К вопросу об информационной безопасности в контексте несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 12.06.2022

Статья просмотрена: 197 раз

Библиографическое описание:

Миньков, О. Л. К вопросу об информационной безопасности в контексте несовершеннолетних / О. Л. Миньков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93035/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассмотрено современное состояние проблемы кибербезопасности и освещены вопросы предупреждения экстремизма среди несовершеннолетних. Проанализированы нормативно-правовые аспекты обеспечения безопасности нахождения несовершеннолетних в сети. Проведён ряд диагностических методик по выявлению основных рисков и угроз, на основании которых предложен ряд рекомендаций по противодействию киберпреступности несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетние, киберпреступность, кибербезопасность.

Цифровая среда, в частности Интернет, является важным источником информации в жизни детей при получении образования, социализации и самореализации.

В то же время она может содержать риски для здоровья, развития психического неблагополучия детей, в частности: сексуальную эксплуатацию и насилие на детьми (все вместе и каждое отдельно далее — «СЭНД»), притязание в сексуальных целях (кибергруминг/развращение), онлайн-вербовку детей для совершения преступлений, участие в экстремистских политических или религиозных движениях или с целью торговли людьми (риски контактов); призывы к насилию и нанесение самоповреждений либо доведение до самоубийства; контент, унижающий человеческое достоинство, содержит язык вражды и призывы к дискриминации; порнографический контент или непригодный для ребёнка рекламный контент; кибербуллинг и киберсталкинг (устрашение, преследование и другие формы притеснений и угроз), распространение частных и интимных изображений ребёнка, шантаж; использование персональной информации ребёнка в коммерческих целях, таких как прямой маркетинг, профилирование и ориентированная на поведение реклама, и т. д. [1, с. 183].

Вышеперечисленные риски не являются исчерпывающими и способны отрицательно повлиять на физическое, эмоциональное и психологическое благополучие ребенка, а также могут приводить к нарушению прав ребенка.

Интересно, что впервые применение понятия прав человека к управлению сетью Интернет состоялось на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в Женеве в 2003 году. На III Форуме по управлению Интернетом в Хайдарабаде (Индия) в 2008 году участники единогласно пришли к выводу, что развитие прав человека и принципы развития сети Интернет тесно связаны, а цифровая среда должна поддерживать права человека. На Международном саммите в Абу-Даби в 2015 году участники пришли к согласию о необходимости создания в собственных странах государственных систем реагирования на СЭНД в сети Интернет.

Законодательство РФ также предусматривает защиту детей как на уровне основополагающего закона (Конституции РФ), так и профильных нормативно-правовых актов.

Таким образом, в Конституции РФ излагается право на уважение достоинства, запрет вмешательства в личную и семейную жизнь, свободу мысли и слова, а также мировоззрения и вероисповедания предоставляются каждому, включая и детей. Конституцией РФ предусмотрено, что детство охраняется государством и запрещено любое насилие над ребенком и его эксплуатация [2, с. 84].

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» (№ 124-ФЗ) предоставляет каждому ребенку право на получение информации, соответствующей ее возрасту, запрещает разглашение или публикацию любой информации о ребёнке, что может причинить ему вред, без согласия законного представителя ребенка, а также предоставляет защиту от всех форм эксплуатации, включая сексуальное насилие; вовлечение в экстремистских, религиозных, психокультовых группировок и течений, использование ребёнка для создания и распространения порнографических материалов, вовлечение в азартные игры и т. д.

Федеральный закон РФ «О защите персональных данных» (№ 43-ФЗ) обеспечивает незыблемость личных неимущественных прав на персональные данные, которые имеет каждое физическое лицо, в том числе и ребёнок.

В Стратегии развития ИТ-отрасли России до 2025 года и в частности в Концепции стратегии кибербезопасности РФ, понятие кибербезопасности определено как защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства при использовании киберпространства, при котором обеспечиваются устойчивое развитие информационного общества и цифровой коммуникативной среды, своевременное обнаружение, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальной безопасности РФ в киберпространстве, а объектами кибербезопасности определены, в том числе и конституционные права и свободы человека и гражданина.

Изучив нормативно-правовые аспекты кибербезопасности несовершеннолетних, был проведён ряд диагностических методик, в частности соцопросов и анкетирования подростков с целью выявления ряда параметров, позволяющих выдвинуть методические рекомендации по обеспечению кибербезопасности в сети Интернет [3, с. 213].

