Мастер-класс «Формирование финансовой грамотности старших дошкольников» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мастер-класс «Формирование финансовой грамотности старших дошкольников» / Н. А. Костякова, Ю. Е. Пустовалова, У. А. Гришакова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 317-318. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95751/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье авторы описывают использование в практической деятельности разнообразных форм работы по формированию финансовой грамотности старших дошкольников.

Ключевые слова: QR-код, прайс-чекер, бюджет, стоимость, пенсия, валюта, налог, кредит, бизнес, доходы, расходы, дешевле, дороже.

Цель: обмен опытом между педагогами в использовании разнообразных форм по формированию финансовой грамотности дошкольников.

Задачи:

– знакомить педагогов с опытом работы по применению эффективных форм работы с целью формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;

– развивать интерес к инновационным образовательным технологиям, инициативу, стремление использовать в практике данные технологии;

– создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования креативных возможностей педагогов.

Ход мастер-класса:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет задачу формирования целостной культуры личности ребёнка. Наряду с этим мы видим экономическую культуру в качестве одного из компонентов общей культуры.

Бережливость, дисциплинированность, рачительность и другие качества следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

В свою очередь, мы, как педагоги, считаем, что большую роль в экономическом воспитании играет обогащение разнообразных видов детской деятельности экономическим содержанием. Наполнение жизни детей — дошкольников простыми экономическими сведениями содействует развитию предпосылок к становлению подлинного экономического мышления, что превращает данный процесс в наиболее осмысленный.

Поэтому, чтобы добиться положительных результатов, мы используем разнообразные формы работы:

– Сюжетно-ролевые, деловые и ситуативные игры: «Рекламное агентство», «Сбербанк», «Турпоездка», «Супермаркет», «Мини-банк;

– Проблемные ситуации: «Как потратить деньги с пользой», «Заработанные деньги», «Маленькие покупки», «Подарки друзьям», «Кто купит больше», «Как поступить»;

– Оценка поступков героев произведений «Золотой ключик или приключения Буратино», «Муха — цокотуха», «Кот в сапогах».

– Беседы с детьми: «Как появились деньги», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что такое потребности», «Ох, уж этот бартер», «Ловушки — рекламы», «Деньги в разных странах», «Деньги счёт любят», «Как сформировать свой бюджет», «Дети и деньги», «Кредиты и займы».

– Создание книжек малышек.

– Экскурсии-знакомства: реальные (в сферы, находящиеся в шаговой доступности) и виртуальные (видео о профессиях родителей, книжки малышки «Трудовая слава нашей семьи»)

– Использование тетрадей для самостоятельной работы детей, настольно — печатных и дидактических игр.

– Квест-игры: «Путешествие в страну Экономической грамотности», «Знатоки в мире финансов».

Практическая часть

В нашей группе пользуются особой популярностью квест — игры, в процессе которых дети учатся планировать, думать, принимать решения, брать на себя ответственность, но и, безусловно, считать, сравнивать.

Вот поэтому мы предлагаем вам пройтинесколько этапов, которые мы использовали в квест игре «Путешествие в «ЭкономГрад».

И так, начнем с разминки. Для начала, давайте построим финансовую пирамиду. Каждый поочерёдно кладёт руку на мою ладонь и говорит слово на тему «Финансы и экономика».

( данное упражнение позволяет активизировать и пополнять словарь детей экономическими терминами)

В ходе квеста мы знакомили детей с современным аппаратом, который называется прайс-чекер. Дети узнали, что такое прайс-чекер, где его можно встретить, для чего нужен, как пользоваться, что с его помощью можно узнать.

Давайте представим, что ваши смартфоны — это прайс-чекеры. Для выполнения следующего задания, распределитесь на пары. Для каждой пары приготовлены изображения товаров с QR — кодом. Вам необходимо узнать стоимость товара, отсканировав свой код. А затем сопоставить себестоимость своего товара, со стоимостью товара своего товарища. И определить, у кого «дороже», а у кого «дешевле»

(педагоги сканируют коды, обсуждают, делают выводы).

— Молодцы! Вы показали себя грамотными покупателями, умеющими обращаться с деньгами!

В ходе выполнения следующего задания дети тренировались самостоятельно добывать информацию и делиться ею между подгруппами.

Я предлагаю поделиться на две подгруппы и отправиться в разные города, собрать о них информацию и поделиться ею друг с другом.

