Перспективы создания единой цифровой платформы общественного контроля: нормативно-правовой аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 28.10.2022

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Лисина, Н. С. Перспективы создания единой цифровой платформы общественного контроля: нормативно-правовой аспект / Н. С. Лисина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 124-128. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95815/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье проанализирована нормативная правовая основа организации и осуществления общественного контроля в условиях цифровизации и предложена система и содержание нормативных правовых актов, регламентирующих создание и функционирование единой цифровой платформы общественного контроля.

Ключевые слова: общественный контроль, цифровизация, цифровая трансформация, единая цифровая платформа общественного контроля, информационная система.

The article analyzes the normative legal framework for the organization and implementation of public control in the conditions of digitalization and proposes a system and content of normative legal acts that regulate the creation and functioning of the unified digital platform of public control.

Keywords: public control, digitalization, digital transformation, unified digital platform of public control, information system.

Сегодня становится все более очевиден акцент на цифровизацию различных процессов в сфере государственного управления. Это проявляется в определении цифровой трансформации в качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года [9], в цифровой трансформации отдельных органов исполнительной власти [15], в появлении новых цифровых решений для взаимодействия общества и власти, в том числе для организации и осуществления общественного контроля [17]. В настоящее время существует разветвленная система ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивающая реализацию тех или иных форм общественного контроля. С одной стороны, их наличие дает больше возможностей для общества контролировать деятельность органов власти, с другой — наличие этих инструментов на различных площадках и их разнообразное регулирование приводят к снижению их востребованности. В этой связи представляется необходимым создание единой цифровой платформы общественного контроля как инструмента, объединяющего на одной площадке и на единой правовой и организационной основе различные возможности для общества по осуществлению общественного контроля с использованием цифровых технологий. Эффективное функционирование единой цифровой платформы общественного контроля во многом зависит от формирования актуальной нормативной правовой основы.

В первую очередь требуется закрепить правовой статус единой цифровой платформы общественного контроля в соответствующих нормативных правовых актах. Представляется, что правовая регламентация использования единой цифровой платформы общественного контроля при организации и осуществлении общественного контроля должна найти свое отражение в базовом нормативном правовом акте — Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [5]. В настоящее время в указанном федеральном законе разрешены только вопросы об обеспечении доступности информации об общественном контроле в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и об использовании цифровых технологий при осуществлении общественного мониторинга и общественного обсуждения. Вместе с тем полагаем, что посредством использования единой цифровой платформы общественного контроля могут быть реализованы такие формы общественного контроля как общественный мониторинг, общественная экспертиза, общественные (публичные) обсуждения, общественные (публичные) слушания, общественные инициативы, опросы, голосования, оценка эффективности деятельности органов власти и должностных лиц, размещение сообщений о нарушениях законодательства, направление обращений и запросов. Следовательно, в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» требуется предусмотреть положения, определяющие возможность использования единой цифровой платформы общественного контроля для осуществления различных форм общественного контроля, определенных как вышеуказанным федеральным законом, так и предусмотренных иными нормативными правовыми актами.

Единая цифровая платформа общественного контроля может представлять собой информационную систему, доступ к которой будет осуществляться через сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Ключевым нормативным правовым актом, закрепляющим цели, задачи, функции, архитектуру, а также состав участников информационного взаимодействия и их полномочия, может стать положение об информационной системе, обеспечивающей функционирование единой цифровой платформы общественного контроля, разработанное и выпущенное на уровне Правительства Российской Федерации. Одним из важнейших положений указанного нормативного правового акта должно стать определение состава единой цифровой платформы общественного контроля, а именно подсистем, обеспечивающих реализацию отдельных форм общественного контроля непосредственно на единой цифровой платформе общественного контроля. Кроме того, требуется нормативное закрепление функциональных возможностей единой цифровой платформы общественного контроля по обеспечению ее взаимодействия с иными государственными (муниципальными) информационными системами в части, необходимой для реализации отдельных форм общественного контроля. Например, в целях идентификации и аутентификации субъектов общественного контроля эффективным решением будет взаимодействие единой цифровой платформы общественного контроля с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» в части предоставления доступа к единой цифровой платформе общественного контроля через авторизацию посредством указанной федеральной государственной информационной системы.

Также следует отметить, что с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. проходит эксперимент по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех» (далее — платформа «ГосТех»). Положение о проведении эксперимента утверждено соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех» [16]. В соответствии с Положением под платформой «ГосТех» понимается экосистема создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем, включающая в себя единую программно-аппаратную среду и методологию, поддерживающая взаимоотношения граждан, государственных органов и коммерческих организаций на базе современных информационных технологий с целью повышения доступности государственных услуг и функций, а также направленная на снижение расходов участников на использование государственных услуг. Согласно Положению целью эксперимента является апробация создания, перевода и развития государственных информационных систем и их компонентов, обеспечивающих комплексное взаимодействие между гражданами, государственными органами и коммерческими организациями, на платформе «ГосТех». В качестве участников эксперимента определены некоторые федеральные органы исполнительной власти (например, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации), государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, организации.

