Характеристика коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ в свете ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гоз, Д. М. Характеристика коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ в свете ФГОС / Д. М. Гоз, Т. С. Болдырева, О. С. Митрунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93751/ (дата обращения: 04.05.2024).



В период реформирования современного российского образования предъявляются высокие требования к организации дошкольного образования, к реализации инновационных форм и методов работы, к готовности воспитателя к конструктивному и продуктивному общению с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами.

Профессиональная деятельность воспитателя в значительной своей части протекает в условиях интенсивного общения, которое имеет самостоятельный, процессуальный характер, проявляющийся в обмене информацией, во взаимодействии и восприятии детей, родителей, коллег-участников общения. Поэтому коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности воспитателя и в значительной мере влияет на эффективность его воспитательно-образовательной деятельности.

Ученые подчеркивают, что уровень развития коммуникативной компетентности воспитателя влияет, во-первых, на качество образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, на общекультурное развитие детей, эффективность их социализации и индивидуализации; во-вторых, на полноценность самореализации самого воспитателя в избранной профессии.

Поэтому исследование феномена «коммуникативная воспитателя дошкольного образовательного учреждения» (ДОУ) приобретает особую актуальность в свете ФГОС.

Анализ научной литературы показывает сложность и многоаспектность феномена «коммуникативная воспитателя ДОУ», исследование которого по-прежнему недостаточно представлено в доступных научно-практических исследованиях.

Не менее актуальной является проблема обеспечения дошкольных образовательных учреждений воспитателями-профессионалами, владеющими высоким уровнем коммуникативной компетентности.

В связи с этим, перед системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования стоит важная задача формирования, развития у воспитателей ДОУ коммуникативной компетентности, как способности организовывать эффективное взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами, администрацией.

Состояние разработанности (изученности) темы.

Обоснование и раскрытие понятий «компетентность», представлено в работах В. И. Байденко, А. А. Вербицкого, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Дж. Равена, А. В. Хуторского, С. Е. Шишова и др. Термин «коммуникативная компетентность» с полным основанием достаточно активно применяется в психологической (Л. В. Абдалина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. В. Кузьмина и др.), педагогической (В. П. Симонов, В. А. Сластенин и др.), социологической (Ю. А. Карпова, В. П. Зинченко и др.) и другой литературе.

В психологической науке исследование феномена «коммуникативная компетентность» представлено изучением вопросов: о коммуникативных умениях, о коммуникативном взаимодействии, о коммуникативности, о коммуникативных качествах, свойствах личности, о коммуникативных процессах.

Однако сущностная характеристика коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ целостно не изучена до сих пор. По-прежнему остается недостаточной научная и практическая разработанность проблемы формирования коммуникативной компетентности воспитателя в условиях внутриучрежденческого повышения квалификации.

Исследование проблемы развития коммуникативной компетентности воспитателя осложняется особенностями его профессиональной воспитательно-образовательной деятельности, включающей в себя не только педагогический, но и психологический, психофизиологический, культурологический аспекты.

Имеющиеся исследования, посвященные коммуникативной компетентности воспитателя, в том числе в условиях внутриучрежденческого повышения квалификации, подтверждают, что все они еще недостаточны, что составляет обширное научное пространство для теоретических и эмпирических исследований и перспективных открытий.

Коммуникативная компетентность воспитателя, как уровень владения знаниями и умениями организации эффективного взаимодействия с детьми, коллегами и опирающийся на гуманные ценности, потребность в общении и обеспечивающий качество образовательно-воспитательного процесса и самореализацию всех его участников, будет успешно развиваться за счет участия воспитателя в психологическом тренинге и учета воздействия таких психологических факторов, как общительность, гибкость, самоконтроль, взаимоотношения, толерантность.

Методы исследования: теоретический анализ научных источников; эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование; сравнительно-сопоставительный анализ эмпирических данных.

Теоретическая значимость. Конкретизируя понятие «коммуникативная компетентность воспитателя ДОУ», которое рассматриваем его, как уровень владения знаниями и умениями организации эффективного взаимодействия с детьми, коллегами и опирающийся на гуманные ценности, потребность в общении и обеспечивающий качество образовательно-воспитательного процесса и самореализацию всех его участников.

Дополняя представление о структурно-содержательном конструкте коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ, хочется отметить, что его компоненты ‒ коммуникативной компетентности воспитателя: мотивационный, когнитивный, операциональный, регулятивный ‒ имеют огромное влияние на качество педагогической деятельности. Особенно следует выделить мотивационный компонент: имея мотивацию, педагог будет стремиться повышать уровень знаний, квалификацию, будет активно участвовать в мероприятиях различного уровня и направленности.

Выделяя сущностные характеристики феномена «коммуникативная компетентность воспитателя» следует взять за основу ведущие идеи следующих методологических подходов:

— компетентностный подход указал на то, что компетентность воспитателя в коммуникативной сфере интегрирует когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную составляющие (Л. В. Абдалина, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина и др.);

— деятельностный, раскрывающий способы, приемы, методы гуманного воспитания, обучения в педагогической деятельности, обеспечивающим реализацию ценностей коммуникативной компетентности (Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— личностный, в рамках которого коммуникативная компетентность воспитателя рассматривается с учетом индивидуально-когнитивных свойств и навыков его саморегуляции и самоконтроля (Л. И. Анцыферова, Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков и др.);

— системный, позволивший выявить во взаимосвязи сущностные структурно-функциональные компоненты коммуникативной компетентности воспитателя как целостного образования (В. А. Барабанщиков, Б. Ф. Ломов и др.);

— гуманистический, раскрывающий профессиональную компетентность воспитателя как процесс самореализации личности и совершенствования

— профессионально-важных личностных образований, в том числе и коммуникативной компетентности (Е. В. Бондаревская, А. Маслоу и др.);

— положения педагогики обучения взрослых, в котором ведущая роль в организации процесса обучения на всех его этапах принадлежит самому обучающемуся (воспитателю), поскольку взрослый обучающийся — активный элемент, один из равноправных субъектов обучения (С. И. Змеёв).

