Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 13.06.2022

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Данько, Т. В. Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки / Т. В. Данько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 424-431. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92940/ (дата обращения: 26.04.2024).



Заниматься воспитанием нравственных личностных качеств у дошкольников довольно трудно. Куда большую трудность вызывает определение степени духовно-нравственного состояния ребенка. Дети дошкольного возраста еще недостаточно хорошо научились сочувствовать и сопереживать. На данном этапе их взросления нравственные качества только закладываются и начинают развиваться. За помощь в развитии личности ребенка часто берут ответственность воспитатели и педагоги детских дошкольных учреждений. Одним из вспомогательных средств, используемых ими, является народная сказка.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, сказка, воспитание ума, воспитание сердца, старший дошкольный возраст, дошкольник, воспитание воли.

It is not easy to cultivate spiritual and moral qualities in older preschool children. But the most difficult thing is to measure the level of the spiritual and moral state of the child. Knowing the age characteristics of children of the 6th year of life, I noticed that not all children are able to communicate with each other, some show a tendency to hostility, unwillingness to share toys, to help a friend in a difficult situation. Children have poorly developed skills of empathy, empathy. Namely, from an early age, the formation and development of moral qualities of a person takes place. To solve this problem, I chose the work of familiarizing children with fairy tales, because I believe that fairy tales are firmly embedded in the child's life of the baby, and in its essence, the fairy tale fully corresponds to the nature of a small child; it is close to his thinking, representation. It is not easy to cultivate spiritual and moral qualities in older preschool children. But the most difficult thing is to measure the level of the spiritual and moral state of the child. Knowing the age characteristics of children of the 6th year of life, I noticed.

Keywords: spiritual and moral education, fairy tale, education of the mind, education of the heart, senior preschool age, preschooler, education of the will.

Духовно-нравственное личностное воспитание — неотъемлемая часть воспитания детей. Необходимо, чтобы они знали о духовно-нравственных культурных ценностях народов России, об их нравственных принципах, правилах и поведенческих нормах в разных кругах: в семье, обществе и государстве. Согласно ФГОС дошкольного образования, которые были утверждены в 2013 году, духовно-нравственно воспитывать личность детей необходимо еще с детского сада [1].

Актуальна проблема духовно-нравственного воспитания тем, что каждый ребенок в процессе своей жизни и развития каждый день сталкивается со множеством самых разных ситуаций. Они бывают как положительными, так и отрицательными, но в любом случае оказывают сильное влияние на неокрепшую личность, ее интеллект и чувства, только зарождающуюся сферу нравственности. Нравственный и духовный кризис нынешнего общества хорошо заметен везде. Именно поэтому воспитывать детей духовно-нравственно очень важно. От разрешения проблем такого воспитания зависит будущее России. Воспитанные сейчас дети во взрослом возрасте сильно повлияют на политическую, экономическую и социальную сферу страны. Получается, крайне важно правильно воспитывать настоящего гражданина, развивая его духовный и нравственный мир.

Ответственность за духовно-нравственное воспитание детей во многом лежит на современной системе образования. Она должна четко выстраивать образовательный процесс, развивающий духовность и нравственность, стабилизирующий социальное и культурное благополучие общества. Сейчас роль образования в развитии духовности и нравственности крайне важна в России. Все вопросы касательно этого могут быть разрешены благодаря внедрению федеральных государственных общеобразовательных стандартов.

В последнее время специалисты науки активно начали исследовать то, как сказка влияет на воспитание ребенка. Особое внимание уделялось детям, посещающим детский сад. Несмотря на огромное количество проведенных исследований, никто не занимался изучением влияния сказок на нравственное развитие малышей и его особенностей. Получается, в практическом использовании сказок для воспитания в ребенке нравственных качеств имеется масса нерассмотренных и неразобранных проблем:

– отсутствует единая система применения народных сказок для формирования и укрепления понятий нравственности и морали у ребенка;

– не определены оптимальные условия для максимальной эффективности применения народных сказок для формирования нравственности у дошкольников.

Значит, общественные нужды и требования противоречат уровню решения проблем нравственного развития и существующей практике воспитания подобных качеств в ребенке благодаря применению разнообразных сказок. Именно поэтому мы выбрали эту тему для исследования. Соответственно, была сформирована следующая проблема: какие же педагогические условия нужны, чтобы нравственные качества детской личности эффективно формировались при помощи разнообразных народных сказок? Цель исследования — разобраться с проблемой и найти ее решение.

