Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (426) август 2022 г.

Дата публикации: 04.08.2022

Статья просмотрена: 1351 раз

Библиографическое описание:

Черноусова, А. О. Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока» / А. О. Черноусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 31 (426). — С. 111-112. — URL: https://moluch.ru/archive/426/94312/ (дата обращения: 08.05.2024).



В данной статье автор пытается определить особенности категории времени в романе современной российской писательницы Н. Абгарян «С неба упали три яблока», основываясь на выделении временных линий романа и характеризуя образы персонажей произведения. Кроме того, автор выделяет различные виды времени в романе: историческое, календарное и время персонажей.

Ключевые слова: время, временные ракурсы, историческое время, календарное время, время персонажей, разнонаправленный характер времени, модель мироздания, мифопоэтическая модель мира.

Время в романе Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока» имеет огромное значение. Именно на категории времени построена вся концепция и композиция романа.

Прежде всего стоит отметить, что время в романе характеризуется разнонаправленностью. События, описываемые в произведении, хотя и находятся в одной пространственной плоскости, изображаются автором в разных временных ракурсах.

В первую очередь, основная временная линия строится на изображении Анатолии, её подготовке к смерти, а также дальнейшем возрождении. Время, в котором описаны события, происходящие с Анатолией, близки реальному времени и составляют основу произведения, от которой отходят другие сюжетно-временные линии. Автор описывает события, происходящие с женщиной как бы в настоящем времени. При этом, во время изображения жизни, переживаний Анатолии, женщина часто возвращается в своих мыслях в прошлое: в детство, вспоминая родителей и родственников; в прошлое матери и отца, рассказывая печальные и счастливые истории из их жизни; в свои юные годы, повествуя о сложной жизни с мужем и т. д. Жизненный путь Анатолии сложен и многообразен, женщина пережила множество печальных событий за время своего существования, из-за этого автор изображает перед читателем Анатолию в разных жизненных периодах, благодаря этому способу описания этой героини, читатели могут проникнуться к ней, понять мотивы её действий и поступков.

Со временем сюжетная линия Анатолии увеличивается, так как в её жизни появляется Василий. После того, как женщина смогла впустить его в свою жизнь, их судьбы переплетаются, а следовательно, переплетаются и их временные линии. Жизнь Василия описывается подобно жизненному пути Анатолии, разнонаправленно. Читатель узнаёт о прошлом мужчины, которое помогает объяснить мотивы его действий, а также чувств, которые он испытывает, в настоящем.

Помимо жизни Анатолии и Василия, подобным образом описываются жизни всех жителей Марана. В романе описаны судьбы Ясаман и Ованеса, Василия, Акопа и Магтахинэ, Вано и Василины Ейбоганц, их внуков. Время человеческой жизни в произведении описывается всегда разнонаправленно, позволяя объяснить суть их проблем, чувств и действий. Это время помимо разнонаправленности также характеризует многомерность, поскольку несмотря на то, что описываются события, происходящие примерно в одном месте, повествование ведётся о разных персонажах, в разные промежутки их жизни.

Описывая историческое время в романе, автор изображает войны, которые серьёзно ухудшили положение Марана, голод, убивший огромное количество людей в этой деревне, а также природные катаклизмы, также унёсшие жизни половины маранцев. Изображая всё это, Наринэ Абгарян не только реально описывает сложности, выпавшие на долю жителей посёлка, но и добавляет мистические, фантастические элементы в повествование.

Среди этих элементов можно выделить:

– Способность брата Василия, Акопа, предсказывать гибельные для Марана события или смерти, видеть «ангелов смерти»;

– Появление в деревне павлина, жизнь которого оказалась прочно связанной с жизнью Тимура, внука Вано и Валинки Ейбоганц;

– Появление картины с изображением предка Вано, на которой в том числе оказался изображён павлин;

– Появление призрака жены Василия, Магнахинэ.

Несмотря на то, что эти события оказываются мистически окрашенными, жители Марана не слишком сильно удивляются им и принимают их как должное. Это роднит роман с произведениями «мистического реализма».

Историческое время в романе служит для усиления связи между разбросанными во времени описываемыми событиями. Кроме того, оно помогает более серьёзно и всесторонне изобразить действительность, в которой живут персонажи произведения, а также позволяет отобразить отношение этих персонажей не только к их бытовой жизни, но и к более масштабным событиям.

Календарное время в романе выражается с помощью уточнений времён года при описании событий, происходящих в книге. Особое место автор отводит весне, выделяя её в тех эпизодах, где жизнь Марана начинает налаживаться. Весна становится символом возрождения древней деревни.

