Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 29.10.2022

Статья просмотрена: 416 раз

Библиографическое описание:

Лешкова, А. В. Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт / А. В. Лешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95861/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Приводятся данные экспериментального исследования, посвящённые выявлению уровня сформированности знаний, умений и навыков у младших школьников по теме «Здоровый образ жизни». Делается вывод о том, что специально разработанные занятия внеурочной деятельности способствуют формированию и развитию ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, внеурочная деятельность, исследование, образовательная организация, начальная школа.

Здоровый образ жизни представляет собой определённую деятельность индивида, направленную на сбережение и укрепление своего здоровья. То, как обучающийся относится к себе и своему здоровью, является неким фундаментом, на котором постепенно выстраиваются потребности в здоровом образе жизни [7].

Одним из важных звеньев в формировании ЗОЖ у обучающегося является школа, в которой необходимо создать условия для благоприятного всестороннего развития личности школьника. В условиях современной образовательной организации создаются специальные условия для формирования здорового образа жизни у младшего школьника [4]. Огромную роль в этом играет педагог, который выполняет следующие важные функции: формирует у школьников знания, умения и навыки по ЗОЖ, проводит специальные упражнения во время уроков (физминутки, пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз), создаёт благоприятную и положительную эмоциональную атмосферу в классе, а также организует активное сотрудничество с родителями учеников по вопросам здоровья обучающихся. Следует отметить, что формирование ЗОЖ у младших школьников происходит не только в процессе уроков, но и во внеурочной деятельности. Е. Б. Евладова определяет внеурочную деятельность как образовательную деятельность, которая реализуется через беседы, досуговые, просветительские и культурные мероприятия [3, С.15].

Проанализировав теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей, мы пришли к выводу, что необходима опытно-экспериментальная работа по развитию ЗОЖ у обучающихся начальной школы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в ГБОУ Школа № 1811 (г. Москва) и строилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В исследовании приняли участие 95 учащихся 4-х классов и 40 родителей (законных представителей). Цель констатирующего этапа: выявление уровня компетентности участников образовательного процесса (обучающиеся и их родители). Если рассматривать результаты анкетирования родителей (законных представителей) подробнее, то можно сделать следующие выводы:

  1. Чаще всего понятие «здоровый образ жизни» для родителей состоит из правильного питания, соблюдения режима дня и занятия физической культурой.
  2. Самыми важными и актуальными разделами по теме «Здоровый образ жизни младших школьников» для родителей являются профилактика простудных заболеваний, профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей, и организация рационального питания.
  3. Что касается малоподвижного образа жизни младших школьников, вызванного пандемией коронавирусной инфекции, родители почти единогласно утверждают, что пандемия сильно отразилась на образе жизни их детей.

Для анализа сформированности знаний младших школьников о здоровом образе жизни было проведено анкетирование на основе методики «Гармоничность образа жизни школьников» (автор: Н. С. Гаркуша). Результаты анкетирования показали, что большинство обучающихся (60 учеников) обладают низким уровнем сформированности ЗОЖ.

На формирующем этапе нашего исследования была разработана программа формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, которая состояла из пяти занятий: «Что такое ЗОЖ?», «Как следует питаться?», «Создание кулинарной книги правильного питания», «Подвижные игры», «Поход». Краткая характеристика программы внеурочной деятельности представлена в таблице 1.

Таблица 1

Программа внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ у младших школьников

п/п

Название

Цель

Задачи

Что такое ЗОЖ?

Формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью

  • формирование у обучающихся необходимых знаний, умений, навыков по здоровому и безопасному образу жизни;
  • воспитание интереса к здоровому образу жизни;
  • создание атмосферы радостного настроения;
  • развитие общей культуры личности учащихся, расширение кругозора

Как следует питаться?

