Значение и правовые последствия реорганизации юридического лица | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 06.06.2022

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, А. С. Значение и правовые последствия реорганизации юридического лица / А. С. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 364-366. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92696/ (дата обращения: 26.04.2024).



Основной подход к определению реорганизации должен учитывать особенности юридического лица как искусственно созданного субъекта гражданского права. Поскольку проводимая реорганизация также представляет собой искусственный процесс, прием юридической техники, то именно данная характеристика реорганизации как процесса, т. е. совокупности последовательных юридически значимых действий, завершаемого достижением определенного результата, должна содержаться в определяемом понятии. Неслучайно в законодательстве регламентируются вопросы, касающиеся: оснований реорганизации; лиц, принимающих решение о реорганизации; порядка ее проведения; момента прекращения реорганизации и результата реорганизации.

Все вышесказанное позволяет следующим образом определить реорганизацию. Под реорганизацией понимается особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающиеся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в порядке правопреемства к другому юридическому лицу-правопреемнику.

Завершение реорганизации учреждения не отличается от общего порядка, предусмотренного действующим законодательством ( ст. 57 ГК РФ и ст. 16 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [6]).

С точки зрения оценки последствий реорганизации учреждения следует отметить, что здесь имеется определенная специфика в части бюджетных отношений, а именно в части выполнения так называемых приемо-передаточных процедур (такая терминология используется в письме Минфина и Казначейства России от 28.04.2017 [12]), необходимости/отсутствия необходимости открытия/закрытия/переоформления лицевых счетов ( Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства [11]), а также изменения государственного задания ( Положение [10] о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания).

В отдельных случаях можно встретить указания на специальные последствия реорганизации. Так, согласно п. 159 Устава МГУ Московский университет обязан обеспечить учет и сохранность документов личного состава, а также своевременную передачу их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации. Иную обязанность в отношении документов содержит Устав СПбГУ (п. 142) : «...при реорганизации Санкт-Петербургского университета все документы (управленческие, финансовые, по личному составу и другие) передаются в соответствии с законодательством Российской Федерации правопреемнику Санкт-Петербургского университета. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения передаются на государственное хранение в соответствующие архивы» [14, с. 528].

Как показывает проведенный анализ, структура нормативного регулирования реорганизации учреждения очень сложна и запутанна; регулирование (даже его основы) не сконцентрировано в одном акте, имеется множество документов, в которых регулируются вопросы реорганизации учреждений.

Сложная структура регулирования правового положения учреждения в целом критиковалась в Концепции развития гражданского законодательства [13]. В ней отмечалось, что «правовое положение учреждений (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осуществляемых ими функций и видов деятельности, уточняется в многочисленных федеральных законах, нормы которых в ряде случаев противоречат ГК РФ». В документе предлагалась даже «унификация содержащихся в отдельных законах норм, регулирующих гражданско-правовой статус учреждений, посредством их включения в ГК РФ».

К сожалению, по итогам реформы гражданского законодательства можно констатировать следующее: упрощения структуры регулирования учреждений не произошло (наоборот, как хорошо видно, уже в период реализации реформы было принято несколько актов); включение ряда новых положений в ГК РФ не сопровождалось признанием утратившими силу специальных законов; ГК РФ в реальности не играет (как и до реформы) ведущей роли в определении целого ряда элементов правового положения учреждения [15, с. 26].

Все это в полной мере относится и к реорганизации. Правовое регулирование реорганизации учреждений после проведенной реформы законодательства о юридических лицах нисколько не улучшилось. По существу, можно отметить, что никакой реформы как минимум в части реорганизации в реальности не произошло.

Многие гражданско-правовые аспекты реорганизации государственных учреждений вместо федеральных законов регулируются подзаконными актами Правительства РФ.

В части определения порядка реорганизации имеет место «вторжение» в пределы федеральной компетенции законодательства субъектов РФ (и даже актов местных органов власти). Причем в некоторых законах оно закреплено нормативно. К примеру, до сих пор действует норма ст. 16 Закона о некоммерческих организациях [9], в соответствии с которой принятие решения о реорганизации в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений — в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования. Статья 29 Закона о музеях [4] указывает, что реорганизация государственных музеев, находящихся в ведении субъектов РФ, осуществляется в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, если иное не установлено законами субъекта РФ.

Имеется явная диспропорция в регулировании: реорганизация государственных учреждений регулируется подробным образом, а реорганизация частных учреждений практически не регулируется вовсе.

Недостатки в регулировании отчасти демпфируются организационной простотой учреждения — это унитарная организация одного лица (учредителя), соответственно, при ее реорганизации не возникает сложных проблем баланса интересов меньшинства и большинства, выкупа доли участия и/или ее трансформации.

