Основные тенденции формирования градостроительства в России в 1800–1830-х годах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 21.10.2022

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Кайгородова, П. П. Основные тенденции формирования градостроительства в России в 1800–1830-х годах / П. П. Кайгородова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 201-202. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95626/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье автор рассматривает процесс начала формирования градостроительства Российской империи на рубеже XIX века.

Ключевые слова: градостроительство, города, Россия, планировка, архитектура.

На период XVIII — начало XIX века на территории Российской империи наблюдается общая тенденция: темпы строительства городов значительно увеличиваются. Увеличение происходит не только в количественном плане численности городов, но и в проживающем населении в этих городах. Выделяется несколько связанных причин: первая — города становятся центрами промышленности и торговли, вследствие чего сельские жители стремились перебраться в город; вторая — некоторые поселения, где преобладали кустарные промыслы и была достаточно развита промышленность, становились на один уровень с городами. Данные причины вызвали рост интереса к освоению новых территорий, усиление контроля за планировкой и строительством городской среды.

Планировкой большинства городов занималась Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Эта Комиссия просуществовала с 1726 по 1796 гг. За все время своей работы Комиссией было составлено около 300 планов городов различной величины. Генеральные планы, которые были утверждены, закреплялись на законодательном уровне [1, с. 134].

Вопросы градостроительной политики на территории Российской империи с 1810 года переходят руки Исполнительного департамента Министерства полиции, строительство казенных и церковных сооружений контролировал Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел.

На начало XIX века приходится возникновение разрушительных пожаров, которые охватили многие российские города. Реконструкция этих городов должна была идти по утвержденным планам. В связи с этим в 1810 году принимается указ «О непроизведении нигде строений без планов». Данный указ передал полномочия по рассмотрению и переработке городских планов на архитектора В. И. Гесте (1763–1832 гг.).

Основным принципом в планировке и застройке городов оставался принцип регулярности. По нему, сетка улиц должна была иметь геометрически простую форму, образовывая в основном прямоугольные кварталы с площадями правильной прямоугольной, круглой или полукруглой формы. Застройка кварталов осуществлялась по периметру; внутри кварталов выделялось пространство под сады и огороды. Жесткая регламентация строительства приводила к некоторой однотипности городов. Так, русский писатель и этнограф П. И. Якушкин в Путевых письмах, находясь в Старой Русе отметил следующее: «Потом ходили мы по городу: город как город, все наши города на славный Питер город сбиваются: улицы прямые, широкие, и хорошо выстроенные…» [2, с. 79].

В 1811 году В. И. Гесте были разработаны образцовые чертежи планировки кварталов. В первой четверти XIX в. также были разработаны образцовые проекты казенных зданий (губернаторские дома, присутственные места, магазины, тюрьмы), церквей, военных сооружений. Государственная регламентация распространялась и на частное строительство. Это выражалось в создании образцовых фасадов частных строений. Коллектив архитекторов в лице В. И. Гесте, Л. И. Руска, В. П. Стасов в общей сложности разработали более 250 фасадов для жилых домов, торговых рядов, фабрик и заводов, хозяйственных строений, ворот и оград. Стоит отметить, что проекты образцовых фасадов решены в стиле классицизма.

На рубеже 30-х годов в строительстве происходит следующая тенденция: образцовые проекты со временем потеряли свою актуальность. Это послужило причиной для разработки новых фасадов и увеличению их численности. Тем самым произошел спад регламентации строительства, а личностные интересы стали приобретать ведущую роль.

Изучая градостроительство этого периода, отмечается, что история восстановления Москвы после пожара 1812 года, дает наибольшую картину необходимых мер в области строительства. В связи с этим в 1813 году создается Комиссия для строения Москвы. В восстановлении города главные роли были отведены архитекторам Ф. К. Соколову (1783–1824 гг.) и О. И. Бове (1784–1834 гг.).

В обновленном генеральном плане Москвы воссоздавался принцип формирования взаимосвязанных площадей, полукольцом охватывающих Красную площадь и Кремль. При восстановлении Москвы была реализована главная тенденция развития русской архитектуры, основанная на новых градостроительных принципах, которые предусматривали, что ансамбли формируют структурную ткань города, а город в целом должен представлять собой систему ансамблей [3, с. 411]. Архитекторы Д. И. Жилярди (1788–1845 гг.) и А. Г. Григорьев (1782–1868 гг.), занимавшиеся проектированием частных домов, тщательно следили за соблюдением стилистического единства архитектуры. Наиболее типичным видом здания для строящейся Москвы становится особняк [4, с. 12].

