Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в учебно- воспитательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Михалева, К. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в учебно- воспитательном процессе / К. А. Михалева, Т. А. Шеховцова, А. Ю. Великая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 136-137. — URL: https://moluch.ru/archive/428/94527/ (дата обращения: 03.05.2024).



Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников — одна из актуальных проблем в современной школе, а особенно на начальном этапе обучения. Уровень сформированности коммуникативных умений воздействует не только на плодотворность обучения детей, но и на процесс их общения и развития, как личности в целом.

К коммуникативным действиям относятся:

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

– постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

– разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

– управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Работая над формированием коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в учебно- воспитательном процессе, был проведен эксперимент во 2 «В» классе, в ходе которого были выявлены нарушения поведения детей и уровни их коммуникативных умений. Было выявлено, что умение сотрудничать у 56,5 % школьников среднего уровня, а работа в группах большинству детей дается с трудом.

Исходя из результатов диагностики, был разработан и реализован план работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

В ходе уроков использовались групповые и парные формы работы. Каждому ученику раздавались памятки, как работать в группах, парах.

Одна из форм работы в парах — это игра «Ручеек» на уроках русского языка. В данной игре шло общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы мы заготавливали к уроку карточки со словарными словами (например: сорока, воробей, ворона, петух, соловей, дятел) по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличалось друг от друга, т.е у одного ученика карточка с словарным словом соловей, у другого со словом петух и т. д. Начиналась игра. Ребята сидели в ряду. Затем 1-й вариант начинал движение: на первой парте ученик диктовал словарное слово однокласснику, затем после команды «ручеек бежит» шел на последнюю парту, диктовал это же словарное слово другому однокласснику, а остальные передвигались на одну парту вперёд и так же диктовали своё словарное слово. Движение шло до тех пор, пока все ученики не записали продиктованные словарные слова. Затем первый вариант отдавал карточки другому варианту, и игра продолжалась до тех пор, пока все ученики не займут свои прежние места.

Парная работа организовывалась и на остальных уроках. К примеру, на уроке литературного чтения учащиеся проговаривали друг другу скороговорки, осуществляли парное чтение, работали с карточками. На уроках математики учащиеся осуществляли взаимопроверку, работали с карточками (расшифровывали слово), задавали друг другу вопросы, рассказывали таблицу умножения на 2,3.

На классном часе детям было предложено инсценировать сказку, в ходе которой дети взаимодействовали друг с другом.

Большое место в нашем опыте занимала работа над проектами, где школьники работали в группах по 4–5 человек. Темами проектов стали: «Города России», «В словари за частями речи». Проект «Города России» — это виртуальное путешествие по городам. Задания для групп выдавались на уроке. Учащимся предлагалось приготовить стенгазету о городе для друга — иностранца. Каждой группе выдавался конверт с информацией (Текст о городе: когда был основан, где находится, интересные факты, достопримечательности) и фотографиями города, листы с заданиями, (Подготовить и оформить плакат, содержащий: заголовок — название города; небольшой текст; иллюстрации к тексту и подписи к ним; один-два интересных факта о городе. В нижней части плаката обязательно указать состав группы. Для выполнения задания можно было использовать: ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей, клейкую ленту. И были приведены примеры оформления работ). В ходе этого проекта учащиеся распределяли обязанности (Кто-то вырезал иллюстрации, текст, кто-то писал заголовок, оформлял запись, другой ученик распределял информацию на плакате). Продуктом данного проекта стала стенгазета о городах России. В ходе презентации каждая группа рассказывала о своем городе. На последнем этапе работы над проектом дети осуществляли рефлексию слаженности работы в группе, давали оценку своей работы. Им предлагался рефлексивный лист, в котором учащиеся оценивали работу своей группы (отмечали вариант ответа, с которым были согласны. Учащиеся определяли все ли члены группы принимали участие в работе над проектом, дружно ли работали, были ли ссоры, понравился ли им результат работы группы, оценивали свой вклад в работу группы).

Проект «В словари за частями речи» был направлен на формирование у школьников умений действовать по алгоритму и образцу; на развитие умений пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, а также словарями антонимов, синонимов, однокоренных слов. Каждая команда получила маршрутный лист с заданиями (где учащиеся прописывали участников группы, название группы, изучили последовательность действий и само задание, направленное на работу со словарями). В ходе проектной деятельности дети активно взаимодействовали друг с другом. Им пришлось распределять работу, разрешать возникающие разногласия. Отрадно отметить, что умение и желание сотрудничать улучшилось, ребята стали слушать друг друга, более терпимо относиться к мнениям одноклассников.

