Актуальные проблемы кадровой политики в органах прокуратуры и пути их разрешения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 23.06.2022

Статья просмотрена: 1027 раз

Библиографическое описание:

Гаплаев, А. М. Актуальные проблемы кадровой политики в органах прокуратуры и пути их разрешения / А. М. Гаплаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93431/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор детально рассматривает проблемы кадровой политики и пытается предложить варианты по их разрешению.

Ключевые слова: организация прокуратуры, прокурорская деятельность, аттестационная комиссия, государственная службы, кадровая политика, служба в органах прокуратуры, аттестация, наставничество.

Пополнение прокуратуры юридически грамотными кадрами, обладающими необходимыми профессиональными и моральными качествами, — одно из необходимых условий успешного выполнения стоящих перед ней целей и задач по укреплению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

Служба в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, представляет собой вид федеральной государственной службы, осуществляемой прокурорскими работниками (прежде всего, прокурорами) и лицами, занимающие должности федеральной государственной гражданской службы. При этом законодатель наделил прокурорских работников особым правовым статусом, необходимым и ровно в той мере, которая обусловлена специальным характером задач прокурорской деятельности.

Анализ практики говорит о необходимости закрепления в законодательстве положений о формировании аттестационной комиссии возможного возникновения конфликта интересов[1], который мог бы повлиять на рекомендации комиссии. Следует также конкретизировать сроки утверждения и критерии учета решений аттестационной комиссии при принятии последующих кадровых решений руководителями органов и организаций прокуратуры.

Кроме того, в целях расширения форм участия общественности в прокурорской деятельности можно рассмотреть вопрос о включении представителей общественности в составы аттестационных комиссий при органах и организациях прокуратуры, а также в целом внедрить институт общественной оценки такой деятельности, которая будет учитываться при определении эффективности работы прокурорских работников.

Введение в состав таких комиссий в качестве независимых экспертов представителей научных и образовательных организаций — специалистов по вопросам прокурорской деятельности также может способствовать более эффективному применению института аттестации прокурорских работников, позволит расширить применение научных методов оценки профессиональных и личных качеств аттестуемых.

Данные вопросы приобретают огромное значение и должны стать одними из основных направлений модернизации государственно-служебных отношений, поскольку перспективы развития самой прокуратуры, как и любого иного государственного органа, во многом определяются качественным составом кадров, их профессиональной, деловой и моральной подготовленностью к выполнению возложенных на них функций.

Решение проблемы повышения профессионализма кадрового состава органов и организаций прокуратуры будет способствовать:

1) совершенствование института наставничества [11], предусматривающее:

— создание в каждой региональной прокуратуре и в Генеральной прокуратуре Российской Федерации советов наставников, в задачи которых могли бы входить: подбор наставников и координация их деятельности, оказание методической и практической помощи наставникам, распространение положительного опыта наставнической работы, заслушивание отчетов о проделанной работе;

— определение критериев, которым должен соответствовать наставник (в части стажа службы, отсутствия фактов дисциплинарных взысканий, профессиональных и личных качеств и др.), максимального количества молодых специалистов, которые могут быть закреплены за одним наставником;

— разработку и нормативное закрепление критериев оценки эффективности воспитательной работы с молодыми специалистами [12], установление обязательности подготовки по окончании периода наставничества для дальнейшего предоставления руководству и аттестационной комиссии отчета о выполнении индивидуального плана воспитания и обучения молодого специалиста, результатах выполнения таких обязанностей на соответствующих должностных лиц, необходимом уровне профессиональных знаний, развития навыков и умений, способности эффективно исполнять служебные обязанности и др.;

— установление ряда стимулирующих мер для наставников (к примеру, в виде постоянных дополнительных выплат, применения мер материального и иного поощрения), что будет способствовать признанию их заслуг, повышению самооценки и авторитета среди коллег;

2) формализация процесса индивидуальной профессиональной подготовки (профессионального развития) путем определения обязательных для изучения тематик и направлений совершенствования, учитываемых при формировании планов такой подготовки;

3) возврат к широко применявшейся в ранее (в советское время) практике командирования работников в другие региональные, районные прокуратуры для обмена опытом в целях получения навыков и знаний у более опытных коллег.

Еще одна проблема заключается в вопросе социальных гарантий для лиц, работающих в органах и организациях прокуратуры (не только при прохождении службы, но и после ее прекращения). Общие гарантии выполнения служебных полномочий предоставляются каждому из них независимо от статусных различий. Весьма условно их можно разделить на следующие две основные группы:

— служебные гарантии, направленные на обеспечение исполнения функциональных обязанностей: создание условий исполнения должностных полномочий, денежное содержание и иные выплаты; защита служащего и членов семьи от насилия и угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей; обеспечение служебным транспортом и т. п.

