Особенности связи эмоциональных состояний с цветовыми предпочтениями обучающихся в МБУ ДО ДДТ старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 19.06.2022

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Исаева, Г. И. Особенности связи эмоциональных состояний с цветовыми предпочтениями обучающихся в МБУ ДО ДДТ старшего дошкольного возраста / Г. И. Исаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 552-554. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93262/ (дата обращения: 29.04.2024).



Статья посвящена исследованию зависимости цветовых выборов от эмоциональных состояний старших дошкольников, которые обучаются по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в Доме детского творчества города Азова Ростовской области.

Ключевые слова: цветовые предпочтения, эмоциональные состояния, старший дошкольный возраст.

Цвет — продукт света, вызывающий эмоции.

И. В. Гете

Современные исследования указывают на то, что каждая эмоция ассоциируется у индивида с определенным цветом и насыщенностью. Так, существуют данные, согласно которым происходят специфические изменения цветовой чувствительности глаза в зависимости от эмоционального состояния индивида.

Исследования Л. А. Шварц показали, что глаз становится более чувствительным к красно-желтой части цветового спектра при переживании индивидом положительных эмоций, а также к сине-зеленой части при отрицательных эмоциях [6]. Следует заметить, что такое изменение цветовой чувствительности происходит не только при непосредственном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных или неприятных моментах жизни [1].

Это подтверждается и даже дополняется в работах М. Э. Бразман и Э. Т. Дорофеевой, которые указали на то, что каждое эмоциональное состояние соответствует определенному изменению чувствительности глаза к трем основным цветам — красному, синему и зеленому [2].

В. Н. Ворсобин и В. Н. Жидкин изучали динамику предпочтения цветов дошкольников в зависимости от переживаемых ими эмоций. Когда дети испытывали радость, то по сравнению с фоновыми пробами, увеличивалось предпочтение красного, желтого и оранжевого цветов и уменьшалось — зеленого и голубого. При переживании чувства страха цветовой выбор происходил наоборот: чаще предпочитались зеленый и голубой цвета, реже — красный, синий и фиолетовые [1].

На основе теоретических данных было проведено исследование связи цветовых выборов с эмоциональными состояниями обучающихся в МБУ ДО ДДТ старшего дошкольного возраста, в котором приняли участие 64 ребенка. Для изучения связи цветовых выборов с эмоциональными состояниями были использованы следующие методики: восьмицветовой тест Люшера [4], тест «Домики» О.А Ореховой [5].

Проанализируем связь эмоционального состояния с цветовым выбором старших дошкольников, используя программу компьютерной обработки данных SPSS Statistics 23.0.

Для наглядности представим данные, полученные в результате расчёта корреляции Спирмена в виде рисунка (рис. 1).

Из рисунка 1 мы видим, что красный цвет имеет у старших дошкольников положительную связь с показателем «Счастье» по тесту «Домики», и отрицательную с настроением . Данное противоречие можно объяснить тем, что хорошее настроение дети не воспринимается как состояние счастья. Вероятно, находясь в хорошем настроении, дети настолько активны, что красный цвет только раздражает их. Также можно сказать, что красный цвет не является показателем определенного состояния человека, поскольку он является очень активным и имеет разные характеристики. Так, в равной степени он может символизировать противоположные показатели.

Взаимосвязь цветового выбора и эмоционального состояния старших дошкольников по критерию Спирмена

Рис. 1. Взаимосвязь цветового выбора и эмоционального состояния старших дошкольников по критерию Спирмена

Кроме того, настроение имеет отрицательную корреляцию с фиолетовым цветом. Это означает, что, находясь в плохом настроении, дети старшего дошкольного возраста сдержаны в выражении своих эмоций, отвергают желание мистической близости с другими, занимают критическую позицию по отношению к глубоким связям, имеют эстетическое чутьё и склонность к занятию творчеством при любой возможности.

Жёлтый цвет отвергается детьми старшего дошкольного возраста в состоянии горя , которое имеет положительную связь с чёрным цветом. Это говорит о том, что в состоянии горя дошкольник выражает протест, чувствует разочарование в надеждах, безнадёжность, уныние. Он раздражителен, проявляет негативизм и подозрительность по отношению к окружающим и их намерениям. Ведёт себя безрассудно и пытается оградить себя от изоляции и разочарований. Таким образом, можно утверждать, что к горю дети старшего дошкольного возраста имеют негативное отношение.

Одновременно с этим чёрный цвет имеет обратные связи с счастьем , дружбой и восхищением . Это говорит о том, что, испытывая эти чувства, старшие дошкольники не желают отказываться от чего-либо, в частности от дружбы, счастья, восхищения и тем, что с ними связано, и хотят сохранить контроль над своими решениями и действиями.

Также по рисунку 1 мы видим, что чувство обиды у старших дошкольников связано с предпочтением коричневого и отвержением зелёного и синего цветов. Это сигнализирует о снижении способности к самоутверждению, тревоге о возможной утрате репутации. Дети, испытывая чувство обиды, проявляют беспокойство, суетливость, напряжение, из-за чего снижается способность к концентрации внимания. У них наблюдается потеря способности к сопротивлению и настойчивости, сопровождающееся потребностью в ощущении безопасности и физической удовлетворённости, в избавлении факторов внешнего давления, которые вызывают чувство дискомфорта.

