О совершенствовании правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортных происшествий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.10.2022

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Ястребова, Т. И. О совершенствовании правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортных происшествий / Т. И. Ястребова, Е. А. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95737/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье анализируются положения Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»: дается оценка положений об обязанностях водителей и пешеходов, связанных с созданием безопасности дорожного движения. Предлагаются пути усовершенствования основных положений.

Ключевые слова: дорожное движение, транспортное средство, пешеход, водитель, проезжая часть.

На сегодняшний день тема безопасности дорожного движения является актуальной по всему миру. Преступные деяния, связанные с нарушением правил безопасности дорожного движения, являются весьма распространенными. Из-за быстрого развития в научной и технической сферах, которые сопровождаются разработкой новых скоростных видов транспортных средств, с каждым годом появляются новые способы совершения дорожно-транспортных происшествий, а также виды и способы их сокрытия.

Последствия и материальный ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, подталкивают к определению новых путей совершенствования методики расследования преступлений данного вида, а также розыска транспортных средств и водителей, которые скрылись с места происшествия, в том числе с использованием новых технологий.

Стоит отметить, что транспортное средство является средством повышенной опасности. В ходе управления средством повышенной общественной опасности водитель берет на себя ответственность за жизнь и здоровье как свое, так и других участников дорожного движения. Статистика свидетельствует, что основными причинами совершения происшествий с участием автомобилей происходит при превышении скорости движения транспортного средства, управления им в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также из-за нарушения правил при совершении маневров. У пешеходов основным и наиболее частым нарушением является переход проезжей части в неположенном месте [2].

Дорожное движение представляет собой огромную систему, состоящую из элементов: водитель, транспортное средство, пешеходы и окружающая обстановка. Безопасность движения зависит от правильного разрешения ситуаций участниками движения.

В условиях современной жизни сильно возрос спрос на транспортные средства, что обусловливает рост количества дорожно-транспортных происшествий [3]. В связи с этим серьезной проблемой стало обеспечение безопасности дорожного движения.

Тенденции развития негативного явления происходящего в ходе совершения дорожно-транспортных происшествий недостаточно сочетаются с мерами уголовно-правового характера, в сфере противодействия нарушениям правил дорожного движения и транспортных средств. На практике, реагирование правоохранительными органами на негативные проявления неправомерного поведения водителей происходит только после совершения конкретного преступления и наступления общественно опасных последствий.

Ежегодно в ДТП погибают порядка 1.3 миллионов человек, около 50 миллионов человек получают травмы или становятся инвалидами. Основная часть — это люди в возрасте от 14 до 40 лет, то есть гибнет и теряет здоровье наиболее трудоспособная часть населения [4].

Происшествия с участием пешеходов могут происходить как по вине водителя, так и по вине самих пешеходов. Правила дорожного движения в Российской федерации, закрепленные в Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения» закрепляют обязанности водителей и пешеходов. Но для создания наиболее безопасной ситуации на дороге, представляется необходимым внести отдельные изменения в некоторые положения Правил и в связи с этим следить за их соблюдением пешеходами и водителями. Учитывая русский менталитет, нужно прибегать к мерам ответственности за несоблюдение этих правил.

Достаточно большое количество происшествий с наездами на пешеходов происходят в темное время суток. Так, в п.4.1 Правил есть закрепление того, что при переходе дороги и движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь светоотражающие элементы, и только вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со светоотражающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. Представляется, этот пункт нужно отредактировать, закрепив в нем обязанность для пешеходов в любом месте, в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, вне зависимости от территориального нахождения иметь при себе и обеспечивать видимость этих предметов водителям [5].

Пункт 4.4. Правил закрепляет положение о том, что «В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора». Полагаем, этот пункт необходимо дополнить следующим; «убедившись, что транспортные средства остановились и не создают угрозу жизни для пешехода». Если пешеход будет помнить о том, что дорога — это не то место, где можно конкурировать за свои права и действовать бездумно, то количество ДТП сократится.

Что касается обязанностей водителей, в Правилах существует раздел, который называется «Общие обязанности водителей», мы полагаем целесообразно внести такую обязанность водителя, как «проявлять предельную бдительность по отношению к пешеходам, предугадывать возможное неразумное и неадекватное поведение пешеходов».

На наш взгляд, необходимо изменить редакцию п.14.1, указав: «водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода, при этом необходимо снизить скорость или остановиться»

Также, по нашему мнению, следует отредактировать положение пункта 14.7. Правил о том, что «Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель обязан снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей, убедившись в отсутствии детей продолжить движение с безопасной скоростью».

Кроме того, мы полагаем необходимым уделить внимание обучению и пропаганде соблюдения правил дорожного движения населения в широком его понимании, увеличению времени обучения соблюдению правил движения в детских садах и школах, а также ввести постоянную рубрику в программах радио и телевидения.

Таким образом, для сокращения числа погибших и пострадавших пешеходов необходимо проводить работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, редактировать действующее законодательство, совершенствуя и уточняя формулировки, а также необходимо проводить работу по отслеживанию соблюдений этих правил.

Литература:

  1. Белоус В. Г. Особенности механизма и расследования дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездом транспортного средства на пешехода. — Актуальные вопросы образования и науки. — 2015. — № 1. — С. 51–55.
  2. Владимиров С. В. Расследование наезда транспортного средства на пешехода. — Владимир, 2011.
  3. Официальный сайт ГИБДД РФ.: URL: https://www.gibdd.ru/news/39/2615864 (дата обращения: 22.10.2022 г.)
  4. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения»
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, пешеход, транспортное средство, водитель, обязанность водителей, правило, проезжая часть, средство, темное время суток, недостаточная видимость.


Похожие статьи

Обеспечение безопасности пешехода в условиях недостаточной...

