Литературный анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 21.06.2022

Статья просмотрена: 976 раз

Библиографическое описание:

Махмудова, Ш. А. Литературный анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» / Ш. А. Махмудова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93271/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье делается попытка проанализировать драматическое произведение А. Н. Островского «Гроза», выстраивающая своё художественное целое посредством всякого рода контрастов (нравственных, психологических и бытовых), достигающих философского уровня.

Ключевые слова: роман, пьеса, сюжет, конфликт, трагедия.

В 1859 году Островским была написана одна из замечательных пьес, в то время, когда театральная реформа была необходима. По словам Островского «игра актеров гораздо важнее для зрителей, а текст пьесы можно читать дома». Тем самым писатель подготавливал публику к разнице между пьесами для спектаклей и пьесами для чтения. Но старые традиции были еще сильны. Сам автор определял жанр «Гроза» как драму. Сначала нужно разобраться в терминологии. Драма характеризуется серьезным, преимущественно бытовым сюжетом, стилем, приближенным к реальной жизни. На первый взгляд, в «Грозах» много драматических элементов. Это, конечно, повседневная жизнь. Невероятно четко прописаны нравы и быт города Калинова. Складывается полное впечатление не только об отдельно взятом городе, но и обо всех провинциальных городках. Не случайно автор указывает на условность сцены: необходимо показать, что существование жителей типично. Различие в социальных свойствах народа: от поступков и характера каждого героя во многом определяются его социальным статусом.

«Гроза» Островского оказала значительное влияние на русское общество. В этом отношении особенно примечательна героиня Катерины. Благодаря пьесе и Катерине Островский стал популярен как в стране, так и за границей, а сама Катерина осталась «лучем солнца в темном царстве». Критика спорит о многих чертах Катерины, но она остается важным женским персонажем, сотворенное бытие которого переплетается с Анной Карениной.

Катерина была тем трагическим началом и отчасти Кабанихи. В трагедии был заложен сильный идейный конфликт, борьба, закончившаяся смертью главной героини или нескольких персонажей. Образ Катерины изображен сильным, чистым и честным человеком, который стремился к свободе и справедливости. Не по своему желанию Катя выходит рано замуж, но смогла до некоторой степени влюбить в себя бесхребетного мужа. Часто в мыслях Кати летают мысли, что могла бы она летать. Главной героини хотелось ощущать ту внутреннюю легкость, которая была с ней до вступления в брак. Атмосфера постоянных скандалов и ссор душила и теснила Катю. Она не может ни соврать, хоть Варвара и говорит, что вся семья Кабановых держится на лжи, ни замять правду. Катя влюбляется в Бориса, потому что изначально и она, и читатели кажутся такими же, как она. У девушки была последняя надежда спастись от разочарования в жизни и в людях — побег с Борисом, но юноша отказался от Кати, действуя подобно другим обитателям чуждого Катерине мира.

Чехов, напротив, оптимистично и хорошо относится к женщинам, рассказывая в своих произведениях об их воспитании посредством психологического анализа. Все его женские образы являются проводниками чеховской объективности и повествовательного метода, раскрывая его личность и философию. Другие критики, однако, считают, что женщины разного происхождения изображены с иронией и что из-за его несколько отрицательного отношения к женщинам многие женщины-критики не любили Чехова. Чехов как бы хочет помочь женщинам улучшить свое положение в жизни (свои права и образование). Критика пыталась доказать, что Чехов не любил своих женских персонажей за то, что в юности они производили на него негативное впечатление. Критики Чехова также признавали, что в ранние годы он создавал слабых и беспомощных женщин. Критика к концу девятнадцатого века стала замечать, что изображаются более сильные женщины. Таким образом, чеховская Олинка была отмечена как идеальная женщина, противопоставленная в том числе эмансипированным женщинам. Было также подчеркнуто, что термин «идеалистическая женщина» стал более регулярной частью лексикона.

События в драме А. Н. Островского «Гроза» разворачиваются на берегу Волги, в вымышленном городе Калинове. В произведении приводится перечень действующих лиц и их краткие характеристики, но их все же недостаточно для того, чтобы лучше понять мир каждого героя и раскрыть конфликт пьесы в целом. В «Грозах» Островского не так уж много главных героев.

