Приоритеты государственной политики и реализация региональных проектов в дорожно-строительной отрасли на примере Магаданской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 22.06.2022

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Старикова, Е. А. Приоритеты государственной политики и реализация региональных проектов в дорожно-строительной отрасли на примере Магаданской области / Е. А. Старикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 496-498. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93243/ (дата обращения: 03.05.2024).



Рассмотрены актуальные вопросы государственной политики и приоритетные направления развития дорожно-строительной отрасли.

Ключевые слова: дорожно-строительная отрасль, направления развития, малое и среднее предпринимательство.

Дорожная отрасль Российской Федерации представляет собой единый производственный хозяйственный комплекс, содержащий не только автомобильные дороги общего пользования, но и инженерные сооружения на них, а также организации, осуществляющие проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог. С обеспечением функционирования и развитием автомобильных дорог в тесной взаимосвязи находятся проведение научных исследований, подготовка кадров; изготовление и ремонт дорожной техники; добыча и переработка нерудных строительных материалов.

В настоящее время дорожная сеть является неотъемлемой частью единой транспортной системы страны, управление этим внушительным по линейной протяженности, инженерной сложности и стоимости комплексом в настоящее время возложено на Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации. К числу важнейших проблем дорожного хозяйства относят: низкую эффективность работы дорожных и дорожно-строительных предприятий; технологическое отставание предприятий дорожной отрасли; недостаточных уровень конкуренции на рынке подрядных дорожных работ.

Строительство и реконструкция дорог — одна из приоритетных задач российской экономики. Отсутствие современных автомагистралей негативно влияет на развитие целых регионов и экономику страны в целом. В настоящее время разработана и реализуется концепция развития государственных дорог, продолжает развиваться национальная сеть автомобильных дорог, которая обеспечивает территориальную связь внутри страны, способствует укреплению федеральных отношений, социально-экономическому развитию регионов. Дорожно-строительная отрасль, как и любая сфера экономической деятельности, требует не только надлежащего государственного контроля, но и государственного регулирования, в том числе, государственной поддержки. Система государственного регулирования, приоритетные направления государственной поддержки в дорожном строительстве в современных условиях формируются с учетом множества факторов, в зависимости от масштабов производства, сложности дорожно-строительных изделий, а также территориальных особенностей того или иного региона.

Система управления дорожным хозяйством является важнейшим элементом хозяйственного механизма и должна организовываться в соответствии с общими принципами управления в неразрывной связи с направленностью мероприятий по совершенствованию управления народным хозяйством в целом. Система «дорожное хозяйство» включает в себя организации по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Это сложная организационная система. Управление развитием сети автомобильных дорог и повышением их транспортно-эксплуатационного состояния в соответствии с возрастающими требованиями автомобильного транспорта организуется Министерством транспорта Российской Федерации. В 2021 году Счётная палата Российской Федерации изучила, как в последние годы развивались и применялись новые технологии на практике. Анализ показал, что развитие дорожной отрасли пока нельзя назвать инновационным. Так, по словам аудитора Счётной палаты Российской Федерации Валерия Богомолова, в период 2018–2020 годов на автомобильных дорогах федерального значения применено 264 технологии и материала, отнесенных к новым. Вместе с тем 168 технологий и материалов или 63,6 % по факту не являются новыми, например, в качестве инновационных технологий применялась разработанная еще советскими учеными укладка нетканого синтетического материала родом из 1977 года.

Новые национальные проекты федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, рассчитаны на реализацию в течение 2019–2024 годов. Проект «Безопасные и качественные дороги» — долгосрочный федеральный приоритетный проект по реализации программ приведения в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог и развития дорожной сети крупнейших городских агломераций. Контроль реализации проекта осуществляют Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Планируемые сроки реализации — 2017–2025 годы. В 2021 году национальный проект переименован в «Безопасные качественные дороги» и продлен до 2030 года, [1, 4].

Основными проблемами дорожной отрасли Магаданской области являются:

— техническое состояние автомобильных дорог, преимущественно дороги с асфальтобетонным и черным покрытием имеют недостаточную прочность дорожной одежды, доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям, составляет 70,5 %, доля автомобильных дорог общего пользования местного значения — 66,2 %. Большинство автомобильных дорог и мостов построено в 50–60-х годах прошлого века с использованием некачественных грунтов для отсыпки земляного полотна и несоответствующих по прочностным характеристикам каменных материалов для устройства дорожной одежды, и требуют срочного ремонта с целью обеспечения безопасности движения. На ситуацию негативно влияют постоянное увеличение количества транспортных средств, приводящее к росту интенсивности движения и скоростного режима, увеличение нагрузки на дорожную одежду от автомобилей повышенной грузоподъемности;

— слабое освоение в транспортном отношении северной и восточной частей Магаданской области, отсутствие в них автомобильных дорог круглогодичного действия;

— необеспеченность автомобильными дорогами территорий области, являющихся перспективными с точки зрения освоения минерально-сырьевых ресурсов.

