Сравнение мотивов учебной деятельности российских и иностранных студентов, обучающихся в российских вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 29.10.2022

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Егорова, Е. А. Сравнение мотивов учебной деятельности российских и иностранных студентов, обучающихся в российских вузах / Е. А. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 302-304. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95783/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье определены виды мотивов учебной деятельности студентов; показаны результаты современных исследований мотивации учебной деятельности студентов разных национальностей, где одним из них является наше исследование.

Ключевые слова : мотивы учебной деятельности, студенты, учебный процесс.

Учебный процесс занимает большую часть времени у многих людей. По Д. Б. Эльконину, учебная деятельность представляет собой особую деятельность, которая должна побуждаться некими мотивами. Благодаря этим самым мотивам учащийся не отстает от учебной программы, стремится к своей цели, а в будущем реализует себя в жизни. Однако у каждого человека мотивы индивидуальны. Чтобы помочь учащимся повысить мотивацию учебной деятельности, необходимо знать, какими именно мотивами они руководствуются [4].

Так, В. П. Игнатов [2] считает, что существует специальная классификация мотивов учебной деятельности студентов.

— познавательные мотивы — означают стремление и получение знаний;

— социальные мотивы — определяются в поиске определенной роли в обществе через обучение;

— прагматические мотивы — стремление получать высокую оплату за свою деятельность;

— профессионально-ценностные мотивы — стремление получить интересную работу по профессии;

— эстетические мотивы — развитие своих талантов во время обучения;

— статусно-позиционные мотивы — помогающие стать частью общества благодаря известной профессии;

— коммуникативные мотивы — стремление к новым знакомствам путем знаний, полученных в образовательных учреждениях;

— неосознанные мотивы — не предусматривающие желание студента обучатся, являются принудительными со стороны родственников.

Также одним из важных моментов является то, что в учебном процессе участвуют и связаны друг с другом, внешние и внутренние мотивы. Внешние мотивы определяются родственниками, преподавателями, друзьями. Внутренние мотивы исходят от обучающего, его истинных намерений. В связи с этим более важны внутренние мотивы, а не внешние [16].

Современных исследований, где сравнивают мотивацию учебной деятельности студентов разных национальностей немного, однако те, которые есть, показывают, что между студентами разных национальностей есть различия в мотивах.

Так, например, Динь Тхи Тхиен Ай исследовал мотивы учебной деятельности вьетнамских, российских и иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. В ходе исследования была использована методика «Мотивация обучения в вузе», разработанная Ильиной Т. И. В результате автор выявил следующие различия: по шкале «приобретение знаний» и «овладение профессией» группа вьетнамских студентов имеет самые высокие значения по шкале «приобретение знаний» по сравнению с российскими и иностранными студентами [3].

Во время написания своей диссертации на тему «Мотивация учебной деятельности российских и иностранных студентов, обучающихся в российских вузах» мы тоже проводили исследование. Одной из методик, по которым мы проводили опрос среди студентов, являлась методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (A. A. Реан, В. А. Якунин). Опрос был проведен в письменной форме, выборка — российские и иностранные студенты (преимущественно казахи) 19–24 лет, среди них 56 человек российские студенты, 47 человек — иностранные студенты.

Полученные результаты были обработаны и помещены в таблицу.

Таблица 1

Мотивы учебной деятельности студентов (по методике А. А. Реана и В. А. Якунина)

Вид мотивов

Студенты

российские (56 чел.)

иностранные (47 чел.)

Кол-во выборов

%

Кол-во выборов

%

1. Стать высококвалифицированным специалистом

37

66.1

25

53.2

2. Получить диплом

34

60.7

42

89.4

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах

7

12.5

12

25.5

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично

20

35.7

11

23.1

5. Постоянно получать стипендию

22

39.3

24

51.1

6. Приобрести глубокие и прочные знания

29

51.8

22

39.2

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям

7

12.5

6

12.8

8. Не запускать предметы учебного цикла

6

10.8

11

23.4

9. Не отставать от сокурсников

8

14.3

4

8.5

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности

23

41.1

18

38.2

11. Выполнять педагогические требования

2

3.6

5

10.7

12. Достичь уважения преподавателей.

