Служба примирения как форма борьбы с буллингом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Служба примирения как форма борьбы с буллингом / Е. Г. Огольцова, Т. Е. Дульцева, К. С. Лысенок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93343/ (дата обращения: 26.04.2024).



В настоящее время оскорбления, драки, унижения и издевательства между участниками образовательного процесса становятся обыденностью. Буллинг — это серьёзная социально-педагогическая проблема, которая затрагивает большинство людей. Актуальность темы очень высока, ведь последствия буллинга необратимы: от психологических травм до суицида. Чтобы предотвратить травлю и насилие, были созданы службы примирения. В данной статье рассматривается значение и общее представление школьных служб примирения.

Ключевые слова: буллинг, травля, насилие, службы примирения, школа, ребёнок.

Внедрение восстановительных практик — это объективная потребность социальных институтов и прежде всего школ. Они помогают создать комфортные условия для совместного обсуждения сложившейся ситуации вокруг конкретного ребёнка.

Школьная служба примирения — это форма психосоциальной помощи всем участникам образовательного процесса в спорах, конфликтах, трудных жизненных ситуациях и в случаях девиантного поведения учащихся. [3, с. 10]

Обеспечивает принципы:

– наилучшего обеспечения интересов ребёнка;

– развитие ребёнка и уважение его достоинства.

Задача службы примирения в школе — создать безопасное пространство для диалога, воссоздать и сохранить в образовательной среде возможность к взаимопониманию.

Руководителем является куратор-человек, которому больше всего доверяют дети и который готов на длительный срок управлять службой. Прежде чем стать руководителем куратор должен пройти подготовку в качестве медиатора.

Задача медиатора — оставаться нейтральным по отношению ко всем участникам конфликта. Он создаёт комфортные условия для примирения и помогает наладить плодотворный и разумный диалог.

Ведущий восстановительных программ убеждён, что:

– каждый человек может поменяться в лучшую сторону без морального и физического насилия со стороны;

– нет необходимости в отвержении и наказании;

– работая сообща люди способны найти решение любой проблемы. [3]

В команду службы примирения входит кураторы и специально обученные учащиеся, которые проводят медиации. Руководители, иначе говоря кураторы информируют и школьников о ценности восстановительных практик, а те в свою очередь увлекают участников конфликта, а также других обучающихся, предлагая практику медиации.

Принципы деятельности ШСП (школьных служб примирения):

– принцип добровольности;

– принцип доверительности;

– принцип конфиденциальности;

– принцип взаимодействия;

– принцип лояльности (нейтральности). [3, с. 16]

Служба примирения старается прийти к плодотворным отношениям в классе, которые будут основаны на поддержке и взаимному пониманию. Иными словами, ШСП поддерживает доверительные и дружеские взаимоотношения в классе.

Кроме работы с конфликтными ситуациями, представители службы примирения могут проводить тренинги и разного рода обучающие занятия с учащимися по усмирению конфликтных ситуаций.

Школьники и школьная служба примирения

ШСП школьникам может помочь:

– Научиться результативно и действенно выходить из конфликта

– Лучше чувствовать и понимать ровесников и взрослых

– Стать более организованным и ответственным

– Участвовать в волонтёрской деятельности

Что школьники могут сделать для развития ШСП:

– Способствовать примирению родителей, сверстников, друзей

– Овладевать техниками восстановительных программ и переговоров.

– Предлагать и рекомендовать посещать службу примирения [2, с. 51–53]

Взаимодействие родителей и СП

Родители могут:

– при возникновении конфликтных ситуаций с детьми обратиться, дабы понять и договориться с ними.

– обратиться, если у них возник конфликт с педагогом.

– обращаться из-за конфликтных ситуаций с администрацией учебного заведения.

– для разрешения конфликтов научиться восстановительным навыкам и использовать их в подходящих моментах.

Родителям надо поддерживать своих детей в том, чтобы они научились разрешать возникающие конфликты конструктивным способами; поддерживать положительную динамику детей после медиации, в классе и школе в результате деятельности СП.

Родители должны быть уведомлены о том, что делают их дети и какие последствия будут, поэтому СП проводит ознакомительную презентацию на собраниях. [2, с. 46]

Взаимодействие психолога школы и СП

В результате медиации у ребенка зачастую возникает стимул изменить свое поведение, приобрести новые навыки. Составляется запрос, с которым он идет к психологу.

Что может сделать психолог для поддержки СП:

– направлять на медиацию случаи конфликтов;

– помочь медиаторам в освоении навыков коммуникации.

В чем особенности работы психолога общеобразовательной школы и СП

Медиатор предлагает вариант разрешения конфликта: составить вопросы к другой стороне, помочь каждому из них рассказать, в чем состоял конфликтный момент. Нужно учитывать мнения обеих сторон, иначе подростку трудно искать адекватное разрешение сложившейся ситуации.

Психолог, устраивая диалог между участниками, встает на роль медиатора. [2, с. 47–48]

Безопасность школы зависит от каждого участника образовательного процесса. Конфликтные моменты в образовательном пространстве зачастую неизбежны, это одно из составляющих в развитии общества. Остается научиться выходить из него мирным путем. И для того, чтобы дети научились сами находить выход из подобных ситуаций — нужно дать им возможность в разрешении конфликтов быть равными участниками, учитывать их мнение. Благодаря медиации появляется возможность снизить уровень подростковых конфликтов и, как следствие, преступности. Возможность решать спорные ситуации, предотвращая возможные тяжкие последствия. Это означает, что у нас есть способ, который поможет на ранних стадиях «спасти» детей, от таких последствий как преступность в раннем возрасте или избежать попадания ими в сложную жизненную ситуацию.

