Рекомендации по повышению информационной безопасности как элемента государственного управления в цифровом государстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 08.09.2022

Статья просмотрена: 251 раз

Библиографическое описание:

Щербакова, А. А. Рекомендации по повышению информационной безопасности как элемента государственного управления в цифровом государстве / А. А. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94802/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье автор рассматривает информационную безопасность, как элемент государственного управления в цифровом государстве и предлагает рекомендации по ее повышению.

Ключевые слова: информационная безопасность, киберпреступления, цифровое государство.

В современном мире, где IT-технологии занимают неотъемлемую часть жизни каждого человека, вопрос об информационной безопасности стоит на первом месте, поскольку она является также и компонентом национальной безопасности страны. В процессе использования услуг каждый второй человек сталкивается с угрозой утечки информации, возможностью взлома и распространения конфиденциальной информации. Также, с этими проблемами сталкиваются государственные органы и бизнес. Ущерб для России от киберпреступности в 2021 году составил около 90 млрд рублей, а динамика прироста преступлений в сфере информационных технологий за прошедшие три года составила 188 процентов. Так, в 2019 году их было совершено 180 тысяч [10], в 2020 году — 510 тысяч [3], в 2021 году — уже более 518 тысяч [4]. Именно поэтому необходимо создать безопасную и устойчивую информационную инфраструктуру для граждан, представителей бизнеса и государства в цифровом пространстве, так как кибер-риски могут подорвать доверие и устойчивость в цифровом государстве, и помешать стране или региону полностью реализовать свой цифровой потенциал.

Современные вирусы опасны тем, что из-за своей способности постоянно изменяться, возможность их обнаружения снижается. Злоумышленники становятся все совершеннее и находят все больше уязвимостей для совершения преступления. Несмотря на то, что в Российской Федерации есть уголовная ответственность за киберпреступления, урон, нанесенный вредоносными системами, не снижается, а только увеличивается. Согласно исследования каждые 14 секунд в мире появляется новое вирусное программное обеспечение, способное атаковать не только маленькие организации, но и крупные, такие как Microsoft [11].

Государственные организации также подвержены подобным угрозам. Чаще всего атаки происходят на небольшие государственные организации, потому что их информационная безопасность слаба из-за недостаточного финансирования. А данные, которые хранятся в таких организациях могут быть очень ценными, например государственные реестры, базы данных и т. д. Именно за такой информацией «охотятся» преступники. Данная проблема касается не только России, а большинство стран с цифровым государством. Например, в США около 70 % всех атак приходятся именно на государственный сектор. Кроме этого, когда у преступников получается блокировать сеть, тогда государству приходится им платить, чтобы возобновить свою работу.

Федеральный проект «Информационная безопасность», созданный в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» нацелен на повышение уровня кибербезопасности страны. На реализацию проекта выделено 28 млрд рублей [6]. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с компанией «Ростелеком» создали специальный киберполигон, где IT-специалисты смогут обучаться современным практикам обеспечения информационной безопасности. Главное предназначение киберполигона — моделирование развития киберугроз и тестирование безопасности ПО. Киберполигон используется для проведения учений и тренировок, в ходе которых IT-специалисты смогут отрабатывать ответные действия на случай кибератак. Созданный киберполигон может существенно повысить уровень информационной безопасности в стране. Многие компании отмечают, что именно нехватка квалифицированных кадров, а также отсутствие опыта в решении ответных действий ставит под сомнение безопасность информационных систем.

Одним из показателей федерального проекта «Информационная безопасность» является то, что доля граждан, повысивших грамотность в сфере информационной безопасности, медиапотребления и использования интернет- сервисов к 2024 году должна составить 50 %. Был проведен опрос, где респондентам предлагали определить официальное банковское приложение и фейковое. По результатам 24 % респондентов определили официальный интерфейс приложения для мобильного банкинга как мошеннический, а 29 % ошибочно приняли поддельный интерфейс за настоящий.

