Анализ проблем, связанных с влиянием суровых климатических условий Арктики России на продажи услуг связи, и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 17.06.2022

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Шадрина, С. С. Анализ проблем, связанных с влиянием суровых климатических условий Арктики России на продажи услуг связи, и пути их решения / С. С. Шадрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 502-506. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93146/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматривается влияние климата арктической зоны России на продажи телематических услуг связи (интернет и цифровое телевидение), перечислены возникающие проблемы у операторов связи и предложены конкретные варианты их решения.

Арктическая зона Российской Федерации включает территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, часть районов Республики Карелия, Коми, Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области. Эта территория значительно отличается от других регионов России как природно-экономическими, демографическими, так и климатическими условиями. Главная особенность российской Арктики — суровый климат, который характеризуется низкими температурами зимой и коротким прохладным летом. За полярным кругом зима длится в среднем 8 месяцев. На зимний режим погода переходит в конце сентября — начале октября. Минимальная температура в некоторых районах арктической зоны иногда снижается до -50°С. Полярная ночь длится в течение 5–6 месяцев.

Из-за сурового климата, население Арктики России немногочисленно. Эта зона включает лишь несколько крупных городов. В основном территорию занимают небольшие северные поселки и общины, в которых проживает коренное население (менее 2 % населения России) на удаленном расстоянии друг от друга. Согласно статистическим данным за 2021 год население арктических регионов составляет 2,6 млн. чел., из них 3,27 % занимают коренные малочисленные народы севера [1].

Территория арктических регионов РФ занимает 5 млн. км². Плотность населения довольно низкая — 1,5 чел./км². Это меньше среднероссийского показателя в 5,7 раз. По состоянию на 1 января 2022 года средняя плотность населения России составила 8,50 чел./км² [2].

Рассмотрим проблемы, влияющие на рост продаж и получение выручки на примере интернет-провайдера Ямало-Ненецкого автономного округа:

Снижение клиентопотока

Для арктической зоны России характерны очень суровые зимы с многочисленными циклонами и осадками. Как правило, при температуре ниже — 30°С резко снижается посещаемость торговых точек, что напрямую сказывается на падении продаж не только услуг связи, но и всех отраслей B2C сегмента. Мероприятия, предложенные мной, позволили сохранить продажи в зимнее время на том же уровне. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:

Развитие дистанционных продаж

—Реклама сайта компании и контактных телефонов через различные каналы, в т. ч. на светодиодных экранах города. В условиях долгой полярной ночи, яркие световые экраны не остаются незамеченными жителями городов;

—Заявка клиента, оставленная на сайте компании, в течение нескольких секунд поступает в Телеграм-чат, где ее видят все менеджеры по продажам. Установлен норматив отработки заявок, поступающих с сайта — 15 минут, в течение которых свободный менеджер подхватывает заявку клиента, созванивается с ним, уточняет условия тарифного плана и заводит заявку в базу для работы техническими специалистами.

Развитие социальных сетей

Дополнительные рекламные бюджеты на социальные сети: Тик-Ток, VK, YouTube и т. д. Коллаборации с местными блогерами, совместные акции и розыгрыши призов. Следует обязательно разыгрывать мерч или сувенирную продукцию компании.

Доставка оборудования на дом клиенту

—Менеджер по продажам готовит договор с клиентом и передает инсталлятору в день подключения услуги. Абонентское оборудование и бланк договора инсталлятор доставляет клиенту на дом, что позволяет клиенту не посещать салон продаж в холодное время года.

Короткий строительный период

Вечная мерзлота не позволяет использовать технологии прокладки кабеля в коллекторах и тоннелях, поэтому самым простым и распространенным способом в условиях крайнего севера является прокладка волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) в грунт методом монтажа кабеля в кабельной канализации. В связи с коротким летом (в среднем около 50 дней), на строительство сетей связи отводится достаточно мало времени. Кроме этого, существуют ограничения температурного режима.Прокладка оптического кабеля должна выполняться при следующих климатических условиях: температура воздуха не ниже -15°С и относительная влажность не более 80 % [3]. Все эти требования значительно сокращают строительный период, а также возможность модернизации сети в холодное время года.