Цель этой исследовательской работы — выявить, теоретически обосновать и практически апробировать возможности такого художественного произведения как сказка в качестве вспомогательного средства для воспитания в ребенке духовных и нравственных качеств.

Исследуемый объект — воспитание духовных и нравственных качеств у дошкольников.

Исследуемый предмет — народная сказка, используемая в качестве вспомогательного средства для духовно-нравственного воспитания дошкольников.

При постановке практической цели мы руководствовались следующими факторами:

– В дошкольном возрасте развивать нравственность малыша очень легко. Данный возраст также позволяет активно пользоваться народными сказками ради достижения подобных целей. Причем психологи и педагоги, исследовавшие данную проблему, выделяли три элемента нравственности: поведенческий, когнитивный и эмоциональный. В данной исследовательской работе эти элементы будут использоваться при диагностике.

– Сейчас есть масса разных методик и способов, позволяющих воспитывать нравственность в личности дошкольника, только начинающей свое формирование. Среди них всех сказка выделяется по-особенному и лучше всего соответствует интеллекту, логике и мышлению ребят дошкольного возраста.

– Повысить эффективность применения народных сказок в качестве метода духовно-нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста помогают: индивидуальный педагогический подход ко всем детям, учитывающий личностные особенности каждого малыша; планомерность занятий; аккуратное введение сказки в прочие виды детской деятельности с целью воспитать нравственность; грамотная организация деятельности в детских коллективах; образование всех трех элементов развития нравственности (когнитивного, поведенческого и эмоционального).

– На данный момент есть проблема: сформированность теории, касающейся духовно-нравственного развития личности дошкольников, нуждается в большем количестве методик и способов применения. Из-за этого данная исследовательская работа обладает большой значимостью как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Для достижения цели, определенной для выполнения данной исследовательской работы, был сформирован следующий алгоритм задач:

– Определить, чем актуальна проблема духовно-нравственного развития личности дошкольника с помощью народных сказок и в чем заключается ее значимость.

– Узнать, насколько хорошо развита исследуемая проблема в теории и методах развития нравственных личностных качеств у дошкольников как с теоретической, так и с практической стороны.

– Исследовать, как развиваются нравственные и духовные личностные качества дошкольников.

– Сформировать и опробовать на практике специальные занятия, которые задействуют в процессе выполнения народную сказку и помогают в духовно-нравственном развитии личности ребят старшего дошкольного возраста.

– Определить, каким потенциалом обладает народная сказка в духовно-нравственном воспитании дошкольников и действительно ли эффективно использовать ее в подобных целях.

Гипотеза: при правильном педагогическом подходе народные сказки — это эффективное средство духовно-нравственного развития личности старших дошкольников, причем эффективность достигается путем выполнения следующих условий:

– народная сказка будет активно объединяться с разными образовательными областями, указанными в ФГОС ДО, и видами деятельности детей;

– духовные и нравственные качества будут формироваться с задействованием всех трех элементов: когнитивного, поведенческого и эмоционального;

– подобранный сказочный сюжет учит социально-нравственным нормам, показывает духовно-нравственные ценности, нормы морали и модели правильного поведения, а также содержит актуальные в детском дошкольном возрасте проблемы и переживания духовно-нравственного характера.

Используемые методы: теоретический литературный анализ, эксперимент, тестирование при помощи специально подобранных методик (Методика «Закончи историю» — модифицированный вариант (Р. М. Калинина), «Сюжетные картинки» (Г. Л. Урунтаева, Ю. Л. Афонькина), «Сделаем вместе» (И. Б. Дерманова), статистическая обработка приобретенной в ходе исследования информации.

Теоретико-методологические основы исследования:

– исторические и культурные теоретические данные Л. С. Выготского, а особенно — положение о роли воспитания в качестве фактора социализации и развития детской личности;

– положения теории воспитания о понятии, закономерностях развития нравственных личностных качеств, происхождении нравственного личностного развития, сущности разновидностей педагогических методов и средств воспитания дошкольника (Б. С. Братусь, Е. Г. Белякова, А. Я. Данилюк, Т. Н. Майская, Е. В. Павлова, В. И. Петрова и др.);

– основной замысел духовно-нравственного воспитания детей, взятый в качестве ценностно-нормативной основы формирования условий для данного процесса.