Проводимый в апреле 2021 года цифровой диктант показал, что пользователи заботятся о цифровой гигиене своих данных, так как в акции приняли участие 919 тыс. человек, что в три раза больше, чем в 2020 году [2]. Пробелы в знаниях зависят от возрастной группы участников диктанта. Например, у подростков с 14 до 17 лет существуют трудности с использованием цифровых ресурсов и знаний базовых программ, приложений и сервисов. У детей с 7 до 13 лет трудности цифровыми компетенциями (вопросы о навыках и умениях эффективно выбирать и применять технологии в жизни). У участников с 18 до 24 лет проблемы возникли со знаниями в сфере цифровой безопасности, а лучше всего с вопросами в данной сфере справились дети от 7 до 13 лет и подростки от 14 до 17 лет. По сравнению с диктантом, проводимым в 2020 году уровень знаний в сфере кибербезопасности и защите персональных данных, оказался ниже на 5 %. Несмотря на то, что в настоящее время люди оставляют очень много личных данных на интернет-платформах, иногда не задумываются настоящий сайт или фейковый, уровень кабергигиены в целом растет.

Недостаточно развитое отечественное программное обеспечение также влияет на информационную безопасность страны. В 2016 году был создан реестр отечественного ПО. Доля российского ПО в закупках госорганов за время существования реестра (по 2021 год) увеличилась с 20 % до 35 %, хотя на 2021 г. для госкомпаний был запланирован показатель на уровне не менее 50 % [5]. По расчетам Минцифры к 2024 г. доля российского ПО будет доведена до 90 % в закупках госорганов, и до 70 % — в закупках госкомпаний, а расходы на российское ПО увеличат в 3,4 раза [9]. В современных условиях темпы развития российского софта необходимо увеличивать, поскольку зарубежный софт становится недоступным из-за введенных санкций.

Разработчики попросили господдержку для внедрения российского ПО вместо зарубежного, и рабочая группы проекта выделила несколько классов ПО, которым нужна дополнительная поддержка:

– Операционные системы;

– Офисные приложения, поисковые системы, браузеры и коммуникационное ПО;

– Системы управления базами данных (СУБД);

– Системы управления предприятиями и прочие.

С проблемой кибератак стоит бороться не только внутренними силами, но и на международном уровне. В конце 2001 года была создана конвенция о киберпреступности (Будапештская конвенция), которая предусматривает 9 видов преступлений [1]. В настоящее время данная конвенция устарела, потому что видов преступлений уже более 30. В связи с этим Россия в декабре 2019 года вынесла на рассмотрение Генассамблеи ООН резолюцию для выработки новой конвенции по борьбе с киберпреступностью. Было предложено создать комитет, который занимался бы этим вопросом. В резолюции было предложено прописать тему кибертерроризма; объединить усилия ведомств и выработать взаимные договоренности по борьбе с информационными преступлениями. Документ был одобрен Третьим комитетом и в скором времени будет рассмотрен всеми членами Генассамблеи [7].

Можно предложить универсальную систему возможного пути решения проблем в вопросе об информационной безопасности со стороны государственного управления. (см. рис. 1)

Универсальная система обеспечения информационной безопасности со стороны государства [8]

Рис. 1. Универсальная система обеспечения информационной безопасности со стороны государства [8]

1. Создать агентство/ведомство на национальном уровне и вести повестку дня кибербезопасности — на начальном этапе на государственном уровне необходимо создать группу экспертом (рабочую группу), которые будут взаимодействовать со всеми отраслями и разрабатывать политику информационной безопасности;

2. Установить диалог на уровне субъектов — наладить связь в решаемом вопросе в регионах для формирования полной информации об информационной безопасности;

3. Разработать национальную стратегию и связанную с ней дорожную карту реализации — создание стратегии информационной безопасности, которая включает в себя конкретные цели, задачи и мероприятия, учитывающая все особенности отраслей экономики;

4. Принять оценку рисков на уровне секторов, отраслей, субъектов — стратегия должна также включать в себя критерии для оценки рисков, чтобы в случае их возникновения была возможность оптимально среагировать;

5. Определение критической информационной инфраструктуры — обеспечение функционирование системы, например, качественный доступ к сети «Интернет»; покрытие федеральных дорог сотовыми сетями связи; платформы работы с данными и т. д.;

6. Обновить законодательство о кибербезопасности — усовершенствование нормативно-правовой базы, создание новых пунктов из-за ежедневного появления новых видов угроз, которые не отражены уже в существующем законодательстве об информационной безопасности. Данный этап должен быть непрерывном процессом и постоянно отслеживать актуальные провалы в законодательной базе страны;

