Арт-терапия в работе по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.

Дата публикации: 14.07.2022

Статья просмотрена: 279 раз

Библиографическое описание:

Войтова, С. В. Арт-терапия в работе по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи / С. В. Войтова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/423/93991/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье проанализированы особенности развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи посредством методов арт-терапии. Раскрыты возможности методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, особенности коммуникативных навыков, дошкольники, арт-терапия.

В современных условиях развития общества большое внимание уделяется социализации детей дошкольного возраста, в том числе детей с общим недоразвитием речи.

В силу своего дефекта ребенок с общим недоразвитием речи (ОНР) не может полноценно и качественно социализироваться. У таких детей их дефект приводит к нарушениям связей с социумом. Ребёнок не в состоянии воспринимать социальные нормы и полноценно общаться со сверстниками и взрослыми. Это является направлением целенаправленной работы над формированием коммуникативных навыков у детей с ОНР, как одного из условий адаптации детей в коллективе [1].

Наиболее конструктивным средством, по нашему мнению, в этом случае использование мультимодальных арт-технологий [2].

Метод используется при широком спектре проблем, особенно когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями, с таким диагнозом как ОНР, аутизм, синдром Дауна, ДЦП, задержка развития речи, дефицит внимания, гиперактивность, а также при детских страхах, фобиях, неврозах, энурезе. В процессе терапии происходит коррекция эмоционального поведения посредством рисования, лепки, конструирования из природных материалов, сказок.

Значимость этого метода состоит в том, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна и свободна. Процесс арт-терапии вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность, способствует формированию более активной жизненной позиции. Ребенок переживает удовольствие, возникающее в результате обнаружения скрытых умений и их развития.

Будучи средством невербального (т. е. бессловесного) общения, арт-терапия особенно ценна для детей с нарушениями речи, которые недостаточно хорошо владеют языком, кому трудно выразить свои мысли в словах [4].

Кроме того, арт-терапия преследует цель не «научить» дошкольника тому или иному виду искусства, а оказывает терапевтическое действие через самое искусство и процесс [7].

Арт-терапия широко используется в работе с детьми, у которых нарушения речи имеют вторичные последствия для социального и личностного развития. Катарсическая функция арт-терапии позволяет дошкольнику освободиться от накопленных и угнетенных отрицательных состояний, которые ребенок не способен самостоятельно осознать, выразить и решить коммуникативным путем.

Регулятивная функция терапии искусством позволяет снять нервно-психическое напряжение, регулировать психосоматические процессы, корректировать эмоционально-волевые процессы, модулировать положительные процессы и психоэмоциональные состояния [6].

Коммуникативно-рефлексивная функция обеспечивает коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки, улучшающего процесс социализации ребенка с ОНР. В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность дошкольника в признании, положительном внимании, ощущению собственной успеваемости и значимости, развиваются компенсаторные возможности. Уходит психологическая энергия, используемая ребёнком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабленно, а психологическая защита в виде негативизма, агрессии уступает место творчеству [3].

Через искусство дошкольники на практике получают положительное представление о себе: «я успешный», «у меня все хорошо получается», «я могу справиться с трудностями» и т. д.

Разнообразие видов терапии искусством делает ее доступной для детей всех возрастов, даже младших дошкольников. К основным видам арт-терапии относят: сказкотерапия, песочная терапия, игротерапия, музыкотерапия и танцевальная терапия, куклотерапия, библиотека, имаготерапия, изотерапия, психогимнастика [5]. Все виды арт-терапии являются основой мультимодальных арт-технологий.

Музыкотерапия — метод арт-терапии, использующий в качестве основного психокоррекционного влияния — музыку. Музыка может использоваться как цельный изолированный психокоррекционный метод воздействия (прослушивание музыки, музыкование), так и как дополнительное музыкальное сопровождение, служащее средством усиления влияния и эффективности других методов.

Музыкотерапия имеет кроме регулирующей и коммуникативной функции, и, главную — реактивную, направленную на достижение катарсиса.

В сочетании с музыкотерапией в психологии широко применяется танцевальная терапия.

Танцевальная терапия является разновидностью кинезотерапии (психокоррекционное влияние движениями). Танцевальная терапия предоставляет уникальную возможность ребенку, имеющему проблемы с коммуникацией — самовыразиться, что есть особенно актуальна и для дошкольников с ОНР. Разновидностью танцевальной терапии является коррекционная ритмика — вид активной музыкально-танцевальной терапии, в основе которого лежит синтез музыкально-ритмического подвижного воздействия.

Сказкотерапия также выполняет различные терапевтические и психокоррекционные цели (в зависимости от вида сказки и способа работы с ней). Вариаций работы со сказкой очень много: простое чтение сказки и ее обсуждение, рисование по мотивам сказки, проигрывание сказки или эпизодов по ролям или с помощью кукол, создание собственной сказки, завершение незаконченной сказки (с нужным концом).

Изотерапия — широкий пласт арт-терапевтических методик, психокоррекционное влияние которых осуществляется с помощью изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т. п.