Трагедия «Грозы» вытекает из своеобразной системы ценностей общества, где был изображен народ того времени. В пьесе символизируются ценности той системы, поддерживаемые старым поколением, той самой несгибаемой свекровью Катерины, Кабаничей, и ее коллегой-мужчиной Дикой, усваивается всеми, в том числе и самой Катериной, которая не избегает ни физических, ни психологических уз своего окружения в социальной среде. В этих событиях Катерине не остается как принять свою кончину с фаталистической покорностью. Страх главной героини перед природным явление «грозой» был иррационален, но он символизировал то, что критик И. А. Овчинина назвала «страхом собственной совести, ужасом, что она должна умереть не в благодатном состоянии» [1]. По замечаниям Р. А. Писа Катерина «чувствует себя обязанной искупить свой грех, исповедоваться в нем и покаяться перед всеми, включая свекровь как своего Немезиду, своего ослабевшего мужа и всех людей в городе. Ее вина, проистекающая из преданности христианскому учению, побеждает ее временную оплошность, позволившую регулировать ее жизнь внешними, а не внутренними санкциями». Несмотря на это Катерина нашла в себе силы нарушить табу. Главная героиня не смогла жить с чувством вины, приняв религиозные заповеди, продолжавшие удерживать ее в жутком самоконтроле [3].

В пьесы изображен контраст между двумя рушащимися веками: отсталой Россией Петра Великого и грядущей эпохой романтизма. Ценности старшего поколения, в пьесы изображены, уходящими корнями далеко в семнадцатый век, а мировоззрение молодого поколения более близки к девятнадцатому. Молодежь показывает свои эмоции гораздо более открыто; они нерешительны, порой даже вспыльчивы — тем самым они «романтичны». Эта шкатулка с ценностями, собравшая в себя кусочки русской культуры шестнадцатого, семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков, существующих близко друг к другу [3].

Таким образом, пьеса «Гроза», отражает реалистическую картину старомодной русской патриархальной жизни. В пьесе мы наблюдаем один из пронзительных, но в тоже время простых когда-либо сделанных психологических анализов русской души. Катерина предстаёт перед нами хрупкой и подавленной своей утомленностью, но несмотря на это, Катерина выступает в роли той бунтовщицы, которая хочет быть свободной и не ужесточенной жизнью. На наш взгляд, само отношение Катерины, не было безнадежным, так как этот бунт был в духе целой страны, в котором была та надежда на конец столетнего крепостничества в русской истории народа.

Литература:

  1. Овчинина И. А. А. Н. Островский. Этапы творчества. — М.: Энциклопедия сёл и деревень, 1999. — 220 с.
  2. Островский А. Н. Полн. собр. соч.: в 16 т. — М.: ГИХЛ, 1950–1953. — Т. 2. — 407 с.
  3. Peace, R. A. “A. N. Ostrovsky’s The Thunderstorm: The Dramatization of Conceptual Ambivalence.” Modern Language Review 84, no. 1 (1989): 99–110.
Основные термины (генерируются автоматически): главная героиня, пьеса, девятнадцатый век, женщина, критик.


Похожие статьи

Рецепция творчества Элизабет Гаскелл в англоязычной критике

Некоторые критики указывали на неправдоподобность образа главной героини. Например, «Лондон Мэгэзин» прокомментировал его следующим образом: «Портрет нереалистичен… Руфь с ее детской чистотой и невинностью не похожа на женщин ее класса».

Лишь во второй половине XX века встает вопрос о статусе Гаскелл в английской литературе. Начиная с 50-х годов, отмеченных усиленным интересом к наследию писателей — реалистов XIX века, творчество и переписка Гаскелл становится объектом пристального внимания.

Особенности становления героя в романах Т.Моррисон и Э.Уокер

Главные героини произведений Уокер очень храбрые и целеустремленные девушки, становясь женщинами, они не сдают своих твердых позиций. Перипетии сюжета очень красочно и реалистично изображают жизнь темнокожих женщин, а счастливый конец амортизирует всю ту жестокость и несправедливость, с которыми сталкиваешься в романе.

Если в романах Моррисон образ героя не несет четко выраженных гендерных отличий в борьбе за самоопределение, то для Уокер единственно гармоничным представляется мир женщин.

Основные черты «человека времени» в романах И. С. Тургенева

Главный герой — молодой человек, сторонник естественных наук, который продолжает учиться на лекаря. О том, что Базаров является нигилистом, читатели узнают из его беседы с Аркадием Кирсановым, который пригласил приятеля погостить в родовой усадьбе — «дворянском гнезде».