7. Обновить закон о киберпреступности — после усовершенствования правовой базы об информационной безопасности, следует проделать тоже самое и с киберпреступностью;

8. Установить или развить механизмы сообщения об инцидентах — для качественного анализа и создания путей решения проблемы, необходимо обеспечить достоверный сбор информации о случаях нарушения информационной безопасности;

9. Установить возможность реагирования на инциденты — развитие навыков для ответных действий на кабератаки;

10. Повысить осведомленность общества — всевозможное информирование граждан о возможных попытках кражи их личной информации;

11. Определить глобальные стандарты и адаптировать региональное внедрение — в рамках разработанной стратегии и с учетом всех особенностей нужно принять региональные стандарты для обеспечения кибербезопасности;

12. Выявить и устранить пробелы в навыках кибербезопасности с помощью национальной стратегии развития кадров — развитие образовательной системы в сфере информационной безопасности, поскольку для защиты от постоянно появляющихся угроз необходимы специальные кадры.

Таким образом, в цифровом государстве есть определенные риски и угрозы, которые влияют на все сферы жизни и с каждым днем только увеличиваются. В эпоху цифрового общества на первом месте стоит вопрос об информационной безопасности, поскольку каждый день непрерывно все человечество пользуется сетью «Интернет». Без кибербезопасности не будет и эффективного становления цифрового государства, так как нужно обеспечивать сохранность баз данных, различных государственных реестров, банковских счетах и т. д. Из-за совершенствования различных вирусов, атаки на информацию становятся почти неуязвимыми и частыми, поэтому возникают сложности их устранения. Именно поэтому необходимо постоянно модернизировать систему информационной безопасности не только страны, государственных учреждений и коммерческих компаний, но и всего мира.

Литература:

  1. Будапештская конвенция о киберпреступности.. — Текст: электронный // coe.int: [сайт]. — URL: https://www.coe.int/ru/web/impact- %20convention-human-rights/convention-on-cybercrime/ (дата обращения: 06.09.2022).
  2. В «Цифровом Диктанте 2021» приняли участие почти миллион человек. — Текст: электронный // Цифровой диктант.рф: [сайт]. — URL: https://digitaldictation.ru/news/view?alias=v-cifrovom-diktante-2021-prinali-ucastie-pocti-million-celovek (дата обращения: 30.08.2022).
  3. В Генпрокуратуре заявили, что киберпреступность стала представлять угрозу нацбезопасности. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://tass.ru/obschestvo/11451173 (дата обращения: 29.08.2022).
  4. В России зарегистрировали более 500 тыс. преступлений в цифровой среде в 2021 году. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://tass.ru/obschestvo/14468125 (дата обращения: 29.08.2022).
  5. Доля российского софта в госкомпаниях оказалась вдвое ниже нормативов. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/27/12/2021/61c21e289a79479e8562641b (дата обращения: 05.09.2022).
  6. Паспорт федерального проекта «Информационная безопасность». — Текст: электронный // АНО «Цифровая экономика»: [сайт]. — URL: https://files.data-economy.ru/Docs/Pass_Cybersecurity.pdf (дата обращения: 30.08.2022).
  7. Россия добивается выработки ООН новой Конвенции по борьбе к киберугрозами. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://tass.ru/politika/7353211 (дата обращения: 06.09.2022).
  8. Составлено автором на основе/ Cybersecurity in ASEAN: An Urgent Call to Action. [сайт]. — URL: https://www.cisco.com/c/dam/m/en_sg/cybersecurity/cybersecurity-in-asean/files/assets/common/downloads/publication.pdf (дата обращения 02.09.2022).
  9. Таиров, Р. Минцифры спрогнозировало рост расходов госсектора на российский софт в 3,4 раза / Р. Таиров. — Текст: электронный // Forbes: [сайт]. — URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/475173-mincifry-sprognozirovalo-rost-rashodov-gossektora-na-rossijskij-soft-v-3–4-raza (дата обращения: 05.09.2022).
  10. Шмырова, В. Киберпреступность в России растет быстрее любых других видов преступлений / В. Шмырова. — Текст: электронный // cnews: [сайт]. — URL: https://safe.cnews.ru/news/top/2019–09–27_kiberprestupnost_v_rossii (дата обращения: 29.08.2022).
  11. Eye Opening Cyber Security Statistics for 2019. — Текст: электронный // CPO Magazine: [сайт]. — URL: https://www.cpomagazine.com/tech/11-eye-opening-cyber-security-statistics-for-2019 (дата обращения: 30.08.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность, цифровое государство, Российская Федерация, Россия, баз данных, вид преступлений, государственное управление, рабочая группа, Система управления, федеральный проект.