Литература:

  1. Горлова, И. Ю. Буллинг в образовательных учреждениях / И. Ю. Горлова, О. З. Кузнецова. — Текст: непосредственный // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. — 2012. — № S6. — С. 8.
  2. Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. / под общей редакцией Карнозовой Л. М. — Москва: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. — 256 c. — Текст: непосредственный.
  3. Сахарова, Е. В. Школьная служба примерения / Е. В. Сахарова. — Текст: электронный. — URL: https://www.school9klgd.ru/upload/ШСП_9 %5b1 %5d.pdf (дата обращения: 19.06.2022).
  4. Якунина, Е. О. Причины школьного буллинга / Е. О. Якунина. — Текст: непосредственный // Вестник науки. — 2021. — № 5–1. — С. 35–40.
Основные термины (генерируются автоматически): служба примирения, школьная служба примирения, образовательный процесс, конфликт, разрешение конфликтов, ребенок, ситуация, сложившаяся ситуация, участник, участник конфликта.


Ключевые слова

насилие, ребёнок, школа, буллинг, травля, службы примирения

Похожие статьи

Медиации как технология урегулирования конфликтов...

Школьная служба примирения — это команда медиаторов, в состав которой входят учащиеся школы и их кураторы. Сами дети помогают своим сверстникам и ребятам младшего возраста в разрешении проблемных ситуаций. Педагог, курирующий школьную службу примирения...

Образовательная медиация как действенный инструмент защиты...

Рис. 1. Структура службы примирения. Служба примирения в образовательной организации инициирует несколько процессов: 1. Формирование нового типа реагирования на конфликтные и другие сложные ситуации за счет того, что работа с конфликтами...

Медиация в современной школе: как провести беседу...

Конфликт — наиболее острый способ развития и завершение значимых противоречий, возникающих в процессе социального

Для того, чтоб обучать детей разрешению конфликтов, в России в школах организуются службы примирения. С 1 января 2011 года в...

Актуальность использования службы медиации в дошкольных...

Создание службы медиации — это совместный путь всего коллектива: сначала каждый

Поэтому ход конфликта в основном зависит от роли и влияния личности педагогов (взрослых)

Дети — это активные члены общества и поэтому, важным шагом миростроительстве является...

Разрешение конфликтов в образовательной организации

 В статье рассматривается сущность разрешения конфликтов в образовательной организации. Ключевые слова: конфликт, педагогическое управление, классификация конфликтов, стили поведения, прогнозирование, предупреждение...

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта. ‒ Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его...

Роль учителя в разрешении конфликтов, возникающих...

Такие дети наиболее подвержены стать участниками конфликтных ситуаций. Задача учителя — изучить особенности таких детей и в

Для разрешения конфликтов среди подростков наиболее продуктивным является метод убеждения как один из вариантов примирения сторон.

Предупреждение и способы разрешения конфликтов...

Прояснение конфликтной ситуации: выявление причин, обстоятельств, интересов и поступков участников конфликта — первый шаг на пути его разрешения. Перед тем, как принять какое-то решение, педагогу необходимо попытаться выявить причины конфликтного поведения и...

Основы управления конфликтами в образовательной организации

Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.

Похожие статьи

Медиации как технология урегулирования конфликтов...

Школьная служба примирения — это команда медиаторов, в состав которой входят учащиеся школы и их кураторы. Сами дети помогают своим сверстникам и ребятам младшего возраста в разрешении проблемных ситуаций. Педагог, курирующий школьную службу примирения...

Образовательная медиация как действенный инструмент защиты...

Рис. 1. Структура службы примирения. Служба примирения в образовательной организации инициирует несколько процессов: 1. Формирование нового типа реагирования на конфликтные и другие сложные ситуации за счет того, что работа с конфликтами...

Медиация в современной школе: как провести беседу...

Конфликт — наиболее острый способ развития и завершение значимых противоречий, возникающих в процессе социального

Для того, чтоб обучать детей разрешению конфликтов, в России в школах организуются службы примирения. С 1 января 2011 года в...

Актуальность использования службы медиации в дошкольных...

Создание службы медиации — это совместный путь всего коллектива: сначала каждый

Поэтому ход конфликта в основном зависит от роли и влияния личности педагогов (взрослых)

Дети — это активные члены общества и поэтому, важным шагом миростроительстве является...

Разрешение конфликтов в образовательной организации

 В статье рассматривается сущность разрешения конфликтов в образовательной организации. Ключевые слова: конфликт, педагогическое управление, классификация конфликтов, стили поведения, прогнозирование, предупреждение...

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта. ‒ Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его...

Роль учителя в разрешении конфликтов, возникающих...

Такие дети наиболее подвержены стать участниками конфликтных ситуаций. Задача учителя — изучить особенности таких детей и в

Для разрешения конфликтов среди подростков наиболее продуктивным является метод убеждения как один из вариантов примирения сторон.

Предупреждение и способы разрешения конфликтов...

Прояснение конфликтной ситуации: выявление причин, обстоятельств, интересов и поступков участников конфликта — первый шаг на пути его разрешения. Перед тем, как принять какое-то решение, педагогу необходимо попытаться выявить причины конфликтного поведения и...

Основы управления конфликтами в образовательной организации

Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.

Задать вопрос