— социально-экономические гарантии: ежегодный оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание работника и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию; переподготовка (переквалификация); обязательность согласия на перевод на другую должность; пенсионное обеспечение за выслугу лет; обязательное государственное страхование; обязательное социальное страхование.

Считается, что возможное изменение наименование ст. 44 1 «Обеспечение прокуроров жилыми помещениями» Закона о прокуратуре на «Обеспечение прокурорских работников жилыми помещениями» содержательно расширит круг лиц, которым адресовано содержание данной статьи, предусмотрев в ее положениях возможность получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья прокурорскими работниками, а не исключительно прокурорами.

Относительно расширения соответствующих социальных гарантий по кругу субъектов, представляется также возможным рассмотреть вопрос о внесении изменений в п. 5 ст. 44 Закона о прокуратуре с тем, чтобы предоставление места в образовательных организациях во внеочередном порядке распространялось на детей не только прокуроров, но и иных прокурорских работников (при этом уместно вести речь не только об «общеобразовательных организациях, имеющих интернат», но и о любых других общеобразовательных организациях). Обозначенные изменения могут найти свое место в соответствующих нормах Закона о прокуратуре.

Только путем таких программных и системных мер может быть обеспечена разработка и внедрение принципиально новых механизмов формирования высокопрофессионального, компетентного и стабильного кадрового состава государственных органов, основанного на принципах построения модели профессиональной карьеры [13], дальнейшее совершенствование механизмов прохождения государственной службы и управления ею [14], обеспечение независимости служебных отношений от воздействия различных социально-политических факторов.

Исключительно основанная на конституционных нормах и складывающемся специальном законодательстве модернизация государственной службы позволит существенно повысить эффективность государства, сформировать государственный аппарат, оптимальный по численности и квалификации кадров, что в конечном счете благотворно скажется на реализации прав и свобод человека и гражданина во всех сферах общественной жизни, сделает их реальными для каждого россиянина [15].

Первоначальным шагом к достижению таких задач должно стать осознание того, что состояние кадрового потенциала государственного аппарата определяет не только результативность в достижении целей, поставленных перед конкретными государственными органами, но и эффективность деятельности всего государственного механизма как гаранта формирования сильного государства [16], стабильного развития его демократических начал и становления современного гражданского общества.

Литература:

1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 18 февраля.

2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 31 мая.

3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля.

4. Указ Президента Российской Федерации от 21.11.2012 № 1563 (ред. от 02.12.2021) «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 48. Ст. 6662.

5. Указ Президента Российской Федерации от 05.07.2021 № 403

6. «Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 28 (часть I). Ст. 5490.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1996 № 242 (ред. от 26.01.2012) «О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого прокурорам, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями» // Российская газета. 1996. 16 марта.

8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 03.11.1999 № 82 «О присяге прокурора (следователя)» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Т. 2. — Тула: Издательский дом «Автограф», 2004. — С. 58, 59.

9. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 06.08.2002 № 48 (ред. от 05.12.2016) «О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых других сферах» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Т. 2. — Тула: Издательский дом «Автограф», 2004. — С. 39–41.

10. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 № 114 (ред. от 16.09.2020) «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2010. № 6. С. 68–69; 2021. № 6. С. 66–76.

11. Ковтков Д.И. Наставничество на гражданской службе // Законодательство и экономика, 2016. № 11. С. 41–53.

12. Хатов Э.Б. Воспитательная работа с молодыми специалистами в органах прокуратуры: понятие и правовые основы // Lex russica. 2016. № 12. С. 145.

13. Стелина Я. Теоретические концепции института государственной службы // Правоприменение. 2019. Т. 3. № 2. С. 27.

14. Нагорных Р.В. О содержании административно-правового механизма формирования и реализации кадровой политики в правоохранительной сфере // Административное право и процесс, 2009. № 3. С. 15–18.

15. Двадцать лет Конституции Российской Федерации: юридическая наука и практика. – М.: Институт государства и права РАН, 2013. – С. 24.

16. Государственная служба и служебное право: учебное пособие / Ю.Н. Старилов. – М.: Норма; Инфра-М, 2018. С. 219–221.


[1] Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 11.11.2014 № 611 «О комиссиях органов и организаций прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», определяющий порядок образования соответствующей комиссии, ее работу, компетенцию, а также виды принимаемых ею решений.