Основой для проведения экспериментов стали следующие дошкольные образовательные учреждения: Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение № 122 г. Сочи. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения МДОБУ детский сад № 105 г. Сочи.

Для начала определим, что нужно понимать под термином «духовно-нравственное воспитание». Проблема данного понятия в современном мире становится все более актуальной ежегодно. Касается она развития нравственных личностных качеств нынешней молодежи, а именно — дошкольников и младшеклассников. Из официальной государственной документации, отражающей отношение страны к системе духовно-нравственного образования, можно выделить Стратегию национальной безопасности РФ (утвержденную Указом Президента России 31.12.2015, № 683), Стратегию развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (утвержденную распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015, № 996-р), а также Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации.

Как сказано в Федеральном законе «Об образовании в России», сейчас значительную роль играет духовно-нравственное воспитание молодого поколения российских граждан, а потому стоит уделять этому процессу максимум внимания [1]. Дети обязаны приобретать все важные знания об основах духовно-нравственных культурных ценностей разных народов России, об их моральных принципах, поведенческих нормах в разных общественных кругах: семейном, общественном и государственном. Не секрет, что лучше всего обучать детей воспринимать и принимать духовную значимость главнейших понятий нравственности именно в дошкольном возрасте.

Согласно ФГОС дошкольного образования, которые были утверждены в 2013 году, воспитывать молодое поколение необходимо так, чтобы каждый ребенок хорошо понимал и усваивал смысл общественных моральных норм и ценностей, а также разные понятия нравственности. Кроме того, нужно учить ребенка общаться и взаимодействовать как с людьми старшего возраста, так и с ровесниками. Также в процессе образовательной деятельности он должен становиться самостоятельным, обучаться постановке целей и их достижению, учиться регулировать свои действия, развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость и сочувствие. В результате нравственного обучения ребенок должен быть готов сотрудничать со сверстниками при выполнении разных задач, уважительно относиться и чувствовать принадлежность к собственным родственникам и знакомым из коллектива, позитивно воспринимать труд и творчество в разных их проявлениях, знать о безопасном поведении в бытовых и социальных условиях.

Духовно-нравственное развитие личности помогает научить детей относиться к своей и чужой жизни как к ценности, формирует у них чувство долга, ответственности и честности [3].

При определении сущности исследуемого понятия нужно изучить работы ученых в области педагогики, проводимые в области нравственного развития личности, а также воспитания этики, культуры и духовности [2].

Согласно традициям педагогики, рассматривать понятие духовного и нравственного воспитания необходимо по отдельности. Второе всегда исследуется более широко. О духовном воспитании специалисты вспоминали, как правило, фрагментами, рассматривая более крупные направления: эстетическое и нравственное воспитание.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, в ходе стандартного образовательного процесса должны решаться следующие задачи:

– создание совокупности обучения и воспитания в целом образовательном процессе, основанном на духовно-нравственных и социально-культурных ценностях, общественных правилах и нормах поведения в разных кругах: семейном, общественном и государственном [1];

– создание единой личностной культуры молодого поколения, включающей в себя: ценности здорового образа жизни; формирование личностных качеств в социальной, нравственной, эстетической, физической и интеллектуальной сферах; умение проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность; создание предпосылок учебной деятельности [1].

Воспитание духовно-нравственных личностных качеств в детях — дело трудное. Успешно развить нравственное поведение можно двумя известными путями: кнутом (запугивания, наказания за плохие поступки — лишение возможности совершать что-то плохое) или пряником (подкуп, создание договоренности, балование приятными подарками за хорошие поступки — сделать совершение чего-то хорошего выгодным). Однако порочность проявляется вновь, если убрать кнут или пряник. Духовность воспитать куда сложнее. На данный момент не существует методов «натренировать» честность, доброту и другие полезные качества. Нет также смысла ставить плохие отметки за грубые слова в чей-то адрес или лицемерие. Все описанное выше имеет отношение к душевной жизни, которая находится внутри и контролируется каждой личностью индивидуально. Внешний контроль помочь не сможет. Значительные трудности вызывает определение степени духовно-нравственного состояния ребенка. При составлении диагностики, определяющей данный параметр, используется позиция святителя Тихона Задонского, согласно которой образование является совокупностью трех развитых составляющих человека: ума, сердца и воли.