Терапия рисунком осуществляется через проекцию личности ребенка и в символической форме показывает видение и отношение ребенка к миру. Для изотерапии главным является не результат, а процесс творчества, именно он носит терапевтическое и психокоррекционное действие [5].

К разновидностям изотерапии также относят игры с разными неструктурированными материалами: песочная терапия, игры с глиной, соленым тестом, водой и т. д. Игры с неструктурированным материалом снимают психоэмоциональное напряжение, тревожность, страхи, агрессию, обеспечивают общую гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка, а также способствуют развитию мелкой моторики рук, тактильной чувственности, эмоционально-волевой и познавательной сферы, коммуникативных навыков, а также развитию предметно-игровой деятельности [7].

Арт-терапия не требует от ребенка наличия высокого интеллектуального или коммуникативного потенциала, а ее основной целью является гармонизация и развитие личности через самовыражение и сублимацию.

Таким образом становится очевидным что, для детей с ОНР арт-терапия является альтернативным средством познания себя и мира, через искусство самовыражения и налаживания коммуникации с окружающими, развития различных сфер (эмоциональной, волевой, личностной), стабилизации его внутреннего мира. Что несомненно будет способствовать более качественной работе по коррекции коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями.

Литература:

  1. Брянская, Е. И. Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Е. И. Брянская. // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 90–93. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/ 96/4183/ (дата обращения: 30.12.2021).
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.- 388 с.
  3. Козырева В. П. Формирование коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями в процессе коррекционной работы: Дисс.... канд. пед. наук. Москва, 2011. -184 с.
  4. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2012.- 432с.
  5. Мак Нифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 8, № 1, 2005.- С.10–23.
  6. Перепелкина Т. Е. Особенности использования методов арт-терапии в коррекции невротических нарушений у детей дошкольного возраста// Северодвинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко», 2012, № 7.- С.105–110.
  7. Постальчук О. И. Психотерапевтическая роль манипуляций с изобразительными материалами при работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Москва: Когито-Центр, 2016. -С. 142–159.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, танцевальная терапия, дошкольник, дошкольный возраст, песочная терапия, процесс, психокоррекционное влияние.


Ключевые слова

общее недоразвитие речи, дошкольники, арт-терапия, особенности коммуникативных навыков

Похожие статьи

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе...

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

 Для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи перспективными методами воздействия являются...

Специфика использования песочной терапии на логопедических...

Метод песочной терапии активно применяется на логопедических занятиях для развития мелкой моторики, работы над фонетической стороной речи, лексической, грамматической стороной речи, работа над формированием фразовой речи, а так же помогает создать...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим...

Ключевые слова: старшие дошкольники, песочная терапия, мелкая моторика, общее недоразвитие речи.

Функция руки и речь развиваются параллельно, поэтому это должно использоваться в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми...

Дети с общим недоразвитием и нарушениями речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную

- танцетерапия — основана на выражении пластикой тела определённых чувств и переживаний, в основе ее применения лежит снятие...

Использование элементов песочной и акватерапии в работе...

Песочнаятерапия это терапия психотерапевтического воздействия на человека с использованием песка. Для детей − это, прежде всего игровой способ передачи всех своих переживаний, проблем, страхов, внутренних конфликтов. Игровая деятельность с песком в...

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

Особенно в холодный период времени удачно происходят сеансы песочной терапии в

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты

− оказывает положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы...

Песочная игротерапия для дошкольников | Статья в журнале...

Песочная терапия для детей дошкольного возраста — это игровой способ «рассказать» о своих проблемах, возможность показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка — это необходимая, естественная и...

Песочная терапия как одна из современных...

Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей.

Похожие статьи

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе...

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

 Для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи перспективными методами воздействия являются...

Специфика использования песочной терапии на логопедических...

Метод песочной терапии активно применяется на логопедических занятиях для развития мелкой моторики, работы над фонетической стороной речи, лексической, грамматической стороной речи, работа над формированием фразовой речи, а так же помогает создать...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим...

Ключевые слова: старшие дошкольники, песочная терапия, мелкая моторика, общее недоразвитие речи.

Функция руки и речь развиваются параллельно, поэтому это должно использоваться в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми...

Дети с общим недоразвитием и нарушениями речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную

- танцетерапия — основана на выражении пластикой тела определённых чувств и переживаний, в основе ее применения лежит снятие...

Использование элементов песочной и акватерапии в работе...

Песочнаятерапия это терапия психотерапевтического воздействия на человека с использованием песка. Для детей − это, прежде всего игровой способ передачи всех своих переживаний, проблем, страхов, внутренних конфликтов. Игровая деятельность с песком в...

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

Особенно в холодный период времени удачно происходят сеансы песочной терапии в

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты

− оказывает положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы...

Песочная игротерапия для дошкольников | Статья в журнале...

Песочная терапия для детей дошкольного возраста — это игровой способ «рассказать» о своих проблемах, возможность показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка — это необходимая, естественная и...

Песочная терапия как одна из современных...

Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей.

Задать вопрос