Первый этап включал анкетирование, направленного на выявление времени, проводимого в интернет пространстве. Результаты исследования установили, что: 70 % опрошенных подростков отметили, что для нахождения в сети Интернет используют мобильный телефон/смартфон/планшет, 54 % опрошенных отметили, что используют Интернет по 4–6 ч в течение дня, что актуализирует вопросы формирования ключевых компетентностей безопасного поведения в онлайн-пространстве; 72 % опрошенных подростков отметили, что их родители проводят в онлайн-сети по 1–3 часа в течение дня, что свидетельствует о необходимости соответствующих компетентностей и для взрослых, отвечающих за безопасность собственных детей, особенно учитывая, что 43 % опрошенных подростков отмечают получение информации об угрозах в Интернете именно от родителей, 50 % — от преподавателей, что актуализирует вопросы медиа и цифровой грамотности педагогических работников; 23 % респондентов отметили, что родители, как основную меру пресечения существующих угроз, применяют ограничение времени использования Интерна; только для 17 % респондентов родители используют фильтры и программы, блокирующие нежелательный контент; только 12 % респондентов отметили, что обсуждают с родителями и критически оценивают содержание контента, публикаций в социальных сетях; 55 % опрошенных подростков отметили, что не получают никакой поддержки от родителей относительно безопасного пользования Интернетом, а это свидетельствует о неосведомленности родителей относительно угрозы для ребенка в цифровой среде.

Параллельно, проводился онлайн-опрос подростков «Оценка реакции подростков на вредоносное содержание в сети Интернет». Согласно результатам: 41 % опрошенных подростков удаляют эту информацию, если они ее разместили; 32 % — пишут администратору сайта/группы/портала; 17 % — информируют родителей; 4 % — сообщают в полицию; 3 % — сообщают учителю; 22 % — не делают ничего.

Такое процентное отношение полученных данных свидетельствует об отсутствии действенных механизмов, доступных и удобных для ребенка, а также сознательного и ответственного отношения к вредоносному контенту в сети Интернет [1, с. 183].

При разработке рекомендаций для РФ по безопасности детей в сети Интернет был проведен онлайн-опрос, в результате которого выяснилось, что: 70 % детей и 35 % родителей пользуются социальными сетями, услугами обмена сообщениями или общением; 67 % детей отметили, что они были огорчены чем-либо в Интернете, только 24 % родителей сообщили, что их дети сталкивались с проблемами в Интернете; 29 % детей отметили, что они встречались лично с тем, с кем познакомились в Интернете; 61 % детей согласились сообщать родителям о своих проблемах Интернете, а только 15 % родителей четко знают, куда они будут сообщать; 68 % детей хотят получать информацию о безопасном использовании сети Интернет от родителей и учителей.

На основании анализа проведённого исследования, нами разработан ряд эффективных рекомендаций для РФ по безопасности детей в сети Интернет:

— установление контроля и ограничение использования сети Интернет;

— взаимодействие родителей и детей посредством проведения разъяснительных бесед о кибербезопасности в сети;

— обучение осознанному поведению, позволяющему распознавать опасности;

— разработка инфографики для лучшего визуального восприятия;

— внедрение механизма предупреждения родителей о подключаемых ребёнком приложений и открываемых страницах;

— внедрение программ ДПО и профессиональное обучение школьных работников;

— использование раздаточных материалов в школах;

— развитие игрового обучения детей;

— внедрение обучающих мобильных приложений для школьников и их сверстников.

В целом серия опросов показала, что основными проблемами, которые беспокоят детей, есть безопасность личной информации, поддельные новости и неправомерное присвоение информации, доступной в Интернете. Родителей беспокоит доступность нежелательного контента, хотя только 25 % родителей используют инструменты фильтрации контента и сервисов и 42 % хотели бы это делать, но не обладают достаточными компетенциями. Анализ эмпирических данных доказывает, что родители и дети по-разному используют возможности цифровой среды и понимают угрозы и риски. Это актуализирует дифференцированный подход при формировании государственной политики в изучаемом аспекте.

Литература:

  1. Дадаева М. С. Государственная система кибербезопасности и предупреждение экстремизма среди несовершеннолетних /М. С. Дадаева// Современные научные исследования и разработки. — Грозный, 2018. — Т.1- № 5(22). — С. 183–185.
  2. Сохань С. И. Право несовершеннолетнего ребёнка на кибербезопасность /С. И. Сохань// Студенческий вестник. — Оренбург, 2019. — № 19–2. — С. 84–87.
  3. Алиева С. И. Киберпреступность: бич современного общества /С. И. Алиева//Оригинальные исследования. — Казань, 2021. — Т.11- № 4. — С. 213–218.
Основные термины (генерируются автоматически): Интернет, конституция РФ, ребенок, РФ, цифровая среда, III, информационное общество, сеть.


Похожие статьи

Право каждого на свободный доступ к информации в сети...

