Рынок смартфонов в России: анализ потребительских предпочтений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 19.06.2022

Статья просмотрена: 923 раза

Библиографическое описание:

Змиевская, Д. Д. Рынок смартфонов в России: анализ потребительских предпочтений / Д. Д. Змиевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93251/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассмотрен рынок смартфонов в России, проанализирована динамика продаж и выявлены причины падения продаж в 2021 году в результате изменения поведения потребителей; также проанализирована конкурентная среда и распределение долей в натуральном и денежном выражении между основными игроками рынка. В работе были выявлены потребительские предпочтения при покупке и в использовании смартфонов и операционных систем.

Ключевые слова: доля рынка, потребительские предпочтения, продажи, ценовые категории, поведенческая экономика.

Поведенческая экономика требует от компаний тщательного анализа и глубокого понимания потребительских предпочтений. Рынок смартфонов в современных реалиях имеет достаточно большие перспективы с учетом развития цифровых товаров и услуг. Сейчас сложно представить жизнь без смарт-девайсов, поскольку они стали универсальным инструментов для выполнения ежедневных рабочих и личных задач.

Мобильная индустрия — стремительно развивающаяся отрасль, лидирующие позиции в которой по объему продаж в натуральном и денежном выражении занимают два производителя — Samsung и Apple.

Ниже представлены продажи смартфонов в России с 2013 по 2020 год:

Из рисунка 1 видно, что после падения в 2019 году, рынок сильно вырос в 2020 г. Однако, по состоянию на 2021 год, рынок смартфонов находится в состоянии неопределенности. С первой недели января по первую неделю марта 2021 года спрос на смартфоны в России в штуках снизился на 14 %.

Продажи смартфонов в России, 2013-2020 г.

Рис. 1. Продажи смартфонов в России, 2013-2020 г.

Ключевой фактор — пандемия COVID-19, которая оказывает значительное влияние на экономику, благосостояние людей и их покупательские возможности [5].

Другая причина подобного падения продаж на рынке обусловлено дефицитом товара в связи с недостатком комплектующих для сборки мобильных устройств [4]. В реалиях пандемии производственные мощности простаивали, но затем вырос спрос на комплектующие из-за роста продаж смартфонов. Ощущается дефицит iPhone последних моделей, а также флагмана Samsung Galaxy S21.

Тем не менее, несмотря на общее падение рынка, на нем есть растущие ценовые категории. Продажи смартфонов дороже 50 000 рублей увеличились почти на 300 % в натуральном выражении. Одновременно с этим спрос на доступные девайсы стоимостью до 10 000 рублей снизился на 58 %, а в сегменте до 20 000 рублей продажи в абсолютном выражении сократились на 26 %. Это объясняется тем, что российские пользователи покупают дорогие модели, с улучшенным набором характеристик и хорошим качеством сборки для того, чтобы использовать смартфон не только как средство телефонной связи, но и для гейминга, работы, развлечений, покупок и т. д. [6]. В последние несколько лет четко прослеживается тенденция, что люди проводят за цифровыми гаджетами суммарно около 10 часов в сутки, примерно 5 из которых за смартфоном. Цифровизация общества идет достаточно быстро. Мобильный гейминг по количеству активных игроков составляет 52 % от всего игрового рынка, для примера ПК-игры заняли 20 %, а консольные — 28 % рынка [2]. Известно, что в период пандемии количество геймеров кратно увеличилось и на смартфонах играют уже 50 % пользователей, что также оказывает эффект на продажи смартфонов, поскольку геймерам нужны продвинутые гаджеты.

На российском рынке смартфонов существует большое многообразие брендов мобильных телефонов. Однако, два производителя — Samsung и Apple, — занимают более 70 % рынка. На первом месте в денежном выражении — Apple. iPhone 11 — самая продаваемая модель данного бренда. На втором месте — бренд Samsung, самым продаваемым смартфоном которого является Samsung Galaxy A32.

На третьем месте по доле рынка стоит бренд Xiaomi, за ним идет Honor, и незначительную долю на рынке занимают остальные бренды смартфонов. Доли рынка смартфонов в штучном выражении распределились следующим образом [5]:


Huawei драматическим образом сдал свои позиции на российском рынке смартфонов. Импорт смартфонов под брендами Huawei и Honor упал с 3 млн штук в I квартале 2020 г. до 264 тыс. штук в I квартале 2021 г [7].

Что касается популярности операционных систем на рынке смартфонов, то здесь доли распределились следующим образом: среди пользователей смартфонов большая часть предпочитает использовать операционную систему Android — 80,33 %, операционную систему iOS — 19,3 %, менее 1 % занимают остальные операционные системы [9].

Потребительские предпочтения играют очень важную роль на рынке смартфонов. Согласно исследованиям GFK, привязанность потребителя к этому, возможно, самому персональному из устройств достигло высочайшего уровня [4]. Поэтому, впечатлить потребителя новинками на рынке становится все тяжелее.

