Инклюзивные экскурсии как технология социальной реабилитации детей-инвалидов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 20.06.2022

Статья просмотрена: 1145 раз

Библиографическое описание:

Глебова, С. Е. Инклюзивные экскурсии как технология социальной реабилитации детей-инвалидов / С. Е. Глебова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 527-529. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93306/ (дата обращения: 03.05.2024).



Детская инвалидность, являясь острой проблемой современности, имеет большое социальное, нравственное и экономическое значение для общества . По данным Федеральной службы государственной статистики, на момент 1 апреля 2022 года количество детей-инвалидов в России составило 735 508 человек, тогда как в 2020 и 2021 годах их количество в нашей стране равнялось соответственно 703 969 и 728 988 человек [6].

В нашей стране большинство детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) помещают в специализированные учреждения, что резко ограничивает их межличностное взаимодействие со здоровыми детьми и в результате приводит к снижению уровня развития и образования, малой социокультурной мобильности, низкой конкурентоспособности при выборе профессии и, как следствие, слабой востребованности в обществе. В этой связи особую актуальность сегодня приобретает проблема положения детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.

Одним из основных вопросов, составляющих проблемное поле включения детей с ОВЗ в общество, является проблема семейных отношений детей-инвалидов и недостаточная поддержка семей, в которых они проживают.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это одна из самых незащищенных групп нашего общества [3]. Острой проблемой семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, является зачастую низкий уровень и качество их жизни. Рождение ребёнка с инвалидностью сокращает возможности членов семьи для заработка, досуга и отдыха, социальной активности. Семья оказывается незащищенной перед многими проблемами: недостаток знаний и навыков по уходу за ребенком-инвалидом, правовая неграмотность, психологический надлом, а также усталость из-за постоянных стрессовых условий [4]. В этой связи поддержка семей с детьми-инвалидами является актуальной проблемой, ведь от этого зависит то, каким будет наше общество в будущем.

Рассматривая сферу досуга и отдыха, отметим, что семьи с детьми инвалидами испытывают большие трудности в поездках, экскурсиях и путешествиях. Между тем именно семейный отдых, путешествия представляют собой один из лучших способов социальной реабилитации ребенка с инвалидностью.

Туристическая поездка для детей-инвалидов провоцирует контрастные перемены в повседневной жизни, значение которых для семей с детьми с ОВЗ нельзя переоценить. Поездки в медицинские учреждения, к родственникам не выходят за пределы ежедневных процессов жизни семей, воспитывающих ребенка-инвалида. Необходима совершенно иная среда, большой объем новой, не связанной с обычной жизнью информации, появление в жизни и быту незнакомых людей, другой уровень общения.

Необходимо заметить, что наблюдается рост важности инклюзивного направления во всестороннем развитии общества, и в дальнейшем это может привести к тому, что инклюзивные экскурсии станут особенным элементом в проведении социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья [5].

Широко известно, что дети-инвалиды повсеместно сталкиваются с различными социальными проблемами, будь то трудности в межличностном общении, социальной адаптации, образовании, или отношениях в семье — все это может снизить их круг межличностного взаимодействия и стать причиной малой социокультурной мобильности.

В ходе организации экскурсий для детей с инвалидностью можно столкнуться с некоторыми видами барьеров: внутренними, внешними и барьерами в общении. Уровень физических, психологических и познавательных функций ребенка может стать причиной появления внутренних барьеров. На барьеры окружающей среды влияют отношение общества к людям с инвалидностью, экологические условия места, где живет человек, доступность транспорта, а также правила и инструкции, принятые в социуме. Барьеры же в общении возникают вследствие взаимоотношений между людьми и социальной средой.

В связи с этим, анализируя потенциал развития личности ребенка с инвалидностью, можно высказать мнение о том, что инклюзивные экскурсии содействует познанию культуры и истории народов и стран, способствуя тем самым расширению кругозора и развитию духовного мира ребенка [2]. Помимо этого, данный вид социальной реабилитации оказывает еще и интеллектуально-воспитательное воздействие на детей.

