К вопросу о понятии «цифровые права» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 22.06.2022

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Миллер, Л. В. К вопросу о понятии «цифровые права» / Л. В. Миллер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 247-251. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93272/ (дата обращения: 04.05.2024).



Ключевые слова : блокчейн, цифровые права, токены, цифровая экономика

Государственной Думой был принят Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третей Гражданского кодекса Российской Федерации», которым третий подраздел «Объекты гражданских прав» части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) был дополнен статьей 141.1 «Цифровые права». Указанный Федеральный закон вступил в силу 01.10.2019 [1]. Как было отмечено авторами законопроекта, цель внесения изменений — закрепление в гражданском законодательстве нескольких базовых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (токенов, криптовалюты и прочее), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию) [2]. При этом было справедливо отмечено, что участниками гражданского оборота указанные объекты фактически используются, однако действующим российским законодательством не признаются.

Таким образом, в гражданское законодательство было введено понятие «цифровое право». Как считают авторы законопроекта, указанное понятие необходимо использовать вместо термина «токен», поскольку оно в большей степени отвечает традициям российского права [2].

В законопроекте цифровое право было определено как совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), который удостоверяет права на объекты гражданских прав (за исключением нематериальных благ) и существует в информационной системе, отвечающей установленным законом признаками децентрализованной информационной системы, при условии, что информационные технологии и технические средства этой информационной системы обеспечивают лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав [3]. Обладателем цифрового права признавалось соответственно лицо, которое имеет уникальный доступ к указанному цифровому коду или обозначению, позволяющему совершать действия по распоряжению цифровым правом. В предусмотренных законом случаях обладателем цифрового права может являться иное лицо, указанное в этом качестве в учетных записях лица, имеющего такой уникальный доступ.

Чтобы понять, о какой децентрализованной информационной системе и о каком уникальном доступе идет речь, необходимо в первую очередь обратиться к такому понятию, как «блокчейн».

В действующем гражданском законодательстве не закреплено определение блокчейна, а среди ученых и исследователей имеются различные точки зрения. Так, В. В. Федотова, Б. Г. Емельянов и Л. М. Типнер считают, что блокчейн — распределенная база данных, состоящая из «цепочки блоков», устройства хранения блоков не подключены к общему серверу, база данных позволяет контролировать достоверность транзакций без надзора каких-либо финансовых регуляторов [4]. А, например, Дэвид Родек и Бенджамин Карри полагают, что блокчейн — это распределенный регистр, в котором хранятся данные любого рода. Блокчейн может записывать информацию о криптовалютных транзакциях, владении NFT или смарт-контрактах [5]. В свою очередь, И. Голиков отмечает, что блокчейн — это один из видов распределенного хранения данных, который использует три технологии: одноранговые сети, шифрование и базы данных [6].

Исследователями выделяются следующие ключевые особенности блокчейна:

  1. Блокчейн — это реестр, состоящий из блоков, каждый из которых включает в себя данные (характеристика которых зависит от назначения блокчейна: например, в блокчейне, предназначенном для оборота крптовалюты, будут храниться данные о транзакции: о количестве переданных биткоинов, а также о том, кто ее передал и получил), hash (хэш) (уникальный код, который присваивается при создании блока) и hash of previous block (уникальный код предыдущего блока).

Содержание блока данных

Рис. 1. Содержание блока данных

Связь блоков данных

Рис. 2 Связь блоков данных

Изменение каких-либо данных внутри блока обуславливает изменение хэша — это означает, что в случае попытки взлома блока и изменения в нем данных о произведенной транзакции, все последующие связанные с ним блоки будут недействительны, поскольку данные о хэше предыдущего блока не будут совпадать [7].

Нарушение связи блоков при попытке взлома

Рис. 3. Нарушение связи блоков при попытке взлома

  1. Блокчейн — это одноранговая (децентрализованная) сеть (P2P Network). P2P Network представляет собой децентрализованную модель сетевых коммуникаций, состоящая из группы устройств (узлов), которые совместно хранят и обмениваются данными. В этой сети связь осуществляется без какого-либо центрального администрирования или сервера, что означает, что все узлы имеют равную мощность и выполняют одни и те же задачи [8]. В блокчейне указанная система позволяет осуществлять оборот цифровых активов без обращения к третьему лицу (посреднику), например, к банку или брокеру. В отличие от банка, где данные о проведенной транзакции находятся только на его сервере, в блокчейне такие данные хранятся у всех участников сети [9] и обновляются при малейшем их изменении [4].
  2. Блокчейн — это анонимная сеть. Каждый пользователь идентифицируется лишь по уникальному буквенно-цифровому коду [7]. При этом указанный признак присущ не всем системам блокчейн. Существуют блокчейн системы (permissionless blockchain), в которых каждый участник может оставаться анонимным, и каждому участнику предоставляется возможность создавать блок (массив) данных [10]. В других же системах (permissioned blockchain) пользователи могут выполнять только определенные действия, предоставленные им администраторами реестра, и должны идентифицировать себя с помощью цифровых средств [11].