Согласно исследованиям при выборе смартфона, большинство потребителей очень лояльны к определенному бренду. На вопрос «Будете ли вы пробовать другие бренды смартфонов, даже если вы довольны тем смартфоном, что у вас есть сейчас?» большинство респондентов участвующих в исследовании ответили, что их круг друзей — это пользователи определенных брендов, что затрудняет переход с одного бренда смартфона на другой [1, c. 467].

Путем статистического анализа авторами исследования Звездиной Н. и Сорокиным А. [3] были выявлены наиболее значимые для потребителей атрибуты смартфонов, которые необходимо учитывать производителям смартфонов для удержания конкурентных позиций на рынке. Наиболее важным атрибутом для пользователя является операционная система, причем потребители в большей степени отдают предпочтение операционным системам iOS и Android, тогда как Windows Phone обладает меньшей полезностью для потребителей. Следующий по значимости атрибут — разрешение камеры смартфона, причем чем оно выше, тем более предпочтителен смартфон будет для потребителя. Также для потребителей полезность пластикового корпуса смартфона ниже по сравнению с полезностью алюминиевого и стального корпуса [3, с. 38].

Инновации также играют определяющую роль в развитии рынка. Доля смартфонов с дисплеями от 6 дюймов и более достигла более 70 % в натуральном выражении в 2019 году, тогда как в 2018 эта доля составляла лишь 24 %. Другая важнейшая характеристика, которую отмечает каждый второй покупатель — это емкость батареи. 44 % покупателей отметили, что для них важна производительность и время работы. Эти параметры, в частности, особенно ценятся среди мобильных геймеров. Еще одним фактором, который в будущем окажет большую роль при выборе смартфона, будет наличие поддержки сети 5G. Сеть 5G — это новое поколение мобильного интернета, предлагающее более высокие скорости и более надежное соединение на смартфонах и других устройствах, чем когда-либо прежде [8]. Поскольку быстрый интернет сейчас играет очень важную роль для потребителей, ожидается, что с развитием сети 5G в России производители смартфонов будут внедрять поддержку данной функции во все девайсы, начиная с высокого ценового сегмента, а в дальнейшем — для среднего и низкого ценовых сегментов.

Таким образом, смартфон для российского потребителя становится главным девайсом, все больше заменяя компьютеры. Несмотря на падение рынка в связи с пандемией, наблюдается тенденция к восстановлению и рост премиального ценового сегмента. Это позволяет сделать вывод о растущем потенциале рынка смартфонов

Литература:

  1. Appiah D, Ozuem W, Howell KE, Lancaster G. Brand switching and consumer identification with brands in the smartphones industry. J Consumer Behav. 2019; 18:463–473. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1002/cb.1785 (дата обращения 12.02.2022)
  2. Batchelor J. GamesIndustry.biz presents. The Year In Numbers 2021. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gamesindustry.biz/articles/2021–12–21-gamesindustry-biz-presents-the-year-in-numbers-2021 (дата обращения: 29.01.2022 г.)
  3. Звездина Н, Сорокин А. Моделирование потребительских предпочтений на московском рынке смартфонов методом совместного анализа. Вопросы статистики. 2018; 25(12): 28–39 (дата обращения 13.02.22).
  4. Исследование GfK: развитие глобального спроса на смартфоны. // Москва. 06.03.2020. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gfk.com (дата обращения 14.11.2021).
  5. Кодачигов В. Российский рынок смартфонов переживает рекордный спад. / Газета «Ведомости» 2021 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2021/03/25/863250-rinok-smartfonov (дата обращения 13.10.2021)
  6. Кодачигов В. Рынок смартфонов РФ в первые месяцы 2021 года сократился на 4–6 % // Газета «Ведомости» 2021 г. (дата обращения 13.11.2021)
  7. Неупокоева E. Huawei теряет Россию. // Новостной портал ComNews. 2021 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/214438/2021–05–12/2021-w19/huawei-teryaet-rossiyu (дата обращения: 13.10.2021 г.)
  8. Пушкарев Г, Красов П. 5G-интернет. Сетевое издание «Комсомольская правда» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://marketer.ua/stats-operating-system-2020/https://www.kp.ru/expert/elektronika/5g-internet/ (дата обращения: 13.02.2022 г.)
  9. Юдин A. Самые популярные операционные системы мира. // Новостной портал Marketer. 2020 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://marketer.ua/stats-operating-system-2020/ https://marketer.ua/stats-operating-system-2020/ (дата обращения: 14.11.2021 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, рынок смартфонов, продажа смартфонов, денежное выражение, операционная система, рынок, смартфон, натуральное выражение, поведенческая экономика, российский рынок смартфонов.


Похожие статьи

Рынок мобильных приложений Калининградской области

По прогнозам экспертов, российский рынок мобильных приложений, несмотря на общий спад в экономике страны, будет расти. К 2016 году прогнозируется, что рынок мобильных приложений в России достигнет $1300 млн, увеличившись в 8 раз по сравнению с 2012 годом [2]...

Мобильная телефония: инструмент экономического роста...