Одна подгруппа отправляется в БанкоБург, другая в БюджетЛэнд. У каждой подгруппы конверт с заданиями. В конверте лежат две иллюстрации и QR-коды. Подгруппам необходимо разгадать информацию, зашифрованную в кодах. Определить к какой из двух иллюстраций она подходит, и прикрепить QR-код к соответствующей иллюстрации. По окончанию работы, каждая подгруппа поделится с нами, о том, что узнали и почему выбрали именно эту иллюстрацию. Регламент выполнения задания пять минут. По истечению времени участники подгрупп презентуют результаты выполненной работы.

Первая подгруппа рассказывает о том, что в их конверте лежали изображения банка и магазина. В QR-коде зашифрованы сведения о бумажных и электронных деньгах, о валюте, банковских работниках, о банкомате, о банковских операциях, поэтому они наклеили QR-код на карточку, где изображён банк (рассказывают, опираясь на мнемотаблицу).

Вторая подгруппа рассказывает о том, что в их конверте лежали изображения сказочных персонажей и семьи. В QR-коде была зашифрована информация о семейном бюджете, зарплате, стипендии, пенсии, о покупках товаров первой необходимости игрушек, одежды, квитанциях ЖКХ, о путешествиях. Поэтому они наклеили QR — код на карточку с изображением семьи (свой рассказ дети составляют на основе дидактической игры «Доходы и расходы» выкладывая к карточке с буквой Д картинки, обозначающие доход, а к карточке с буквой Р — расход).

По традиции из путешествия, все привозят сувениры. И мы, возвращаясь из ЭкономГрада, последуем этому. Вот сувениры — монеты номиналом 1,2,3. Выберите каждый себе монетку и поделитесь своими впечатлениями о поездке в страну Финансовой грамотности.

Монета 1 означает — мне грустно, я не всё усвоил;

Монета 2 — мне всё равно;

Монета 3- мне понравилось, я доволен собой

(педагоги делятся своими впечатлениями)

Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошёл к завершению. Конечно, остались еще многие не рассмотренные вопросы, связанные с темой «Финансовая грамотность дошкольников», мы, несомненно, продолжим работу в данном направлении.

Свое выступление хотим закончить словами Бертольда Авербаха «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство».

Надеемся, что наша встреча была для вас интересной и полезной, а мы с удовольствием прислушаемся к вашим рекомендациям и пожеланиям.

Литература:

  1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 56 с.: ил.
  2. Интернет — ресурсы: https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-finansovoi-gramotnosti-doshkolnikov.html; https://www.maam.ru/detskijsad/formy-i-metody-yekonomicheskogo-vospitanija-doshkolnikov.html; https://finkurier.ru/denezhnoe-obrashhenie/nazhit-mnogo-deneg-hrabrost.html.
  3. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
  4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
  5. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. — М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): деньга, подгруппа, код, педагог, разнообразная форма работы, ребенок, стоимость товара, Финансовая грамотность.


Ключевые слова

доходы, расходы, бизнес, бюджет, налог, стоимость, кредит, валюта, QR-код, пенсия, прайс-чекер, дешевле, дороже

Похожие статьи

Система работы по формированию экономических знаний...

Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар

2. Способствовать пониманию взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в

Разработан перспективный план работы с детьми и родителями.

дошкольников – это игра, работа по финансовой грамотности в ДОУ проводилась в игровой форме.

Формирование финансовой грамотности у старших...

Синицына, В. Н. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через

обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги.

Программа Шатовой А. Д., которую я использую в своей работе, рассчитана на работу

Дети дошкольного возраста, производя разные действия, учатся использовать их в...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего...

Начав работу с детьми по формированию основ финансовой грамотности, мы прежде обогатили

Для успешного решения данных задач, мы использовали разные формы работы с детьми: занятия

Дидактическая игры: «Товары и услуги» (по сказкам), «Что можно купить за деньги

Очень понравилась детям игра: «Деньги разные бывают», где детям предлагалось...

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

Все это формирует у ребенка первые представления о финансовой грамотности.

Каждый дошкольник должен понимать, что деньги — это итог трудовой деятельности.

Многие дети любят играть в магазин, где учатся покупать товары, считать деньги.

разработок / Сост. педагоги, участникам СМВ «Финансовая грамотность» — Нефтеюганского района, 2019 г.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников...