К началу строительства в компании должны быть проведены все подготовительные работы: утвержден и выделен бюджет на стройку, подготовлена адресная программа, проведены проектно-изыскательские работы, заключены договоры с подрядчиками, закуплено оборудование.

На скорость окупаемости затрат и получение прибыли большое влияние оказывает готовность отдела продаж. Наличие абонентского оборудования, подготовленный персонал, реклама — все это поможет ускорить продажи новой построенной портовой емкости.

Приведу пример из практики — подключение услуг связи (интернет, IP TV) в новостройке.

Город Салехард, пятиэтажный дом, 105 квартир. В текущей конкурентной обстановке было принято решение завести кабель в каждую квартиру с установкой оптических розеток на этапе строительства дома. Плюсы для клиента:

— отсутствие необходимости сверлить стену для проведения кабеля из подъезда в квартиру, соответственно исключается необходимость мелкого ремонта в месте заведения кабеля;

— кабельная разводка сделана заранее вместе с общедомовыми коммуникациями;

— сокращение время работ на подключение услуги.

Основные проведенные мероприятия в период заселения жильцов:

—Размещена реклама в почтовых ящиках и на информационных стендах;

—Узлы связи в подъездах обозначены стикерами с логотипом компании, сайтом и контактным телефоном;

—Запущена новая акция для новоселов — при подключении услуги интернет, 1 месяц бесплатно;

—Определен срок подключения услуги — в день обращения клиента, максимум в течение суток;

—Для квартир площадью более 60 м 2 предусмотрены усилители интернет-сигнала;

—Ежедневно проводился поквартирный обход активными продавцами с целью консультаций и сбора заявок на подключение услуг.

За период с июля по сентябрь 2022 года было подключено 28 абонентов, что составило 27 % проникновения. Такой процент проникновения в первые три месяца с момента заселения — достоин уважения. Стоит отметить, что кроме нашей компании, при сдаче дома и заселении его жильцами, был выбор еще из двух конкурентов.

Процент проникновения рассчитывается по формуле:

Проникновение, % = Количество задействованных портов / Количество квартир х 100

Логистика

Проблемы логистики не только для территории Ямала, но и всей арктической зоны РФ многочисленны и идентичны. Это удаленность территорий, высокие затраты, влияние погодных условий, недостаточное количество проездных путей и многие другие. Беря во внимание отдаленность Ямало-Ненецкого автономного округа от крупных промышленных центров, не стоит забывать и об отсутствии железной дороги в большинстве населенных пунктах округа. Чаще доставка необходимых материалов и оборудования осуществляется автомобильным транспортом. Логистика в зимнее время в часть территорий производится исключительно по зимнику. Минусов при таком сообщении довольно много: непроходимые трассы во время снегопада и метелей, использование машин-вездеходов, низкая скорость — все это приводит к увеличению сроков доставки. В летнее время сообщение между удаленными поселками удается только водным транспортом. Сложность передвижения оказывает негативное влияние не только на доставку оборудования в далекие регионы округа, но и на передвижение сотрудников компании для устранения аварийных ситуаций. В экстренных ситуациях используется вертолетный транспорт. Именно поэтому следует всегда иметь резерв исправного и подготовленного к работе оборудования на складах компании, включая удаленные поселки. Что касается продаж, резерв абонентского оборудования (АО) следует рассчитывать, исходя из ежемесячного плана продаж и сроков доставки:

Резерв АО = план продаж/мес. + 20 % + срок доставки (в мес.) * план продаж/мес.