  1. Воспитывать ум — значит учиться понимать разницу между добром и злом, заниматься формированием представлений о важнейших ценностях: доброте, любви, честности, дружбе, семье, родине, человеке. Воспитание ума также предполагает умение видеть и различать потенциальные решения какой-либо проблемы, образовавшейся на жизненном пути, а также понимать последствия принятия таких решений. Сюда же включается понимание взаимосвязи между совершением конкретных поступков и возникающими после этого последствиями для самого человека и окружающего его общества. Кроме того, воспитание ума делает ребенка трудолюбивым, ответственным и созидательным.
  2. Воспитывать сердце — значит учиться любить людей и окружающий мир, быть совестливым, порядочным и самоотверженным, уметь сочувствовать, извиняться и прощать.
  3. Воспитывать волю — значит учиться управлять собственным поведением, быть послушным и уважать старших, почитать родителей, не ломаться под гнетом зависти, уныния и соблазнов, проявлять мужество и терпение в трудных ситуациях, формировать умение подчинять собственные действия ради достижения какой-то благоприятной цели несмотря на стоящие впереди препятствия.

Духовно-нравственное воспитание должно помогать вводить личность малыша в современное пространство культуры и нравственности родной страны, ее традиций и обычаев. Оно также формирует сознательность и самосознание, делает из ребенка человека с полным набором нравственных качеств. В результате личность приобретает: нравственный облик, становясь терпеливой, милосердной и кроткой; нравственную позицию, приобретая способность распознавать и различать добро и зло; нравственное поведение, приобретая готовность служить своему народу и Отечеству. В нашей стране духовно-нравственное личностное развитие всегда помогало духовно-нравственному становлению, основанному на культуре православия во всех ее сферах проявления: религиозности, науки, искусства и быта.

В самом начале формирующего эксперимента была проведена оценка изначальной степени духовно-нравственного развития ребят, которые вошли в состав экспериментальной и контрольной групп.

Сначала проведем анализ того, насколько хорошо развито представление о нравственности у испытуемых.

Таблица 2

Распределение проверяемых детей по тому, насколько хорошо у них развито представление о нравственности, ее нормах и качествах.

Высокий

Средний

Низкий

Контрольная группа

1 (6,7 %)

9 (60 %)

5 (33,3 %)

Экспериментальная группа

2 (13,3 %)

7 (46,7 %)

6 (40 %)

Благодаря гистограмме дадим более наглядное представление полученной информации.

Распределение проверяемых детей по тому, насколько хорошо у них развито представление о нравственности, ее нормах и качествах (входное тестирование)

Рис. 1. Распределение проверяемых детей по тому, насколько хорошо у них развито представление о нравственности, ее нормах и качествах (входное тестирование)

По гистограмме хорошо заметно, что большая часть проверяемых детей из обеих групп обладает средней степенью развития представлений о нравственности. Получается, ребята без затруднений различают «плохие» и «хорошие» поступки, однако дать подробное объяснение, почему они таковыми считаются, не могут.

У значительной части испытуемых степень развития представлений о нравственности оказалась низкой. Среди детей из контрольной группы таковых оказалось 33,3 процента, а среди детей из экспериментальной группы — 40 процентов. Такие дети по большей части затрудняются в оценивании нравственности каких-либо поступок и не могут ответить, какие являются «плохими», а какие «хорошими» без подсказки постороннего человека. Также некоторые из них оценивают поступки по внешним оценочным суждениям («мусорить на улице плохо, потому что так сказала мама»). У небольшой части испытуемых уровень представлений о нравственности оказался высоким. Это значит, что дети, попавшие в данную категорию, хорошо осознают нравственные нормы, которые лежат в основе какого-либо поступка. Они также могут назвать существующие нравственные качества, определить причины совершения какого-либо поступка и сопоставить его со своим поведением. Детей с таким показателем оказалось 6,7 процентов среди контрольной группы и 13,3 процента из экспериментальной группы. Теперь проведем анализ того, насколько у испытуемых был сформирован эмоционально-ценностный компонент нравственности.

Чтобы определить эмоциональное отношение к нормам нравственности, была использована методика «Сюжетные картинки» (Г. Л. Урунтаева, Ю. Л. Афонькина). Данные, которые по итогу удалось получить, показаны в Приложении. Проведем теперь анализ сформировавшихся групповых тенденций.