Основные термины (генерируются автоматически): организация прокуратуры, прокурорская деятельность, аттестационная комиссия, государственная служба, государственный аппарат, кадровая политика, орган, работник, свобода человека.


Ключевые слова

наставничество, кадровая политика, аттестация, аттестационная комиссия, прокурорская деятельность, организация прокуратуры, государственная службы, служба в органах прокуратуры

Похожие статьи

Особенности прохождения государственной службы в органах...

государственная служба, федеральная государственная служба, орган прокуратуры, Российская Федерация, военная служба, государственная гражданская служба, прокурорская служба, служба, вид, специфический...

Прокуратура и ее место в системе государственных органов...

 Ключевые слова: прокуратура, государственная служба, прокурорский работник, правовой статус.

С самого начала зарождения органов прокуратуры в России и по настоящее время деятельность предупредительной направленности прокуратуры выражается и ранее...

Подготовка кадров для органов и учреждений прокуратуры...

Все перечисленные виды кадровой политики в органах прокуратуры взаимосвязаны между собой, при этом каждый дополняет друг друга, позволяя тем самым открывать новые и развивать существующие подходы, применяемые в кадровой деятельности органов и учреждений...

Принципы организации и деятельности прокуратуры...

Под принципами организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации необходимо понимать основополагающие начала, отражающие сущность и назначение прокурорской системы в обществе и государстве.

Место прокуратуры Российской Федерации...

В государственно-правовом механизме (аппарате) государства прокуратура РФ занимает особое место. Важно отметить, что в ранее действующей редакции Конституции РФ понятие прокуратуры было изложено следующим образом (статья 129 Конституции РФ с учетом...

Особенности правового статуса прокурорских работников как...

В органах и организациях прокуратуры помимо прокурорских работников проходят службу государственные гражданские служащие, занимающие должности, предусмотренные разделом 17 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы...

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

 Ключевые слова: прокуратура, государственная власть, правоохранительные органы

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации

При Петре I произошло создание органов прокуратуры и, в соответствии с Высочайшим Указом от...

Требования к кандидату на службу в органы прокуратуры

 Ключевые слова: государственная служба, кандидат на службу в органы прокуратуры, прокурорский работник. Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан России на равный доступ к государственной службе. Согласно действующего законодательства, а...

Конституционно-правовое регулирование деятельности...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь... К вопросу о правовом положении прокуратуры в...

Похожие статьи

Особенности прохождения государственной службы в органах...

государственная служба, федеральная государственная служба, орган прокуратуры, Российская Федерация, военная служба, государственная гражданская служба, прокурорская служба, служба, вид, специфический...

Прокуратура и ее место в системе государственных органов...

 Ключевые слова: прокуратура, государственная служба, прокурорский работник, правовой статус.

С самого начала зарождения органов прокуратуры в России и по настоящее время деятельность предупредительной направленности прокуратуры выражается и ранее...

Подготовка кадров для органов и учреждений прокуратуры...

Все перечисленные виды кадровой политики в органах прокуратуры взаимосвязаны между собой, при этом каждый дополняет друг друга, позволяя тем самым открывать новые и развивать существующие подходы, применяемые в кадровой деятельности органов и учреждений...

Принципы организации и деятельности прокуратуры...

Под принципами организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации необходимо понимать основополагающие начала, отражающие сущность и назначение прокурорской системы в обществе и государстве.

Место прокуратуры Российской Федерации...

В государственно-правовом механизме (аппарате) государства прокуратура РФ занимает особое место. Важно отметить, что в ранее действующей редакции Конституции РФ понятие прокуратуры было изложено следующим образом (статья 129 Конституции РФ с учетом...

Особенности правового статуса прокурорских работников как...

В органах и организациях прокуратуры помимо прокурорских работников проходят службу государственные гражданские служащие, занимающие должности, предусмотренные разделом 17 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы...

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

 Ключевые слова: прокуратура, государственная власть, правоохранительные органы

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации

При Петре I произошло создание органов прокуратуры и, в соответствии с Высочайшим Указом от...

Требования к кандидату на службу в органы прокуратуры

 Ключевые слова: государственная служба, кандидат на службу в органы прокуратуры, прокурорский работник. Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан России на равный доступ к государственной службе. Согласно действующего законодательства, а...

Конституционно-правовое регулирование деятельности...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь... К вопросу о правовом положении прокуратуры в...

Задать вопрос