Средства физической культуры в регулировании работоспособности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 12.10.2022

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Солодилова, Е. С. Средства физической культуры в регулировании работоспособности / Е. С. Солодилова, М. Л. Ларкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 227-230. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95386/ (дата обращения: 29.04.2024).



Статья посвящена формированию психологических, умственных и эмоциональных качеств, средствами физической культуры и спорта. А также рассматривается общая польза физкультуры в жизнедеятельность человека.

Ключевые слова: работоспособность, воля, устойчивость, инициативность, стойкость, решительность.

The article is devoted to the formation of psychological, mental and emotional qualities by means of physical culture and sports. And the general benefits of physical education in human life are also considered.

Key words: efficiency, will, stability, initiative, fortitude, determination.

Работоспособность, физические упражнения.

Сейчас, во время развития науки и техники, через человека проходит огромное количество информации, будь то профессиональные знания, либо занятие хобби. Все это требует от современного человека хорошую физическую форму, дабы не испортить свое здоровье, а также устойчивую психику, хороший ум и умение контролировать эмоции.

Урок физической культуры у студентов проходит согласно учебным планам, которые учитывают специфику каждого учебного заведения. Для того, чтобы подготовить развивающие и оздоровительные занятия, нужно решить задачи [1,с.5]:

  1. Понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
  2. Знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;
  3. Понимать смысл здорового образа жизни, формировать мотивационные отношения.
  4. Формировать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  5. Обрести практические умения и навыки, которые смогут обеспечить укрепление и сохранение здоровья, а также развитие стремления и самоконтроля.
  6. Обеспечить физической и психологической подготовкой студента, чтобы он испытывал меньше стресса и был готов к будущей профессии.
  7. Приобретение и реализация спортивных навыков для достижения своих целей.

Работоспособность — сочетание возможностей человека, владеющего особыми знаниями, умениями, навыками, физическими, психологическими и физиологическими качествами, целеустремленностью, здравомыслием. Наиболее типичная работоспособность людей связана с профессиональной деятельностью, домашней работой, а также особенность использования физической культуры для улучшения работоспособности. Мы тратим пятьдесят и более процентов всей энергии на совершение действий мышцами, ведь движение мышц, создает большие импульсы, которые заряжают наш организм.

Но, после упражнений, при умственной деятельности, активная работа мозга продолжается. Нервная система полностью не восстановилась. Экспериментально доказано, что если человек после физической работы не получил достаточно отдыха, его напряжение мускулов увеличивается: переутомленный мозг тратит свои силы, для борьбы с переутомлением мускулатуры.

Для умственной деятельности важны как тренированный мозг, так и тренированное тело. Трудовые процессы планируются заранее, выполнение требует конкретных психофизиологических энергозатрат, соответствующего ума, для получения результата, имеющего значение.

Формирование психологических качеств, средствами физической культуры и спорта

При формировании и совершенствовании отдельных качеств применяются всевозможные педагогические приемы. Размер и сосредоточенность внимания формируются как опыт одновременного выполнения нескольких действий, близких по структуре и выполняемыми в быстром темпе. При этом, постепенно наращивают количество объектов и скорость между восприятием. Переключение внимания формируется несколькими способами: упражнениями на переключение внимания с объекта на объект с предварительным усвоением техники переключений и упражнениями с выделением более весомых объектов из второстепенных; тренировками на скорость переключения внимания с объекта на объект.

Концентрация внимания развивается упражнениями на установку внимания. Устойчивость внимания обеспечивается тренировками, например на выносливость глазодвигательного аппарата. Для качества внимания существуют гимнастические и строевые упражнения. Игры с мячом наиболее эффективно развивают. В таких играх требуется высокая концентрация и внимательность. В волейболе, в процессе игры нужно в одно время следить более чем за 10 объектами и элементами. Принимая мяч нужно определить расстояние до мяча и игроков, следить за своей командой и противниками, выбирать метод подачи и силу, с которой ударить мяч. Продолжительность игры, многообразие тактических ситуаций требуют концентрации и внимания. Вследствие этой игры развиваются нужные качества.

