Теоретический анализ проблемы предстоящей профориентации технико-научных кадров в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 30.10.2022

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Поликарпова, А. П. Теоретический анализ проблемы предстоящей профориентации технико-научных кадров в общеобразовательной школе / А. П. Поликарпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 340-342. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95853/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье представлена специфика предпрофессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы для технико-научных кадров. Данная специфика включает в себя потенциал общеобразовательной школы в осуществлении подготовки технико-научных кадров в процессе формирования предпрофессиональных ориентаций обучающихся.

Ключевые слова : подготовка технико-научных кадров, профориентация, общеобразовательная школа, психолого-педагогические условия профориентационного процесса, предпрофессиональная ориентация, дифференцированное обучение.

В настоящее время образование вступило в новую эпоху инновационного образования, когда старые традиционные методы воспитания и обучения уже не отвечают новым требованиям к уровню профессионального становления личности. Инновационное образование предъявляет ряд особенных требований и тем самым сильно отличается от традиционных методов.

Человеческие, информационные и технологические ресурсы усердно пытаются использовать развитые страны мира, они ищут рациональные способы применения всех ресурсов, что влечёт за собой противоречивость характера деятельности средних учебных учреждений, нередко приводит к потере юными людьми ценностных ориентиров в сфере труда, непониманию высокой социальной и индивидуальной значимости профессионального мастерства, а также исчезновению уверенности в соответствии выбранного рода работ специфике личных способностей и задатков.

В связи с этим происходит переход от традиционных профессий к новым более творческим специальностям в сфере ИКТ, возникает потребность в специалистах в сфере общественных и индивидуальных услуг. В такой обстановке подготовка к проф. выбору сдвигается на период обучения учащихся в образовательных организациях, поэтому требуется более глубокий подход к решению данной проблемы в системе общего образования. В современных школах существует множество возможностей для формирования предпрофессиональных взглядов учащихся.

Цель статьи — представить теоретические основы подготовки обучающихся к предстоящему профессиональному выбору.

Процессом выбора профессии принято считать активный поиск своего назначения с учётом двух рекомендаций. Нужно ориентироваться на свои способности, интересы и задатки, тем самым удовлетворяя свои потребности, а также ориентироваться на потребности общества. Стоит упомянуть про готовность к выбору профессии, это устойчивая целостная система проф. важных качеств личности, положительное отношение к предпочитаемому виду проф. деятельности, организованность, самообладание, опыт проф. деятельности, необходимые навыки, умения и знания (С. Н. Чистякова) [1, с. 54].

Требуется отметить важный этап на пути к выбору профессии, которым является процесс самоопределения учащихся. Потребность в проф. самоопределении — это главная потребность личности в юношеском возрасте. Основными личностными факторами, которые активизируют выбор будущей профессии, являются потребность личности в проф. самоопределении (предметом которой является конкретный участок объективной реальности) и потребность в определении смысла жизни (предметом которой служит собственная личность, как субъект деятельности) [2, с. 52].

Готовность к профессиональному самоопределению включает в себя:

1) Мотивационно-ценностную готовность (развитые качества и свойства личности, которые необходимы для осуществления выбора целиком, но при этом и для профессионального самоопределения в частности);

2) когнитивную готовность (полнота и дифференцированность знаний);

3) деятельностно-практическую готовность (активное участие в проф. самоопределении, а также готовность показать на практике свои умения и навыки, которые необходимы на предпочитаемой профессии).

Требуется заметить, что новые формы и методы профориентационной работы с использованием компьютерных технологий заслуживают к себе особого внимания. Так, по словам Е. А. Французовой, которая разработала методику компьютерного тестирования оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), такая методика позволяет охватить большое количество учащейся молодежи и ответить на главный вопрос: какова оценка потенциальных возможностей личности и её способностей на начальном этапе?

На данный момент широко используется специальная, инструментальная система компьютеризированного тестирования TESTER. Такая система позволяет автоматизировать любой объём базы данных, проводить тесты и опросы, а также позволяет интерпретировать данные в разных формах. Система TESTER широко используется для статистической обработки данных в системе и создания различных тестов самостоятельно, без помощи программиста, что является существенным достоинством системы [3, с. 77].

