Физическая культура как элемент воспитательного воздействия в системе образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 09.06.2022

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Шестакевич, С. Р. Физическая культура как элемент воспитательного воздействия в системе образования / С. Р. Шестакевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 163-164. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92698/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: физическая культура, система образования, воспитательное воздействие, педагогический работник, обучающийся.

Вопросы по освоению образовательной программы физической культуры, а также повышению роли спорта являются актуальными в системе образования. Важными компонентами деятельности выступают активные действия со стороны обучающихся по посещению учебных занятий, осуществлению самостоятельной подготовки, выполнению заданий, даваемых педагогическими работниками, и иные действия, предусмотренные образовательной программой, которые непосредственно направленны на достижение планируемых результатов.

Физическая культура как элемент воспитательного воздействия в системе образованиянаправлена на формирование комплекса мер по укреплению здоровья, развитию физических и психических свойств обучающегося посредством двигательных упражнений [1, C. 215].

Здоровый образ жизни как основной феномен физической культуры должен проявляться на ранних стадиях образовательного процесса обучающегося и играть важную роль в направлении воспитательного воздействия путем систематических, планомерных и целенаправленных учебных и тренировочных занятий, составляющих важнейшую часть процесса физического воспитания. Большое значение в физическом воспитании имеют и специальные навыки в различных видах спорта. Особенности быстроты, силы, ловкости и выносливости в самом процессе могут быть различны. Например, упражнения штангиста и борца, даже при условии одинаковой затраты физической силы, будут различными по качественным особенностям применения силы обучающегося. Такие особенности выражаются не только физиологическими признаками (участие различных групп мышц и др.), но и различным характером деятельности сознания, а также воспитательных приемов педагогического работника для эффективного развития личных физических способностей.

Именно определённые и правильно выполненные спортивные техники позволяют обучающимся укрепить мышечную силу, физическую выносливость, ловкость и быстроту движения для достижения, желаемого результата.

В целях спортивного совершенствования обучающихся педагогические работники проводят спортивно-тренировочные занятия, в социальные программы которых входят направления работы по:

1) рациональному режиму труда (учебы) и отдыха, основанными на индивидуальных биоритмологических особенностях;

2) оптимальному, систематическому и активному физическому движению;

3) эффективному, научно обоснованному закаливанию;

4) нормальному питанию в соответствии с концепцией адекватного питания;

5) комплексу психогигиенических и психопрофилактических воздействий;

6) учету и коррекции влияния на здоровье окружающей среды;

7) вреду и пользе самолечения;

8) аргументированной и действенной пропаганде вредных для здоровья факторов —например, таких как алкоголизм, курение, наркомания и токсикомания;

9) формированию правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, знаний и мер профилактики СПИДа;

10) обучению мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.

Полноценная деятельность педагогических работников в большей степени зависит от его осведомленности в вопросах здоровья, питания, устранения вредных привычек, улучшения активной жизненной позиции и здорового образа жизни [3, C. 20].

В настоящее время уровень физической подготовленности обучающегося не соответствует социально-экономическим требованиям. В связи с этим интегральной целью физической культуры как элемента воспитательного воздействия в системе образования должна выступать физическая культура личности как мотивационно-потребностной деятельности в сфере физического совершенства. Система знаний и убеждений, ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сфере личности в совокупности должна быть направлена на организационную, познавательную и практическую деятельность, по средствам положительного отношения к физической культуре, и формированию потребностей в повседневных занятиях физических упражнений, нацеленностью на здоровый образ жизни в физическом совершенствовании, а также проявления в них самодеятельности [2, C. 55].

Однако проведенные исследования по изучению физической культуры как элемента воспитательного воздействия в системе образования показали, что многие идеи физической культуры, направленные на формирование физической культуры личности, физической активности и здорового образа жизни обучающегося, не используются в практической деятельности педагогического работника. Корень решения данной проблемы уходит в процесс профессиональной подготовки в высших учебных заведениях.

Решение социальных проблем, обучающихся в процессе профессиональной деятельности педагогического работника можно рассматривать также через реализацию функций физической культуры. В этом аспекте следует выделить следующие функции:

—специфическую, состоящей в благотворном воздействии физкультурной деятельности на динамику физического развития обучающегося и состояние его здоровья;

социальную , способствующей социализации и интеграции обучающегося в обществе;

—профессионально-прикладную , обеспечивающей достижение профессионализма, обучающегося в трудовой деятельности;

информационную , позволяющей накопить, распространить и передать сведения о обучающемся, его возможностях, средствах и путях их увеличения;

эстетическую, направленную на удовлетворение обучающихся потребностей в физическом совершенстве, здоровье и гармоническом развитии.

Создание оптимальных условий для жизнедеятельности обучающегося относится к числу главных задач педагогического работника. Одно из основных средств их решения — оздоровительно-реабилитационная физическая культура .

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура включает в себя оздоровительную, лечебную и адаптивную физическую культуру [4, C. 101]. Оздоровительно-реабилитационные свойства использования физических упражнений в восстановлении, сохранении и укреплении здоровья в сочетании с другими лечебными средствами уже давно доказаны. Поэтому использование их в практике на занятиях с обучающимися, несомненно, позволит решать медико-социальные проблемы. Л. И. Лубышева отмечает, что единство мировоззренческих, интеллектуальных и телесных компонентов должно стать основополагающим принципом формирования физической культуры личности обучающегося в системе образования [3, C. 20].