Отсутствие отделов продаж в удаленных населенных пунктах

Содержание отделов продаж в удаленных населенных пунктах нерентабельно из-за малочисленного населения, высокой стоимости аренды и коммунальных платежей. Но, учитывая, что интернет в настоящее время является неотъемлемой частью жизни для большинства людей, телекоммуникационные услуги предоставляются и на самом крайнем севере России.

Для обеспечения населения самых северных уголков Ямала услугой интернет, а также для развития компании, мной было предложено и успешно реализовано мероприятие по запуску продаж услуги интернет в таких населенных пунктах, как село Новый Порт (67°40′ с. ш. 73°00′ в. д.), село Гыда (70°53′41″ с. ш. 78°30′14″ в. д.), село Антипаюта (69°06′ с. ш. 76°52′ в. д.).

Основные мероприятия для запуска продажи услуг в удаленных поселках:

—Дистанционный поиск людей с использованием местных форумов, социальных сетей;

—Заключение договоров с физическими лицами на продажи услуг связи;

—Удаленное обучение сотрудников;

—Предоставление удаленного доступа к базе данных для самостоятельного заведения заявки на инсталляцию;

—Заключение договора материально-ответственного лица и доставка оборудования;

—Доставка полиграфии для размещения в местах скопления людей (магазины, Администрация села), а также по почтовым ящикам;

—Разработан тарифный план с возможностью выбора оптимальной скорости интернета.

Как итог, за три месяца с нуля были запущены продажи в удаленных населенных пунктах. В течение года были подключены к сети интернет 240 новых клиентов при среднем ARPU 2100 рублей — это 504 000 рублей в месяц.

Дефицит квалифицированных кадров

Одна из значимых проблем, влияющих на продажи и развитие бизнеса на севере России — это недостаток квалифицированного персонала. Высшие учебные заведения в арктической зоне можно сосчитать по пальцам и, конечно, они не справляются с потоком желающих — это провоцирует отток выпускников для обучения в другие регионы России. Большинство из них не возвращаются на малую родину. Поэтому среди молодых людей очень сложно найти хороших специалистов, готовых развиваться в сфере продаж. Совет в данном случае практически единственный — это поиск сотрудников в других регионах страны. Достойный уровень заработной платы на крайнем севере достигается благодаря районному коэффициенту, который можно получить, имея стаж работы в районах крайнего севера, а его нет у приезжих специалистов. В данном случае существуют варианты, как привлечь и удержать ценного работника: 1. Ввести процент доплаты равный районному коэффициенту и пересматривать его по мере накопления стажа; 2. Компенсировать стоимость ежемесячной аренды жилья; 3. Продумать KPI, позволяющий получать хорошее вознаграждение.

Пример KPI менеджера по продажам с функционалом диспетчеризации

Удельный вес показателя в общем фонде премирования

Ключевые показатели эффективности

% выполнения планового показателя/норма премиального вознаграждения, %

1

10 %

Выполнение плана подключения физических лиц (%)

менее 80

80–90

91–100

101–110

111–120

121–130

131–140

установленный % премирования

0 %

6 %

10 %

13 %

16 %

19 %

22 %

2

10 %

Контроль исполнения заявок (работа с ТБ, диспетчеризация)

0

установленный % премирования

0 %

3

10 %

Обзвон неактивных абонентов

0

установленный % премирования

0 %

4

10 %

Выполнение обзвона Welcome Сall (количество звонков от количества установок в отчетный период)

менее 90 %

установленный % премирования

0 %

ИТОГО ПРОЦЕНТ ПРЕМИРОВАНИЯ

Отсутствие обучающих центров

Большинство городов Арктики России малочисленны и далеко не во всех имеются обучающие центры по проведению тренингов продаж. Самым простым вариантом будет наставничество — обучение одного из сотрудников, например, ведущего специалиста основам продаж. В дальнейшем этот сотрудник будет обучать всех остальных менеджеров.