Ключевые слова

Информационная безопасность, киберпреступления, цифровое государство

Похожие статьи

Цифровая трансформация государственного управления

Ключевые слова: государственное управление, цифровая трансформация, информационная безопасность. Использование цифровых технологий в сфере государственного управления и предоставления государственных услуг позволяет получить доступ ко всей необходимой...

Совершенствование системы информационной безопасности...

В статье рассматриваются проблемы совершенствования системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ, проанализирована система информационной безопасности, полномочия органов государственной власти в сфере...

Информационная безопасность как приоритет национальной...

информационная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина...

Информационная безопасность в системе государственной...

Информационная безопасность (ИБ) — это сохранение и защита информации, а также ее

Главная задача информационной безопасности — защита различных видов информации

За последние 30 лет система государственного управления в России постоянно менялась.

Информационная безопасность органов государственной...

Поэтому Российская Федерация активно участвует в процессе регулирования отношений в области информационной безопасности, в том числе в рамках конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Информационная безопасность как сфера государственного...

Ключевые слова: информация, безопасность, государственное управление.

Согласно данному подходу, информационную безопасность можно представить в виде двух частей

Информационная безопасность — это определенное состояние, при котором в развитом...

Информационная безопасность как приоритетное направление...

Информационная открытость указанных проектов является целостным комплексом совместных мер системы государственного управления и

Одновременно с тем, что открытость данных является показателем эффективности работы органов государственной власти, в том числе...

Государственная информационная политика как элемент...

Ключевые слова: информация, безопасность, политика, экстремизм, государство. Информация в настоящее время является одним из

В рамках обеспечения национальной безопасности России в нашей стране проводится государственная политика реализации...

Правовое обеспечение информационной безопасности РФ

Согласно Доктрине информационной безопасности РФ, информационная безопасность РФ трактуется

− Режим персональных данных. В данном вопросе имеются проблемы, связанные с обеспечением

информационная безопасность Российской Федерации — состояние...

Похожие статьи

Цифровая трансформация государственного управления

Ключевые слова: государственное управление, цифровая трансформация, информационная безопасность. Использование цифровых технологий в сфере государственного управления и предоставления государственных услуг позволяет получить доступ ко всей необходимой...

Совершенствование системы информационной безопасности...

В статье рассматриваются проблемы совершенствования системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ, проанализирована система информационной безопасности, полномочия органов государственной власти в сфере...

Информационная безопасность как приоритет национальной...

информационная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина...

Информационная безопасность в системе государственной...

Информационная безопасность (ИБ) — это сохранение и защита информации, а также ее

Главная задача информационной безопасности — защита различных видов информации

За последние 30 лет система государственного управления в России постоянно менялась.

Информационная безопасность органов государственной...

Поэтому Российская Федерация активно участвует в процессе регулирования отношений в области информационной безопасности, в том числе в рамках конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Информационная безопасность как сфера государственного...

Ключевые слова: информация, безопасность, государственное управление.

Согласно данному подходу, информационную безопасность можно представить в виде двух частей

Информационная безопасность — это определенное состояние, при котором в развитом...

Информационная безопасность как приоритетное направление...

Информационная открытость указанных проектов является целостным комплексом совместных мер системы государственного управления и

Одновременно с тем, что открытость данных является показателем эффективности работы органов государственной власти, в том числе...

Государственная информационная политика как элемент...

Ключевые слова: информация, безопасность, политика, экстремизм, государство. Информация в настоящее время является одним из

В рамках обеспечения национальной безопасности России в нашей стране проводится государственная политика реализации...

Правовое обеспечение информационной безопасности РФ

Согласно Доктрине информационной безопасности РФ, информационная безопасность РФ трактуется

− Режим персональных данных. В данном вопросе имеются проблемы, связанные с обеспечением

информационная безопасность Российской Федерации — состояние...

Задать вопрос