Идеальным вариантом представляется тот, который был предложен еще в Концепции развития гражданского законодательства, — унификация содержащихся в отдельных законах норм, регулирующих гражданско-правовой статус учреждений [16, с. 62].

Подводя итог, следует отметить, такая унификация, по нашему мнению, должна заключаться как в создании корпуса общих положений о реорганизации учреждений в ГК РФ (что не случилось в результате реформы гражданского законодательства), так и в принятии специального федерального закона, регулирующего особенности правового положения учреждения как организационно-правовой формы юридического лица, в том числе в части реорганизации.

Литература:

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_234196/.

3 Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2345345/.

4 Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_890234/.

5 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5463454/.

6 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6451523/.

7 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_0861233/.

8 Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_023453/.

9 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_745135/.

10 Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с «Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания») // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28391/.

11 Приказ Казначейства России от 17.10.2016 № 21н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2016 № 44513) // http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2016.

12 Письмо Минфина России № 09–07–08/26557, Казначейства России № 07–04–05/05–392 от 28.04.2017 «О вопросах, возникающих в случае принятия решения о реорганизации федерального бюджетного или автономного учреждения в форме присоединения, слияния или разделения с сохранением объема государственных услуг (работ), подлежащих оказанию (выполнению) находящимися в его ведении учреждениями» // https://legalacts.ru/doc/pismo-minfina-rossii-n-09–07–0826557-kaznacheistva-rossii-n-07–04–0505–392/.

13 Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации» (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28392/.

14 Габов А. В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект). М., 2014.

15 Зачиняева Т. А. Реорганизация учреждений // Бюджетный учет. 2011. № 2.

16 Ерохина Т. В. Некоторые вопросы административно-правового статуса государственных учреждений // Административное право и процесс. 2016. № 8.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское законодательство, реорганизация, государственное задание, правовое положение учреждения, РФ, юридическое лицо, высший исполнительный орган, государственное хранение, личной состав, Санкт-Петербургский университет.


Похожие статьи

Правовой статус государственных учреждений

Ключевые слова: правовой статус, государственные учреждения, динамика изменений. Начиная с 2010 года в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием

7. Результаты мониторинга реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ в субъектах Российской Федерации. Сеть государственных учреждений субъектов (муниципалитетов) Российской Федерации [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов РФ.

Особенности правового положения лиц, замещающих...

Ключевые слова: государственная служба, должностное лицо, государственная должность, правовое положение лиц, замещение государственной должности.

Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Данные лица не являются федеральными государственными служащими, им нельзя присвоить классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются дипломатические...

О вопросах обеспечения прохождения гражданскими служащими...

 Ключевые слова: исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, государственный гражданский служащий Санкт-Петербурга, Реестр должностей

Санкт-Петербурга государственной гражданской службы Санкт-Петербурга (далее — гражданские служащие) в исполнительных органах государственной власти

Всоответствии с Положением о порядке оформления, выдачи, учета и хранения служебных удостоверений и удостоверений в исполнительных органах государственной власти...

Гражданско-правовая ответственность единоличного...

Гражданско-правовая ответственность единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью.

Ранее данное требование пунктов 3, 4 статьи 1 ГК РФ вытекало из смысла положений пункта 2 статьи 6 ГК РФ, согласно которому при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон

Обновлённый единоличный исполнительный орган юридических лиц. Автор: Сокол Екатерина Петровна. юридическое лицо, орган, ГК РФ, самое юридическое лицо, лицо, гражданский оборот, представитель...

О документах, разрабатываемых начальниками структурных...

служебные командировки лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга и должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных

Положение о денежном содержании гражданских служащих в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга. – Указ Президента РФ от 11.04.2008

– Типовое положение о порядке предоставления отпусков государственным гражданским служащим Санкт-Петербурга, замещающим должности государственной гражданской службы...

О вопросах обеспечения реализации трудовых отношений...

 Ключевые слова: государственный орган власти, исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, директор, руководитель, государственное учреждение Санкт-Петербурга

Выполнение учреждением планов/заданий. Своевременность и качественность исполнения должностных обязанностей. Знание норм действующего законодательства.

Санкт-Петербурга, курирующим. и контролирующим государственный орган. Приказ государственного органа о включении лица в кадровый резерв.

Правовой статус органов внутренних дел как юридических лиц

Для осуществления своего гражданско-правового статуса орган внутренних дел должен иметь организационно-правовую форму государственного казенного учреждения, правовое регулирование которого заложено в ст. 123.22 ГК РФ [1], ФЗ «О некоммерческих организациях» [4] и рядом иных нормативно-правовых актов, включая законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Однако представляется вполне обоснованным, что особенности правового статуса федеральных казенных учреждений устанавливаются Бюджетным...