Упражнения для развития объема и распределения внимания: бег (обычный, челночный, с препятствиями), езда на велосипеде, прыжки, метание, гимнастика, жонглирование.

Существенный эффект оказывают [3, c.5]:

  1. Элементы обучения, ведь там формируются поэтапные умственные действия (подходят даже неизвестные трассы для бега).
  2. Задачи на тактику, на решение алгоритмов, командные игры, а также игры на раскрытие творческих способностей (бадминтон, баскетбол, теннис и т.д)
  3. Упражнения на развитие наблюдательности и других процессов, связанных с быстрым мышлением (например спортивное ориентирование).

Эмоциональная устойчивость.

Эмоциональная устойчивость обеспечивается путем:

1) приобретения опыта в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических процессов адаптации к стресс-факторам;

2) выработки навыков, постоянных полезных привычек, самоконтролем в напряженные моменты.

Для решения задач эффективно будет смоделировать стрессовые ситуации и пробовать справляться с ними. Так же нужно бороться с негативными проявлениями эмоций, для этого можно отвлекаться самовнушением, пробовать дыхательные упражнения, либо просто стараться не обращать внимание на плохое.

Упражнения, направленные на приобретение опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности.

Развитие воли

Физические упражнения, виды спорта, требующие преодоления трудностей помогают развить силу воли и систематизацию в выполнении задач.

Инициативность

Формирование этого волевого качества на занятиях физической культурой и спортом воплощается ключевым образом за счет развития навыка инициативного поведения. С этой целью эффективно справляются следующие приемы и средства:

  1. выполнение физических упражнений на занятиях одним из множества методик по собственной инициативе;
  2. проявление инициативы в проведении разминки с группой;
  3. добавление элемента соревнования с другими студентами за наилучшее решение двигательной задачи;
  4. выбор своими силами продуманного плана выступления на соревнованиях;
  5. спортивные игры, единоборства, эстафеты.

Смелость и решительность.

Развитие данных качеств в большей степени происходит благодаря упражнениям, которые содержат известный риск и требуют преодоления чувства страха и сомнений.

Упражнения на смелость и решительность:

  1. Бег в гору с преодолением препятствий.
  2. Прыжки в длину и соскоки с специальных снарядов.
  3. Ходьба и бег с закрытыми глазами.
  4. Прыжки через препятствия.
  5. Занятия на батуте.
  6. Преодоление специальных полос препятствий.
  7. Акробатические прыжки.
  8. Прыжки в воду.
  9. Тренировка падения на землю, пол.
  10. Быстрое нападение в играх.
  11. Спаринг с сильным противником.
  12. Скалолазание.

Стойкость

Более действующим средством формирования этого качества в процессе физического развития считаются:

Занятия, которые включают элементы решения значительных внешних и внутренних трудностей, выполняются в плохую погоду, в большом объеме, требуют значимого нервного напряжения. При развитии стойкости желательно использовать приемы, увеличивающие эффект применяемых средств: постепенное наращивание усилий, занятия в группе, соревновательный метод, добавление эмоционального фактора, применение различных техник.

Во время развития стойкости нужно тренировать не только волю, но и физически развиваться. В этом случае нужно строго соблюдать постепенное и адекватное наращивание нагрузок. Иначе может произойти истощение физиологической базы, что в конечном счете плохо отразится на воли.

Упражнения на стойкость [2, c.5]:

  1. Бег в плохую погоду, не на скорость, а на длительность.
  2. Кроссовый бег с одним темпом.
  3. Кроссовый бег с препятствиями (например по лесу).
  4. Соревнования в беге на длинную дистанцию.
  5. Плавание на большие расстояния.
  6. Преодоление полос препятствий.
  7. Борьба с более сильным противником.
  8. Длительные пешие и лыжные турпоходы.
  9. Лодочные походы.
  10. Задержка дыхания на время.

Из-за неподвижного образа жизни, малой физической активности, слабой мышечной структуре передаются импульсы низкой частоты, что ухудшает работу мозга и других внутренних органов. У людей, с таким образом жизни, меньше энергии, хуже здоровье, повышается вероятность желудочных заболеваний, остеохондроза, радикулита. Нарушается обмен веществ, увеличивается масса тела.

