Актуальные проблемы оптимизации трёхуровневой системы федеральных органов исполнительной власти в соответствии с реализуемыми ими функциями в свете конституционной реформы 2020 года | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 14.10.2022

Статья просмотрена: 222 раза

Библиографическое описание:

Олейник, С. С. Актуальные проблемы оптимизации трёхуровневой системы федеральных органов исполнительной власти в соответствии с реализуемыми ими функциями в свете конституционной реформы 2020 года / С. С. Олейник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95456/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с деятельностью федеральных органов исполнительной власти в свете конституционной реформы 2020 года.

Ключевые слова: исполнительная власть, государственная услуга, контрольно-надзорная функция.

Трехуровневая система федеральных органов исполнительной власти была создана еще в 2004 году. Президентом был принят Указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [2]. Согласно данному указу в государстве в качестве исполнительных органов власти должны осуществлять деятельность три вида органов: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Каждый из вышеперечисленных органов должен выполнять особые — возложенные исключительно на них и не дублирующие друг друга функции, а именно: правоустанавливающие, правоприменительные (контрольно-надзорные), функции по оказанию государственных услуг и управления государственным имуществом [3, с. 48].

Оптимизация деятельности данных органов проводится практически ежегодно, принимаются соответствующие нормативные акты, которые направлены на совершенствование их деятельности, устранения пробелов при реализации соответствующих функций. Проводится корректировка в полномочиях, функциях, кадровом составе. Но все же до сих пор остается ряд проблем, требующих соответствующего законодательного урегулирования и это связано, в первую очередь, с тем, что государственная политика в рассматриваемой сфере не имеет системного и последовательного характера.

И несмотря на то, что в 2020 году была проведена конституционная реформа, можно выделить определенные проблемы, существующие на сегодняшний день.

Так, первой и одной из самых основных проблем является смешение функций министерств, служб и агентств, которые по факту создавались для обеспечения различного спектра правовых вопросов. То есть возникла существенная сложность в практическом разграничении функций контроля (надзора), правотворчества, оказания государственных услуг и управления госимуществом между министерствами, службами и агентствами [4].

Данная проблема возникла из-за неоднозначности в понятийном аппарате и трактовке конкретных направлений деятельности, которые выполняют те или иные федеральные органы исполнительной власти. К примеру, к контрольно-надзорной функции относится выдача лицензий. Лицензионная деятельность осуществляется с целью контроля видов деятельности в опасных сферах — соблюдаются ли там установленные законодателем требования или нет. В случае если лицензия выдается как документ, то данный процесс рассматривается как государственная услуга. Тем самым, одно и то же явление можно рассматривать с точки зрения разного функционала органов исполнительной власти.

Также еще одну неоднозначность в практическом плане представляет деятельность в сфере принятия нормотворческих актов. Данная деятельность относится к функциям, выполняемым министерствами. Принятие нормотворческого акта многоступенчатый процесс и на определенном этапе, а именно на этапе обнародования документа, это фактически считается оказанием государственной услуги. Однако, обратившись к действующему законодательству о государственных услугах, можно сделать вывод, что чуть ли не каждый орган исполнительной власти должен оказывать государственные услуги [1].

В итоге законодатель вводит в заблуждение и не дает точно понять, где границы между государственной услугой и нормотворческой деятельностью или контрольно-надзорной.

На сегодняшний момент мы сталкиваемся с ситуацией, что в указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функционал разведен, но, открывая положения о любом конкретном органе исполнительной власти, наблюдаем в перечне и контрольно-надзорную деятельность, и управление имуществом, и принятие нормативно-правовых актов. Тем самым, получается, что основной критерий разделения по функционалу относительно устройства органов исполнительной власти, который сегодня легально выделен в указах Президента РФ, фактически нерабочий.

Ещё одной проблемой является то, что помимо федеральных органов исполнительной власти, которые законодатель закрепил как основные органы в сфере выполнения исполнительно-распорядительных полномочий также их функции частично выполняют иные юридические лица, за которыми закреплен властный функционал. Например, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования — это учреждения, по законодательству имеющие право принимать нормативно-правовые акты, обязательные для граждан, привлекать к ответственности, осуществлять контрольно-надзорную функцию.

То есть данные юридические лица можно спутать с федеральными органами исполнительной власти. Такая проблематика возникла из-за ряда причин:

Во-первых, наше государство достаточно молодое и еще не выработало до конца четкие правовые границы в рассматриваемой сфере, но стремится к этому.