Следует выделить следующие направления профессиональной ориентации [4]:

— профессиональная информация — изучение современных видов производства, статус рынка труда, потребности хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, а также перспективами развития рынка профессий;

— профессиональная консультация — задача помочь индивиду в проф. самоопределении, для того чтобы принять осознанное решение в выборе проф. карьеры с учетом психологических особенностей, а также потребностей общества;

— профессиональный подбор — консультирование индивида по возможным направлениям профессиональной деятельности конкретно для него, которые будут соответствовать его психологическим, физиологическим характеристикам, по результатам психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

— профессиональный отбор — определение профессиональной компетентности человека для конкретной профессии;

— профессиональная производственная и социальная адаптация — система мероприятий, способствуют проф. развитию сотрудника, формированию адекватных социальных и проф. качеств, установок и потребностей в активной, творческой работе и достижению высокого уровня профессионализма.

Психолого-психологическим сопровождением принято считать, системно-организованную деятельность педагога-психолога и педагогического коллектива, для обеспечения благоприятной среды для профессионального самоопределения учащихся в образовательном учреждении.

Отметим основные направления профориентации:

  1. Концентрирование представлений подростков о мире, в котором они живут, начиная с мира людей;
  2. Формирование ключевых представлений о социальной значимости любой профессии;
  3. Воспитать уважительное отношению к труду и продуктам труда.

Создать эффективную образовательную среду поможет отбор необходимых форм и методов работы. Формы профориентационной работы значительно зависят от состава и количества лиц, места проведения, а также продолжительности работы.

Основными формами профориентационной деятельности являются: дискуссии, тренинги, круглые столы, работа с родителями, работа с выпускниками школы, студентами высших учебных заведений.

Разнообразить профориентационную работу помогут такие формы как просветительские занятия, профориентационные проекты, профисследовательская деятельность, профориентационные экскурсии, ярмарки профессий и различные их модификации, использование активизирующих профориентационных опросников, использование ценностно-смысловых опросников, использование учебных фильмов, справочной литературы, информационно-поисковых компьютерных систем.

Использование диагностических методов в профориентационной работе поможет специалистам выявить индивидуально-психологические особенности, возможности и интересы учащихся. К диагностическим методам относят: наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседы-интервью, опросники профессиональных интересов, мотивации, опросники профессиональных способностей.

Профориентационные тренинги, профориентационные игры, имитационные учебно-тренировочные фирмы, помогают сформировать необходимые навыки профессиональной деятельности.

Таким образом, выбор форм и методов профориентационной работы зависит от поставленных целей и задач. Цели и задачи должны быть направлены на реализацию актуальных направлений профориентационной деятельности. Правильно выбранные формы и методы профориентационной работы позволяют создать внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на ход педагогического процесса, намеренно разработанные педагогом с целью повлиять на протекание процесса.

В настоящем школьном образовании можно выделить такие проблемы:

  1. Образовательный стандарт ставит комплект требуемых навыков, умений и распространённый научных действий, необходимые в школьном образовании. Такая система не дает решения вопроса о преодолении разрыва между академическим и социально — ориентированным образованием.
  2. Учащимся не хватает образовательной программы, для формирования образовательных коммуникаций и нужного уровня информации о мире профессий.
  3. Для того, чтобы образование в российском обществе, занимало главную роль, следует применять компоненты педагогики XXI века.

Следовательно, требуется разработать новую модель обучения, которая будет отвечать правилам дизайн-мышления. Отсюда требуется ответ на вопрос: какие модели обучения меняются и каким способом можно их модернизировать?

Отметим основные составляющие педагогического дизайна:

— роли, участников образовательных отношений;

— образовательная модель;

— среда обучения.

Во время обеспечения кадровых условий следует привлекать специалистов высокотехнологичных предприятий к реализации дополнительных общеобразовательных программ, программ профессиональной ориентации, выполнению обучающимися исследовательских работ и индивидуальных проектов.

В первую очередь следует организовывать подходящие психолого-педагогические условия, в которых чрезвычайный интерес уделяется профессиональной ориентации подростков в области информационных технологий и немаловажному воспитанию у них уважения к институтам интеллектуальной собственности.

Литература:

  1. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 54–60.
  2. Формирование у обучающихся готовности к осознанному выбору профессии и профессиональному самоопределению: Методическое пособие по профориентационной работе для учителей общеобразовательных школ / Сост.: Зеленская Н. А., Ливн М. В., Африкян Т. Г., Петрова Г. А. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. — 178 с.
  3. Французова, Е. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы / Е. А. Французова // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 76–79.
  4. Волков, Б. С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. — М.: Академ. проект, 2007. — 333 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, TESTER, общеобразовательная школа, инновационное образование, предпрофессиональная ориентация обучающихся, профессиональная деятельность, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность, школьное образование.


Ключевые слова

профориентация, общеобразовательная школа, дифференцированное обучение, предпрофессиональная ориентация, подготовка технико-научных кадров, психолого-педагогические условия профориентационного процесса

Похожие статьи

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Немаловажное место в профориентационной работе занимает профессиональная консультация.

