Л. А. Правовое регулирование интеллектуальной собственности в сфере спорта в Российской Федерации / Л. А. Душакова, М. Ю. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 89-92. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95869/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье исследуются особенности правового обеспечения, реализации и защиты прав интеллектуальной собственности в области спорта.

Ключевые слова: право интеллектуальной собственности, авторское право, спорт, гражданское право, спортивное право, спортивная индустрия, товарный знак.

Актуальность настоящего исследования. Использование прав интеллектуальной собственности на объекты в области спорта представляет собой в настоящее время один из самых востребованных источников финансирования спорта, спортивной индустрии, спортивных мероприятий. Приобретая права на объекты интеллектуальной собственности и используя их, спортивные организации и иные правообладатели встречаются с необходимостью обеспечения защиты этих прав, повышения их потенциала для получения от них дохода.

Гарантиям прав интеллектуальной собственности в области спорта за рубежом придается очень высокое значение, тем более учитывая объемы осуществления коммерческой деятельности в данной сфере, тогда как в Российской Федерации этим вопросам уделяется недостаточное внимание.

Таким образом, правовое регулирование интеллектуальной собственности в сфере спорта в Российской Федерации приобретает в настоящее время особую актуальность и нуждается в дальнейшем развитии, а также требует специального научного исследования в соответствии с современными реалиями российского общества.

Основная часть. Интеллектуальная собственность — это исключительные права физических или юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг.

В сфере спорта категорию исключительных прав представляют права на товарные знаки, спортивную и олимпийскую символику, авторские и смежные права, включая радио- и телевизионные права на спортивные мероприятия и другое.

Так, в правиле 7 гл. I Олимпийской хартии [1] говорится: «Олимпийские игры являются исключительной собственностью Международного олимпийского комитета, которому принадлежат все права и данные, связанные с ними, в частности, без каких-либо ограничений МОК принадлежат права, связанные с их организацией, использованием, вещанием, записью, представлением, воспроизведением, доступом и распространением в любой форме и любыми средствами и методами, существующими в настоящее время, или теми, что будут развиты в будущем. МОК определяет условия доступа и пользования данными, имеющими отношение к соревнованиям и выступлениям на Олимпийских играх».

В частности, МОК является владельцем авторских прав на любое музыкальное произведение, созданное по заказу в связи с Олимпийскими играми. В этой связи п. 6 официальных разъяснений к правилам 7–14 Олимпийской хартии, например, гласит: «ОКОИ и НОК города и страны, организующие Олимпийские игры, должны обеспечить ссылку на МОК в качестве обладателя права на музыкальные произведения, созданные специально в связи с Олимпийскими играми». Для награждения победителей Олимпийских игр разрабатываются и изготавливаются медали. ОКОИ должен обеспечить законную передачу авторского права дизайнеров медалей в пользу МОК.

Право интеллектуальной собственности — частное право, обеспечиваемое, как любое право, государственной властью, включая метод межгосударственного согласования, т. е. метод международного права.

Хотя интеллектуальная собственность — это именно собственность, в большинстве стран мира регулирование ее выносится за рамки общего законодательства о собственности, и она подпадает под действие особых законодательных актов о товарных знаках, об авторском праве и о других разновидностях интеллектуальной собственности.

Регулирование прав интеллектуальной собственности — суверенная государственная прерогатива, и повсеместно действует принцип территориальной охраны интеллектуальных прав, т. е. охрана предоставляется только на территории того государства, где она испрашивается или предоставляется по закону данного государства. Товарный знак или авторское произведение, охраняемые по закону одного государства, не подпадают автоматически под защиту в других государствах. Чтобы получить такую защиту, требуется либо предоставление соответствующей защиты по закону другого государства, либо согласование охраны в соответствии с международным соглашением.

Правовое регулирование отношений интеллектуальной собственности в Российской Федерации базируется на нормах международных документов и нормах Конституции РФ [2]. Так, в ст. 44 Конституции РФ говорится, что интеллектуальная собственность охраняется законом. В ст. 71 Конституции РФ предусмотрено, что правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации.

Действующее российское законодательство об интеллектуальной собственности сконцентрировано главным образом в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в него Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ [3].