По результатам опроса жителей на предмет удовлетворенности организацией транспортного обслуживания населения выявлен ряд проблем транспортного обслуживания населения, для решения которых необходимо обновить парк автотранспортных средств, осуществляющих межмуниципальное обслуживание, обеспечить ежедневное движение автобусов по маршрутам, связывающим областной центр с административными центрами городских округов, обеспечить транспортное сообщение в период с 20:00 до 24:00, реконструировать остановки (адаптировать под северные условия), развивать межмуниципальное авиатранспортное сообщение.

К отраслевым приоритетам Инвестиционной стратегии Магаданской области относится, в том числе, развитие транспортного комплекса посредством устранения существующих территориальных и структурных диспропорций, создание дополнительных транспортных связей и развитие новых видов транспорта в регионе, [2].

Наиболее благоприятные условия для экономического развития может создать конкурентная рыночная среда. Исследования показывают, что при существующем уровне конкуренции, на рынке дорожного строительства всего треть компаний этой рыночной ниши используют на практике стратегии позиционирования. К отличительным факторам, определяющим специфику маркетинга в дорожно-строительной отрасли следует отнести многочисленность и рассредоточенность на больших территориях подразделений дорожно-строительной организации; сезонность и / или временной характер выполняемых работ; риск негативного влияния на темп выполняемых работ климатических и природных условий; большое количество работ и услуг, составляющих технологические процессы; недостаточное количество оборотных средств. Разработка маркетинговой стратегии позволяет предприятию значительно расширить клиентскую базу, увеличить объем продаж; повысить конкурентоспособность продукции/услуг; создать инструмент привлечения клиентов; выработать эффективную ценовую и продуктовую политику.

Малое и среднее предпринимательство компенсирует издержки рыночной экономики (кризисы, безработицу), в определённой мере поддерживает насыщение местных рынков, а также способствует обеспечению условий для непрерывного экономического роста, малое и среднее предпринимательство отнесено к наиболее важным секторам экономики. Таким образом, одной из важнейших задач является создание условий для активизации деятельности малого и среднего предпринимательства.

Исследуя тенденции развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации за последние годы, можно с уверенностью говорить о выявленных проблемах развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, [5]. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» на региональный уровень вынесены следующие приоритеты развития малого и среднего предпринимательства: выделение региональных отраслевых точек роста малых и средних предприятий; регулярная разработка и реализация программ, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства; создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и др.

Литература:

1. «Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 15). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319305/ (дата обращения: 17.06.2022).

2. Постановлений Правительства Магаданской области от 05.03.2020 N 146-пп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года». — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно- технических документов: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319305/ (дата обращения: 17.06.2022).

3. Дергунов, С. А. Инновационный менеджмент в дорожно-строительном хозяйстве Оренбургской области / С. А. Дергунов. — Оренбург: ОГУ, 2014. — 235 c. — Текст: непосредственный.

4. Национальный проект «Безопасные качественные дороги». — Текст: электронный // Министерство транспорта РФ: [сайт]. — URL: https://rosavtodor.gov.ru/about/upravlenie-fda/nacionalnyj-proekt-bezopasnye-i-kachestvennye-avtomobilnye-dorogi (дата обращения: 17.06.2022).

5. Выполнение стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России / В. Баринова, С. Земцов, В. Коцюбенский, А. Красносельских. — Текст: непосредственный // Экономическое развитие России. — 2018. — № 11. — С. 36–45.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, дорога, дорожная отрасль, дорожно-строительная отрасль, среднее, дорожная одежда, Магаданская область, Министерство транспорта, общее пользование, предпринимательство.


Похожие статьи

Государственное управление в сфере дорожного хозяйства...

Ключевые слова: дорожное хозяйство, государственное управление, Министерство транспорта Российской Федерации.

Минтранс РФ представляет собой федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации в сфере транспорта (автодорожного...

Об обновлении нормативно-технической базы с целью улучшения...

В дорожной отрасли России назрела необходимость радикального обновления нормативно-технической документации, автор делает вывод

Дороги – одна из основ экономической жизни страны. Эффективная работа транспорта – необходимое условие успешного развития всех...