Москва не была столь сильно подвержена влиянию официальной идеологии и моде, в отличии от Санкт-Петербурга. Московский классицизм являлся более динамичным, учитывал культуру разных слоев населения, включая купечество и в целом предпочтения народа.

В полной мере успешный и выдающийся облик архитектурных ансамблей был реализован в Санкт-Петербурге под руководством Комитета для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ, сформированного в 1816 году. Сам центр Санкт-Петербурга стал оформляться в первой десятилетии XIX века. Позже были созданы ансамбли Марсового поля, Дворцовой и Сенатской площадей. Созданные ансамбли составили архитектурное «ожерелье» Невы [3, с. 421]. Иная группа петербургских ансамблей была расположена вдоль Невского проспекта, который был по совместительству главной магистралью города.

Рассматривая архитектурную основу первой трети XIX в., стоит отметить, что достаточное воздействие на нее оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Архитектура стремилась выразить чувства национальной гордости, показать историческую роль русского народа. Период 1800–1840 гг. ассоциируется с ведущей ролью высокого классицизма. Его главной отличительной чертой от классицизма XVIII в. является синтез монументальных искусств, создававших архитектурные образы наиболее значительных зданий.

Литература:

  1. Гаряев Р. М. Регулярные планы русских городов как памятники градостроительства XVIII в. // Архитектурное наследие и реставрация. Реставрация памятников истории и культуры России. М., 1988. Вып. 3. С. 131–144.
  2. Якушкин, П. И. Путевые письма из Новогородской и Псковской губерний / П. И. Якушкин. — СПб.: Типография торгового дома С. Струговщикова, Г. Похитонова, Н. Водова и Ко., 1860. — 204 с.
  3. Пилявский, В. И. История русской архитектуры: Учебник для вузов / В. И. Пилявский, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1984. — 512 с.
  4. Журавлев, А. М. Архитектура Советской России / А. М. Журавлев, А. В. Иконников, А. Г. Рочегов. — М.: Стройиздат, 1987. — 447 с.
Основные термины (генерируются автоматически): город, москва, Российская империя, XIX века, ансамбль, ведущая роль, Санкт-Петербург.


Ключевые слова

Россия, архитектура, градостроительство, города, планировка

Похожие статьи

Деятельность Русского музыкального общества и столичных...

Музыкальная жизнь Санкт-Петербурга и Москвы второй половины XIX века была сосредоточена не только в театрах, но и в других учреждениях — Русском музыкальном обществе и консерваториях. Особый интерес представляет собой первое двадцатилетие их деятельности — период становления данных учреждений.

Публика императорских оперных театров Российской империи...

При анализе рассматриваемой проблемы следует исследовать прежде всего реакцию публики на спектакли и то новое, что она привносила в театральную жизнь. Мы рассмотрим изучаемую проблематику на примере публики Большого и Мариинского театров — императорских оперных театров России — от последней трети XIX века до 1917 года.

К вопросу об истории русского оперного театра конца XIX...

Период конца XIX — начала XX вв. породил и новые духовные запросы. Профессор ГИТИСа, д-р искусствоведения В. Н. Дмитриевский представляет духовные потребности человека рубежного времени следующим образом: «В обществе рубежа XIX–XX веков рождался новый тип российского человека. Он ценит свободу, независимость, суверенитет личности.

Архитектурные ансамбли как отражение величия и могущества...

На территории России большое разнообразие архитектурных построек, в частности архитектурных ансамблей. Ансамбль- комплекс зданий и сооружений, связанный единым художественным решением [5]. Мы провели мини-исследование по наличию архитектурных ансамблей на территории России и сделали соответствующие выводы.

Рыбинск-городок — Петербурга уголок | Статья в журнале...

Интереснейшей частью рыбинской архитектуры является жилая застройка конца XVIII — XIX веков, такая типичная для провинциальных городов и такая характерная именно для Рыбинка. Планировка города — четкая, логичная, органично вписанная в волжский ландшафт, напоминающая планировочную систему Петербурга.

К вопросу об актерском составе оперных театров Российской...

Библиографическое описание: Бабенко, О. В. К вопросу об актерском составе оперных театров Российской империи конца XIX — начала XX вв. /

В Петербурге, как столице Российской империи, где находился двор, было немало художественных проблем.