8

14.3

2

4.3

13. Быть примером сокурсникам.

5

8

3

6.4

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

18

32.1

19

40.4

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

4

7.1

7

14.9

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

25

44.7

12

25.5

По данным таблицы 1 выявлено :

— У российских и иностранных студентов в большей степени выражены мотивы учебной деятельности по шкалам: «стать высококвалифицированным специалистом» (соответственно — 66,1 % и 53,2 %); «получить диплом» (соответственно — 60,7 % и 89,4 %).

В то же время, у российских студентов в большой степени выражены мотивы «приобрести глубокие и прочные знания» (51,8 %), «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» (41,1 %), «получить интеллектуальное удовлетворение» (44,7 %).

У иностранных же студентов в большой степени выражены мотивы «постоянно получать стипендию» (51,1 %), «добиться одобрения родителей и окружающих» (40,4 %).

— Менее всего у российских студентов выражены шкалы: «успешно продолжать обучение на последующих курсах» (12,5 %); «быть постоянно готовым к очередным занятиям» (12,5 %); «не запускать предметы учебного цикла» (10,8 %); «не отставать от сокурсников» (14,3 %), «выполнять педагогические требования» (3,6 %); «достичь уважения преподавателей» (14,3 %), «быть примером сокурсникам» (8 %); «избежать осуждения и наказания за плохую учебу» (7,1 %).

— Менее всего у иностранных студентов выражены шкалы: «быть постоянно готовым к очередным занятиям» (12,8 %); «не отставать от сокурсников» (8,5 %); «выполнять педагогические требования» (10,7 %); «достичь уважения преподавателей» (4,3 %); «быть примером сокурсникам» (6,4 %); избежать осуждения и наказания за плохую учебу» (14,9 %).

— Существенные различия у российских и иностранных студентов по шкалам: «получить диплом» (соответственно — 60,7 % и 89,4 %); «успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично» (соответственно — 35,7 % и 23,1 %); «постоянно получать стипендию (соответственно — 39,3 % и 51,1 %); «приобрести глубокие и прочные знания» (соответственно — 51,8 % и 39,2 %); «не запускать предметы учебного цикла» (соответственно — 10,8 % и 23,4 %); «достичь уважение преподавателей» (соответственно — 14,3 % и 4,3 %); «получить интеллектуальное удовлетворение» (соответственно 44,7 % и 25,5 %).

Исходя из изученного теоретического материала, а также современных исследований, можно сделать вывод, что студенты разных национальностей, имеют не одинаковые мотивы учебной деятельности. Для того чтобы доказать более значимые различия, далее в своей диссертационной работе, мы используем методы математической статистики.

Литература:

  1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс] / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 512 с.
  2. Игнатьев В. П., Цой Т. В., Чахов Д. К. Влияние мотивов поступления в вуз на результаты обучения // Современные проблемы науки и образования.–2020.–№ 6.; URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=30335 (дата обращения: 13.08.2022).
  3. Динь Тхи Тхиен Ай Особенности мотивации к обучению студентов разных национальностей// Акмеология. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-k-obucheniyu-studentov-raznyh-natsionalnostey (дата обращения: 08.07.2022).
  4. Цыганкова, И. В. Факторы мотивации молодежи при выборе профессии / И. В. Цыганкова, В. Ф. Потуданская, Я. Цзывэй // Экономика труда. — 2019. — Том 6. — № 4. — С. 1545–1554. — doi: 10.18334/et.6.4.41349.
Основные термины (генерируются автоматически): мотив, учебная деятельность, студент, учебная деятельность студентов, интеллектуальное удовлетворение, плохая учеба, учебный процесс, учебный цикл, будущая профессиональная деятельность, высококвалифицированный специалист.


