Правовая культура в студенческой среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ерышова, С. И. Правовая культура в студенческой среде / С. И. Ерышова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30.1 (425.1). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94152/ (дата обращения: 29.04.2024).



В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение правовой культуры в студенческой среде.

Ключевые слова: правовая культура, правосознание, правовое воспитание, правовое государство, опрос студентов.

В связи с конституционным закреплением России как правового государства, для которого характерно наличие гражданского общества, вопросы повышения уровня правовой культуры, в том числе молодёжи, становятся весьма актуальными.

Образование и воспитание молодежи в настоящее время проходит в достаточно сложных условиях динамично меняющейся политической ситуации. Это сказывается на сознании молодого поколения, которое в силу возраста легко подвергается деструктивному влиянию нравственных ценностей, не характерных нашей культуре.

Именно поэтому в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждённой Правительством РФ отмечается, что патриотическое воспитание подразумевает, в том числе, и правовое воспитание граждан в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам социальной жизни.

Последовательность государственной политики в вопросах воспитания молодежи прослеживается и в положениях, закреплённых в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Правительством РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. В Стратегии «предусматривается необходимость совершенствования гражданского воспитания, которое включает развитие правовой и политической культуры детей, формирование стабильных нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям» [1].

Правовая культура является основным показателем развития общества и оказывает влияние на всю систему правоотношений, правопорядок, на правовой менталитет народа. Традиционно под правовой культурой понимают систему ценностей, установок, общих знаний и объективное отношение к праву.

Правовая культура в правовом государстве, каким конституционной нормой признана Россия (ст. 1 Конституции РФ), включает уровень правовых знаний, умение их использовать и применять в разных сферах жизнедеятельности человека, поступать в соответствии с законом.

Знакомить человека с базовыми правовыми предписаниями необходимо с детства. «Нельзя брать чужое, нельзя причинять вред здоровью другого человека, нужно уважать других людей» – эти и иные знакомые с детства слова имеют правовую оболочку и закреплены в соответствующих нормативных актах. Очевидно, чем раньше человеку начать прививать навыки культурного поведения, в том числе правового, тем более высокий уровень правовой культуры мы можем ожидать от общества в целом.

В своей работе автор больше внимания уделяет некоторым компонентам правовой культуры, в том числе правосознанию молодёжи, на примере студентов Хабаровского торгово-экономического техникума.

В ходе исследовательской работы автором под руководством научного руководителя была составлена анкета для опроса студентов техникума разных специальностей. Анкета состоит из двух частей. Первая часть анкеты включает вопросы в виде закрытого теста на определение уровня правовых знаний у студентов. Вторая часть анкеты содержит вопросы, ответы на которые позволяют судить об отношении обучающихся к правовым явлениям, об оценке их поведения как правомерного или неправомерного.

Опрос в виде анкетирования проводился как среди студентов неюридических специальностей, так и среди студентов-юристов. В ходе исследования было опрошено 77 студентов не юридических специальностей и 65 обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения». Всего в выборку исследования вошли 142 человека.

В первую часть анкеты были включены вопросы, требующие от студентов общих правовых знаний, полученных ими при изучении правовых дисциплин: о конституционных характеристиках России как государства; о конституционных обязанностях человека и гражданина; о видах юридической ответственности и субъектном составе правонарушений и некоторые другие.

Вторая часть опроса была направлена на анализ эмоциональной и поведенческой сторон респондентов, которые связаны с правовыми установками, поступками, отношением к правовым явлениям и институтам.

Так, 86% опрошенных студентов юридической специальности и 65% опрошенных обучающихся на неюридических специальностях считают, что в России чаще нарушаются законы не потому, что они не совершенны, а потому, что незаконопослушными являются сами граждане. Данный вывод подтверждается ответами на другие вопросы.