Благодаря распространению беспроводных технологий, мобильная связь стала доступна повсеместно в мире. Эта технология оказывает сильное воздействие, как на жизнь непосредственных пользователей, так и на экономику развивающихся стран.

Внедрение опыта онлайн-продаж через мобильные приложения...

Мобильное приложение для смартфонов компании Leroy Merlin помимо базисных разделов, имеет преимущество в виде следующего функционала: поиск товара по штрих-коду, информацию о наличии товара и возможность онлайн-покупки и доставки товара для трех...

Анализ рынка операторов сотовой связи | Статья в журнале...

Рынок мобильной связи в настоящее время является наиболее динамично развивающимся как в России, так и во всем мире. Это связано, прежде всего, с процессом совершенствования существующих технологий и появлением новых, позволяющим снижать стоимость и повышать...

Современная интернет-индустрия и ее влияние на экономику

Интернет-реклама на мировом рынке интенсивно продолжает увеличивать свой медиасегмент. По прогнозам к 2015 году его объем возрастет в 1,7 раза по сравнению с 2011годом (таб.1). Доля в рекламном рынке интернет-рекламы по прогнозам к 2015 году составит 23,4 % [3, с.46].

Особенности конкуренции на российском рынке услуг мобильной...

 В статье раскрываются особенности рынка услуг мобильной связи в России, формы и методы конкурентной борьбы между участниками рынка, показаны трудности вхождения на рынок, с которыми столкнулась компания Теле2.

Оценка рисков проектов по использованию мобильных приложений...

По прогнозам экспертов, российский рынок мобильных приложений, несмотря на общий спад в экономике страны, будет расти.

Мобильные приложения для смартфонов могут существенно расширять функционал телефона, поэтому.

Наиболее распространённые проблемы эксплуатации...

Ермолаева, В. В. Наиболее распространённые проблемы эксплуатации современных смартфонов / В. В. Ермолаева, В. Д. Дудукина, В. В. Шатилов.

 Современную жизнь сложно представить без всех технологических благ, в частности без смартфонов.

Анализ возможностей использования технологий мобильных...

С каждым годом количество проданных мобильных гаджетов увеличивается примерно на 2 млн. Уже в 2012 г. настал переломный момент в вопросе применения мобильных технологий в организациях, корпорациях и бизнесе в целом.

Похожие статьи

Рынок мобильных приложений Калининградской области

По прогнозам экспертов, российский рынок мобильных приложений, несмотря на общий спад в экономике страны, будет расти. К 2016 году прогнозируется, что рынок мобильных приложений в России достигнет $1300 млн, увеличившись в 8 раз по сравнению с 2012 годом [2]...

Мобильная телефония: инструмент экономического роста...

Благодаря распространению беспроводных технологий, мобильная связь стала доступна повсеместно в мире. Эта технология оказывает сильное воздействие, как на жизнь непосредственных пользователей, так и на экономику развивающихся стран.

Внедрение опыта онлайн-продаж через мобильные приложения...

Мобильное приложение для смартфонов компании Leroy Merlin помимо базисных разделов, имеет преимущество в виде следующего функционала: поиск товара по штрих-коду, информацию о наличии товара и возможность онлайн-покупки и доставки товара для трех...

Анализ рынка операторов сотовой связи | Статья в журнале...

Рынок мобильной связи в настоящее время является наиболее динамично развивающимся как в России, так и во всем мире. Это связано, прежде всего, с процессом совершенствования существующих технологий и появлением новых, позволяющим снижать стоимость и повышать...

Современная интернет-индустрия и ее влияние на экономику

Интернет-реклама на мировом рынке интенсивно продолжает увеличивать свой медиасегмент. По прогнозам к 2015 году его объем возрастет в 1,7 раза по сравнению с 2011годом (таб.1). Доля в рекламном рынке интернет-рекламы по прогнозам к 2015 году составит 23,4 % [3, с.46].

Особенности конкуренции на российском рынке услуг мобильной...

 В статье раскрываются особенности рынка услуг мобильной связи в России, формы и методы конкурентной борьбы между участниками рынка, показаны трудности вхождения на рынок, с которыми столкнулась компания Теле2.

Оценка рисков проектов по использованию мобильных приложений...

По прогнозам экспертов, российский рынок мобильных приложений, несмотря на общий спад в экономике страны, будет расти.

Мобильные приложения для смартфонов могут существенно расширять функционал телефона, поэтому.

Наиболее распространённые проблемы эксплуатации...

Ермолаева, В. В. Наиболее распространённые проблемы эксплуатации современных смартфонов / В. В. Ермолаева, В. Д. Дудукина, В. В. Шатилов.

 Современную жизнь сложно представить без всех технологических благ, в частности без смартфонов.

Анализ возможностей использования технологий мобильных...

С каждым годом количество проданных мобильных гаджетов увеличивается примерно на 2 млн. Уже в 2012 г. настал переломный момент в вопросе применения мобильных технологий в организациях, корпорациях и бизнесе в целом.

Задать вопрос