Похожие статьи

Иерархия ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте...

Ключевые слова: иерархия ведущих мотивов, учебная деятельность, преемственность образования

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

При качественном анализе ведущих мотивов учебной деятельности каждого студента и при

Именно — не получить глубокие и прочные знания, а просто не быть хуже других студентов.

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности

Таким образом, учебно-профессиональная мотивация оказывает решающее влияние на

Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб.пособие

Изотова Е.Г. Психологическая структура учебной деятельности студентов 1-5 курсов высших учебных...

Мотивация учебной деятельности студентов учреждений СПО

Даны основные определения понятия «мотивация», выделы виды мотивов студентов групп 1–4 курсов «Лесное и лесопарковое хозяйство» техникума, формированию профессиональной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования (СПО).

Изучение учебной мотивации студентов вуза | Статья в журнале...

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность.

Проблема формирования профессиональной мотивации...

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

К проблеме формирования учебной мотивации студентов

учебная деятельность, студент, учебная мотивация, успех, мотив, тип мотивации, учебный материал, учебное занятие. мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация, знание, процесс обучения, мотивация студентов, будущая профессия, учащийся.

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности...

 Ключевые слова:мотивация, мотивация к учебной деятельности, мотивы, внутренние мотивы, внешние мотивы, личностные психологические особенности, адаптация, самооценка студента, коммуникабельность, мотивация к достижению, мотивация избегания неудач.

К вопросу о формировании студента вуза как субъекта учебной...

Особенностью учебной мотивации студентов 1 курса является то, что мотив «получить диплом» не

Формирование студента как субъекта учебной деятельности – это процесс не

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: мотивация; студенты вузов; учебная деятельность; учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой...

Прохождение различных видов производственных практик в магистратуре, выполнение научных и учебных заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью, способствуют совершенствованию учебной мотивации у студентов бакалавриата и магистратуры.

Похожие статьи

Иерархия ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте...

Ключевые слова: иерархия ведущих мотивов, учебная деятельность, преемственность образования

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

При качественном анализе ведущих мотивов учебной деятельности каждого студента и при

Именно — не получить глубокие и прочные знания, а просто не быть хуже других студентов.

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности

Таким образом, учебно-профессиональная мотивация оказывает решающее влияние на

Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб.пособие

Изотова Е.Г. Психологическая структура учебной деятельности студентов 1-5 курсов высших учебных...

Мотивация учебной деятельности студентов учреждений СПО

Даны основные определения понятия «мотивация», выделы виды мотивов студентов групп 1–4 курсов «Лесное и лесопарковое хозяйство» техникума, формированию профессиональной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования (СПО).

Изучение учебной мотивации студентов вуза | Статья в журнале...

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность.

Проблема формирования профессиональной мотивации...

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

К проблеме формирования учебной мотивации студентов

учебная деятельность, студент, учебная мотивация, успех, мотив, тип мотивации, учебный материал, учебное занятие. мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация, знание, процесс обучения, мотивация студентов, будущая профессия, учащийся.

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности...

 Ключевые слова:мотивация, мотивация к учебной деятельности, мотивы, внутренние мотивы, внешние мотивы, личностные психологические особенности, адаптация, самооценка студента, коммуникабельность, мотивация к достижению, мотивация избегания неудач.

К вопросу о формировании студента вуза как субъекта учебной...

Особенностью учебной мотивации студентов 1 курса является то, что мотив «получить диплом» не

Формирование студента как субъекта учебной деятельности – это процесс не

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: мотивация; студенты вузов; учебная деятельность; учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой...

Прохождение различных видов производственных практик в магистратуре, выполнение научных и учебных заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью, способствуют совершенствованию учебной мотивации у студентов бакалавриата и магистратуры.

Задать вопрос