...«труд — продуктденьги», а также «стоимость продукта, которая зависит от качества»

Сборник методических разработок / Сост. педагоги, участникам СМВ «Финансовая

Финансовая грамотность для детского сада — это первая финансовая грамотность для детей.

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей...

...операций, трудолюбия, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги и др.

Мы, педагоги, разработали систему работы с детьми по формированию предпосылок

Папки : «История бумажных денег России», «Деньги разных стран»

Виртуальные экскурсии позволяют знакомить детей в игровой форме с работой аукционов...

Формирование основ финансовой грамотности старших...

Деньги являются средством обмена большинства товаров и услуг. Разные монеты и бумажные деньги имеют разную ценность.

Не обязательно указывать реальную цену товара. Если ребенок умеет считать только до 10, ценники не должны превышать это число.

У школьника уже есть свои карманные деньги. Работа с детьми дает возможность вмешаться...

Авторские игровые пособия, способствующие формированию...

Цель: Ознакомление детей с новыми экономическими понятиями в игровой форме.

Возраст: Игра рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет).

— учить детей соотносить товар и его стоимость, различать номинал денег, понимать различие в цене товара в

— формирование представления об истории появления денег, какие бывают деньги.

Формирование финансовой грамотности учащихся начальной...

В наше время финансовая грамотность приобретает все большее значение в жизни людей. Многие дети, находящиеся на начальном уровне образования (1–4 класс), уже имеют

Российской академии образования [1] структура работы для начальной школы делится на несколько этапов

Финансовая грамотность на каждый день; Деньги и семейный бюджет

Похожие статьи

Система работы по формированию экономических знаний...

Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар

2. Способствовать пониманию взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в

Разработан перспективный план работы с детьми и родителями.

дошкольников – это игра, работа по финансовой грамотности в ДОУ проводилась в игровой форме.

Формирование финансовой грамотности у старших...

Синицына, В. Н. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через

обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги.

Программа Шатовой А. Д., которую я использую в своей работе, рассчитана на работу

Дети дошкольного возраста, производя разные действия, учатся использовать их в...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего...

Начав работу с детьми по формированию основ финансовой грамотности, мы прежде обогатили

Для успешного решения данных задач, мы использовали разные формы работы с детьми: занятия

Дидактическая игры: «Товары и услуги» (по сказкам), «Что можно купить за деньги

Очень понравилась детям игра: «Деньги разные бывают», где детям предлагалось...

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

Все это формирует у ребенка первые представления о финансовой грамотности.

Каждый дошкольник должен понимать, что деньги — это итог трудовой деятельности.

Многие дети любят играть в магазин, где учатся покупать товары, считать деньги.

разработок / Сост. педагоги, участникам СМВ «Финансовая грамотность» — Нефтеюганского района, 2019 г.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников...

...«труд — продуктденьги», а также «стоимость продукта, которая зависит от качества»

Сборник методических разработок / Сост. педагоги, участникам СМВ «Финансовая

Финансовая грамотность для детского сада — это первая финансовая грамотность для детей.

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей...

...операций, трудолюбия, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги и др.

Мы, педагоги, разработали систему работы с детьми по формированию предпосылок

Папки : «История бумажных денег России», «Деньги разных стран»

Виртуальные экскурсии позволяют знакомить детей в игровой форме с работой аукционов...

Формирование основ финансовой грамотности старших...

Деньги являются средством обмена большинства товаров и услуг. Разные монеты и бумажные деньги имеют разную ценность.

Не обязательно указывать реальную цену товара. Если ребенок умеет считать только до 10, ценники не должны превышать это число.

У школьника уже есть свои карманные деньги. Работа с детьми дает возможность вмешаться...

Авторские игровые пособия, способствующие формированию...

Цель: Ознакомление детей с новыми экономическими понятиями в игровой форме.

Возраст: Игра рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет).

— учить детей соотносить товар и его стоимость, различать номинал денег, понимать различие в цене товара в

— формирование представления об истории появления денег, какие бывают деньги.

Формирование финансовой грамотности учащихся начальной...

В наше время финансовая грамотность приобретает все большее значение в жизни людей. Многие дети, находящиеся на начальном уровне образования (1–4 класс), уже имеют

Российской академии образования [1] структура работы для начальной школы делится на несколько этапов

Финансовая грамотность на каждый день; Деньги и семейный бюджет

Задать вопрос