Создание и эксплуатация платформы «ГосТех» направлены на изменение существующего подхода к созданию государственных информационных систем. В соответствии с Концепцией создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех» [18] основной целью создания платформы «ГосТех» является сокращение сроков создания, развития государственных информационных систем на платформе «ГосТех», повышение эффективности и результативности процессов по созданию и развитию государственных информационных систем на платформе «ГосТех» с переходом на качественно новый уровень их эргономичности, совместимости, надежности и защищенности. При наличии положительных результатов эксперимента, а также продолжении развития платформы «ГосТех» единая цифровая платформа общественного контроля может быть также создана посредством функциональных возможностей платформы «ГосТех».

Использование цифровых технологий в общественном контроле находит свое отражение в нормативных правовых актах, определяющих правовой статус субъектов общественного контроля, а также регламентирующих осуществление отдельных форм общественного контроля, актуализация которых потребуется в целях использования единой цифровой платформы общественного контроля. К таким нормативным правовым актам следует отнести: федеральные законы «Об Общественной палате Российской Федерации» [1], «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [2], «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [3], «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [4], «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» [6], указы Президента Российской Федерации «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» [7], «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» [8], постановления Правительства Российской Федерации «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации» [10], «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [11], «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» [12], «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг, руководителей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» [13], «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [14] и другие.

Активное внедрение и использование цифровых технологий в различных сферах государственной и общественной жизни неизбежно влечет появление цифровых решений для осуществления обществом своих контрольных полномочий в отношении власти. Одним из таких решений, обеспечивающих организацию и осуществление общественного контроля на единой правовой и организационной основе, может стать создание единой цифровой платформы общественного контроля, что потребует внесения изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», иные законодательные и подзаконные акты, определяющие правовой статус субъектов общественного контроля и регламентирующие порядок реализации отдельных форм общественного контроля, а также разработки положения о единой цифровой платформе общественного контроля. В своей совокупности нормативная правовая основа единой цифровой платформы общественного контроля позволит обеспечить эффективность ее функционирования и, в конечном итоге, достижение целей общественного контроля.

Литература:

  1. Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.
  2. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
  3. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
  4. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
  5. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4213.
  6. Федеральный закон от 23.06.2016 № 183-ФЗ (ред. от 15.10.2020) «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 26 (Часть I). Ст. 3852.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 04.08.2006 № 842 (ред. от 23.05.2013) «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» // СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 3539.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 04.03.2013 № 183 (ред. от 17.09.2020) «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» // СЗ РФ. 2013. № 10. Ст. 1019.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 № 481 (ред. от 25.06.2019) «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 32. Ст. 3322.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2010. № 10. Ст. 1084.
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 851 (ред. от 17.05.2022) «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» // СЗ РФ. 2012. № 36. Ст. 4902.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1284 (ред. от 17.05.2022) «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг, руководителей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» // СЗ РФ. 2012. № 51. Ст. 7219.
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318 (ред. от 01.07.2021) «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7491.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1646 (ред. от 17.02.2022) «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» // СЗ РФ. 2020. № 42 (часть III). Ст. 6612.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1674 (ред. от 30.03.2022) «О проведении эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех» // СЗ РФ. 2020. № 42 (часть III). Ст. 6637.
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2020 № 1802 (ред. от 20.12.2021) «О проведении эксперимента по использованию федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для направления гражданами и юридическими лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам сообщений и обращений, а также для направления такими органами и организациями ответов на указанные сообщения и обращения» // СЗ РФ. 2020. № 47. Ст. 7519.
  18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 3102-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех», плана мероприятий («дорожной карты») по созданию единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.10.2022).

[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-311-90072.

[2] Funding: The reported study was funded by RFBR, project number 20-311-90072.

Основные термины (генерируются автоматически): общественный контроль, единая цифровая платформа, Российская Федерация, информационная система, информационно-телекоммуникационная сеть, осуществление, система, создание, цифровая трансформация, исполнительная власть.


Ключевые слова

информационная система, общественный контроль, цифровизация, цифровая трансформация, единая цифровая платформа общественного контроля

Похожие статьи

Значение предоставления государственных услуг на основе...

В этом контексте актуально говорить о происходящей цифровой трансформации

С развитием информационного обеспечения государственного управления органы власти

органов власти (на основе сети офисов МФЦ и цифровых сервисов интернет-ресурсов)

Таким образом, реформа системы государственного управления и реализация модели...

Цифровая трансформация государственного управления

...государственное управление, цифровая трансформация, информационная безопасность.

Цифровая трансформация (далее именуемая ЦТ) — это совокупность изменений в

Модель цифровой экономики в России. В модели РФ государство занимает активную экономическую

Цель включает в себя создание успешно функционирующей системы управления данными и...