Формирование представления о здоровом питании и его значении в жизни человека

  • знакомство с понятиями: «правильное питание», «полезные продукты», «аппетит», «витамины»;
  • формирование умения различать полезные и вкусные продукты;
  • знакомство с правилами правильного питания;
  • формирование культуры питания;
  • развитие познавательного интереса к данной теме;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • развитие речи учащихся, умения правильно формулировать свои высказывания (ответы) в устной форме, корректно вести учебный диалог;
  • развитие умения слушать объяснения учителя, слушать и оценивать ответы товарищей;
  • формирование мотивации у учащихся к сохранению своего здоровья

Создание кулинарной книги правильного питания

Создание кулинарной книги с рецептами приготовления блюд правильного питания

  • воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни;
  • развитие умения строить взаимодействие с окружающими людьми, добывать нужную информацию, анализировать и обобщать полученный материал;
  • формирование навыков приготовления пищи

Подвижные игры

Развитие личности ребенка на основе овладения физической культурой

  • развитие интереса к подвижным играм;
  • воспитание стремления к здоровому образу жизни

Поход

Обобщение и расширение туристских и экологических знания учащихся

  • Закрепление знаний детей о видах туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов для похода и правилах поведения на природе;
  • популяризация среди учащихся здорового образа жизни;
  • формирование и сплочение детского коллектива через совместную деятельность

На контрольном этапе эксперимента мы повторно оценили уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников. Повторное проведение диагностических заданий показало положительную динамику: низкий уровень был у 29 школьников, стал — у 25 учеников. Средний уровень был у 11 младших школьников, стал — у 13 обучающихся. Высокий уровень был у 5 обучающихся, стал — у 7 школьников. Результаты контрольного этапа у экспериментальной группы таковы: низкий уровень был у 31 школьника, стал — у 16 учеников. Средний уровень был у 14 младших школьников, стал — у 18 обучающихся. Высокий уровень был у 5 обучающихся, стал — у 16 школьников.

Таким образом, мы выявили положительную динамику.

Литература:

  1. Александрова, И. Э. Технология обеспечения безопасной для здоровья школьников организации обучения в цифровой образовательной среде: гигиеническая оптимизация урока и расписания / И. Э. Александрова // Школьные технологии. — 2019 — № 2 — С. 45–52.
  2. Борисова, М. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребёнка / М. Борисова, К. Валевская // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2020 — № 3.
  3. Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. — 2012. — № 4. — С. 15–21.
  4. Золотова, М. Ю. Организация здоровьесберегающей среды в начальной школе во внеклассной спортивно-оздоровительной работе / М. Ю. Золотова, О. Н. Панкратова // Международный психолого-педагогический симпозиум памяти профессора Вадима Альбертовича Родионова (26 апреля 2017 г.): [сборник]: материалы / [орг. ком.: И. М. Реморенко, В. В. Рябов и др.; сост.: Р. В. Комаров, И. А. Родионов, М. А. Ступницкая, Д. С. Смирнова]. — М., 2017. — С. 45–48.
  5. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2004. — 78 с.
  6. Лободин, В. Как мотивировать ребенка на укрепление его здоровья? / В. Лободин // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2020 — № 2 — С. 26–29.
  7. Пашин, А. А. Технология формирования здорового образа жизни младших школьников / А. А. Пашин, Ж. В. Тома, О. Н. Опарина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2018. — № 6. — С. 16–18.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, внеурочная деятельность, правильное питание, школьник, кулинарная книга, младший школьный возраст, обучающийся, формирование, высокий уровень, начальная школа.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования...

...как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников / С. С

Обратимся к термину «здоровье», как основной части формирования здорового образа

Младший школьный возраст — это довольно значительный период для формирования

здоровый образ жизни, кадетская школа, ценностное отношение, здоровье, класс, ребенок...

Формирование культуры здорового питания в младшем...

В младшем школьном возрасте закладываются основные принципы здорового образа жизни, которыми ребенок

Поэтому так важно заложить в младшем школьном возрасте правильные поведенческие конструкты здорового питания.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Формирование у школьников навыков здорового питания.