Благодаря инклюзивным экскурсиям дети с ограниченными возможностями здоровья вырабатывают навыки самостоятельности и взаимодействия с миром. Общаясь между собой, дети-инвалиды и обычные дети учатся уважительно и толерантно воспринимать друг друга. Это, в свою очередь определяет суть социальной реабилитации и адаптации детей с ОВЗ:

– Помощь и поддержка в преодолении внутренних преград;

– Содействие во взаимоотношениях с окружающими людьми и обществом;

– Интеграция детей с инвалидностью в сферу туризма [2]

Инклюзивный туризм, используя воздействие природных факторов и психофизической деятельности, способствует компенсации и коррекции потенциала ребенка, нарушенного в процессе болезни.

Путешествие в комфортных условиях приведет к психологическому расслаблению, из-за отсутствия факторов городской среды, напряженности повседневного режима. Не менее важны и компенсаторные функции туризма, которые обеспечивают специальные нужды людей с ограничениями. В ситуациях, выходящих за рамки повседневных, активизируются незадействованные в обычной жизни нейронные связи, что способствует восстановлению утраченных и возникновению новых функций личности. Этот эффект очень важен для детей с ОВЗ и практически недостижим в иной обстановке.

Экскурсия, туристическая поездка для семьи с ребенком-инвалидом является не просто отдыхом, а важнейшим реабилитационным фактором в силу своих преимуществ. Среди преимуществ путешествий как способа реабилитации ребенка-инвалида можно выделить: 1) ребенок получает возможность увидеть и познавать мир, расширить свой кругозор, изучить культуру народов, населяющих его родной край; 2) ребенок с ОВЗ развивает навыки межличностного общения, так как в процессе поездки он может общаться с разными людьми, в особенности со своими сверстниками (как обычными детьми, так и детьми с инвалидностью) [1]; 3) путешествия, в особенности поездки на природу, благоприятно влияют на состояние здоровья ребенка.

Дети с инвалидностью — это такие же обычные дети, которые нуждаются в ярких эмоциях и впечатлениях, новых знаниях и опыте, в общении с окружающими людьми, особенно со сверстниками. Инклюзивные экскурсии помогут сменить обстановку, что зачастую очень важно для детей с ОВЗ, которые в большинстве случаев большую часть времени проводят дома или в медицинских учреждениях. Также туристическая активность поможет наладить коммуникативные навыки, и будет содействовать расширению кругозора, путем посещения музеев, памятников культуры и природы, выставок, храмов. Всё это создаст хороший фундамент для формирования позитивного личного жизненного опыта ребенка.

В ходе интеграции в культурную среду посредством проведения инклюзивных экскурсий, дети-инвалиды будут лишены своего статуса исключительности, так как будут находиться среди равных по правам. Ребенок начинает понимать уровень своих возможностей, развивает в себе терпимое отношение к своему состоянию, что окажет влияние на его самооценку, и в дальнейшем поможет повысить готовность к преодолению трудностей. В результате такой социальной интеграции дети с ограниченными возможностями здоровья перестанут играть роль опекаемых объектов и обретут статус субъектов, ведущих активную жизнедеятельность.

Туризм несет в себе большой гуманитарный потенциал. Для человека, а в особенности ребенка, всегда очень важно увидеть своими глазами, услышать, потрогать, попробовать все самому. Часто для ребенка-инвалида туристическая поездка — единственное окно полноценного общения и сотрудничества с окружающим миром, Первым этапом становится переживание эмоции совместно с другими людьми.

Вместе с тем выездные экскурсии подразумевают успешную реализацию проекта «Доступная среда» в туристических местах, что является необходимым условием для осуществления подобных поездок. Необходимо создать оборудованную среду, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли практически беспрепятственно передвигаться по той территории, где проводится экскурсия.

Таким образом, выездные экскурсии и в целом туризм могут стать эффективной технологией социальной реабилитации детей-инвалидов, поскольку благотворно влияют на физическое и социально-психологическое состояние организма детей и развивают их социальные навыки. Все это способствует существенному улучшению взаимоотношений в семье, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья, что, в свою очередь, напрямую воздействует на успешность реабилитации ребенка-инвалида.