Позже произведения великих романистов XIX века почти полностью вытеснили Джейн. Особенности становления героя в романах Т.Моррисон и Э.Уокер. В романе «Идиот» писатель стремился создать характер идеально прекрасного человека в.

Некоторые особенности и черты реализма в произведениях...

Позже произведения великих романистов XIX века почти полностью вытеснили Джейн Остен из памяти ее соотечественников. Лишь в начале ХХ столетия в Англии снова оживать интерес к

Если буржуазная критика стремится изобразить Джейн Остен защитницей добропорядочной и благонамеренной ограниченности, замалчивая критическую направленность лучших ее произведений

В XIX веке, как, впрочем, и в первой половине ХХ, никому ив голову не пришло подвергнуть сомнению приоритет Вальтера Скотта. Существует немалая путаница в датировке...

Ромен Роллан — реалист французской литературы

Жизнь главного героя протекает в конце XIX — начале XX века. Роллан в своем романе стремится показать дружбу народов.

Особое место играет изображение главного героя Жан-Кристофа. Он музыкант, «велик сердцем». Кристоф боролся с юных лет против раболепия, глупости, душевной глухоты и пассивности.

главный герой, главная героиня, исповедальный роман, русская критика, современный человек. К вопросу о жанре семейного романа | Статья в журнале...

Женское видение мира в прозе В.Токаревой. «Своя правда»

Новый век принес беспрецедентное событие в истории русской литературы; появление литературных произведений, написанных женщинами, которые оказались равными с писателями-мужчинами, но в некоторых аспектах превосходили их.

Ее пьеса Фэнтези Экспромт (Фантазия Экспромт) пользуется большим успехом на подмостках московский театров. «Своя правда» — это повесть о замечательной способности русских женщин противостоять любой жестокости в мире.

Попытка культурологического рассмотрения экзистенциальных...

Пьеса «Каменный гость», главным героем которой является Дон Жуан, входит в цикл произведений, написанных поэтом в 1830 году под условным названием «Маленькие трагедии» [9]

Главный герой — Дон Жуан — пылкая, искренняя натура. Его привлекает внешняя сторона жизни, женская красота, но его чувства всегда искренние, а чувственное наслаждение — лишь итог

Мотивы скитания и возвращения в произведениях русской... Тема пути встречается во многих произведениях русской литературы. Русские писатели XIX-XX веков, Грибоедов...

Черты викторианского романа в американской литературе...

В английской литературе XIX века понятия «викторианство» и «викторианский роман» играли достаточно важную роль, поскольку оставили в сознании англичан

В заключении всего вышесказанного можно сделать вывод, что американский роман Л. М. Олкотт «Маленькие женщины» является достойным образцом английской викторианской литературы XIX века, поскольку на протяжении всего произведения прослеживаются принципы, стилистика и черты романа-воспитания, схожие модели поведения главных героев, а также множество отсылок к...

Круг чтения героев Элизабет Гаскелл | Статья в журнале...

В XIX веке книга выступала основным, а подчас и единственным средством самообразования, обучения и развлечения. Англия эпохи королевы Виктории славится своим стремлением к образованности. Средний класс, занявший центральное место в викторианском обществе

XIX столетие — это эпоха формирования особой книжной культуры. Этому способствует, с одной стороны, небывалый подъем в области системы образования: открываются новые школы, университеты, женщины борятся за право получать высшее образование, быстрыми темпами...

Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, главная героиня, Пушкин, безнравственная душа, герой, исповедальный роман, подчиненный перевод, Россия, русская критика, современный человек.

Всматриваясь в исповедь «подпольного человека», критик показывал, что герой не считает себя исключительным по существу человеком. Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского (на примере романа Б.Констана «Адольф»).

Похожие статьи

Рецепция творчества Элизабет Гаскелл в англоязычной критике

Некоторые критики указывали на неправдоподобность образа главной героини. Например, «Лондон Мэгэзин» прокомментировал его следующим образом: «Портрет нереалистичен… Руфь с ее детской чистотой и невинностью не похожа на женщин ее класса».

Лишь во второй половине XX века встает вопрос о статусе Гаскелл в английской литературе. Начиная с 50-х годов, отмеченных усиленным интересом к наследию писателей — реалистов XIX века, творчество и переписка Гаскелл становится объектом пристального внимания.