Таким образом, артисты-солисты играли ведущую роль в оперных театрах России конца XIX — начала XX вв.

Черты готики в русской архитектуре XVIII–XIX вв. | Юный ученый

В России «готический стиль» не занимал доминирующего положения в архитектуре и получил свое развитие примерно с середины XVIII века. «Готический стиль» в архитектуре России XVIII-XIX вв. играл существенную роль, формируя пространство как крупных городов, так и их пригородов, как дворянских усадеб, так и небольших деревень.

Первые велотреки времен Российской империи на территории...

В 1912 году в Константиновке (Донецкая обл.) был сооружен довольно внушительный по тем временам стадион с трибуной для зрителей и обязательным велотреком [3]. Первые велотреки на территории современной России, Латвии и Грузии. Первые соревнования в Российской империи были проведены в 1883 году в городе Москва.

Вклад преподавателей и выпускников Строительного училища...

Вплоть до 60х годов XIX в. ни по числу, ни по качеству подготовки инженеров Российская Империя не уступала ни одной стране мира, кроме лишь Франции. Так последовательно кристаллизовалась в России потребность в особых типах специалистов, которых с 1830-х гг. начинали готовить в Санкт-Петербурге.

Похожие статьи

Деятельность Русского музыкального общества и столичных...

Музыкальная жизнь Санкт-Петербурга и Москвы второй половины XIX века была сосредоточена не только в театрах, но и в других учреждениях — Русском музыкальном обществе и консерваториях. Особый интерес представляет собой первое двадцатилетие их деятельности — период становления данных учреждений.

Публика императорских оперных театров Российской империи...

При анализе рассматриваемой проблемы следует исследовать прежде всего реакцию публики на спектакли и то новое, что она привносила в театральную жизнь. Мы рассмотрим изучаемую проблематику на примере публики Большого и Мариинского театров — императорских оперных театров России — от последней трети XIX века до 1917 года.

К вопросу об истории русского оперного театра конца XIX...

Период конца XIX — начала XX вв. породил и новые духовные запросы. Профессор ГИТИСа, д-р искусствоведения В. Н. Дмитриевский представляет духовные потребности человека рубежного времени следующим образом: «В обществе рубежа XIX–XX веков рождался новый тип российского человека. Он ценит свободу, независимость, суверенитет личности.

Архитектурные ансамбли как отражение величия и могущества...

На территории России большое разнообразие архитектурных построек, в частности архитектурных ансамблей. Ансамбль- комплекс зданий и сооружений, связанный единым художественным решением [5]. Мы провели мини-исследование по наличию архитектурных ансамблей на территории России и сделали соответствующие выводы.

Рыбинск-городок — Петербурга уголок | Статья в журнале...

Интереснейшей частью рыбинской архитектуры является жилая застройка конца XVIII — XIX веков, такая типичная для провинциальных городов и такая характерная именно для Рыбинка. Планировка города — четкая, логичная, органично вписанная в волжский ландшафт, напоминающая планировочную систему Петербурга.

К вопросу об актерском составе оперных театров Российской...

Библиографическое описание: Бабенко, О. В. К вопросу об актерском составе оперных театров Российской империи конца XIX — начала XX вв. /

В Петербурге, как столице Российской империи, где находился двор, было немало художественных проблем.

Таким образом, артисты-солисты играли ведущую роль в оперных театрах России конца XIX — начала XX вв.

Черты готики в русской архитектуре XVIII–XIX вв. | Юный ученый

В России «готический стиль» не занимал доминирующего положения в архитектуре и получил свое развитие примерно с середины XVIII века. «Готический стиль» в архитектуре России XVIII-XIX вв. играл существенную роль, формируя пространство как крупных городов, так и их пригородов, как дворянских усадеб, так и небольших деревень.

Первые велотреки времен Российской империи на территории...

В 1912 году в Константиновке (Донецкая обл.) был сооружен довольно внушительный по тем временам стадион с трибуной для зрителей и обязательным велотреком [3]. Первые велотреки на территории современной России, Латвии и Грузии. Первые соревнования в Российской империи были проведены в 1883 году в городе Москва.

Вклад преподавателей и выпускников Строительного училища...

Вплоть до 60х годов XIX в. ни по числу, ни по качеству подготовки инженеров Российская Империя не уступала ни одной стране мира, кроме лишь Франции. Так последовательно кристаллизовалась в России потребность в особых типах специалистов, которых с 1830-х гг. начинали готовить в Санкт-Петербурге.

Задать вопрос