Если компания небольшая и нет смысла держать штатную единицу тренера, можно ввести совмещенную должность. Другим вариантом обучения менеджеров продаж является заключение договора с обучающим центром в любом городе России для выездных тренингов и удаленного сопровождения вашего отдела продаж.

С проблемой обучения сотрудников я столкнулась, когда работала в крупной федеральной компании мобильной связи. Некоторые менеджеры не справлялись с большим объемом информации, постоянно приходилось повторять одно и то же. И тогда мне пришла в голову идея создать небольшую компьютерную программу в виде тестов. Ежедневно, перед тем как приступить к работе, каждый менеджер по продажам должен ответить на десять вопросов. Вопросы каждый раз выбираются случайно из общего списка, который охватывает все необходимые знания, касающиеся тарифов, услуг и технологий связи. Особенностью данных тестов является то, что пока менеджер не ответит на все предложенные ему вопросы, он не может приступить к работе за компьютером. Таким образом, через месяц все сотрудники знали ответы на все вопросы, заложенные в общую базу.

Высокая себестоимость продаваемых услуг

Учитывая региональные особенности Арктики России, связанные с высокой стоимостью ресурсов, логистики, сложностями строительства сетей связи, стоит принять такой факт, как высокая стоимость услуги интернет, по сравнению с центральными регионами страны. Конечно, это не может не сказываться на покупательской способности. Все чаще клиенты отдают предпочтение мобильному интернету, который дешевле. Решение этой проблемы кроется в умении менеджеров не снижать стоимость услуги, а повышать ценность для клиента.

Пример ответа менеджера на возражение клиента «Дорого»:

Клиент: «У вас дорогой интернет».

Менеджер: «Согласен, наши услуги недешевые, зато у нас стабильно высокая скорость интернета, которая позволит Вам за секунды скачивать необходимую информацию».

Одним из вариантов снижения конечной стоимости услуг для клиентов, является пакетирование, например, интернет, телевидение, видеонаблюдение, сим-карта в одном пакете с единой стоимостью. Это касается как сегмента B2C, так и B2B.

Миграция населения в центральные районы страны, в том числе людей пенсионного возраста

Один из факторов, влияющих на отток клиентов и, как следствие снижение дохода компании, — миграция населения. Жителей северных регионов можно разделить на две категории: коренные народы севера и люди, приехавшие с целью поиска работы и больших зарплат. В этом нет ничего нового: люди едут либо туда, где лучше климат и ниже цены, либо туда, где выше зарплаты и больше работы. Согласно результатам Росстата миграция населения из Ямало-Ненецкого АО за 2020 год составила 1751 человек, что на 25 % больше чем за 2019 год [4]. Покидая север, люди расторгают договоры на фиксированные услуги связи.

Приведу в пример один кейс, который позволит вам сохранить своих клиентов, при условии, что ваша компания имеет сеть в разных городах России. Суть кейса заключается в подключении интернета своему клиенту в другом регионе. Для этого в момент обращения абонента по вопросу расторжения договора, уточняем адрес нового местожительства клиента и заводим заявку на подключение услуг по новому адресу. В качестве повышения лояльности рекомендую предоставить клиенту бонус в виде скидки на услуги, дополнительного пакета телеканалов на IP TV, скорой инсталляции, аренды оборудования. Если клиент переезжает в регион или город, где у вашей компании нет технической возможности подключения, на помощь придет межоператорский договор, по которому ваша компания передает «теплого» клиента другой компании за вознаграждение, а клиент получает скидку на услуги связи, если воспользуется вашим предложением. Проще обстоят дела, когда происходит внутренняя миграция внутри округа, например, люди переезжают из поселка в город. В этом случае следует убедить клиента, что вы сделаете все возможное, чтобы он остался доволен качеством услуг и в максимально сжатые сроки обеспечить клиенту доступ в интернет.