Например, зная, что на красный сигнал светофора дорогу переходить нельзя, 45% опрошенных студентов юридической специальности и 34% опрошенных обучающихся на не юридических специальностях ответили, что перейдут дорогу, если им ничто не угрожает. При этом 63% опрошенных студентов юридической специальности и 55% опрошенных обучающихся на неюридических специальностях считают себя законопослушными гражданами, в том числе и те, кто перейдёт дорогу на красный свет.

Полученные в ходе анкетирования данные свидетельствуют о том, что на сознательном уровне опрошенные студенты склонны руководствоваться стереотипами общественного мнения, проявляют ситуативность поведения.

Высокий процент опрошенных студентов (68% по юридической специальности и 56% по неюридическим специальностям) причину нарушения правовых норм больше видят не в незнании законов, а в безнаказанности.

«Не всегда знание правовых норм субъектом является залогом его правомерного поведения. Результаты исследования выявили необходимость в процессе преподавания правовых дисциплин уделять должное внимание воспитательному аспекту, формированию у студентов уважительного отношения к закону, мотивации на правомерность поведения» [2].

Благодаря проведённому исследованию автор пришёл к некоторым выводам, которые, возможно, могут способствовать повышению правовой культуры студентов.

По мнению автора, необходимо:

 популяризация правовых знаний в студенческой среде, особенно среди студентов неюридических специальностей; в частности, мною разработан цикл презентаций по правовым вопросам с учётом специальности обучающихся;

 проведение цикла внеклассных мероприятий по вопросам правового воспитания молодёжи, направленных на формирование правомерного поведения обучающихся с приглашением практикующих юристов разных юридических профессий;

 приглашение на внеклассные мероприятия выпускников техникума с жизненным опытом и опытом работы, которые могут подчеркнуть необходимость как общих правовых знаний, так и знаний законодательства, необходимого в той или иной профессиональной сфере.

Именно поэтому следует вводить дополнительные предметы, курсы по первичному правовому образованию в младших и средних классах школы, а также в старших классах и учебных заведениях СПО. Затем в эту систему должны включаться высшие учебные заведения. «Каждый из взаимодополняющих этапов правового воспитания должен начинаться с формирования уважительного отношения молодого поколения к праву в целом, закону, правам, свободам и законным интересам других граждан и заканчиваться усвоением необходимого комплекса знаний, подкрепляющих такое отношение (благодаря взаимодействию учебных заведений, государственных муниципальных, правоохранительных, судебных и др. органов)» [3].

Литература:

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс] // http://www.pravo.gov.ru/
  2. Верещагина И.В., Ерёменко А.А. Правовой нигилизм в молодёжной среде и пути его преодоления. [Текст] // Наука в современном мире: Материалы XXXII Международной научно-практической конференции (30 апреля 2018 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д. пед. наук, проф. В.И. Спирина. – М.: Издательство «Перо», 2018. –142 с.
  3. Кабакович Г.А., Хамитова Г.Ш. Модель правового образования и воспитания российской молодежи как способ решения социальной проблемы правового нигилизма // Вестник Башкирск. Ун-та. 2012. – №1. – С. 296-297.
Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, студент, юридическая специальность, правовое государство, специальность, молодое поколение, правовое воспитание, Российская Федерация, студенческая среда, уважительное отношение.


Похожие статьи

Проблемы правового воспитания современного студента

Правовое воспитание. Формирование правосознания студента — сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива вуза, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в...

Правовая культура современной молодежи: актуальное...

Юридическая культура — важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие

Это в полной мере относится к современной Российской молодежи, которой помимо других

Мы считаем, что правовое воспитание и образование в сфере права подрастающее...

Отношение к правовой культуре обучающейся молодежи

Правовая культура — это эндогенная, ментально-духовная сторона правовой системы

юридическая практика, особенно актуальна для практикующих студентов, получающих

Правовое обучение для подавляющего большинства студентов, особенно неюридических...

Специфика правового воспитания обучающихся современного...

Обосновывается необходимость постоянного правового воспитания обучающихся в условиях образовательной среды вуза через призму

Основные термины (генерируются автоматически): правовое сознание, правовое воспитание, правовая культура, правовое обучение...