Старикова Евгения Александровна — Информация об авторе

Библиографическое описание: Старикова, Е. А. Приоритеты государственной политики и реализация региональных проектов в дорожно-строительной отрасли на примере Магаданской области / Е. А. Старикова.

Проблемы дорожного строительства и пути их решения

Началом дорожного строительства в России можно считать 1722 г., когда 1 июня был издан сенатский указ о постройке дороги, связывающей Петербург с Москвой. Дорогу строили как грунтовую. В 1901 г. в России появились первые автомобили, и вскоре возникла проблема...

Проблемы логистики, связанные с состоянием дорожной...

И, если состояние дорожной инфраструктуры ЦФО может быть признано хотя бы отчасти

Более того, например, протяженность автодорог общего пользования с твердым покрытием в

Неразвитость дорожной инфраструктуры северных регионов России приводит не только к...

Оценка густоты дорожной сети | Статья в журнале...

Россия, дорожное строительство, строительство дорог, дорога, Петербург, Москва, высочайшее качество, дорожно-строительная отрасль, дорожное покрытие, темное время суток. Мобильность населения как социальный приоритет... общего пользования в городских...

Особенности и проблемы финансирования автодорожного...

Россия, дорога, дорожное строительство, сфера строительства, развитие сети, Китай, дорожная отрасль, Российская Федерация, Санкт-Петербургский политехнический университет, автомобильно-дорожная отрасль. Оценка густоты дорожной сети | Статья в...

Текущее состояние строительной отрасли РФ | Статья в журнале...

Статья посвящена краткому обзору текущего состояния строительной отрасли РФ.

Строительная отрасль, не смотря на экономические трудности, долгое время является одной из самых стабильных и динамичных отраслей в российской экономике.

К вопросу о методах и особенностях регулирования...

Органом управления транспортной отраслью на федеральном уровне является Министерство Транспорта Российской Федерации, в котором организованы четыре федеральных агентства по видам транспорта и федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Похожие статьи

Государственное управление в сфере дорожного хозяйства...

Ключевые слова: дорожное хозяйство, государственное управление, Министерство транспорта Российской Федерации.

Минтранс РФ представляет собой федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации в сфере транспорта (автодорожного...

Об обновлении нормативно-технической базы с целью улучшения...

В дорожной отрасли России назрела необходимость радикального обновления нормативно-технической документации, автор делает вывод

Дороги – одна из основ экономической жизни страны. Эффективная работа транспорта – необходимое условие успешного развития всех...

Старикова Евгения Александровна — Информация об авторе

Библиографическое описание: Старикова, Е. А. Приоритеты государственной политики и реализация региональных проектов в дорожно-строительной отрасли на примере Магаданской области / Е. А. Старикова.

Проблемы дорожного строительства и пути их решения

Началом дорожного строительства в России можно считать 1722 г., когда 1 июня был издан сенатский указ о постройке дороги, связывающей Петербург с Москвой. Дорогу строили как грунтовую. В 1901 г. в России появились первые автомобили, и вскоре возникла проблема...

Проблемы логистики, связанные с состоянием дорожной...

И, если состояние дорожной инфраструктуры ЦФО может быть признано хотя бы отчасти

Более того, например, протяженность автодорог общего пользования с твердым покрытием в

Неразвитость дорожной инфраструктуры северных регионов России приводит не только к...

Оценка густоты дорожной сети | Статья в журнале...

Россия, дорожное строительство, строительство дорог, дорога, Петербург, Москва, высочайшее качество, дорожно-строительная отрасль, дорожное покрытие, темное время суток. Мобильность населения как социальный приоритет... общего пользования в городских...

Особенности и проблемы финансирования автодорожного...

Россия, дорога, дорожное строительство, сфера строительства, развитие сети, Китай, дорожная отрасль, Российская Федерация, Санкт-Петербургский политехнический университет, автомобильно-дорожная отрасль. Оценка густоты дорожной сети | Статья в...

Текущее состояние строительной отрасли РФ | Статья в журнале...

Статья посвящена краткому обзору текущего состояния строительной отрасли РФ.

Строительная отрасль, не смотря на экономические трудности, долгое время является одной из самых стабильных и динамичных отраслей в российской экономике.

К вопросу о методах и особенностях регулирования...

Органом управления транспортной отраслью на федеральном уровне является Министерство Транспорта Российской Федерации, в котором организованы четыре федеральных агентства по видам транспорта и федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Задать вопрос