Государственные (муниципальные) заимствования: необходимость и проблемы использования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 21.06.2022

Статья просмотрена: 1674 раза

Библиографическое описание:

Гудкова, О. В. Государственные (муниципальные) заимствования: необходимость и проблемы использования / О. В. Гудкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 463-464. — URL: https://moluch.ru/archive/419/89930/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье автор раскрывает значение и необходимость государственных (муниципальных) заимствований. Рассматривается динамика, проблемы использования заимствований и подходы к управлению. В заключении сформулированы основные выводы, перспективы развития и рекомендации в целях повышения качества государственных заимствований в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственные (муниципальные) заимствования, бюджетная система, заемные средства, сбалансированность бюджета.

В современном мире экономическое развитие любого государства невозможно без нормального функционирования бюджетной системы, где на всех уровнях часто возникает ситуация необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов как собственных, так и заемных в целях сбалансированности бюджета. Здесь одним из основных средств покрытия дефицита бюджета являются государственные (муниципальные) заимствования, которые представляют собой передачу средств в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления на возвратной основе с уплатой процента с целью привлечения дополнительных финансовых средств на финансирование и осуществление программ, не обеспеченных доходами. Так, государство в целях сбалансирования бюджета используют заимствования, которые с одной стороны способствуют в кратчайшие сроки привлечению дополнительных финансовых ресурсов для решения проблем, но с другой стороны являются источником возникновения краткосрочных или долгосрочных обязательств. [2]

В соответствии со статьей 103 Бюджетного Кодекса РФ дано следующее определение государственным (муниципальным) заимствованиям — это привлечение заемных средств в государственный (муниципальный) бюджет путем размещения ценных бумаг и в форме кредитов.

В настоящее время финансовая политика многих государств предполагает значительные расходы бюджета из-за сложной политической и экономической конъюнктуры в мире. В связи с этим возникает потребность в стимулировании роста отдельных отраслей и территорий. Так, на каждом уровне бюджетной системы возникает ситуация привлечения дополнительных финансовых ресурсов как из собственных ресурсов, так и с использованием заемный средств в целях обеспечения сбалансированности бюджета. Необходимость использования государственных и муниципальных заимствований обусловлена, в первую очередь, обеспечением сбалансированности бюджетов (в том числе покрытием кассовых разрывов), обеспечением рефинансирования долга и возможностью получения дополнительного дохода. Более того, заимствования являются источником финансирования инвестиций и выступают инструментом регулирования финансового рынка. Государственные заимствования могут использоваться неоднократно, в течение длительного периода времени, так как в данном случае государство может прибегать к получению новых займов для того, чтобы покрыть ранее взятые займы и проценты по ним, т. е. рефинансированию долга. Заметим, что минусом данной тактики является постепенное наращение долга, преодолеть которое становиться все труднее. С другой стороны, не всегда обязательны крупные затраты, так как главное- удержание устойчивого, но приемлемого размера дефицита бюджета для укрепления и стабильного экономического роста. Так, накопленные средства можно отложить для оперативного реагирования на непредвиденные обстоятельства, а воспользоваться заимствованиями. Также позитивным фактором считается то обстоятельство, что использование данных резервных средств не только гарантирует риски предстоящих колебаний, но и дает возможность компенсировать применение заемных ресурсов.

Следует отметить, что государственные заимствования также сопровождаются определенными негативными последствиями. Так, при больших объемах заимствований накопленные средства в резервных фондах рискуют остаться единственным ресурсом, благодаря которому можно будет сберечь состояние бюджетной системы в устойчивом положении. [3] Более того, если настанет ситуация экономического спада имеется угроза увеличения дефицитного разрыва в бюджете, который в свою очередь обусловлен ростом затрат по обслуживанию долговых обязательств. Особо стоит отметить влияние курсовой разницы. Если на момент получения займа стоимость национальной валюты меньше, чем при обслуживании долга, то бюджетные расходы уменьшаются. В данном случае будет возникать положительный эффект от заимствований. Если же существует положительная курсовая разница, то есть происходит рост суммы, которую необходимо вернуть. В результате бюджетные расходы будут увеличиваться. [4]. Еще одной проблемой выступает наибольший удельный вес кредитов, от кредитных организаций в структуре государственного(муниципального) долга. Ведь, основные риски по таким кредитам в основном связаны с коммерческими долгами регионов. [3]