Таблица 1. Аспекты современной профориентационной работы.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на

профориентационная работа, учащийся, сельская школа, школа, выбор профессии...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

В течение всей работы по профессиональной ориентации учащиеся знакомятся с миром

Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей

1) Профессиональное просвещение ознакомление учащихся школ с современными видами

профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся...

Формирование профессионального самоопределения...

Согласно И. С. Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и

Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями.

1990. 494 с. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М. Т. Громкова.

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

Формирование профессионального самоопределения...

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности [2, 3, 4].

Система работы по организации сопровождения...

Это помогло разработать модель профессионального сопровождения обучающихся с 1 по 11 класс

Профессиональное сопровождение у нас в школе — Ресурсном центре включает в себя следующие компоненты: профессиональное

- профориентационная подготовка — обучающиеся 1–7 классов

- профильное обучениеобучающиеся 10–11 классов.

Система профориентации в школе | Статья в журнале...

 Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентационная работа

Успешность профессионального самоопределения выпускников школ является одной из

Профессиональная ориентация — это оказание помощи школьникам в выборе профессии

и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб...

Профессиональное самоопределение обучающихся...

Библиографическое описание: Французова, Е. А. Профессиональное самоопределение

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по

‒ основная школа (8–9 класс) — формирование профессиональной мотивации, готовности к

разрабатываются памятки по правильному выбору профессиональной деятельности.

профессиональное образование, профориентационная работа...

...выбор профессии, профориентационная работа, профессиональная деятельность.

Когда же начинается профессиональная ориентация? Тогда, когда ребёнок начинает

Профессиональная ориентация обучающихся в МБОУ «Школа № 92 – это комплексная

 Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентационная работа...

Cущность, задачи и содержание профориентационной работы...

Как указывает И.А. Хайдаров, профессиональная ориентация – это целенаправленный процесс

Впервые центром профориентационной работы стала школа, а ее главным субъектом – ученик

Хайдаров И.А.Профессиональная ориентация и подготовка выпускников школ к

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая.

К вопросу о современной профориентации...

Использование активизирующих методов профориентации позволяет специалистам центра сориентироваться в обширной профориентационной проблематике и помочь старшеклассникам г. Владивостока и Приморского края в выборе профессионального пути.

Похожие статьи

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Немаловажное место в профориентационной работе занимает профессиональная консультация.

Таблица 1. Аспекты современной профориентационной работы.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на

профориентационная работа, учащийся, сельская школа, школа, выбор профессии...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

В течение всей работы по профессиональной ориентации учащиеся знакомятся с миром

Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей

1) Профессиональное просвещение ознакомление учащихся школ с современными видами

профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся...

Формирование профессионального самоопределения...

Согласно И. С. Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и

Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями.

1990. 494 с. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М. Т. Громкова.

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

Формирование профессионального самоопределения...

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности [2, 3, 4].

Система работы по организации сопровождения...

Это помогло разработать модель профессионального сопровождения обучающихся с 1 по 11 класс

Профессиональное сопровождение у нас в школе — Ресурсном центре включает в себя следующие компоненты: профессиональное

- профориентационная подготовка — обучающиеся 1–7 классов

- профильное обучениеобучающиеся 10–11 классов.

Система профориентации в школе | Статья в журнале...

 Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентационная работа

Успешность профессионального самоопределения выпускников школ является одной из

Профессиональная ориентация — это оказание помощи школьникам в выборе профессии

и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб...

Профессиональное самоопределение обучающихся...

Библиографическое описание: Французова, Е. А. Профессиональное самоопределение

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по

‒ основная школа (8–9 класс) — формирование профессиональной мотивации, готовности к

разрабатываются памятки по правильному выбору профессиональной деятельности.

профессиональное образование, профориентационная работа...

...выбор профессии, профориентационная работа, профессиональная деятельность.

Когда же начинается профессиональная ориентация? Тогда, когда ребёнок начинает

Профессиональная ориентация обучающихся в МБОУ «Школа № 92 – это комплексная

 Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентационная работа...

Cущность, задачи и содержание профориентационной работы...

Как указывает И.А. Хайдаров, профессиональная ориентация – это целенаправленный процесс

Впервые центром профориентационной работы стала школа, а ее главным субъектом – ученик

Хайдаров И.А.Профессиональная ориентация и подготовка выпускников школ к

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая.

К вопросу о современной профориентации...

Использование активизирующих методов профориентации позволяет специалистам центра сориентироваться в обширной профориентационной проблематике и помочь старшеклассникам г. Владивостока и Приморского края в выборе профессионального пути.

Задать вопрос