Во-вторых, собственно по вине государства. Как один из способов сэкономить государственный бюджет. Так как в органе исполнительной власти государственные служащие получают надбавки и дополнительные социальные гарантии в отличие от работников, осуществляющих деятельность в юридическом лице по трудовому законодательству. Это конечно негативная тенденция и никак не показывает государство с лучшей стороны, так регулярно появляются новые юридические лица, госкомпании и госкорпорации, которым государство предоставляет очень большой объем активов, а проконтролировать их работу фактически невозможно. Руководство таких компаний назначается лично президентом страны, в чем находит проявление тенденция к авторитаризму.

В-третьих, такая проблема могла возникнуть из-за того, что в нашем государстве происходит постоянная смена государственных структур, меняются наименования, но не меняется их функциональное назначение, какие-то органы упраздняются, какие-то преобразуются, происходит дублирование органов. Из-за этого возникают противоречия в юридическом оформлении. В качестве примера можно привести наличие такого института, как трудовая инспекция, призванная контролировать соблюдение рабочего законодательства. Однако в структуре органов исполнительной власти такого органа нет и не было. С целью ликвидировать данное несоответствие было издано постановление правительства, в котором было прописано, что оказывается, трудовая инспекция — это территориальный орган федеральной службы по труду и занятости.

В-четвертых, это проблема подзаконного нормотворчества. По указу Президента РФ от 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» только министерства могут по принимать нормативно-правовые акты, а службы и агентства — только индивидуальные, в форме приказов. Однако вскоре были внесены изменения, и они были связаны с тем, что службы и агентства тоже могут осуществлять подзаконное регулирование. Это было сделано в связи с тем, что до 2004 г. было принято очень много федеральных законов, в которых содержались следующие фразы: «уполномоченный орган разработает или уполномоченный орган примет соответствующие нормативно-правовые акты». В ходе реформы оказалось, что компетентными органами зачастую явились как раз эти службы и агентства. То есть необходимо было либо изменять все законы, изданные до 2004 г. либо внести изменения в указ Президента РФ. Конечно было решено внести изменения в Указ.

В итоге можно сделать вывод, что существующая на сегодняшний день трёхуровневая система федеральных органов исполнительной власти нуждается в правовой регламентации. Проблемы, связанные с дублированием полномочий, смешением функций министерств, служб и агентств, выполнением возложенных на них полномочий иными юридическими лицами негативно влияет на всю систему органов исполнительной власти и приводит к значительным проблемам в практическом плане. В связи с чем оптимизация деятельности рассматриваемых органов достаточно важна в нынешних реалиях.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ [Электронный ресурс] / Опубликовано на официальном сайте Консультант Плюс — URL: http://www.consultant.ru
  2. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] / Опубликовано на официальном сайте Консультант Плюс — URL: http://www.consultant.ru
  3. Бабелюк Е. Г. 2007. Проблемы разграничения деятельности по оказанию государственных услуг и контрольно-надзорной деятельности государства. — Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сборник статей (под общ. ред. Е. В. Гриценко, Н. А. Шевелевой). М.: Волтерс Клувер. С. 47–54.
  4. Климашевская О. В. Проблемы действующей системы и структуры федеральных органов исполнительной власти // Власть. 2022. № 1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-deystvuyuschey-sistemy-i-struktury-federalnyh-organov-ispolnitelnoy-vlasti (дата обращения: 12.10.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, орган, государственная услуга, контрольно-надзорная функция, проблема, указ Президента РФ, конституционная реформа, практический план, трехуровневая система, трудовая инспекция.


Ключевые слова

государственная услуга, исполнительная власть, контрольно-надзорная функция

Похожие статьи

Контрольная функция государства и государственных органов...

Функция органа исполнительной власти — это элемент его управленческой деятельности

Смирнова А. А. О соотношении государственных услуг, функций и полномочий органов

информационная открытость, исполнительная власть, Российская Федерация, Россия...

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента...

Проблемы функций федеральных органов исполнительной...

В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство.

или иной структуры федеральных органов исполнительной власти. Неоднозначным для конституционно-правового статуса органов исполнительной власти

Дело в том, что термин «система федеральных органов исполнительной власти»...

Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную...

Занко Т. А., Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную

Из Конституции РФ следует, что исполнительную власть в Российской Федерации. Конституция также знает такое понятие как «система органов исполнительной власти»...

Российская Федерация , Конституция РФ , государственная власть, Президент РФ.