Особенности становления героя в романах Т.Моррисон и Э.Уокер

Главные героини произведений Уокер очень храбрые и целеустремленные девушки, становясь женщинами, они не сдают своих твердых позиций. Перипетии сюжета очень красочно и реалистично изображают жизнь темнокожих женщин, а счастливый конец амортизирует всю ту жестокость и несправедливость, с которыми сталкиваешься в романе.

Если в романах Моррисон образ героя не несет четко выраженных гендерных отличий в борьбе за самоопределение, то для Уокер единственно гармоничным представляется мир женщин.

Основные черты «человека времени» в романах И. С. Тургенева

Главный герой — молодой человек, сторонник естественных наук, который продолжает учиться на лекаря. О том, что Базаров является нигилистом, читатели узнают из его беседы с Аркадием Кирсановым, который пригласил приятеля погостить в родовой усадьбе — «дворянском гнезде».

Позже произведения великих романистов XIX века почти полностью вытеснили Джейн. Особенности становления героя в романах Т.Моррисон и Э.Уокер. В романе «Идиот» писатель стремился создать характер идеально прекрасного человека в.

Некоторые особенности и черты реализма в произведениях...

Позже произведения великих романистов XIX века почти полностью вытеснили Джейн Остен из памяти ее соотечественников. Лишь в начале ХХ столетия в Англии снова оживать интерес к

Если буржуазная критика стремится изобразить Джейн Остен защитницей добропорядочной и благонамеренной ограниченности, замалчивая критическую направленность лучших ее произведений

В XIX веке, как, впрочем, и в первой половине ХХ, никому ив голову не пришло подвергнуть сомнению приоритет Вальтера Скотта. Существует немалая путаница в датировке...

Ромен Роллан — реалист французской литературы

Жизнь главного героя протекает в конце XIX — начале XX века. Роллан в своем романе стремится показать дружбу народов.

Особое место играет изображение главного героя Жан-Кристофа. Он музыкант, «велик сердцем». Кристоф боролся с юных лет против раболепия, глупости, душевной глухоты и пассивности.

главный герой, главная героиня, исповедальный роман, русская критика, современный человек. К вопросу о жанре семейного романа | Статья в журнале...

Женское видение мира в прозе В.Токаревой. «Своя правда»

Новый век принес беспрецедентное событие в истории русской литературы; появление литературных произведений, написанных женщинами, которые оказались равными с писателями-мужчинами, но в некоторых аспектах превосходили их.

Ее пьеса Фэнтези Экспромт (Фантазия Экспромт) пользуется большим успехом на подмостках московский театров. «Своя правда» — это повесть о замечательной способности русских женщин противостоять любой жестокости в мире.

Попытка культурологического рассмотрения экзистенциальных...

Пьеса «Каменный гость», главным героем которой является Дон Жуан, входит в цикл произведений, написанных поэтом в 1830 году под условным названием «Маленькие трагедии» [9]

Главный герой — Дон Жуан — пылкая, искренняя натура. Его привлекает внешняя сторона жизни, женская красота, но его чувства всегда искренние, а чувственное наслаждение — лишь итог

Мотивы скитания и возвращения в произведениях русской... Тема пути встречается во многих произведениях русской литературы. Русские писатели XIX-XX веков, Грибоедов...

Черты викторианского романа в американской литературе...

В английской литературе XIX века понятия «викторианство» и «викторианский роман» играли достаточно важную роль, поскольку оставили в сознании англичан

В заключении всего вышесказанного можно сделать вывод, что американский роман Л. М. Олкотт «Маленькие женщины» является достойным образцом английской викторианской литературы XIX века, поскольку на протяжении всего произведения прослеживаются принципы, стилистика и черты романа-воспитания, схожие модели поведения главных героев, а также множество отсылок к...

Круг чтения героев Элизабет Гаскелл | Статья в журнале...

В XIX веке книга выступала основным, а подчас и единственным средством самообразования, обучения и развлечения. Англия эпохи королевы Виктории славится своим стремлением к образованности. Средний класс, занявший центральное место в викторианском обществе

XIX столетие — это эпоха формирования особой книжной культуры. Этому способствует, с одной стороны, небывалый подъем в области системы образования: открываются новые школы, университеты, женщины борятся за право получать высшее образование, быстрыми темпами...

Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, главная героиня, Пушкин, безнравственная душа, герой, исповедальный роман, подчиненный перевод, Россия, русская критика, современный человек.

Всматриваясь в исповедь «подпольного человека», критик показывал, что герой не считает себя исключительным по существу человеком. Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского (на примере романа Б.Констана «Адольф»).

Задать вопрос