Таким образом, авторы законопроекта о внесении изменений в ГК РФ предполагали, что поскольку оборот цифровых прав будет происходить в децентрализованных информационных системах — то есть в системах, функционирующих на основе блокчейн технологии, то под цифровым правом необходимо понимать только лишь запись в реестре, которая удостоверяет право на объект гражданских прав.

В процессе рассмотрения законопроекта указанная идея не нашла поддержки среди других участников законодательного процесса. Так, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отметил, что предлагаемое авторами законопроекта определение цифровых прав содержит в себе множество терминов, которые действующим законодательством не определены (например, децентрализованная информационная система). Также Комитетом был поставлен вопрос о правовом режиме активов, обращение которых происходит в централизованных информационных системах [12]. На необходимость исключения указания на децентрализованность информационной системы указывало и Правительство Российской Федерации [13]. Указанное замечание имеет практическую направленность — недопущение необоснованного ограничения оборота цифровых прав. Так, например, пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (указанный Федеральный закон был принят позднее изменений в ГК РФ) установлено, что обращение цифровых финансовых активов возможно не только в информационных системах, основанных на распределительном реестре (то есть децентрализованных системах), но и в иных информационных системах [14]. Также считаем справедливым замечание Комитета Государственной Думы по финансовому рынку о том, что определение цифрового права лишь через концепцию кода или обозначения, который удостоверяет права на объекты гражданских прав, затрудняет возможность идентификации таких прав в качестве самостоятельных объектов гражданских прав [12].

К третьему чтению законопроекта редакция статьи 141.1 ГК РФ претерпела следующие существенные изменения:

Таблица 1

Соотношение определения цифровых прав в разных редакциях законопроекта

Первоначальная редакция

статьи 141.1 ГК РФ

Итоговая редакция

статьи 141.1 ГК РФ

Цифровые права — это совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение)

Цифровые права — это обязательственные и иные права

Оборот цифровых прав возможен в децентрализованной информационной системе

Оборот цифровых прав возможен в информационной системе

Информационная система должна обеспечивать лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав

Информационная система должна отвечать установленным законом признакам

Обладатель цифрового права — лицо, имеющее уникальный доступ к цифровому коду или обозначению, позволяющему совершать действия по распоряжению цифровым правом

Обладатель цифрового права — лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом.

На момент принятия Федерального закона от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третей Гражданского кодекса Российской Федерации» в итоговой редакции понятие цифровых прав было сформулировано следующим образом: цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу [15].

Исходя из указанного выше определения можно сформулировать следующие признаки цифровых прав: 1) цифровые права — это обязательственные и иные права; 2) для признания прав в качестве цифровых они должны быть названы в законе в таком качестве; 3) содержание цифровых прав и условия их осуществления определяются в соответствии с правилами информационной системы; 4) такая информационная система должна соответствовать установленным законом признакам; 5) осуществление и распоряжение цифровых прав возможно только в информационной системе; 6) лицо осуществляет цифровые права и распоряжается ими без обращения к третьему лицу — посреднику (например, банку).

Стоит отметить, что окончательная редакция указанного определения вызвала критику среди правоприменителей и исследователей.

Так, Л. В. Санникова и Ю. С. Харитонова считают, что законодателем неудачно был выбран термин «цифровые права», который на английский язык переводится как «digital rights», что означает совсем иное — совокупность прав человека на использование компьютера, доступ в Интернет, публикацию контента в цифровой среде, его обработку, передачу и иные права пользователей Интернета [15].

А. Семенов считает, что формулировка «цифровые права — обязательственные и иные права…» является двусмысленной и заставляет: либо предположить, что слово «обязательственные» упомянуто случайно, поскольку «иные» права включают в себя вообще все возможные имущественные права, включая абсолютные, а также обязательства из деликтов и кондикции и прочее; либо сделать вывод о том, что имеются в виду «обязательственные и иные аналогичные права», то есть речь идет только об относительных, а не, скажем, абсолютных правах; либо в еще более жесткой интерпретации исходить из того, что речь может идти только о правах из сделок, а не из деликтов и кондикции [16].