Оценки эффективности деятельности органов государственной...

...государственной власти в РФ: состояние, проблемы и пути решения / К. И. Апканиева.

Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов

Отметим, что согласно Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №

о качестве наиболее востребованных и значимых государственных услуг, а также...

Система государственных органов, выполняющих...

В рамках системы государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные

Нормы ст.365–369 ТК РФ закрепляют положения об органах специального надзора.

Однако следует отметить, что указанный в ст.365–369 ТК РФ перечень надзорных органов

М., 2010. С. 176. 3. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ...

Реформа контрольно-надзорной деятельности: первые итоги...

...взаимоотношений контрольно-надзорных органов с субъектами предпринимательства.

Во-первых, при обсуждении имеющихся проблем и путей их решения в данной области были

Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации.

О реформе — Регуляторная гильотина. Сайт реформы контрольно-надзорной деятельности.

Правовые, теоретические и практические основы...

В России государственный контроль появился так же в форме финансового контроля.

[4] Вопрос о создании эффективной системы государственного контроля в Российской Федерации

В пункте 2.3 Послания «Усиление контрольной функции государства» говорится, что

В Послании Президента 1999 года «Россия на рубеже веков (О положении в стране и...

Проблемные вопросы государственного контроля за...

Исходя из ст. 352 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), осуществление

в соответствии с поручением Президента РФ или правительства РФ кажется совсем маловероятным.

Фомченко С.Г. Исполнение предписаний государственных инспекций труда: проблемы и

государственный контроль, Российская Федерация, требование, контрольно-надзорная...

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

...Правительство Российской Федерации, единая система публичной власти, исполнительная власть.

В частности, в 2020 году принят новый Федеральный конституционный закон «О

В соответствии с частями 1 и 3 ст. 1 указанного ФКЗ, исполнительную власть

«Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации.

Похожие статьи

Контрольная функция государства и государственных органов...

Функция органа исполнительной власти — это элемент его управленческой деятельности

Смирнова А. А. О соотношении государственных услуг, функций и полномочий органов

информационная открытость, исполнительная власть, Российская Федерация, Россия...

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента...

Проблемы функций федеральных органов исполнительной...

В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство.

или иной структуры федеральных органов исполнительной власти. Неоднозначным для конституционно-правового статуса органов исполнительной власти

Дело в том, что термин «система федеральных органов исполнительной власти»...

Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную...

Занко Т. А., Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную

Из Конституции РФ следует, что исполнительную власть в Российской Федерации. Конституция также знает такое понятие как «система органов исполнительной власти»...

Российская Федерация , Конституция РФ , государственная власть, Президент РФ.

Оценки эффективности деятельности органов государственной...

...государственной власти в РФ: состояние, проблемы и пути решения / К. И. Апканиева.

Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов

Отметим, что согласно Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №

о качестве наиболее востребованных и значимых государственных услуг, а также...

Система государственных органов, выполняющих...

В рамках системы государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные

Нормы ст.365–369 ТК РФ закрепляют положения об органах специального надзора.

Однако следует отметить, что указанный в ст.365–369 ТК РФ перечень надзорных органов

М., 2010. С. 176. 3. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ...

Реформа контрольно-надзорной деятельности: первые итоги...

...взаимоотношений контрольно-надзорных органов с субъектами предпринимательства.

Во-первых, при обсуждении имеющихся проблем и путей их решения в данной области были

Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации.

О реформе — Регуляторная гильотина. Сайт реформы контрольно-надзорной деятельности.

Правовые, теоретические и практические основы...

В России государственный контроль появился так же в форме финансового контроля.

[4] Вопрос о создании эффективной системы государственного контроля в Российской Федерации

В пункте 2.3 Послания «Усиление контрольной функции государства» говорится, что

В Послании Президента 1999 года «Россия на рубеже веков (О положении в стране и...

Проблемные вопросы государственного контроля за...

Исходя из ст. 352 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), осуществление

в соответствии с поручением Президента РФ или правительства РФ кажется совсем маловероятным.

Фомченко С.Г. Исполнение предписаний государственных инспекций труда: проблемы и

государственный контроль, Российская Федерация, требование, контрольно-надзорная...

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

...Правительство Российской Федерации, единая система публичной власти, исполнительная власть.

В частности, в 2020 году принят новый Федеральный конституционный закон «О

В соответствии с частями 1 и 3 ст. 1 указанного ФКЗ, исполнительную власть

«Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации.

Задать вопрос