Коммуникативная компетентность как важная составляющая профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, способствует и обеспечивает достижение им профессионализма и повышение качества воспитательной деятельности; конструктивных профессиональных и межличностных отношений; удовлетворенности педагогическим трудом и наиболее полной самореализации в избранной профессии.

Литература:

  1. Боярко Е. А. Развитие профессионально-личностной компетентности воспитателей ДОУ / Е. А. Боярко // Вестник научных конференций. — 2015. –№ 3–4.
  2. Власенко С. В. Инновационные формы обучения в современной системе повышения квалификации педагогов / С. В. Власееко. // Научное обеспечение системы повышение квалификации кадров. — 2014. — № 1. –
  3. Волкова Т. В. Формирование профессиональных компетентностей начинающих педагогов ДОО / Т. В. Волкова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. — 2015.
  4. Повышение профессиональной компетентности воспитателя ДОУ по взаимодействию с семьей / Г. А. Герасименко // Проблемы педагогики. — 2017.
  5. Десятова С. В. К вопросу о профессиональной компетентности воспитателей ДОУ / С. В. Десятова // Инновации в науке и практике: материалы VI международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. — 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность воспитателя, коммуникативная компетентность, образовательно-воспитательный процесс, профессиональная компетентность воспитателя, эффективное взаимодействие, внутриучрежденческое повышение квалификации, дошкольное образовательное учреждение, педагогическая деятельность, умение организации, уровень владения.


Похожие статьи

Коммуникативная компетентность как базовый элемент...

Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность

видах деятельности; стать на позицию другого и координировать разные точки зрения

Коммуникативная компетентность — это интегральное личностное качество...

Проблема исследования коммуникативной компетентности...

Проблема исследования коммуникативной компетентности воспитателя в психологической науке.

 Профессионализм воспитателя, его профессиональная компетентность и составляющие его компетентности продолжают вызывать высокий научный и практический...

Компетентность воспитателя дошкольного образования

Компетентность воспитателя дошкольного образования. Автор: Ланевская Вероника Михайловна. Рубрика: Педагогика.

Некоторые проблемы профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования и формирования его личности рассматривают в...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования, качество дошкольного образования. Современная система образования выдвигает необходимость повышения квалификации и профессионального уровня педагога, т. е...

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

В данной статье затрагивается тема профессиональной компетентности педагога

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования включает в себя...

Формирование коммуникативной компетентности...

Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в определенном профессиональном коллективе, умение создавать риторические ситуации общения, умение изобретать и интерпретировать профессионально значимые высказывания...

Сущность понятия «профессиональная компетентность...»

Чтобы раскрыть сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике, мы рассмотрим взгляды отечественных педагогов на данную проблему. Известный педагог В. А. Сластенин считает...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

Профессиональная компетентность современного педагога дошкольной организации представляет

Профессиональная компетентность воспитателя детского сада представляет собой

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе...

Методическое сопровождение становления профессиональной...

От уровня его профессиональной компетентности зависит глубина и характер изменений в дошкольном образовании.

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности (умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и...

Роль профессиональной компетентности педагога...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми.

‒ знания, умения, навыки, способы и приемы, ‒ эффективное применение знаний и умений на

Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс...

Похожие статьи

Коммуникативная компетентность как базовый элемент...

Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность

видах деятельности; стать на позицию другого и координировать разные точки зрения

Коммуникативная компетентность — это интегральное личностное качество...

Проблема исследования коммуникативной компетентности...

Проблема исследования коммуникативной компетентности воспитателя в психологической науке.

 Профессионализм воспитателя, его профессиональная компетентность и составляющие его компетентности продолжают вызывать высокий научный и практический...

Компетентность воспитателя дошкольного образования

Компетентность воспитателя дошкольного образования. Автор: Ланевская Вероника Михайловна. Рубрика: Педагогика.

Некоторые проблемы профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования и формирования его личности рассматривают в...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования, качество дошкольного образования. Современная система образования выдвигает необходимость повышения квалификации и профессионального уровня педагога, т. е...

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

В данной статье затрагивается тема профессиональной компетентности педагога

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования включает в себя...

Формирование коммуникативной компетентности...

Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в определенном профессиональном коллективе, умение создавать риторические ситуации общения, умение изобретать и интерпретировать профессионально значимые высказывания...

Сущность понятия «профессиональная компетентность...»

Чтобы раскрыть сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике, мы рассмотрим взгляды отечественных педагогов на данную проблему. Известный педагог В. А. Сластенин считает...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

Профессиональная компетентность современного педагога дошкольной организации представляет

Профессиональная компетентность воспитателя детского сада представляет собой

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе...

Методическое сопровождение становления профессиональной...

От уровня его профессиональной компетентности зависит глубина и характер изменений в дошкольном образовании.

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности (умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и...

Роль профессиональной компетентности педагога...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми.

‒ знания, умения, навыки, способы и приемы, ‒ эффективное применение знаний и умений на

Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс...

Задать вопрос