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

— условиями повышения роли физической культуры как элемента воспитательного воздействия в деятельности педагогического работника по социальной работе выступают усиление роли дисциплины «физическая культура» в профессиональной подготовке в системе образования.

— формирования у обучающихся специальных знаний, методических умений и навыков, должны быть направленны на решение социальных проблем средствами физической культуры и спорта путем воспитательного воздействия со стороны педагогического работника.

— формирования у обучающихся физической активности как фактора достижения должного уровня профессиональной готовности должны быть направлены на этапе обучения в целях укрепления здоровья и поддержания здорового образа жизни.

Литература:

  1. Белых Д. Н., Уколова Г. Б. Физическая культура и спортивная часть общеразвивающей культуры личности студента / Д. Н. Белых, Г. Б. Уколова / Д. Н. Белых, Г. Б. Уколова // Молодежь и наука: шаг к успеху. — 2020. — С. 214–217.
  2. Герчак Я. М., Калимулин Р. М., Колесников В. Ю. Особенности модернизации высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта / Я. М. Герчак, Р. М. Калимулин, В. Ю. Колесников // ЦИТИСЭ. — 2020. — №. 3. — С. 53–62.
  3. Лубышева Л. И. Современные подходы к формированию физкультурного знания студентов вуза / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры . 1993, № 3, C. 19–21.
  4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : Учеб. для высших спец. физкульт. учеб. заведений. 3-е изд. — СПб.: Лань, 2003. — 159 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, воспитательное воздействие, педагогический работник, система образования, здоровый образ жизни, обучающийся, образовательная программа, оздоровительно-реабилитационная физическая культура, практическая деятельность, профессиональная подготовка.


Похожие статьи

Здоровый образ жизни как условие формирования общей...

Тема пропаганды здорового образа жизни прослеживается в научно-исследовательских работах обучающихся — победителей и призеров областной научно-практической конференции «Ступени в будущее» в секции «Здоровый образ жизни».

Создание учителем здоровьесберегающей среды как средства...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Одним из педагогических условий процесса формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся и

Ключевые слова:здоровый образ жизни, педагогические условия, валеологизация, ЗОЖ.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Ключевые слова: физическая культура, выпускники, здоровый образ жизни, приобщение к регулярным занятиям. Физическая культура является частью общей культуры, совокупностью достижений общества в деле создания и использования средств физического...

Влияние занятий по формированию здорового образа жизни на...

В реализации требований здорового образа жизни следующим образовательным звеном является общеобразовательная школа, где имеются необходимые педагогические предпосылки для формирования у школьников требуемых знаний и практических навыков о здоровье...

Физическая культура в жизни студентов | Статья в журнале...

Как учебная дисциплина, физическая культура является обязательной для всех программ подготовки специалистов, так

Примерная программа дисциплины «Физическая культура». Утверждена Министерством высшего образования Российской Федерации 26 июня 2000 год.

Физическая подготовка бакалавров факультета безопасности...

Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе...

Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа...

Физическая культура — важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановлении и развитии телесных и духовных сил. В этом проявляется ценность...

Общая физическая подготовка — фундамент здоровья

- дополнительное образование студентов в области физической культуры и спорта; - формирование навыков и развитие мотивации студентов к выбору здорового образа жизни. Задачи: - воспитательная — воспитание у студентов бережного отношения к своему здоровью

Похожие статьи

Здоровый образ жизни как условие формирования общей...

Тема пропаганды здорового образа жизни прослеживается в научно-исследовательских работах обучающихся — победителей и призеров областной научно-практической конференции «Ступени в будущее» в секции «Здоровый образ жизни».

Создание учителем здоровьесберегающей среды как средства...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Одним из педагогических условий процесса формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся и

Ключевые слова:здоровый образ жизни, педагогические условия, валеологизация, ЗОЖ.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Ключевые слова: физическая культура, выпускники, здоровый образ жизни, приобщение к регулярным занятиям. Физическая культура является частью общей культуры, совокупностью достижений общества в деле создания и использования средств физического...

Влияние занятий по формированию здорового образа жизни на...

В реализации требований здорового образа жизни следующим образовательным звеном является общеобразовательная школа, где имеются необходимые педагогические предпосылки для формирования у школьников требуемых знаний и практических навыков о здоровье...

Физическая культура в жизни студентов | Статья в журнале...

Как учебная дисциплина, физическая культура является обязательной для всех программ подготовки специалистов, так

Примерная программа дисциплины «Физическая культура». Утверждена Министерством высшего образования Российской Федерации 26 июня 2000 год.

Физическая подготовка бакалавров факультета безопасности...

Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе...

Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа...

Физическая культура — важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановлении и развитии телесных и духовных сил. В этом проявляется ценность...

Общая физическая подготовка — фундамент здоровья

- дополнительное образование студентов в области физической культуры и спорта; - формирование навыков и развитие мотивации студентов к выбору здорового образа жизни. Задачи: - воспитательная — воспитание у студентов бережного отношения к своему здоровью

Задать вопрос