Выявление компонентов спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (424) июль 2022 г.

Дата публикации: 23.07.2022

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Соболева, В. Р. Выявление компонентов спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности младших школьников / В. Р. Соболева, Г. Г. Микерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 29 (424). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/archive/424/94126/ (дата обращения: 29.04.2024).



Представлены результаты теоретического и практического исследования по выявлению компонентов спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности младших школьников.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, начальная школа.

В современном мире регулярно происходят изменения в социально-политической и экономической жизни общества, обуславливающие поиск решения проблемы применения свободного времени детей для их воспитания и развития.

В условиях внедрения ФГОС НОО особое внимание и значение уделяется воспитательной деятельности школьников во внеурочное время. Под данным видом деятельности понимается активное взаимодействие педагога с обучающимися, направленное на достижение определенных воспитательных целей [5].

Различные аспекты внеурочной деятельности изложены в научных работах Г. И. Щукиной, Н. И. Болдырева, Н. П. Аникеевой, Л. Ю. Гордина, А. С. Макаренко и других.

Внеурочная деятельность обладает существенными возможностями для создания условий, направленных на всестороннее развитие обучающихся и их продуктивной социализации в дальнейшем [6].

В рамках ФГОС НОО предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям: общекультурное, обще интеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное [7].

Негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости организовать целенаправленную профилактическую работу по формированию у молодого поколения личной ответственности за собственное здоровье, потребности в сознательном соблюдении правил здорового образа жизни [3].

Организация работы по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности усиливает значимость здоровья, формирует навыки здорового образа жизни и мотивирует на развитие и ответственное отношение к собственной жизни и общества [2].

На констатирующий этапе проводилась диагностика, позволяющая сделать выводы о первоначальном уровне сформированности спортивно-оздоровительной подготовки младших школьников.

Базой экспериментальной части исследования стало МБОУ «СОШ № 6» (г. Ялта). В данной диагностике приняли участие 30 обучающихся 3 «А» класса данного образовательного учреждения. Данные обучающиеся были разделены на две группы (контрольную и экспериментальную) по 15 испытуемых в каждой.

Содержание внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления должно соотноситься с содержанием урочной деятельности учащихся по физической культуре, с получением навыков ведения здорового образа жизни, поэтому для оценки спортивно-оздоровительной подготовки использовался диагностический комплекс, состоящий из двух компонентов: физическая и здоровьесберегающая подготовленности.

Физическая подготовленность определяется способностью выполнять контрольные нормативы и испытания по физической культуре. Данные нормативы выбраны в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся (авторы — В. И. Лях, А. А. Зданевич) и включают пять тестов: челночный бег, бег на 30 метров, прыжок в длину с места, прыжок через скакалку и метание [4].

Интерпретация полученных результатов выявила, что низкий уровень физической подготовленности экспериментальной и контрольной группе имеют разницу показателя на 5 % (60 % и 55 %, соответственно) с преобладанием данного уровня в экспериментальной группе. Распределение показателей среднего уровня: имеет разницу на 10 % между показателями групп, в преобладание данного уровня в контрольной группе. При этом, высокий уровень преобладает в экспериментальной группе на 5 % (и составляет 10 %), в сравнении с контрольной (5 %).

Уровни физической подготовленности на момент проведения диагностики по определению исходного уровня находятся примерно на одном уровне в экспериментальной и контрольной группах, с преобладание низкого уровня в обоих группах (по 60 % и 55 %, соответственно).

Здоровьесберегающая подготовленность включает системные знания об основах здорового образа жизни, навыки следования нормам сохранения и укрепления своего здоровья.

Для определения данного вида подготовленности использовались следующие диагностические методики: «Гармоничность образа жизни школьников» и «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (автор — Н. С. Гаркуша) [1].

Первая методика диагностики позволила определить наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.

На основе полученных данных, можно отметить, что низкий уровень гармоничности образа жизни в экспериментальной и контрольной группе имеют разницу показателя на 15 % (50 % и 35 %, соответственно) с преобладанием данного уровня в экспериментальной группе. Распределение показателей минимального уровня: имеет разницу на 15 % между показателями групп, в преобладание данного уровня в контрольной группе (55 %), над экспериментальной (40 %). При этом, средний уровень находится на одном уровне в экспериментальной и контрольной группах и составляет 10 %, высокого уровня не выявлено ни у одного испытуемого.