В темное время суток фиксируется много дорожно-транспортных происшествий, среди

Своевременное обнаружение водителем пешехода на проезжей части в темное время

В соответствии с пунктом 4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации — при

Исследование проводились в темное время суток на дорогах с искусственным освещением и...

Психологические особенности водителя, как фактор безопасности...

В зависимости от этого и определяется эмоциональная напряженность водителя.

Время реакции водителя при управлении автомобилем непостоянно.

При увеличении времени реакции водителя скорость движения автомобиля должна быть снижена.

водитель, дорожное движение, транспортное средство, автомобиль, улично-дорожная сеть...

Формирование у дошкольников основ безопасности в тёмное...

Быть максимально внимательными у проезжей части дороги всегда, особенно в тёмное время суток!

Чтобы не попасть в беду, необходимо знать правила дорожного движения.

Мы ходим по улицам не только в светлое время суток, но и в темное, вечером.

— А вы знаете, что помогает быть пешеходам заметнее на дороге в тёмное время суток? (ответы детей).

Повышение безопасности передвижения детей по проезжей части...

При переходе улицы, проезжей части дети чаще всего становятся участниками ДТП в летний и

Вопрос участия детей в дорожно-транспортных происшествиях является достаточно.

Выявлено, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток...

Правила дорожного движения можно изучать как с точки зрения пешехода, так и с точки...

Подготовленность и надёжность водителя – составляющие...

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на

1)нарушение Правил дорожного движения (ПДД), в том числе: − алкогольное опьянение

В России в настоящее время профессиональная подготовка водителей транспортных средств...

Повышение информативности уличной дорожной сети в темное...

...происходит в темное время суток из-за недостаточной информативности уличной дорожной сети.

Выявлено, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, пешеходы, темное время суток. Во многих регионах России остро стоит проблема безопасности дорожного движения.

Приборы психофизиологического обследования водителей

Работоспособность водителя не стабильна, она повышается в дневное время, особенно в

Несоблюдения правил дорожного движения водителями и пешеходами.

состояние опьянения, дорожное движение, транспортное средство, водитель, проверка, сотрудник ГИБДД, нетрезвый водитель, Белгородская область, проезжая часть, визуальное наблюдение.

Специфика расследования преступлений, предусмотренных ст....

Правил дорожного движения, устанавливающий, что «Водитель должен вести транспортное средство со

– определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС

– определение части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим

Говоря о ДТП, нельзя не затронуть вопрос применения п. 10.1 Правил дорожного движения.

Ответственность водителя за дорожно-транспортные...

Ганюшкина, С. Д. Ответственность водителя за дорожно-транспортные нарушения: всегда ли виноват водитель? /

Однако на проезжую часть выбежал пешеход, который нарушил правила дорожного

В результате водитель автомобиля совершил наезд на пешехода.

дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, РФ, место происшествия...

Похожие статьи

Обеспечение безопасности пешехода в условиях недостаточной...

В темное время суток фиксируется много дорожно-транспортных происшествий, среди

Своевременное обнаружение водителем пешехода на проезжей части в темное время

В соответствии с пунктом 4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации — при

Исследование проводились в темное время суток на дорогах с искусственным освещением и...

Психологические особенности водителя, как фактор безопасности...

В зависимости от этого и определяется эмоциональная напряженность водителя.

Время реакции водителя при управлении автомобилем непостоянно.

При увеличении времени реакции водителя скорость движения автомобиля должна быть снижена.

водитель, дорожное движение, транспортное средство, автомобиль, улично-дорожная сеть...

Формирование у дошкольников основ безопасности в тёмное...

Быть максимально внимательными у проезжей части дороги всегда, особенно в тёмное время суток!

Чтобы не попасть в беду, необходимо знать правила дорожного движения.

Мы ходим по улицам не только в светлое время суток, но и в темное, вечером.

— А вы знаете, что помогает быть пешеходам заметнее на дороге в тёмное время суток? (ответы детей).

Повышение безопасности передвижения детей по проезжей части...

При переходе улицы, проезжей части дети чаще всего становятся участниками ДТП в летний и

Вопрос участия детей в дорожно-транспортных происшествиях является достаточно.

Выявлено, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток...

Правила дорожного движения можно изучать как с точки зрения пешехода, так и с точки...

Подготовленность и надёжность водителя – составляющие...

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на

1)нарушение Правил дорожного движения (ПДД), в том числе: − алкогольное опьянение

В России в настоящее время профессиональная подготовка водителей транспортных средств...

Повышение информативности уличной дорожной сети в темное...

...происходит в темное время суток из-за недостаточной информативности уличной дорожной сети.

Выявлено, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, пешеходы, темное время суток. Во многих регионах России остро стоит проблема безопасности дорожного движения.

Приборы психофизиологического обследования водителей

Работоспособность водителя не стабильна, она повышается в дневное время, особенно в

Несоблюдения правил дорожного движения водителями и пешеходами.

состояние опьянения, дорожное движение, транспортное средство, водитель, проверка, сотрудник ГИБДД, нетрезвый водитель, Белгородская область, проезжая часть, визуальное наблюдение.

Специфика расследования преступлений, предусмотренных ст....

Правил дорожного движения, устанавливающий, что «Водитель должен вести транспортное средство со

– определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС

– определение части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим

Говоря о ДТП, нельзя не затронуть вопрос применения п. 10.1 Правил дорожного движения.

Ответственность водителя за дорожно-транспортные...

Ганюшкина, С. Д. Ответственность водителя за дорожно-транспортные нарушения: всегда ли виноват водитель? /

Однако на проезжую часть выбежал пешеход, который нарушил правила дорожного

В результате водитель автомобиля совершил наезд на пешехода.

дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, РФ, место происшествия...

Задать вопрос