Для показателей «Ссора» и «Злоба» не выявлено корреляций с цветовыми предпочтениями.

Литература:

1. Базыма, Б. А. Психология цвета. Теория и практика / Б. А. Базыма. — Санкт-Петербург: Речь, 2005. — 208 c. — Текст: непосредственный.

2. Дорофеева, Э. Т. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний / Э. Т. Дорофеева. — Текст: непосредственный // Проблемы моделирования психической деятельности. — 1968. — № 2. — С. 279–280.

3. Люшер, М. Цвет вашего характера / М. Люшер. — 1997: Вече, Москва. — 240 c. — Текст: непосредственный.

4. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. — Москва, Санкт-Петербург: АСТ, Сова, 2005. — 190 c. — Текст: непосредственный.

5. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка / О. А. Орехова. — Санкт-Петербург: Речь, 2002. — 112 c. — Текст: непосредственный.

6. Шварц, Л. А. Изменение цветоощущения в эмоциональных состояниях / Л. А. Шварц. — Текст: непосредственный // Проблемы физиологической оптики. — Москва: Академия наук СССР, 1948. — С. 314–320.

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, красный цвет, ребенок, SPSS, положительная связь, хорошее настроение, цветовой выбор, черный цвет, эмоциональное состояние, эмоциональное состояние старших дошкольников.


Ключевые слова

старший дошкольный возраст, эмоциональные состояния, цветовые предпочтения

Похожие статьи

Обогащение эмоционального мира дошкольников в ДОУ через...

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка.

Проходит первичная коррекция эмоционального неблагополучия, как у детей, так и у взрослых.

В русле работы с цветом была разработана коррекционно-профилактическая авторская программа «Работа с цветом...

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

Цвет – это одна из сложных характеристик предмета для детского восприятия. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем

В настоящее время в работе по формированию цветовосприятия у детей дошкольного возраста нет системы, а полагаются...

Роль цвета в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

 Цвет — это одна из первых характеристик, которую различают дети. Роль цвета в жизни

Дети начинают узнавать, как называются цвета примерно в возрасте от двух до пяти лет.

Психологи считают, что психологическое состояние малыша зависит от того какие краски...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

Другими словами цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.

Меняющиеся в ходе историй предметный, эмоциональный, эстетический опыт людей часто бывает

В силу этого в изобразительном искусстве дошкольников цвет становится самым важным и выразительным...

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников...

Эмоциональное состояние, настроение оказывают существенное влияние на то, как он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Говоря о многих детях дошкольного возраста с ОНР, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольника — научить детей понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (слова, мимика, жесты), а также совершенствовать...

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики...

Выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР и уровень эмоционального развития детей данной категории, отличие его от уровня эмоционального развития здоровых детей того же возраста, говорят о необходимости коррекционной работы...

Изотерапия как фактор формирования личности дошкольника

Основная идея изотерапии — повышение эмоционально-положительного фона, коррекция личностных качеств ребенка современным

Как часто рисунки таких детей поражают невыразительностью, пасмурностью цветового решения. Они знают и различают цвета, но не...

Похожие статьи

Обогащение эмоционального мира дошкольников в ДОУ через...

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка.

Проходит первичная коррекция эмоционального неблагополучия, как у детей, так и у взрослых.

В русле работы с цветом была разработана коррекционно-профилактическая авторская программа «Работа с цветом...

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

Цвет – это одна из сложных характеристик предмета для детского восприятия. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем

В настоящее время в работе по формированию цветовосприятия у детей дошкольного возраста нет системы, а полагаются...

Роль цвета в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

 Цвет — это одна из первых характеристик, которую различают дети. Роль цвета в жизни

Дети начинают узнавать, как называются цвета примерно в возрасте от двух до пяти лет.

Психологи считают, что психологическое состояние малыша зависит от того какие краски...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

Другими словами цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.

Меняющиеся в ходе историй предметный, эмоциональный, эстетический опыт людей часто бывает

В силу этого в изобразительном искусстве дошкольников цвет становится самым важным и выразительным...

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников...

Эмоциональное состояние, настроение оказывают существенное влияние на то, как он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Говоря о многих детях дошкольного возраста с ОНР, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольника — научить детей понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (слова, мимика, жесты), а также совершенствовать...

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики...

Выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР и уровень эмоционального развития детей данной категории, отличие его от уровня эмоционального развития здоровых детей того же возраста, говорят о необходимости коррекционной работы...

Изотерапия как фактор формирования личности дошкольника

Основная идея изотерапии — повышение эмоционально-положительного фона, коррекция личностных качеств ребенка современным

Как часто рисунки таких детей поражают невыразительностью, пасмурностью цветового решения. Они знают и различают цвета, но не...

Задать вопрос