Вторая методика диагностики позволила изучить уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья.

Полученные данные позволяют отметить, что низкий уровень владения культурными нормами в сфере здоровья в экспериментальной и контрольной группе имеют разницу показателя на 15 % (45 % и 60 %, соответственно) с преобладанием данного уровня в контрольной группе. Распределение показателей минимального уровня: имеет разницу на 5 % между показателями групп, в преобладание данного уровня в экспериментальной группе (45 %), над контрольной (40 %). При этом, средний уровень находится на одном уровне в экспериментальной и контрольной группах и составляет 10 %, высокого уровня не выявлено ни у одного испытуемого.

Результаты по двум выбранным методикам оценивались, суммировались и переводились в уровень здоровьесберегающей подготовленности.

Низкий уровень здоровьесберегающей подготовленности в экспериментальной и контрольной группе имеют разницу показателя на 10 % (45 % и 55 %, соответственно) с преобладанием данного уровня в контрольной группе. Распределение показателей среднего уровня: имеет разницу на 10 % между показателями групп, в преобладание данного уровня в экспериментальной группе (55 %), над контрольной (45 %). При этом высокого уровня не выявлено ни у одного испытуемого в каждой из групп.

Уровни здоровьесберегающей подготовленности на момент проведения диагностики по определению исходного уровня находятся примерно на одном уровне в экспериментальной и контрольной группах, с преобладание низкого (45 % и 55 %, соответственно) и среднего (55 % и 45 %, соответственно) уровней в обоих группах (по 60 % и 55 %, соответственно).

В дальнейшем результаты двух компонентов (физической и здоровьесберегающей подготовленности) суммировались и переводились в уровень сформированности спортивно-оздоровительной подготовки.

Поровый уровень спортивно-оздоровительной подготовки экспериментальной и контрольной группе имеют разницу показателя 10 % (35 % и 25 %, соответственно) с преобладанием данного уровня в экспериментальной группе. Распределение показателей базового уровня: имеет разницу на 10 % между показателями групп (по 55 % и 65 %, соответственно), в преобладание данного уровня в контрольной группе. При этом, повышенный уровень находится на одном уровне (и составляет 10 %).

Таким образом, уровни спортивно-оздоровительной подготовки на момент проведения диагностики находятся примерно на одних значениях в экспериментальной и контрольной группах с преобладание порогового и базового уровней в обоих группах, что позволяет заключить о необходимости организации деятельности, позволяющей улучшить спортивно-оздоровительную подготовку обучающихся.

Литература:

  1. Гаркуша, Н. С. Воспитание культуры здоровья современных школьников: проблемы и пути их решения: монография / Н. С. Гаркуша. — Челябинск: Центр Научного Сотрудничества, 2012. — 188 с.
  2. Калечиц Т. Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т. Н. Калечиц, 3.А. Кейлина. — М.: Просвещение, 2000–135 с.
  3. Кулик, Г.И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека / Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко. — СПБ, OOO ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. — 230с.
  4. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1–11 классы / В. И. Лях, А. А. Зданевич. — Москва: Просвещение, 2010. — 126 с.
  5. Мусакаев, М. Б. Направления и формы внеклассной работы / М. Б. Мусакаев, А. П. Ермолаев // Специалист. — 2015. — № 11. — С. 20–23
  6. Попова, И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. — 2013. — № 1. — С. 219–226.
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». — URL: https://base.garant.ru/400907193/
Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, уровень, внеурочная деятельность, экспериментальная группа, здоровый образ жизни, показатель групп, разница показателя, спортивно-оздоровительная подготовка, высокий уровень, преобладание.


Похожие статьи

Диагностика физических качеств детей 7–8 лет, проживающих...

контрольная группа (КГ) — учащиеся, которые не посещали оздоровительные занятия, посещали

В отличие от учащихся контрольной группы, учащиеся экспериментальной группы

Таблица 1. Показатели сформированности физических качеств удетей 7–8 лет на...