О формировании структурных подразделений исполнительных...

Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга», Закон Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год, Закон Санкт-Петербурга от 23.06.2005 № 347-40 «О расчетной единице», постановление губернатора

Управление создается не для того, чтобы занять девять сотрудников ИОГВ и предоставить высокую должность гражданской службы некоему лицу, а для того чтобы реализовать отраслевое (крупное, основное) направление деятельности ИОГВ.

Создание, реорганизация и ликвидация образовательных...

После государственной регистрации такого юридического лица в качестве некоммерческой организации в Федеральной налоговой службе по месту нахождения образовательной организации

В состав комиссии входят представители Министерства образования и науки Российской Федерации и общественных объединений (занимающихся образовательной

Гражданский кодекс РФ подразделяет юридические лица на виды по следующим трем. Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц предусмотрена статьей...

Похожие статьи

Правовой статус государственных учреждений

Ключевые слова: правовой статус, государственные учреждения, динамика изменений. Начиная с 2010 года в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием

7. Результаты мониторинга реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ в субъектах Российской Федерации. Сеть государственных учреждений субъектов (муниципалитетов) Российской Федерации [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов РФ.

Особенности правового положения лиц, замещающих...

Ключевые слова: государственная служба, должностное лицо, государственная должность, правовое положение лиц, замещение государственной должности.

Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Данные лица не являются федеральными государственными служащими, им нельзя присвоить классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются дипломатические...

О вопросах обеспечения прохождения гражданскими служащими...

 Ключевые слова: исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, государственный гражданский служащий Санкт-Петербурга, Реестр должностей

Санкт-Петербурга государственной гражданской службы Санкт-Петербурга (далее — гражданские служащие) в исполнительных органах государственной власти

Всоответствии с Положением о порядке оформления, выдачи, учета и хранения служебных удостоверений и удостоверений в исполнительных органах государственной власти...

Гражданско-правовая ответственность единоличного...

Гражданско-правовая ответственность единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью.

Ранее данное требование пунктов 3, 4 статьи 1 ГК РФ вытекало из смысла положений пункта 2 статьи 6 ГК РФ, согласно которому при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон

Обновлённый единоличный исполнительный орган юридических лиц. Автор: Сокол Екатерина Петровна. юридическое лицо, орган, ГК РФ, самое юридическое лицо, лицо, гражданский оборот, представитель...

О документах, разрабатываемых начальниками структурных...

служебные командировки лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга и должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных

Положение о денежном содержании гражданских служащих в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга. – Указ Президента РФ от 11.04.2008

– Типовое положение о порядке предоставления отпусков государственным гражданским служащим Санкт-Петербурга, замещающим должности государственной гражданской службы...

О вопросах обеспечения реализации трудовых отношений...

 Ключевые слова: государственный орган власти, исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, директор, руководитель, государственное учреждение Санкт-Петербурга

Выполнение учреждением планов/заданий. Своевременность и качественность исполнения должностных обязанностей. Знание норм действующего законодательства.

Санкт-Петербурга, курирующим. и контролирующим государственный орган. Приказ государственного органа о включении лица в кадровый резерв.

Правовой статус органов внутренних дел как юридических лиц

Для осуществления своего гражданско-правового статуса орган внутренних дел должен иметь организационно-правовую форму государственного казенного учреждения, правовое регулирование которого заложено в ст. 123.22 ГК РФ [1], ФЗ «О некоммерческих организациях» [4] и рядом иных нормативно-правовых актов, включая законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Однако представляется вполне обоснованным, что особенности правового статуса федеральных казенных учреждений устанавливаются Бюджетным...

О формировании структурных подразделений исполнительных...

Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга», Закон Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год, Закон Санкт-Петербурга от 23.06.2005 № 347-40 «О расчетной единице», постановление губернатора

Управление создается не для того, чтобы занять девять сотрудников ИОГВ и предоставить высокую должность гражданской службы некоему лицу, а для того чтобы реализовать отраслевое (крупное, основное) направление деятельности ИОГВ.

Создание, реорганизация и ликвидация образовательных...

После государственной регистрации такого юридического лица в качестве некоммерческой организации в Федеральной налоговой службе по месту нахождения образовательной организации

В состав комиссии входят представители Министерства образования и науки Российской Федерации и общественных объединений (занимающихся образовательной

Гражданский кодекс РФ подразделяет юридические лица на виды по следующим трем. Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц предусмотрена статьей...

Задать вопрос