Продолжительные отпуска

В соответствии с Трудовым кодексом РФ для населения Крайнего Севера и приравненных к нему территорий предоставляется льготный оплачиваемый отпуск с компенсацией проезда [5]. Так жители Ямало-Ненецкого АО имеют право на основной и дополнительный отпуск в количестве 52 дней. Большинство людей планируют его на летний период, что не может не сказываться на уровне продаж. Чтобы проанализировать, насколько изменились продажи услуги интернета и спрос в летний период по сравнению с другими временами года, необходимо рассчитать коэффициент сезонности по формуле:

Коэффициент сезонности, мес. = продажи за месяц, шт.: продажи за год

Рассмотрим рассчитанный коэффициент сезонности на основании двух лет (2020 и 2021).

На графике явно видно снижение продаж интернета с апреля по август. Коэффициент сезонности позволяет корректно прогнозировать продажи на основе фактических данных в прошлом [6].

Повлиять на отпуска населения мы не можем, но, чтобы не терять доход в летний период, рекомендую провести ряд мероприятий: 1. Ввести тарифные планы с единоразовым платежом за 6 или 12 месяцев; 2. Разместить рекламу компании на ж/д вокзалах и аэропортах; 3. Компенсировать в конце августа — сентябре продажи с помощью различных каналов (розничный, прямой, дилерский, партнерский, телемаркетинг). 4. Ввести услугу временного приостановления услуг или бронирование. Это позволит людям не расторгать договоры. Летний период дает время подготовиться к возвращению населения из отпусков.

Несмотря на многочисленные проблемы, такие как сложная логистика, дорогостоящие материалы, миграция населения и многие другие, всегда есть варианты их решения. Основные из них я описала в этой статье.

Литература:

  1. Федеральная служба государственной статистики. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года. Источник: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282
  2. Википедия. Плотность населения субъектов Российской Федерации. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Плотность_населения_субъектов_Российской_Федерации
  3. Исполнительная документация, помощь в подготовке. Основные правила прокладки оптического кабеля. Источник: https://xn--80aalccoafpfcpgdfeii1bzaks8eyg5cl.xn--p1ai/osnovnye-pravila-prokladki-opticheskogo-kabelya/
  4. Федеральная служба государственной статистики. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2020 году. Источник: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13283
  5. Трудовой кодекс РФ 2022. Статья 116 ТК РФ. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. Источник: https://tkodeksrf.ru/ch-3/rzd-5/gl-19/st-116-tk-rf
  6. Коммерческий директор. Как рассчитать коэффициент сезонности продаж: примеры в Excel. Источник: https://www.kom-dir.ru/article/3772-koeffitsient-sezonnosti
Основные термины (генерируются автоматически): клиент, KPI, Крайний Север, летний период, миграция населения, продажа, абонентское оборудование, арктическая зона, ваша компания, доставка оборудования.


Похожие статьи

Разработка модели отбора персонала для арктических территорий

Ключевые слова: Арктика, Крайний север, отбор персонала, логит-модель. Арктические территории относятся к экстремальным территориям для

Трудовой потенциал арктических регионов крайне ограничен. Это связано с малым количеством аборигенного населения и...

Проблемы логистики, связанные с состоянием дорожной...

3) габаритное горное оборудование и запасные части для него завозятся в летнюю речную

Очевидно, что наиболее экономически привлекательным способом доставки больших партий

На первый взгляд данная ситуация свидетельствует о прямой дискриминации населения...

Коэффициенты эффективности работы магазинов fashion-ритейла

Ключевые показатели эффективности (KPIKey Performance Indicators) помогают организации

Показатели расположены в период с сентября, поскольку начало сезона высоких продаж совпадает с началом сезона деловой активности населения после летнего...

Технология управления по результатам в системе...