Кроме того, в календарном времени произведения особо выделяется зима, как символ событий, приносящих беду и горести маранцам: «Зимой подоспела весть об объявленной всеобщей мобилизации. Спустя месяц всех мужчин Марана, способных держать оружие, забрали на фронт. А потом война пришла в долину». События, начавшиеся зимой, отравляли жизнь деревни: «Особенно беспощадными бомбёжки становились в сезон сева, намеренно не давая работать в поле, а скудного урожая с огорода хватало ненадолго». Зимой время в Маране замедлялось, дни были похожи друг на друга. Зимнее время, описанное в произведении, позволяет понять, насколько тяжелы, длинны и страшны те годы войны, которые пришлось пережить жителям горной деревни. Жизнь в ней замедлялась, останавливалась: переставала работать школа, библиотека, люди сами запирались дома для того, чтобы выжить и спастись от тех бед, что выпали им на долю.

Таким образом, календарное время в романе изображается автором с помощью указаний на времена года или месяцы, а иногда с помощью указания на праздники, которые проживают герои произведения. Все самые светлые моменты из жизни Марана происходят весной, а самые мрачные — зимой.

Также в романе лейтмотивом проходит мысль об изначальности сущего, которая раскрывается в трёх временных регистрах: прошлое («Наверное, так было задумано, потому что так было всегда»), настоящее («Наверное, так должно было быть, потому что так и было задумано»), и будущее («Наверное, так было задумано, потому так и будет»). Эта мысль помогает маранцам примириться с их бедами и горестями, вносит закономерный порядок в ход событий и утверждает превосходство бытия над небытиём: «И пусть так будет долго, и пусть так будет всегда…». В романе восстанавливается связь времён: преемственность и вечность рода символизируют продолжение жизни.

Таким образом, время, изображённое Наринэ Абгарян в романе «С неба упали три яблока», играет очень важную роль в создании образа мира Марана. Обитатели деревни живут вне обычного, пропитанного политикой и проблемами, времени. Они словно существуют в особом, почти космическом времени, особенном пространстве. Для жителей Марана всё происходящее во внешнем мире абсолютно не важно, их волнует только их собственный маленький мирок, в котором они существуют с незапамятных времён.

Время в романе изображено автором сложно. Оно постоянно носит разнонаправленный и многомерный характер, позволяя как можно более точно раскрыть образы персонажей, их историю, чувства и ощущения.

Наринэ Абгарян смогла построить в своём романе модель мироздания, представленную в образе горной деревни Маран. В этом мире существуют собственные традиции и обряды, собственные мифы, даже время в нём имет свой, особый ход. Люди, живущие в Маране не стремятся укреплять связи с внешним миром, с помощью высоких гор они отгораживаются от него, создавая собственный уединённый уголок, в котором могут продолжать строить свою жизнь.

Важным для маранцев считается продолжение собственного рода, именно поэтому вся деревня радуется появлению в деревне «новой жизни», детей, которые смогут продолжить традиции и жизнь Марана.

Мифопоэтическая модель мира, представленная в романе, символизирует возрождение деревни к жизни после апокалипсиса. Пространственные образы, такие как гора Маниш-кара, долина, деревня Маран, мейдан, дом и оппозиции верх/низ, прошлое/настоящее выполняют в романе миромоделирующую функцию, способствуя раскрытию этнопоэтической картины мира. И хотя в тексте переплетаются разные стилевые пласты, образ Марана предстает как единый, целостный и вечный, как мифопоэтическая модель мира.

Литература:

  1. Абгарян Н. Ю. С неба упали три яблока / Наринэ Абгарян. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 381, [1] с. — (Экслюзивная новая классика).
  2. Андреева Т. А. Структура сюжетного времени. Автореф. дис. канд. — Л.: ЛГПИ, 1976. — 20 с.
  3. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975. — С. 234–407.
Основные термины (генерируются автоматически): время, роман, жизнь, автор, жизнь Марана, житель Марана, историческое время, календарное время, мифопоэтическая модель мира, событие.


Ключевые слова

время, историческое время, мифопоэтическая модель мира, временные ракурсы, календарное время, время персонажей, разнонаправленный характер времени, модель мироздания

Похожие статьи

Концепция пространства в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали...»

Однако со временем, жители приспосабливают свой быт, привыкают к новой жизни. С наступлением весны деревня восстанавливается. Картина мира, изображённая в романе, символизирует возрождение маранцев к жизни после случившегося с ними апокалипсиса.

Топонимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

В романе «Братья Карамазовы» упоминается ряд стран, названия которых отражают не только общенациональную специфику, но и несут след субъективного восприятия писателя, внимательно следившего за событиями, происходившими в современном ему мире.

Свойства и функции исторического времени в художественном...

 Ключевые слова: художественный текст, художественное время, категории художественного времени, свойства художественного времени, временной континуум, хронотоп, реальное художественное время, виды реального времени, историческое время.

Вариации на тему описания и представления категории времени...

Время не является абстрактным явлением. Оно персонифицируется Пратчеттом в женском обличии, этот образ является одним из

Третья особенность в раскрытии понятия времени затрагивается Пратчеттом при описании необычных персонажей — жителей Плоского мира.

Художественное время как элемент авторской модели мира...

Художественное время в романе «Машина времени» (1895) воплощено в виде совокупности и последовательности событий и состояний, хотя, благодаря особой организации временного потока, причинно-следственные связи представляются довольно замысловатыми.

Категория художественного времени в литературе (на примере...)

Ключевые слова: художественное время, художественная форма, исторический роман, романная время, эпическая время, творческий замысел автора

Художественный мир, как и реальная действительность, в нем отображенная, функционирует во времени и пространстве.

Генри Джеймс и Габриэле Д’Аннунцио: пламя страсти

Во время разговора Америго и Шарлотты антиквар молча наблюдает за ними

Особое место в романе «Пламя», как и в романе «Золотая чаша», занимает символика.

Мистер Вервер выстраивает собственную модель мира и отдаляется вместе со своей дочерью от реальности.

Значение народных традиций и их сохранение в современных...

В последнее время данная проблема рассматривается в трудах многих отечественных исследователей.

Для того чтобы решить проблему, необходимо чтить народные традиции, сохранить и в нынешнее время, и популяризовать хорошо забытые старые традиции и обычаи.

Реализация темы «Человек-Творец» на основе романа Мари...

[1] Всё своё время он проводил за книгами по естественным наукам и уже тогда начал искать философский камень и эликсир жизни.

Для начала стоит ответить на два вопроса: что есть человек и каковы цели и смысл его пребывания в мире.

Похожие статьи

Концепция пространства в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали...»

Однако со временем, жители приспосабливают свой быт, привыкают к новой жизни. С наступлением весны деревня восстанавливается. Картина мира, изображённая в романе, символизирует возрождение маранцев к жизни после случившегося с ними апокалипсиса.

Топонимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

В романе «Братья Карамазовы» упоминается ряд стран, названия которых отражают не только общенациональную специфику, но и несут след субъективного восприятия писателя, внимательно следившего за событиями, происходившими в современном ему мире.

Свойства и функции исторического времени в художественном...

 Ключевые слова: художественный текст, художественное время, категории художественного времени, свойства художественного времени, временной континуум, хронотоп, реальное художественное время, виды реального времени, историческое время.

Вариации на тему описания и представления категории времени...

Время не является абстрактным явлением. Оно персонифицируется Пратчеттом в женском обличии, этот образ является одним из

Третья особенность в раскрытии понятия времени затрагивается Пратчеттом при описании необычных персонажей — жителей Плоского мира.

Художественное время как элемент авторской модели мира...

Художественное время в романе «Машина времени» (1895) воплощено в виде совокупности и последовательности событий и состояний, хотя, благодаря особой организации временного потока, причинно-следственные связи представляются довольно замысловатыми.

Категория художественного времени в литературе (на примере...)

Ключевые слова: художественное время, художественная форма, исторический роман, романная время, эпическая время, творческий замысел автора

Художественный мир, как и реальная действительность, в нем отображенная, функционирует во времени и пространстве.

Генри Джеймс и Габриэле Д’Аннунцио: пламя страсти

Во время разговора Америго и Шарлотты антиквар молча наблюдает за ними

Особое место в романе «Пламя», как и в романе «Золотая чаша», занимает символика.

Мистер Вервер выстраивает собственную модель мира и отдаляется вместе со своей дочерью от реальности.

Значение народных традиций и их сохранение в современных...

В последнее время данная проблема рассматривается в трудах многих отечественных исследователей.

Для того чтобы решить проблему, необходимо чтить народные традиции, сохранить и в нынешнее время, и популяризовать хорошо забытые старые традиции и обычаи.

Реализация темы «Человек-Творец» на основе романа Мари...

[1] Всё своё время он проводил за книгами по естественным наукам и уже тогда начал искать философский камень и эликсир жизни.

Для начала стоит ответить на два вопроса: что есть человек и каковы цели и смысл его пребывания в мире.

Задать вопрос