контрольная группа, экспериментальная группа, шкала...

Выявились различия в показателях интеллекта по тесту Д. Векслера. Так, средний показатель общего интеллекта в экспериментальной группе равен 129,57 (высокий уровень интеллекта), в то время как в контрольной группе — 119,60 (хороший уровень интеллекта). Таблица 1.

Исследование показателей физического развития и физической...

Проанализируем показатели физической подготовленности и физического развития учащихся 9 классов по окончании педагогического эксперимента, представленные в таблице и на рисунке. Средние показатели длины и массы тела у учащихся не имеют статистического различия (х...

Исследование уровня компетентности родителей, педагогов...

– Зафиксировать уровень физического развития детей, выявить особенности мотивации здорового образа жизни, уровень знаний и своеобразие отношения детей к своему здоровью. Оценка компетентности родителей в области физкультурно-оздоровительной деятельности...

Опытно-экспериментальная работа по формированию...

Высокий уровень усвоения знаний о ЗОЖ — 40 молодых людей — 40 %.

Таким образом, формирование здорового образа жизни молодежи включает в себя: создание

ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, спортивная школа, занятие, тренер...

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень...

В контрольной группе уровень развития коммуникативных действий оказался выше. Учащиеся контрольной группы могут вести диалог и монолог, слушать и слышать, отвечать с места и у доски, рассказывать рассказ по картинки, работать в парах.

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень...

Таким образом, как в контрольной, так и в экспериментальной группах большинство учащихся ориентированы на инструментальные ценности, т. е. на ценности — средства, что свидетельствует о недостаточном уровне развития морально–этической сферы учащихся.

Характеристики личностных особенностей подростков с ОВЗ по...

- 60 % имеют хороший уровень выраженности по фактору (F). У данной категории подростков наблюдается преобладание активного образа жизни над учебной мотивацией. По показателям личностной тревожности они демонстрируют границу нормы с несколько повышенным...

Похожие статьи

Диагностика физических качеств детей 7–8 лет, проживающих...

контрольная группа (КГ) — учащиеся, которые не посещали оздоровительные занятия, посещали

В отличие от учащихся контрольной группы, учащиеся экспериментальной группы

Таблица 1. Показатели сформированности физических качеств удетей 7–8 лет на...

контрольная группа, экспериментальная группа, шкала...

Выявились различия в показателях интеллекта по тесту Д. Векслера. Так, средний показатель общего интеллекта в экспериментальной группе равен 129,57 (высокий уровень интеллекта), в то время как в контрольной группе — 119,60 (хороший уровень интеллекта). Таблица 1.

Исследование показателей физического развития и физической...

Проанализируем показатели физической подготовленности и физического развития учащихся 9 классов по окончании педагогического эксперимента, представленные в таблице и на рисунке. Средние показатели длины и массы тела у учащихся не имеют статистического различия (х...

Исследование уровня компетентности родителей, педагогов...

– Зафиксировать уровень физического развития детей, выявить особенности мотивации здорового образа жизни, уровень знаний и своеобразие отношения детей к своему здоровью. Оценка компетентности родителей в области физкультурно-оздоровительной деятельности...

Опытно-экспериментальная работа по формированию...

Высокий уровень усвоения знаний о ЗОЖ — 40 молодых людей — 40 %.

Таким образом, формирование здорового образа жизни молодежи включает в себя: создание

ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, спортивная школа, занятие, тренер...

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень...

В контрольной группе уровень развития коммуникативных действий оказался выше. Учащиеся контрольной группы могут вести диалог и монолог, слушать и слышать, отвечать с места и у доски, рассказывать рассказ по картинки, работать в парах.

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень...

Таким образом, как в контрольной, так и в экспериментальной группах большинство учащихся ориентированы на инструментальные ценности, т. е. на ценности — средства, что свидетельствует о недостаточном уровне развития морально–этической сферы учащихся.

Характеристики личностных особенностей подростков с ОВЗ по...

- 60 % имеют хороший уровень выраженности по фактору (F). У данной категории подростков наблюдается преобладание активного образа жизни над учебной мотивацией. По показателям личностной тревожности они демонстрируют границу нормы с несколько повышенным...

Задать вопрос