Стоит отметить, что под имущественными правами в теории гражданского права понимаются в самом общем виде субъективные гражданские права, которые имеют своим объектом материальные блага (имущество) и являются, таким образом, выражением отношений по поводу либо принадлежности имущества определенному лицу (к примеру, вещные права), либо перехода имущества (обязательственные права) [17].

Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о ЦФА) и Федеральному закону от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об инвестиционных платформах) цифровые права включают в себя:

  1. Денежные требования; возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам; права участия в уставном капитале непубличного акционерного общества; право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг (цифровые финансовые активы);
  2. Право требования передачи вещи, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности, выполнения работ и (или) оказания услуг (утилитарные цифровые права).

Таким образом, исходя из толкования содержания цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав, являющихся видами цифровых прав, можно прийти к выводу, что цифровые права — это имущественные права (вещные и обязательственные права), а также неимущественные права (например, право участия в уставном капитале непубличного акционерного общества предоставляет обладателю цифрового права также права на участие в управлении делами такого общества и на получение информации о его деятельности).

Также считаем необходимым отметить, что закрепленное в ГК РФ положение о том, что осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу, не соответствует действительности.

Анализ положений Закона о ЦФА и Закона об инвестиционных платформах позволяет сделать вывод, что оборот цифровых прав в российском правопорядке является централизованным. Для осуществления соответствующих транзакций с цифровыми правами необходимо обращаться к третьему лицу.

Так, например, согласно части 1 статьи 10 Закона о ЦФА сделки купли-продажи цифровых финансовых активов, иные сделки, связанные с цифровыми финансовыми активами … совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов, который обеспечивает заключение сделок с цифровыми финансовыми активами путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок либо путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц [14]. Таким образом, считаем, что в этой части закрепленное в ГК РФ определение цифровых прав прямо противоречит специальным законам, регулирующим обращение цифровых прав, и требует соответствующей корректировки.

Исходя из сказанного выше, цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе имущественные и неимущественные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.

Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе.

Литература:

  1. О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 18.03.2019 г. № 34-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 25.03.2019 № 12. Ст. 1224.
  2. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/424632–7 (дата обращения: 09.09.2021).
  3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/424632–7 (дата обращения: 09.09.2021).
  4. Федотова В. В., Емельянов Б. Г., Типнер Л. М. Понятие блокчейн и возможности его использования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-blokcheyn-i-vozmozhnosti-ego-ispolzovaniya (дата обращения: 02.03.2022).
  5. Rodeck D., Curry B. What Is Blockchain? URL: https://www.forbes.com/advisor/investing/cryptocurrency/what-is-blockchain/ (дата обращения: 01.02.2022).
  6. Голиков И. Блокчейн: возможности, структура, ЭЦП. URL: https://habr.com/ru/post/348014/ (дата обращения: 01.11.2021).
  7. Ishwinder Jeet Singh. 6 Key Features of Blockchain: This is what makes Blockchain so exciting! URL: https://thefintechway.com/6-key-features-of-blockchain/ (дата обращения: 03.03.2022).
  8. Toshendra K. S. Blockchain & Role of P2P Network. URL: https://www.blockchain-council.org/blockchain/blockchain-role-of-p2p-network/ (дата обращения: 04.04.2022).
  9. Vermaak W. What Are Peer-to-Peer (P2P) Networks? URL: https://coinmarketcap.com/alexandria/article/what-is-peer-to-peer-p2p (дата обращения: 05.08.2021).
  10. Taghreed J. Blockchain Technologies: Opportunities for Solving Real-World Problems in Healthcare and Biomedical Sciences. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7004292/ (дата обращения: 03.05.2021).
  11. Frankenfield J. Permissioned Blockchain. URL: https://www.investopedia.com/terms/p/permissioned-blockchains.asp#:~:text=A %20permissioned %20blockchain %20is %20a,certificates %20or %20other %20digital %20means. (дата обращения: 02.02.2022).
  12. Заключение Комитета Государственной Думы по финансовому рынку по проекту федерального закона № 424632–7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/424632–7 (дата обращения: 09.09.2021).
  13. Официальный отзыв Правительства РФ на проект федерального закона № 424632–7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/424632–7 (дата обращения: 09.09.2021).
  14. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.08.2020 № 31 (часть I), Ст. 5018.
  15. Санникова Л. В., Харитонова Ю. С. Цифровые активы: правовой анализ: монография // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  16. Новоселова Л., Габов А., Савельев А., Генкин А., Сарбаш С., Асосков А., Семенов А., Янковский Р., Журавлев А., Толкачев А., Камелькова А., Успенский М., Крупенин Р., Кислый В., Жужжалов М., Попов В., Аграновская М. Цифровые права как новый объект гражданского права // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  17. Айнетдинов Р. Х. К вопросу о правах, удостоверяемых ценными бумагами. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pravah-udostoveryaemyh-tsennymi-bumagami (дата обращения: 02.08.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): информационная система, ГК РФ, внесение изменений, Российская Федерация, цифровой код, автор законопроекта, данные, лицо, Государственная Дума, Гражданский кодекс.