Обсуждается проблема введения суверенной информационно-телекоммуникационной сети в Российской Федерации и способы

Библиографическое описание: Доценко, П. А. Право каждого на свободный доступ к информации в сети Интернет в цифровую эпоху / П. А. Доценко.

Вызовы цифрового общества | Статья в журнале «Молодой...»

самоубийство, УК РФ, Российская Федерация, совершение самоубийства, социальная сеть, способ доведения, Томск, молодой. Поэтому каждый гражданин Российской Федерации имеет возможность свободного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть интернет...

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве. ребенок, сеть, УК РФ, Интернет, самоубийство, опасный контент

Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет стала неотъемлемой частью нашей жизни и одним из основных источников информации.

Информационная безопасность детей в телекоммуникационных...

Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском

К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ

Интернет – это безграничный мир информации, который дает широкие возможности для...

Информационная безопасность детей: особенности правового...

информационная безопасность детей, Российская Федерация, ребенок, Интернет, защита детей, возраст, информационная безопасность, сеть, вредоносный контент, особая защита. Ключевые слова.

Интернет-пространство: информационная безопасность...

Интернет-пространство, популярный источник информации и способ общения для многих людей в

Ключевые слова: Интернет-пространство, Интернет-аддикция, информационные войны

Второе направление политики правительства РФ в области информационной безопасности...

Проблема реализации естественных прав человека и их защиты...

Конституция Российской Федерации 1993 года в главе 2 закрепила права и свободы

В связи с глобализацией Интернета и вовлечение в него детей и подростков, возрастает проблема

Тем самым культура поведения лиц в сети Интернет поднимется на более высокий уровень и...

Информационная безопасность детей как обязанность родителей

В России около восьми миллионов пользователей сети интернетдети. Через глобальную сеть они знакомятся с миром и познают его.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность детей, обязанность родителей, Российская...

Социальная позиция молодёжи в интернет-среде

Способом манипуляции в интернет среде являются информационные материалы

Интернет- технологии несут в себе большие возможности, но вместе с тем занимая огромное место и

сеть, Интернет, Электронный ресурс, молодой человек, информационный источник, живое...

Влияние цифровизации на развитие личности современных детей

Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное и психическое развитие. Актуальной научной проблемой является влияние цифровизации на общество и на каждого отдельно взятого человека.

Похожие статьи

Право каждого на свободный доступ к информации в сети...

Обсуждается проблема введения суверенной информационно-телекоммуникационной сети в Российской Федерации и способы

Библиографическое описание: Доценко, П. А. Право каждого на свободный доступ к информации в сети Интернет в цифровую эпоху / П. А. Доценко.

Вызовы цифрового общества | Статья в журнале «Молодой...»

самоубийство, УК РФ, Российская Федерация, совершение самоубийства, социальная сеть, способ доведения, Томск, молодой. Поэтому каждый гражданин Российской Федерации имеет возможность свободного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть интернет...

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве. ребенок, сеть, УК РФ, Интернет, самоубийство, опасный контент

Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет стала неотъемлемой частью нашей жизни и одним из основных источников информации.

Информационная безопасность детей в телекоммуникационных...

Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском

К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ

Интернет – это безграничный мир информации, который дает широкие возможности для...

Информационная безопасность детей: особенности правового...

информационная безопасность детей, Российская Федерация, ребенок, Интернет, защита детей, возраст, информационная безопасность, сеть, вредоносный контент, особая защита. Ключевые слова.

Интернет-пространство: информационная безопасность...

Интернет-пространство, популярный источник информации и способ общения для многих людей в

Ключевые слова: Интернет-пространство, Интернет-аддикция, информационные войны

Второе направление политики правительства РФ в области информационной безопасности...

Проблема реализации естественных прав человека и их защиты...

Конституция Российской Федерации 1993 года в главе 2 закрепила права и свободы

В связи с глобализацией Интернета и вовлечение в него детей и подростков, возрастает проблема

Тем самым культура поведения лиц в сети Интернет поднимется на более высокий уровень и...

Информационная безопасность детей как обязанность родителей

В России около восьми миллионов пользователей сети интернетдети. Через глобальную сеть они знакомятся с миром и познают его.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность детей, обязанность родителей, Российская...

Социальная позиция молодёжи в интернет-среде

Способом манипуляции в интернет среде являются информационные материалы

Интернет- технологии несут в себе большие возможности, но вместе с тем занимая огромное место и

сеть, Интернет, Электронный ресурс, молодой человек, информационный источник, живое...

Влияние цифровизации на развитие личности современных детей

Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное и психическое развитие. Актуальной научной проблемой является влияние цифровизации на общество и на каждого отдельно взятого человека.

Задать вопрос