Загрязнение окружающей среды может повлиять на генетические изменения. Тренированный организм более устойчив к неблагоприятным условиям внешней среды. Утренняя гимнастика — наиболее распространенная форма физической активности. Атлетика помогает в формировании красивого, пропорционального тела. Ритмическая гимнастика улучшает утилизацию кислорода в тканях организма, повышает работоспособность, улучшает выносливость человека. Плавание улучшает работу внутренних органов, развивает сердечно-сосудистую систему, предотвращает застой венозной крови, обеспечивая ее возврат в сердце. Велосипед отлично справляется в борьбе с лишним весом. Спортивные игры развивают ловкость, вырабатывают двигательную активность.

И, наконец, для улучшения силовых показателей, красоты и увеличения мозговой активности отлично подойдет бег!

Физкультура замедляет процесс старения, улучшает иммунитет, сохраняет нормальную работоспособность.

Литература:

  1. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М., 2010.
  2. Васильева, О. С. Книга о новой физкультуре / О. С. Васильева, Л. Р. Правдина. — Ростов н/Д, 2010.
  3. Виленский, М. Я. Физическая культура работников умственного труда / М. Я. Виленский, В. И. Ильинич. — М., 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, упражнение, игра, кроссовый бег, плохая погода, профессиональная деятельность, сильный противник, умственная деятельность, эмоциональная напряженность, эмоциональная устойчивость.


Похожие статьи

Занятия спортом (физической культурой) как средство...

Стресс становится вредным, когда он слишком сильный или когда длится слишком долго.

Физические упражнения, плавание, бег — все это оказывает благоприятное влияние на

– повышают самооценку за счет физической тренировки и улучшения ощущения своего тела

Вознесенская Т. Г. Эмоциональный стресс и профилактика его последствий. М. 2007 г.

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность...

Физические нагрузки являются средством активного отдыха от умственного напряжения.

Ученые записки — СГУ, 2011,- 320 с. Виленский В. И. Физическая культура студента.

Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у. двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие...

Физические упражнения против стресса | Статья в журнале...

Под стрессом следует понимать состояние сильного эмоционального напряжения человека, возникающее в ответ на

Коротаева, М. Ю. Физическая культура против стресса / М. Ю. Коротаева.

Ключевые слова: стресс, спорт, тренировка, спортивная подготовка, устойчивость к стрессовым ситуациям.

Стресс в спортивной деятельности на примере художественной...

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Эмоциональное, нервно-психическое, напряжение влечет разнообразные изменения в

Такой вид движений для свойственен бегу, ходьбе, передвижению на коньках, лыжах.

Ученые записки — СГУ, 2011,- 320 с. 4. Виленский В. И. Физическая культура студента.

6. Полиевский С. А., Кабачков В. А., Профессиональная направленность физического...

Влияние физической активности на когнитивные функции мозга

При занятии физической активностью сильно выделяется BDNF.

с тренировками со сложной моторикой, например, теннис, или, к примеру, в начале делать какие-то кардио-упражнения, как бег, а после

Эффективная деятельность мозга нуждается в том, чтобы т к нему постоянно поступали импульсы от

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Разумная эмоционально-волевая стратегия достижений в спорте

Конечно, для высоких достижений в профессиональном спорте лучше ещё в детстве начать делать первые шаги.

Личные трудности являются косвенными, они связаны с преобладанием эмоциональной

Рис. 1. Схема трудностей в спортивной деятельности.

При сильном эмоциональном возбуждении у подростка проявляется несдержанность, резкость, грубость.

Физическая культура в профилактике умственного утомления...

...сна в борьбе нервно эмоциональным и психологическим утомлением является физическая культура.

Чаще всего это самостоятельные групповые (игры, походы) или индивидуальные (бег

8. Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / В...

Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной.

Формирование психологической устойчивости средствами...