В части динамики стоит отметить, что фактически каждый год (в период с 2016 по 2021) величина государственного внутреннего долга Российской Федерации растет. Так, с 2016 года прирост к 2020 году составил 6747,983 млрд рублей. В большей степени рост заимствований обеспечен за счет государственных ценных бумаг (увеличение облигаций федерального займа). Что касается внешних заимствований, что до 2018 года наблюдалась отрицательная тенденция (уменьшение на 2055,3 млн долларов США), а уже к 2020 году рост на 7546,4 млн долларов США по сравнению с 2018 годом. Такая ситуация вызвана пандемией коронавируса COVID-19, падением цен на нефть. За счет возросшего госдолга Россия покрыла крупнейший бюджетный дефицит за последние 10 лет (4,1 трлн рублей, или 3,8 % ВВП).

Также стоит отметить критерии безопасности государственного долга:

— Отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП

— Ликвидность активов в целях досрочного погашения внешнего государственного долга

— Преобладание внутреннего долга страны, над внешними

Разбирая внешние заимствования Российской Федерации, можно сказать, что их размер к 2020 году растет за счет наибольшей составляющей — внешних облигационных займов, а также за счет государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте. Следовательно, динамика объема заемных средств имеет положительную тенденцию, а дефицит бюджета стремительно снижается, что говорит о приближении к сбалансированности бюджета. Стоит отметить, что из-за ухудшающихся внешних условий повышаются риски оттока финансовых ресурсов, уже инвестированных в долговой рынок. Поэтому, на наш взгляд, в целях повышения устойчивости финансовой системы РФ стоит продолжать аккумуляцию финансовых резервов, путем уменьшения краткосрочного долга и контроля над внешними обязательствами. [5] Таким образом, наблюдается положительная динамика заимствований на федеральном уровне. Однако, Министр финансов Российской Федерации высказал о возможности сокращения плана заимствований в 2021 году. Данная мера окажет позитивное влияние на процентные ставки в экономике, что позволит поддержать рост частных инвестиций, сохранить высокий уровень доверия со стороны инвесторов в долговой российский рынок, более гибко реагировать на возможные вызовы и угрозы, в том числе связанные с пандемией.

Таким образом, государственные и муниципальные заимствования, с экономической точки зрения, являются необходимостью погашения расходов. Несмотря на обязательства, которые возникают в будущем, этот аргумент является определяющим. Более того, выпуск займов способен представлять собой способ выражения доверия со стороны населения в перспективу развития страны. Более того, благодаря дополнительно привлеченным займам могут финансироваться социально-экономические проекты и программы, которые не были обеспечены доходами. Государственные и муниципальные займы оказывают влияние на инвестиционный климат, экономический рост и стабильность государства, обеспечивают рефинансирование долга и являются источником финансирования инвестиций.

В заключение можно выделить рекомендации в целях повышения качества государственных и муниципальных заимствований в Российской Федерации:

— Равномерное распределение долговой нагрузки в течении всего срока заимствования

— Диверсификация портфеля ценных бумаг (инвестирование денежных средств с целью снижения рисков)

— Анализ и оценка финансовых, рыночных и валютных рисков с целью минимизации рисков в целом

— Сокращение рефинансирования займов

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020, с изм. от 01.01.2021) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
  2. Абакуменко О., Омельяненко М., / Оценка влияния государственного долга на экономический рост и финансы государства // Проблемы и перспективы экономики управления.№ 3(7). — 2016. -С.148–152.
  3. Киданова М. С. / Государственные заимствования РФ на современном этапе: проблемы и перспективы // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». -№ 6.-2018
  4. Парасоцкая Н. Н., Яковлев Н. Д. / Плюсы и минусы государственных заимствований и государственного долга для бюджетной системы России. // Опыт совершенствования. -2019. -С.64–68.
  5. Цвирко С. Э. / Актуальные проблемы управления государственным долгом // Актуальные вопросы современной науки.- 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, заимствование, бюджетная система, средство, долг, доллар США, источник финансирования инвестиций, рефинансирование долга, сбалансированность бюджета, цель повышения качества.


Ключевые слова

бюджетная система, заемные средства, сбалансированность бюджета, государственные (муниципальные) заимствования

Похожие статьи

Понятие сбалансированности бюджета | Статья в журнале...