Часть четвертая ГК РФ состоит из общей части (гл. 69 «Общие положения»), которая охватывает все разновидности результатов интеллектуальной деятельности, и как бы особенной части, включающей разделы, посвященные отдельным результатам интеллектуальной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топология интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

14.1) географические указания;

15) наименование мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

Исходя из вышеперечисленного, можно выделить следующие главные объекты прав интеллектуальной собственности в области спорта:

1) спортивные мероприятия и выступления спортсмена или спортивной команды как произведения;

2) аудиовизуальное изображение спортивного мероприятия в режиме реального времени или в записи, а также фото- или иное изображение спортивного мероприятия;

3) текстовые произведения и произведения дизайна, прочие письменные и иные оригинальные (как объекты авторского права) материалы;

4) изображения и иные средства индивидуализации спортсменов и спортивных команд как объекты прав интеллектуальной собственности;

5) средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (фирменные наименования и товарные знаки);

6) аудиовизуальные, фото- и иные изображения спортсменов и спортивных команд;

7) объекты архитектуры и градостроительства (спортивные объекты);

8) музыкальные произведения (с текстом или без текста);

9) объекты прав интеллектуальной собственности на изображения, технологии, секреты производства (ноу-хау), полезные модели и промышленные образцы в области спорта;

10) программы для электронных вычислительных машин (компьютерные программы для фиксации, обработки и представления результатов спортивных соревнований и др.);

11) базы данных (результаты спортивных соревнований, персональные данные спортсменов, результаты допинг-контроля и др.).

Одной из наиболее широко используемых форм интеллектуальной собственности в области спорта является торговая марка ввиду ее универсальности и широты области применения, поскольку практически любой объект интеллектуальной собственности, в том числе, наименование спортивных клубов, ключевые фразы и иные названия, могут быть зарегистрированы в форме торговой марки.

Одним из самых ценных активов, которые имеет спортивная организация, является ее наименование, логотип и иные определяющие характеристики, которые идентифицируются общественностью с относительной легкостью, и с которыми данная организация у общественности ассоциируется. Соответственно, для того чтобы иметь возможность защищать свои права на указанные знаки отличия, организаторы спортивных мероприятий и спортивные организации регистрируют их соответствующим образом, чаще всего в качестве торговых марок.

Сегодня активно используется такой способ противоправного посягательства на права интеллектуальной собственности в области спорта, как паразитический маркетинг.

Как пишет Д. С. Гладковский, паразитический маркетинг — это маркетинговая стратегия, «при которой бренд вызывает у потребителя ассоциацию о связи такого бренда с крупным мероприятием (в основном спортивным) без заключения с организатором такого мероприятия спонсорского договора и без уплаты спонсорских взносов. Компании, прибегающие к такому маркетингу, можно сравнить с паразитами, которые пытаются заработать на репутации и популярности мероприятия без наличия согласия организатора такого мероприятия, нарушая тем самым права как организатора, так и его официальных спонсоров» [4].

Для того чтобы защитить свои права на проводимые спортивные мероприятия, организаторы должны принимать меры против иных частных предпринимателей, которые ссылаются на них с целью получения прибыли, не получая соответствующих на то разрешений.

Следует отметить, что владельцы прав на объекты интеллектуальной собственности в области спорта вправе предоставлять лицензии третьим лицам на коммерческое (то есть платное) использование соответствующих авторских, патентных прав, торговых марок и т. д. Такие лицензии представляют собой разрешения на использование авторских прав, а не передачу их в полном объеме, то есть не связаны с передачей прав собственности на соответствующие объекты. Например, речь может идти об использовании технологий в спортивной промышленности, о правах на трансляцию спортивных мероприятий, на использование товарного знака [5].

Таким образом, специфика области спорта как предметной области регулирования охраны и защиты прав интеллектуальной собственности определяется, в частности, тем, что различные объекты прав интеллектуальной собственности и связанные с ними правоотношения сложным образом пересекаются и взаимодействуют. Это весьма сложные корреляции и отношения взаимной обусловленности.