Таблица 2

Распределение проверяемых детей по степени эмоционально-ценностного компонента духовно-нравственного развития.

Высокий

Средний

Низкий

Контрольная группа

4 (26,7 %)

9 (60 %)

2 (13,3 %)

Экспериментальная группа

3 (20 %)

8 (53,3 %)

4 (26,7 %)

Благодаря гистограмме дадим более наглядное представление полученной информации.

Распределение проверяемых детей по степени эмоционально-ценностного компонента духовно-нравственного развития (констатирующий этап исследования)

Рис. 2. Распределение проверяемых детей по степени эмоционально-ценностного компонента духовно-нравственного развития (констатирующий этап исследования)

Получилось так, что большая часть испытуемых обеих групп показала свой уровень развития эмоционально-ценностного компонента нравственности как средний. Таким показателем отличились 60 процентов детей из контрольной группы и 53,3 процента детей из экспериментальной группы. Они смогли правильно дать объяснение случаям, показанным на карточках, и верно распределить их по двум категориям: «хорошо» и «плохо». Однако с эмоциональной точки зрения они не подключились к оцениванию и равнодушно восприняли показанную на картинках ситуацию и нормы нравственности. При оценке они давали следующие комментарии: «Так много кто поступает», «Так делать нельзя, зато первый ребенок может поиграть с игрушкой, которая ему понравилась», «Иногда такое поведение встречается, но ничего ужасного в этом нет». Высоким уровнем развития эмоционально-ценностного компонента нравственности отличились 26,7 процентов детей из контрольной группы и 20 процентов детей из экспериментальной группы. Они смогли точно оценить показанные на карточках поступки, аргументировать свой выбор с максимальной подробностью и эмоциональностью. Некоторые ребята даже высказали собственные предположения, как разобраться с показанной на изображениях проблемой. Если малышам показывали ситуации положительного характера, они улыбались, эмоционально и открыто высказывали свое одобрение, поддерживали персонажей: «Он молодец, потому что поступил правильно!», «Делиться — правильно», «Мама говорит мне вести себя так же, и я слушаю — это важно, мне не нравится, когда маме становится грустно из-за моего нехорошего поведения». Аморальные поступки дети из этой категории оценили негативно. Свое отрицательное отношение к плохим поступкам, они показывали, хмуря брови, грозя персонажу пальцем, высказывая порицания: «Так поступать нельзя!», «Нельзя ссориться — надо дружить с ребятами и предлагать им помощь!».

13,3 процентов проверяемых из контрольной группы и 26,7 процентов проверяемых из экспериментальной группы показали низкий уровень эмоционально-ценностного компонента нравственности. Таким ребятам было трудно оценить правильность и неправильность изображенных ситуаций и поступков персонажей. Иногда они показывали не соответствующую нравственным нормам эмоциональную реакцию (например, в ответ на плохой поступок начинали улыбаться и хихикать, а в ответ на положительный поступок — хмуриться и сожалеть). Некоторые ребята глядели на карточки механически, никак не оценивая показанные ситуации и не давая собственных комментариев. Теперь остается лишь сделать анализ специфики развития когнитивного (поведенческого) элемента духовно-нравственного поведения испытуемых обеих групп. Здесь уровень сформированности духовно-нравственной личностной направленности малыша проявлялся в контакте с другим ребенком. Для изучения применялась методика «Сделаем вместе» И. Б. Дермановой. Приобретенная информация указана в Приложении Б. Теперь нужно провести анализ групповых тенденций.

Таблица 3

Распределение проверяемых детей по степени развития когнитивного духовно-нравственного элемента.

Высокий

Средний

Низкий

Контрольная группа

4 (26,7 %)

7 (46,7 %)

4 (26,7 %)

Экспериментальная группа

3 (20 %)

7 (46,7 %)

5 (33,3 %)

Благодаря гистограмме дадим более наглядное представление полученной информации.

Распределение проверяемых детей по степени развития когнитивного духовно-нравственного элемента (констатирующий этап исследования)

Рис. 3. Распределение проверяемых детей по степени развития когнитивного духовно-нравственного элемента (констатирующий этап исследования)

По гистограмме видно, что большая часть проверяемых ребят из обеих групп показали свой уровень развития когнитивного духовно-нравственного элемента как средний.