Ценностное отношение к правовой культуре и его...

Современная Россия объявлена правовым государством. Это ставит проблему формирования правовой культуры и ценностного к ней отношения в ранг

Необходимость обращения к проблеме формирования ценностного отношения к правовой культуре студентов техникума...

Правовая подготовка студентов неюридических вузов

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская

Так как гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации

Правовая культура – это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы...

Проблемы правового воспитания современного студента

Правовое воспитание. Формирование правосознания студента — сложный и длительный процесс

Правовое воспитание представляет собой последовательное и систематическое

Чтобы эффективно управлять процессом правосознания студенческой молодежи, необходимо...

Развитие нравственно-правовой культуры студента...

Юртаева, Т. Б. Развитие нравственно-правовой культуры студента в культурно-образовательном пространстве / Т. Б. Юртаева.

Ключевые слова: нравственно-правовое воспитание, нравственно-правовая культура, нравственное и правовое сознание, принципы...

Проблемы организации правового воспитания в современной...

Деятельность такого государства невозможна без правового воспитания его общества, так

К основным проблемам правового воспитания в Российской Федерации можно отнести то

Бельков В. М. Некоторые проблемы правового воспитания в российской федерации и его...

Современная концепция нравственно-правового воспитания...

Ключевые слова: нравственно-правовое воспитание, нравственно-правовая культура, нравственное и правовое сознание, принципы

Конструктивные изменения современного российского общества сопровождаются рядом деструктивных тенденций, к числу которых...

Похожие статьи

Проблемы правового воспитания современного студента

Правовое воспитание. Формирование правосознания студента — сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива вуза, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в...

Правовая культура современной молодежи: актуальное...

Юридическая культура — важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие

Это в полной мере относится к современной Российской молодежи, которой помимо других

Мы считаем, что правовое воспитание и образование в сфере права подрастающее...

Отношение к правовой культуре обучающейся молодежи

Правовая культура — это эндогенная, ментально-духовная сторона правовой системы

юридическая практика, особенно актуальна для практикующих студентов, получающих

Правовое обучение для подавляющего большинства студентов, особенно неюридических...

Специфика правового воспитания обучающихся современного...

Обосновывается необходимость постоянного правового воспитания обучающихся в условиях образовательной среды вуза через призму

Основные термины (генерируются автоматически): правовое сознание, правовое воспитание, правовая культура, правовое обучение...

Ценностное отношение к правовой культуре и его...

Современная Россия объявлена правовым государством. Это ставит проблему формирования правовой культуры и ценностного к ней отношения в ранг

Необходимость обращения к проблеме формирования ценностного отношения к правовой культуре студентов техникума...

Правовая подготовка студентов неюридических вузов

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская

Так как гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации

Правовая культура – это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы...

Проблемы правового воспитания современного студента

Правовое воспитание. Формирование правосознания студента — сложный и длительный процесс

Правовое воспитание представляет собой последовательное и систематическое

Чтобы эффективно управлять процессом правосознания студенческой молодежи, необходимо...

Развитие нравственно-правовой культуры студента...

Юртаева, Т. Б. Развитие нравственно-правовой культуры студента в культурно-образовательном пространстве / Т. Б. Юртаева.

Ключевые слова: нравственно-правовое воспитание, нравственно-правовая культура, нравственное и правовое сознание, принципы...

Проблемы организации правового воспитания в современной...

Деятельность такого государства невозможна без правового воспитания его общества, так

К основным проблемам правового воспитания в Российской Федерации можно отнести то

Бельков В. М. Некоторые проблемы правового воспитания в российской федерации и его...

Современная концепция нравственно-правового воспитания...

Ключевые слова: нравственно-правовое воспитание, нравственно-правовая культура, нравственное и правовое сознание, принципы

Конструктивные изменения современного российского общества сопровождаются рядом деструктивных тенденций, к числу которых...

Задать вопрос