Так, патентное право в области спорта стимулирует дальнейшие технологические достижения, которые в свою очередь ведут к модернизации оборудования и материалов, используемых в сфере спорта, а товарные знаки в области спорта позволяют лучше идентифицировать спортивные мероприятия, команды, игроков, спортивное оборудование и экипировку. Взаимодействие различных форм интеллектуальной собственности можно наиболее ярко проследить на примере производства спортивной одежды и обуви. Патентное право защищает технологии, разработанные и используемые для производства указанной продукции, товарный знак используется для различения марок одежды или обуви по сравнению с другими схожими товарами прочих производителей. Авторским правом защищаются все графические и аудиовизуальные произведения, используемые для рекламы подобной одежды или обуви.

Для спортивных организаций важно учитывать то, что они обладают авторскими правами на логотипы, сделанные для них, если имеет место передача авторских прав в их пользу со стороны художника или компании, которая выполнила коммерческий заказ по созданию логотипа.

Аудиовизуальные или фотоизображения спортсменов и спортивных команд одновременно выступают и как объекты прав на авторские произведения лиц, создавших эти изображения, и как объекты прав интеллектуальной собственности самих спортсменов и команд [6].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфика области спорта как предметно-объектной области регулирования охраны и защиты прав интеллектуальной собственности определяется ее интерсекциональностью, то есть тем, что различные объекты прав интеллектуальной собственности пересекаются — соответственно, сложным образом пересекаются и взаимодействуют связанные с ними правоотношения.

Заключение. В условиях современного развития права интеллектуальная собственность нуждается в эффективной правовой защите. Лица, незаконно использующие чужую интеллектуальную собственность, не только причиняют значительный материальный ущерб, авторам (правообладателям), извлекая доходы, но и нарушают права и законные интересы общества и государства.

К сожалению, российское законодательство не обладает сформированной нормативной базой в отношении интеллектуальной собственности в спорте. Так, понятия «художественно-спортивные произведения» и «эстетико-творческие виды спорта» в законодательстве не закреплены, а значит и защиты в отношении таких произведений нет.

Проанализировав нормативно-правовую базу в области правового регулирования интеллектуальной собственности в сфере спорта в Российской Федерации, следует отметить, что положения об авторском праве не содержат специальных норм, касающихся интеллектуальной собственности непосредственно в сфере спорта. Поэтому считаю, что нужно доработать законодательство в вопросе правового регулирования интеллектуальной собственности в сфере спорта в Российской Федерации.

Литература:

  1. Алексеев С. В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. С. 115–159.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 07.10.2022) / Доступ из СПС КонсультантПлюс.
  4. Гладковский Д. С. «Партизанский» или «паразитический» маркетинг? // Спортивное право. 2012. № 2. С. 26–30.
  5. Спортивное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С. В. Алексеев; под ред. П. В. Крашенинникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2020. С. 711–773.
  6. Спортивное право России: учебник для магистров / Блажеев В. В., Байрамов В. М.; отв. ред. Д. И. Рогачев. — Москва: Проспект, 2021. — С. 345–361.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная собственность, область спорта, Российская Федерация, сфера спорта, интеллектуальная деятельность, правовое регулирование, товарный знак, мероприятие, средство индивидуализации, Олимпийская хартия.


Похожие статьи

Специфические объекты авторских и смежных прав в индустрии...

В качестве охраняемого объекта интеллектуальной собственности в статье 1330 ГК РФ определено

Алексеев С. В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте.

Кашапов Н. В. Регламентация интеллектуальных прав в сфере спорта: дис.... канд. юрид. наук.

Понкин И. В., Редькина А. И. Патенты в сфере спорта: особенности правовой охраны.

Правовое регулирование отношений в сфере...

Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности является базой для достижения главной цели — законодательно определить порядок использования объекта, созданного в процессе мыслительного и творческого труда.

История и современность интеллектуальных прав

В процессе формирования интеллектуальных прав традиционно выделяют три этапа.

Правовое регулирование касалось только изобретений, открытий и рационализаторских

В сфере интеллектуальных прав международное регулирование имеет особое значение.

Всего насчитывают около 23 международных актов в области интеллектуальной...

Особенности правового обеспечения и защиты товарного знака...

Даются определения видам товарного знака, используемым в футбольной сфере

Согласно п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса РФ [2] (далее — ГК РФ) под товарным знаком понимается

Правовое регулирование товарного знака в РФ осуществляется частью четвертой ГК РФ

Дашян, М. С. Интеллектуальная собственность в бизнесе: изобретение, товарный знак...