Самый высокий уровень оказался у 26,7 процентов ребят из контрольной и у 20 процентов ребят их экспериментальной группы. Эти дети лучше остальных проявили свои нравственные личностные качества при сотрудничестве со сверстником. Они показывали интерес в совместном выполнении тех или иных задач, общительность, готовность идти на контакт и компромисс в большинстве случаев, взаимодействовать со своим партнером. 26,7 процентов проверяемых из контрольной группы и 33,3 процента проверяемых из экспериментальной группы проявили низкий уровень развития когнитивного духовно-нравственного элемента. Они не показали готовности взаимодействовать с партнером, проявляли эгоизм, вели себя агрессивно во время совместного выполнения тех или иных задач.

Если обобщить всю полученную информацию, то можно выяснить, что общий анализ, который проводился на констатирующем этапе экспериментальной деятельности, дал понять, что все три элемента духовно-нравственного развития были лучше развиты у испытуемых из контрольной группы. В обеих группах особо хорошо дети проявили себя в степени развития эмоционально-оценочного элемента. Полученные результаты вполне соответствовали стандартному мышлению ребят подобного возраста. После изучения сформированности элементов нравственного развития дошкольников с помощью контрольного этапа экспериментальной деятельности можно приступать к формирующему этапу. Теперь можно подробнее рассмотреть методику работы с дошкольниками, включающую в себя применение народных сказок.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, контрольная группа, экспериментальная группа, качество, народная сказка, нравственность, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, исследовательская работа, когнитивный духовно-нравственный элемент.


Похожие статьи

Нравственное воспитание дошкольников посредством...

Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Народные сказки как средство воспитания нравственных...

Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения.

Народная сказка — это древнейший жанр устного народнопоэтического творчества

Народная сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим...

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников...

Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Духовно-нравственное воспитание интегрировано во всю...

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного...

Библиографическое описание: Зайцева, Е. В. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста / Е. В. Зайцева, Э. В

 Одним самых важных периодов развития нравственных качеств и представлений является младший дошкольный возраст от двух до...

Устное народное творчество как средство формирования...

Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки.

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество

Духовно-воспитательное значение сказок в воспитании здорового...

Использование произведений устного народного творчества...

Духовно-нравственное воспитание: традиции и современность: материалы областного научно-практического семинара, Белгород, 2013г.

Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами устного народного творчества. На занятиях по математике успешно...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на...

Духовно-нравственное воспитание воспринимается как средство коррекции развития и поведения, средство возрождения традиций православного семейного воспитания и уклада семьи через православные праздники: Рождество, Святки, Крещение, Благовещение, Пасху.

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей...

 В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Выявлена проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с...

Формирование нравственных качеств учащихся...

Нравственное воспитание имеет отличительную особенность от других видов воспитания

В. А. Сластенин систематизировал методы нравственного воспитания по следующим группам: методы

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее...

Похожие статьи

Нравственное воспитание дошкольников посредством...

Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Народные сказки как средство воспитания нравственных...

Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения.

Народная сказка — это древнейший жанр устного народнопоэтического творчества

Народная сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим...

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников...

Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Духовно-нравственное воспитание интегрировано во всю...

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного...

Библиографическое описание: Зайцева, Е. В. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста / Е. В. Зайцева, Э. В

 Одним самых важных периодов развития нравственных качеств и представлений является младший дошкольный возраст от двух до...

Устное народное творчество как средство формирования...

Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки.

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество

Духовно-воспитательное значение сказок в воспитании здорового...

Использование произведений устного народного творчества...

Духовно-нравственное воспитание: традиции и современность: материалы областного научно-практического семинара, Белгород, 2013г.

Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами устного народного творчества. На занятиях по математике успешно...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на...

Духовно-нравственное воспитание воспринимается как средство коррекции развития и поведения, средство возрождения традиций православного семейного воспитания и уклада семьи через православные праздники: Рождество, Святки, Крещение, Благовещение, Пасху.

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей...

 В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Выявлена проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с...

Формирование нравственных качеств учащихся...

Нравственное воспитание имеет отличительную особенность от других видов воспитания

В. А. Сластенин систематизировал методы нравственного воспитания по следующим группам: методы

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее...

Задать вопрос