Электронное правительство: его перспективы, возможности и угрозы

Электронное правительство - это современная система, с использованием сети Интернет

В тексте программы ее глобальная цель обозначена как формирование в Российской

В Российской Федерации, в свет вышло Постановление Правительства № 583 от 10 июля

Огромные средства направлены не только на создание сайтов и информационных систем...

Развитие технологий и цифровая интеграция сервисов...

В заключении авторы сделали вывод о значимости организации для Российской Федерации.

Кроме этого, осуществление функций по организации деятельности радиочастотной службы.

3) единая биометрическая система. г) Цифровая экономика РФ.

Система показала свою эффективность и продолжит выявление ресурсов, наущающих закон.

Структура механизмов электронного правительства России

Большинство российских исследователей указывают, что в 2000-м году Президент РФ В. В

Хартия провозглашала главной целью ликвидацию мирового цифрового неравенства.

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

создание технической возможности информационного взаимодействия между субъектами РФ

Правовое регулирование предоставления государственных услуг...

— Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного

— местные программы развития цифровых технологий в сфере государственного управления и

Следует также отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 №

Анализируя тенденции развития системы предоставления государственных услуг на основе...

О роли и влиянии развития государственных и муниципальных...

– электронных цифровых подписей; – электронной торговли; защиты данных

В Сингапуре все полномочия по осуществлению формирования, консалтинга, контроля за

– Уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры; – Человеческий капитал.

– Оборудование, на котором развернута информационная система еще ненадежна и выходит из строя

Информационные технологии в области государственной службы

Указ определяет приоритеты в работе Правительства Российской Федерации, главными из

Совершенствование системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ.

Концепция реформирования системы государственной службы РФ: утв.

Описана подробно конструкция цифрового правительства США в документе «Цифровое...

Перспективы внедрения цифровых технологий в служебную...

...№ 1632-р, утвердившем программу «Цифровая экономика Российской Федерации».

уголовно-исполнительной системы, ведется, в том числе в электронной форме, список

– ведение архивной картотеки; – осуществление информационного взаимодействия с

Ключевые слова: Российская Федерация, Уголовно-исполнительная система...

Похожие статьи

Значение предоставления государственных услуг на основе...

В этом контексте актуально говорить о происходящей цифровой трансформации

С развитием информационного обеспечения государственного управления органы власти

органов власти (на основе сети офисов МФЦ и цифровых сервисов интернет-ресурсов)

Таким образом, реформа системы государственного управления и реализация модели...

Цифровая трансформация государственного управления

...государственное управление, цифровая трансформация, информационная безопасность.

Цифровая трансформация (далее именуемая ЦТ) — это совокупность изменений в

Модель цифровой экономики в России. В модели РФ государство занимает активную экономическую

Цель включает в себя создание успешно функционирующей системы управления данными и...

Электронное правительство: его перспективы, возможности и угрозы

Электронное правительство - это современная система, с использованием сети Интернет

В тексте программы ее глобальная цель обозначена как формирование в Российской

В Российской Федерации, в свет вышло Постановление Правительства № 583 от 10 июля

Огромные средства направлены не только на создание сайтов и информационных систем...

Развитие технологий и цифровая интеграция сервисов...

В заключении авторы сделали вывод о значимости организации для Российской Федерации.

Кроме этого, осуществление функций по организации деятельности радиочастотной службы.

3) единая биометрическая система. г) Цифровая экономика РФ.

Система показала свою эффективность и продолжит выявление ресурсов, наущающих закон.

Структура механизмов электронного правительства России

Большинство российских исследователей указывают, что в 2000-м году Президент РФ В. В

Хартия провозглашала главной целью ликвидацию мирового цифрового неравенства.

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

создание технической возможности информационного взаимодействия между субъектами РФ

Правовое регулирование предоставления государственных услуг...

— Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного

— местные программы развития цифровых технологий в сфере государственного управления и

Следует также отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 №

Анализируя тенденции развития системы предоставления государственных услуг на основе...

О роли и влиянии развития государственных и муниципальных...

– электронных цифровых подписей; – электронной торговли; защиты данных

В Сингапуре все полномочия по осуществлению формирования, консалтинга, контроля за

– Уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры; – Человеческий капитал.

– Оборудование, на котором развернута информационная система еще ненадежна и выходит из строя

Информационные технологии в области государственной службы

Указ определяет приоритеты в работе Правительства Российской Федерации, главными из

Совершенствование системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ.

Концепция реформирования системы государственной службы РФ: утв.

Описана подробно конструкция цифрового правительства США в документе «Цифровое...

Перспективы внедрения цифровых технологий в служебную...

...№ 1632-р, утвердившем программу «Цифровая экономика Российской Федерации».

уголовно-исполнительной системы, ведется, в том числе в электронной форме, список

– ведение архивной картотеки; – осуществление информационного взаимодействия с

Ключевые слова: Российская Федерация, Уголовно-исполнительная система...

Задать вопрос