Обусловленность правовой охраны товарного знака его...

Ключевые слова : товарный знак, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, правовая охрана товарного знака, прекращение правовой охраны товарного знака, неиспользование товарного знака.

Международные механизмы защиты интеллектуальной...

...кодекса РФ, касающиеся интеллектуальных прав и прав на средства индивидуализации.

Наряду с ним в области авторского права Российская Федерация является участницей

Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, входят в ее правовую систему.

Так Российская Федерация перенимает международный опыт по регулированию...

Интеллектуальная собственность и предпринимательская...

Для начала разберёмся, что представляет собой интеллектуальная деятельность и её

Например, изобретение — это идея, решение в какой-либо области, также и промышленный

Все они имеют единые признаки, но тем не менее обладают различным правовым режимом.

интеллектуальная деятельность, интеллектуальная собственность, ГК РФ, лицо...

Правовая природа товарного знака как средства...

Изучая товарный знак как средство индивидуализации результатов деятельности

В российском законодательстве товарному знаку как средству индивидуализации посвящен

Согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для

Как отмечают исследователи в области права, поскольку товарный знак по своему целевому...

Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные...

...на результаты интеллектуальной деятельности и/или на средства индивидуализации.

Международное сотрудничество существует во всех сферах международных отношений.

Средства индивидуализации (товарные знаки) пользуются правовой защитой, которую

В Российской Федерации можно использовать незарегистрированный товарный знак пока это...

Похожие статьи

Специфические объекты авторских и смежных прав в индустрии...

В качестве охраняемого объекта интеллектуальной собственности в статье 1330 ГК РФ определено

Алексеев С. В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте.

Кашапов Н. В. Регламентация интеллектуальных прав в сфере спорта: дис.... канд. юрид. наук.

Понкин И. В., Редькина А. И. Патенты в сфере спорта: особенности правовой охраны.

Правовое регулирование отношений в сфере...

Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности является базой для достижения главной цели — законодательно определить порядок использования объекта, созданного в процессе мыслительного и творческого труда.

История и современность интеллектуальных прав

В процессе формирования интеллектуальных прав традиционно выделяют три этапа.

Правовое регулирование касалось только изобретений, открытий и рационализаторских

В сфере интеллектуальных прав международное регулирование имеет особое значение.

Всего насчитывают около 23 международных актов в области интеллектуальной...

Особенности правового обеспечения и защиты товарного знака...

Даются определения видам товарного знака, используемым в футбольной сфере

Согласно п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса РФ [2] (далее — ГК РФ) под товарным знаком понимается

Правовое регулирование товарного знака в РФ осуществляется частью четвертой ГК РФ

Дашян, М. С. Интеллектуальная собственность в бизнесе: изобретение, товарный знак...

Обусловленность правовой охраны товарного знака его...

Ключевые слова : товарный знак, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, правовая охрана товарного знака, прекращение правовой охраны товарного знака, неиспользование товарного знака.

Международные механизмы защиты интеллектуальной...

...кодекса РФ, касающиеся интеллектуальных прав и прав на средства индивидуализации.

Наряду с ним в области авторского права Российская Федерация является участницей

Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, входят в ее правовую систему.

Так Российская Федерация перенимает международный опыт по регулированию...

Интеллектуальная собственность и предпринимательская...

Для начала разберёмся, что представляет собой интеллектуальная деятельность и её

Например, изобретение — это идея, решение в какой-либо области, также и промышленный

Все они имеют единые признаки, но тем не менее обладают различным правовым режимом.

интеллектуальная деятельность, интеллектуальная собственность, ГК РФ, лицо...

Правовая природа товарного знака как средства...

Изучая товарный знак как средство индивидуализации результатов деятельности

В российском законодательстве товарному знаку как средству индивидуализации посвящен

Согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для

Как отмечают исследователи в области права, поскольку товарный знак по своему целевому...

Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные...

...на результаты интеллектуальной деятельности и/или на средства индивидуализации.

Международное сотрудничество существует во всех сферах международных отношений.

Средства индивидуализации (товарные знаки) пользуются правовой защитой, которую

В Российской Федерации можно использовать незарегистрированный товарный знак пока это...

Задать вопрос