...управлять своим эмоциональным состоянием, снимать излишнее мышечное напряжение

– ограничение или удлинение времени, отводимого на выполнение упражнения

– проведение занятий в любой обстановке: днём, ночью, зимой, летом, при любой погоде. Особенно большую роль в воспитании психологической устойчивости имеют физические упражнения...

Влияние спортивных игр на формирование личностных...

В статье рассматривается и обосновывается влияние занятий спортивными играми на

себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность

Поливаев, А. Г. Особенности формирования профессионально-педагогических умений

игровой вид спорта, особенность, вид спорта, игра, физическая культура, спортивный отбор...

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Для меня, человека ведущего активный образ жизни и увлечённого спортом, а также старшеклассника, готовящегося успешно сдать экзамены, тема «Влияние физических упражнений на умственную деятельность старшеклассников» представляет большой интерес.

Похожие статьи

Занятия спортом (физической культурой) как средство...

Стресс становится вредным, когда он слишком сильный или когда длится слишком долго.

Физические упражнения, плавание, бег — все это оказывает благоприятное влияние на

– повышают самооценку за счет физической тренировки и улучшения ощущения своего тела

Вознесенская Т. Г. Эмоциональный стресс и профилактика его последствий. М. 2007 г.

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность...

Физические нагрузки являются средством активного отдыха от умственного напряжения.

Ученые записки — СГУ, 2011,- 320 с. Виленский В. И. Физическая культура студента.

Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у. двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие...

Физические упражнения против стресса | Статья в журнале...

Под стрессом следует понимать состояние сильного эмоционального напряжения человека, возникающее в ответ на

Коротаева, М. Ю. Физическая культура против стресса / М. Ю. Коротаева.

Ключевые слова: стресс, спорт, тренировка, спортивная подготовка, устойчивость к стрессовым ситуациям.

Стресс в спортивной деятельности на примере художественной...

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Эмоциональное, нервно-психическое, напряжение влечет разнообразные изменения в

Такой вид движений для свойственен бегу, ходьбе, передвижению на коньках, лыжах.

Ученые записки — СГУ, 2011,- 320 с. 4. Виленский В. И. Физическая культура студента.

6. Полиевский С. А., Кабачков В. А., Профессиональная направленность физического...

Влияние физической активности на когнитивные функции мозга

При занятии физической активностью сильно выделяется BDNF.

с тренировками со сложной моторикой, например, теннис, или, к примеру, в начале делать какие-то кардио-упражнения, как бег, а после

Эффективная деятельность мозга нуждается в том, чтобы т к нему постоянно поступали импульсы от

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Разумная эмоционально-волевая стратегия достижений в спорте

Конечно, для высоких достижений в профессиональном спорте лучше ещё в детстве начать делать первые шаги.

Личные трудности являются косвенными, они связаны с преобладанием эмоциональной

Рис. 1. Схема трудностей в спортивной деятельности.

При сильном эмоциональном возбуждении у подростка проявляется несдержанность, резкость, грубость.

Физическая культура в профилактике умственного утомления...

...сна в борьбе нервно эмоциональным и психологическим утомлением является физическая культура.

Чаще всего это самостоятельные групповые (игры, походы) или индивидуальные (бег

8. Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / В...

Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной.

Формирование психологической устойчивости средствами...

...управлять своим эмоциональным состоянием, снимать излишнее мышечное напряжение

– ограничение или удлинение времени, отводимого на выполнение упражнения

– проведение занятий в любой обстановке: днём, ночью, зимой, летом, при любой погоде. Особенно большую роль в воспитании психологической устойчивости имеют физические упражнения...

Влияние спортивных игр на формирование личностных...

В статье рассматривается и обосновывается влияние занятий спортивными играми на

себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность

Поливаев, А. Г. Особенности формирования профессионально-педагогических умений

игровой вид спорта, особенность, вид спорта, игра, физическая культура, спортивный отбор...

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Для меня, человека ведущего активный образ жизни и увлечённого спортом, а также старшеклассника, готовящегося успешно сдать экзамены, тема «Влияние физических упражнений на умственную деятельность старшеклассников» представляет большой интерес.

Задать вопрос