Наш опыт убедил нас, что коммуникативные универсальные учебные действия успешнее формируются не стихийно, в ходе целенаправленной систематической работы на уроках и во внеурочное время.

Соответственно, развитие коммуникативных универсальных учебных действий возможно посредством реализации различных методов и форм работы. При этом ученики не только повышают уровень коммуникативных универсальных учебных действий, но и увеличивают свой объем знаний по различным предметам, повышают грамотность, учатся работать в команде, активно включаются в поисковую деятельность, что также позитивно влияет на успешность их обучения в будущем.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа П76 образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. е.С. Савинов]- 3-е изд.- М.:Просвещение, 2011.- 204 с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Варга А. Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития / Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. — М.: МГПИ. — 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): группа, действие, друг, работа, словарное слово, город, проект, слово, умение, урок, учащийся, ученик, форма работы, ходя.


Похожие статьи

Внеклассное мероприятие «Открываем секреты словарей»

Словарик словарных слов поможет на русском языке, иностранных слов — при запоминании новых слов на английском языке, словарь цветовой гаммы — на уроках русского языка, изобразительного искусства. Словарь выдаёт каждой группе карточку со словом «века».

Профессии. Закрепление изученных орфограмм (2 класс).

Использование активных форм учебной работы на уроках... Учащийся подходит к доске, произнося фразу: «Я покупаю мяч потому, что слово, обозначающее этот. На уроке русского языка при изучении лексики и работе над лексическим значением слова можно предложить.

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...

Учащиеся вспоминают слова, с которыми познакомились на прошлом уроке. Прочитывают каждое из них орфографически и вставляют нужную гласную.

Развитие орфографической зоркости учащихся в средних... Работа со словарными словами на уроках русского языка.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие

Хочется подробнее остановиться на следующих приёмах работы направленных на развитие речи учащихся в начальной школе.

Средства и методы формирования универсальных учебных...

Мы формируем и развиваем у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на

Я живу в городе казани. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка.

В процессе такой систематической работы на уроке мы формируем и развиваем у...

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

 Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного...

Пути формирования навыков самостоятельной работы младших...

Ключевые слова : самостоятельная работы, навык, пути формирования, условия работы. Основная цель современной системы школьного образования — создание целостной системы общих знаний, навыков и опыта самостоятельных действий и личной ответственности...

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Программа проекта «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы».

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского...

Упражнение формирует умение оперировать словами, обогащает лексикон учащихся, вводит в активный словарный запас ученика новые слова.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе. При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация.

Похожие статьи

Внеклассное мероприятие «Открываем секреты словарей»

Словарик словарных слов поможет на русском языке, иностранных слов — при запоминании новых слов на английском языке, словарь цветовой гаммы — на уроках русского языка, изобразительного искусства. Словарь выдаёт каждой группе карточку со словом «века».

Профессии. Закрепление изученных орфограмм (2 класс).

Использование активных форм учебной работы на уроках... Учащийся подходит к доске, произнося фразу: «Я покупаю мяч потому, что слово, обозначающее этот. На уроке русского языка при изучении лексики и работе над лексическим значением слова можно предложить.

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...

Учащиеся вспоминают слова, с которыми познакомились на прошлом уроке. Прочитывают каждое из них орфографически и вставляют нужную гласную.

Развитие орфографической зоркости учащихся в средних... Работа со словарными словами на уроках русского языка.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие

Хочется подробнее остановиться на следующих приёмах работы направленных на развитие речи учащихся в начальной школе.

Средства и методы формирования универсальных учебных...

Мы формируем и развиваем у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на

Я живу в городе казани. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка.

В процессе такой систематической работы на уроке мы формируем и развиваем у...

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

 Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного...

Пути формирования навыков самостоятельной работы младших...

Ключевые слова : самостоятельная работы, навык, пути формирования, условия работы. Основная цель современной системы школьного образования — создание целостной системы общих знаний, навыков и опыта самостоятельных действий и личной ответственности...

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Программа проекта «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы».

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского...

Упражнение формирует умение оперировать словами, обогащает лексикон учащихся, вводит в активный словарный запас ученика новые слова.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе. При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация.

Задать вопрос