В результате использования системы KPI организациям удается достичь наибольшего эффекта от всех бизнес-процессов, в том числе и в сфере управление

Следствием внедрения в организации технологии управления по результатам могут стать следующие эффекты

ILS и MLS — различия, преимущества и недостатки

Также имеется значительно большая зона покрытия как по вертикали, так и по горизонтали по сравнению с ILS. Компоненты, из которых состоит каждая соответствующая система, также совершенно разные. ILS использует глиссаду (вертикальную) и курсовую (поперечную)...

Проблемы добычи нефти и газа в условиях Крайнего Севера

Статья посвящена анализу проблем добычи нефти и газа в условиях Крайнего Севера.

Итак, работу нефтяных компаний на Арктическом шельфе сейчас затрудняют сразу несколько

Это можно делать только в зимнее время по льду. Для отправки оборудования морем требуется...

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №25...

Начинается работа издательства. Сначала вашу статью должен проверить рецензент. Это займет 2-3 дня. Мы следим за качеством статей, которые публикуем в журнале.

Интегрированное планирование в цепях поставок: проблемы...

В статье рассматривается понятие интегрированного планирования в цепях поставок. Рассматриваются этапы внедрения пилотного проекта в рамках реализации совместных процессов управления в условиях российской бизнес-среды, разбираются составляющие этих...

Анализ эффективности внедрения ERP-систем в организациях...

KPI — управленческий инструмент контроля за деятельностью функциональных подразделений(вертикалей) компании.

Для термина «key performance indicators (KPI)» зачастую используется русский перевод «ключевые показатели эффективности».

Похожие статьи

Разработка модели отбора персонала для арктических территорий

Ключевые слова: Арктика, Крайний север, отбор персонала, логит-модель. Арктические территории относятся к экстремальным территориям для

Трудовой потенциал арктических регионов крайне ограничен. Это связано с малым количеством аборигенного населения и...

Проблемы логистики, связанные с состоянием дорожной...

3) габаритное горное оборудование и запасные части для него завозятся в летнюю речную

Очевидно, что наиболее экономически привлекательным способом доставки больших партий

На первый взгляд данная ситуация свидетельствует о прямой дискриминации населения...

Коэффициенты эффективности работы магазинов fashion-ритейла

Ключевые показатели эффективности (KPIKey Performance Indicators) помогают организации

Показатели расположены в период с сентября, поскольку начало сезона высоких продаж совпадает с началом сезона деловой активности населения после летнего...

Технология управления по результатам в системе...

В результате использования системы KPI организациям удается достичь наибольшего эффекта от всех бизнес-процессов, в том числе и в сфере управление

Следствием внедрения в организации технологии управления по результатам могут стать следующие эффекты

ILS и MLS — различия, преимущества и недостатки

Также имеется значительно большая зона покрытия как по вертикали, так и по горизонтали по сравнению с ILS. Компоненты, из которых состоит каждая соответствующая система, также совершенно разные. ILS использует глиссаду (вертикальную) и курсовую (поперечную)...

Проблемы добычи нефти и газа в условиях Крайнего Севера

Статья посвящена анализу проблем добычи нефти и газа в условиях Крайнего Севера.

Итак, работу нефтяных компаний на Арктическом шельфе сейчас затрудняют сразу несколько

Это можно делать только в зимнее время по льду. Для отправки оборудования морем требуется...

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №25...

Начинается работа издательства. Сначала вашу статью должен проверить рецензент. Это займет 2-3 дня. Мы следим за качеством статей, которые публикуем в журнале.

Интегрированное планирование в цепях поставок: проблемы...

В статье рассматривается понятие интегрированного планирования в цепях поставок. Рассматриваются этапы внедрения пилотного проекта в рамках реализации совместных процессов управления в условиях российской бизнес-среды, разбираются составляющие этих...

Анализ эффективности внедрения ERP-систем в организациях...

KPI — управленческий инструмент контроля за деятельностью функциональных подразделений(вертикалей) компании.

Для термина «key performance indicators (KPI)» зачастую используется русский перевод «ключевые показатели эффективности».

Задать вопрос