Ключевые слова: сбалансированность бюджета, Российская Федерация, бюджетная система, устойчивость бюджетной системы

В соответствии со ст. 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип сбалансированности бюджета состоит в том, чтобы объем...

Пути оптимизации сбалансированности федерального бюджета

Среди наиболее общеизвестных источников финансирования дефицита бюджета:  выпуск государственных ценных бумаг;  взятие кредитов у физических и юридических лиц внутри страны, а также кредиты от иностранных государств и международных финансовых организаций

Бюджетное инвестирование | Статья в журнале «Вопросы...»

Ключевые слова: бюджетные инвестиции, инвестиционный фонд, финансирование, государственные расходы.

Бюджетное финансирование инвестиций — это выделение юридическим лицам средств на инвестиционные цели из государственного бюджета.

Теория Фискального Хаоса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания

Повышение эффективности. Другая задача должна состоять в упорядочении реализации программ

Более 40 процентов огромного национального долга США – это дефицит государственного бюджета.

Управление государственным долгом РФ | Статья в журнале...

Рис. 1. Система управления государственным долгом.

Управление государственным долгом Российской Федерации в широком смысле осуществляется законодательными

Российская Федерация, Россия, долг, федеральный бюджет, российская экономика, государственный...

Управление государственным долгом | Статья в журнале...

В целом государственный внутренний долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов за предшествующие годы, увеличенную на сумму расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга. Основными методами финансирования государственного внутреннего...

Бюджетное кредитование регионов как одно из направлений...

Российская Федерация, бюджет, Федеральный бюджет, государственная власть

Федеральное казначейство, Электронный бюджет, российская федерация, бюджетная

Источники финансирования бюджетных учреждений различны согласно действующему...

Управление государственным долгом: проблемы и возможности

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и

Вплоть до осени 2008 г. проблема дефицитного финансирования государственных расходов

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 г...

Анализ внутреннего государственного долга Российской...

Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2014 года составил 7 543,78 млрд. рублей и

Основным источником финансирования дефицита бюджета выступают заимствования. При этом основная часть дефицита бюджета покрывается за счет...

Похожие статьи

Понятие сбалансированности бюджета | Статья в журнале...

Ключевые слова: сбалансированность бюджета, Российская Федерация, бюджетная система, устойчивость бюджетной системы

В соответствии со ст. 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип сбалансированности бюджета состоит в том, чтобы объем...

Пути оптимизации сбалансированности федерального бюджета

Среди наиболее общеизвестных источников финансирования дефицита бюджета:  выпуск государственных ценных бумаг;  взятие кредитов у физических и юридических лиц внутри страны, а также кредиты от иностранных государств и международных финансовых организаций

Бюджетное инвестирование | Статья в журнале «Вопросы...»

Ключевые слова: бюджетные инвестиции, инвестиционный фонд, финансирование, государственные расходы.

Бюджетное финансирование инвестиций — это выделение юридическим лицам средств на инвестиционные цели из государственного бюджета.

Теория Фискального Хаоса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания

Повышение эффективности. Другая задача должна состоять в упорядочении реализации программ

Более 40 процентов огромного национального долга США – это дефицит государственного бюджета.

Управление государственным долгом РФ | Статья в журнале...

Рис. 1. Система управления государственным долгом.

Управление государственным долгом Российской Федерации в широком смысле осуществляется законодательными

Российская Федерация, Россия, долг, федеральный бюджет, российская экономика, государственный...

Управление государственным долгом | Статья в журнале...

В целом государственный внутренний долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов за предшествующие годы, увеличенную на сумму расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга. Основными методами финансирования государственного внутреннего...

Бюджетное кредитование регионов как одно из направлений...

Российская Федерация, бюджет, Федеральный бюджет, государственная власть

Федеральное казначейство, Электронный бюджет, российская федерация, бюджетная

Источники финансирования бюджетных учреждений различны согласно действующему...

Управление государственным долгом: проблемы и возможности

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и

Вплоть до осени 2008 г. проблема дефицитного финансирования государственных расходов

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 г...

Анализ внутреннего государственного долга Российской...

Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2014 года составил 7 543,78 млрд. рублей и

Основным источником финансирования дефицита бюджета выступают заимствования. При этом основная часть дефицита бюджета покрывается за счет...

Задать вопрос