Похожие статьи

Информационный кодекс Российской Федерации...

В статье рассматривается необходимость разработки информационного кодекса Российской Федерации и его апробация, в связи с тем, что

Библиографическое описание: Хомякова, С. С. Информационный кодекс Российской Федерации: необходимость разработки и принятия / С...

Системные изменения законодательства Российской...

Системные изменения законодательства Российской Федерации как пример цифрового

Цифровые технологии, ставшие частью объективной реальности, не могут не затрагивать

Однако профильным Комитетом Государственной Думы по информационной политике...

Цифровые права в системе объектов гражданских прав

Авторами оценивается внедрение в российский гражданский закон термина «цифровые

Так, 1 октября 2019 г. вступили в силу поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее также — ГК РФ), закрепляющие

Системные изменения законодательства Российской Федерации как пример цифрового.

Информационный Кодекс Российской Федерации...

Вещное право в системе законодательства Российской...

Большие изменения ожидаются в разделе Гражданского Кодекса РФ относительно

С момента принятия Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 216 закрепляет следующие права лиц, не...

Изменения в правовом регулировании самовольных построек...

Данным законом внесены масштабные изменения в гражданское законодательство в части

Гражданско-правовая ответственность за самовольное... самовольная постройка, ГК РФ

Статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) дает нам...

Отграничение криптовалюты от цифровых прав | Молодой ученый

В Федеральном законе РФ от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 34) дефиниция «цифровое право» представляет собой...

Особенности оформления документов для государственной...

Согласно статьи 1259 ГК, объектами авторских прав являются в частности программы для

база данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 ГК.

Также эксперты не любят названия, начинающиеся со слов «Система», и...

О принятии законопроекта № 368962–7 «О внесении изменений...

На данный момент в Государственной Думу Российской Федерации на рассмотрении находится Законопроект № 368962–7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» (по вопросу о статусе фактических брачных отношений).

Похожие статьи

Информационный кодекс Российской Федерации...

В статье рассматривается необходимость разработки информационного кодекса Российской Федерации и его апробация, в связи с тем, что

Библиографическое описание: Хомякова, С. С. Информационный кодекс Российской Федерации: необходимость разработки и принятия / С...

Системные изменения законодательства Российской...

Системные изменения законодательства Российской Федерации как пример цифрового

Цифровые технологии, ставшие частью объективной реальности, не могут не затрагивать

Однако профильным Комитетом Государственной Думы по информационной политике...

Цифровые права в системе объектов гражданских прав

Авторами оценивается внедрение в российский гражданский закон термина «цифровые

Так, 1 октября 2019 г. вступили в силу поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее также — ГК РФ), закрепляющие

Системные изменения законодательства Российской Федерации как пример цифрового.

Информационный Кодекс Российской Федерации...

Вещное право в системе законодательства Российской...

Большие изменения ожидаются в разделе Гражданского Кодекса РФ относительно

С момента принятия Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 216 закрепляет следующие права лиц, не...

Изменения в правовом регулировании самовольных построек...

Данным законом внесены масштабные изменения в гражданское законодательство в части

Гражданско-правовая ответственность за самовольное... самовольная постройка, ГК РФ

Статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) дает нам...

Отграничение криптовалюты от цифровых прав | Молодой ученый

В Федеральном законе РФ от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 34) дефиниция «цифровое право» представляет собой...

Особенности оформления документов для государственной...

Согласно статьи 1259 ГК, объектами авторских прав являются в частности программы для

база данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 ГК.

Также эксперты не любят названия, начинающиеся со слов «Система», и...

О принятии законопроекта № 368962–7 «О внесении изменений...

На данный момент в Государственной Думу Российской Федерации на рассмотрении находится Законопроект № 368962–7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» (по вопросу о статусе фактических брачных отношений).

Задать вопрос