Возможности внеурочной деятельности в формировании...

В статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Определены такие понятия, как «здоровый образ жизни», «внеурочная деятельность».

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Здоровый образ жизни, по мнению школьников, необходимо вести для того чтобы иметь хорошее здоровье (69 %); это возможность жить без лишних проблем (35 %); это. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Рациональности питания младшего школьника возможно достичь, соблюдая ряд принципов

младший школьник, здоровый образ жизни, ребенок, нравственное здоровье

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников.

учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ жизни, школьник, младший школьник.

Формирование у школьников навыков здорового питания

Мы предлагаем учителям начальных классов про обучении младших школьников навыкам здорового питания, учащимся начальных классов очень важно давать знания, о том, как здоровое питание благотворно влияет на здоровье человека.Например с помощью...

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника.

Ещё один важный компонент в формировании ЗОЖ младшего школьника — это пример педагогов и родителей.

Знания о ЗОЖ формируются в процессе уроков и во внеклассной деятельности.

Формирование здорового образа жизни у современных...

...здорового образа жизни у современных школьников на внеурочных занятиях / Э. Е

В. А. Сухомлинский, например, писал, что «школа становится очагом духовной жизни … и

Цель внеурочных занятий — сформировать у детей интерес к здоровому образу жизни, так как

Только за последние 20 лет число детей в возрасте 6–11 лет, страдающих от ожирения...

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

Работа по формированию здорового образа жизни может реализовываться через

Большая часть учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения физической

Блок 1. Исследование социального развития младших школьников.

9–12 баллов — высокий уровень сформированности внутренней позиции младшего школьника...

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования...

...как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников / С. С

Обратимся к термину «здоровье», как основной части формирования здорового образа

Младший школьный возраст — это довольно значительный период для формирования

здоровый образ жизни, кадетская школа, ценностное отношение, здоровье, класс, ребенок...

Формирование культуры здорового питания в младшем...

В младшем школьном возрасте закладываются основные принципы здорового образа жизни, которыми ребенок

Поэтому так важно заложить в младшем школьном возрасте правильные поведенческие конструкты здорового питания.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Формирование у школьников навыков здорового питания.

Возможности внеурочной деятельности в формировании...

В статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Определены такие понятия, как «здоровый образ жизни», «внеурочная деятельность».

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Здоровый образ жизни, по мнению школьников, необходимо вести для того чтобы иметь хорошее здоровье (69 %); это возможность жить без лишних проблем (35 %); это. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Рациональности питания младшего школьника возможно достичь, соблюдая ряд принципов

младший школьник, здоровый образ жизни, ребенок, нравственное здоровье

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников.

учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ жизни, школьник, младший школьник.

Формирование у школьников навыков здорового питания

Мы предлагаем учителям начальных классов про обучении младших школьников навыкам здорового питания, учащимся начальных классов очень важно давать знания, о том, как здоровое питание благотворно влияет на здоровье человека.Например с помощью...

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника.

Ещё один важный компонент в формировании ЗОЖ младшего школьника — это пример педагогов и родителей.

Знания о ЗОЖ формируются в процессе уроков и во внеклассной деятельности.

Формирование здорового образа жизни у современных...

...здорового образа жизни у современных школьников на внеурочных занятиях / Э. Е

В. А. Сухомлинский, например, писал, что «школа становится очагом духовной жизни … и

Цель внеурочных занятий — сформировать у детей интерес к здоровому образу жизни, так как

Только за последние 20 лет число детей в возрасте 6–11 лет, страдающих от ожирения...

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

Работа по формированию здорового образа жизни может реализовываться через

Большая часть учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения физической

Блок 1. Исследование социального развития младших школьников.

9–12 баллов — высокий уровень сформированности внутренней позиции младшего школьника...

Задать вопрос