Литература:

  1. Аглямова Г. И., Рахматуллина З. Б. Обучение и коммуникации с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2020. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44506829
  2. Марахова Е. Ю., Краснощеченко И. П. Инклюзивный региональный туризм как социальный институт приобщения инвалидов и детей с ОВЗ к истории и культуре России // Казанский вестник молодых учёных. — 2018. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnyy-regionalnyy-turizm-kak-sotsialnyy-institut-priobscheniya-invalidov-i-detey-s-ovz-k-istorii-i-kulture-rossii
  3. Низова Л. М., Данилова М. И. Социальная реабилитация и интеграция детей-инвалидов в общество [Электронный ресурс] // Народонаселение, 2016. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-reabilitatsiya-i-integratsiya-detey-invalidov-v-obschestvo
  4. Рахматуллина З. Б., Нуриев Р. Р. Семья и государственная семейная политика / Взаимодействие семьи с другими социальными институтами как возможность преодоления социокультурных угроз в России. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Саранск, 2020. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43161708
  5. Семченко И. В., Нежельченко Е. В., Ясенок С. Н., Болтенко Ю. А. Формирование современного взгляда на развитие инклюзивности в туризме // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса, 2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sovremennogo-vzglyada-na-razvitie-inklyuzivnosti-v-turizme
  6. Численность детей-инвалидов по полу в разрезе субъектов РФ [Электронный ресурс]. Федеральная государственная информационная система Федеральный реестр инвалидов. — URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei/chislennost-detei-po-polu
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, инвалидность, социальная реабилитация, туристическая поездка, экскурсия, адаптация детей, малая социокультурная мобильность, межличностное взаимодействие, межличностное общение.


Похожие статьи

Адаптация детей-инвалидов в современном мире

Социокультурная адаптация ребенка с инвалидностью протекает в рамках трёх

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

социальная реабилитация, социальная адаптация, культурная адаптация, дети с...

Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья...

Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от вида и степени

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется тенденция к

Социально-психологическая адаптация — это средство защиты личности, с помощью...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей...

Значимой проблемой детей с ограниченными возможностями здоровья, является психологическая неготовность к жизни в сложившейся системе социальных отношений. Ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и...

Психолого-педагогическое сопровождение подростков...

Увеличение числа детей и подростков с различными нарушениями физического и нервно-психического здоровья делает эту проблему важной не только

Предоставление равных прав и возможностей детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с их...

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему. Дети с ограниченными возможностямидети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное...

Оказание комплексной помощи детям-инвалидам

Психологическая помощь детям-инвалидам позволяет им оптимально организовывать межличностные отношения внутри семьи, как

Адаптация детей-инвалидов в современном мире. Ключевые слова: социальная реабилитация, социальная адаптация, культурная...

Социально-педагогическое сопровождение детей...

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важным звеном в системе их реабилитации. Социально-педагогическое сопровождение рассматривается как сложная многоуровневая...

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

До настоящего времени ребенок с ограниченными возможностями рассматривался и

Анализ показал, что появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда

Способствовать эмоциональному общению, доставить родителям и детям удовольствие от...

Педагогическая поддержка детей с ограниченными...

Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности. Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра.

Похожие статьи

Адаптация детей-инвалидов в современном мире

Социокультурная адаптация ребенка с инвалидностью протекает в рамках трёх

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

социальная реабилитация, социальная адаптация, культурная адаптация, дети с...

Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья...

Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от вида и степени

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется тенденция к

Социально-психологическая адаптация — это средство защиты личности, с помощью...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей...

Значимой проблемой детей с ограниченными возможностями здоровья, является психологическая неготовность к жизни в сложившейся системе социальных отношений. Ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и...

Психолого-педагогическое сопровождение подростков...

Увеличение числа детей и подростков с различными нарушениями физического и нервно-психического здоровья делает эту проблему важной не только

Предоставление равных прав и возможностей детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с их...

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему. Дети с ограниченными возможностямидети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное...

Оказание комплексной помощи детям-инвалидам

Психологическая помощь детям-инвалидам позволяет им оптимально организовывать межличностные отношения внутри семьи, как

Адаптация детей-инвалидов в современном мире. Ключевые слова: социальная реабилитация, социальная адаптация, культурная...

Социально-педагогическое сопровождение детей...

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важным звеном в системе их реабилитации. Социально-педагогическое сопровождение рассматривается как сложная многоуровневая...

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

До настоящего времени ребенок с ограниченными возможностями рассматривался и

Анализ показал, что появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда

Способствовать эмоциональному общению, доставить родителям и детям удовольствие от...

Педагогическая поддержка детей с ограниченными...

Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности. Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра.

Задать вопрос