Социокультурные аспекты государственной политики в области военного образования в Российской Империи в конце XVIII — начале XIX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 07.06.2022

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Руднева, Е. Е. Социокультурные аспекты государственной политики в области военного образования в Российской Империи в конце XVIII — начале XIX века / Е. Е. Руднева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92666/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена анализу изменений в военном образовании Российской империи в конце XVIII — начале XIX века. Автором статьи определены основные социокультурные аспекты государственной политики, повлиявшие на формирование образа военных учебных заведений.

Ключевые слова: история, военное образование, образовательная система, Российская империя.

Во второй половине XVIII века формируются новые привилегированные военные учебные заведения для дворянского сословия. Одними из которых становятся Сухопутный шляхетный корпус, который дал прекрасное образование многим великим полководцам, и Артиллерийский и Инженерный шляхетского корпуса, которые станут образцами и фундаментом отечественного военного образования.

В основе образовательной системы лежали представления П. И. Мелиссино, И. И. Бецкого, Ф. Е. Ангальта, которые поддерживали политику гармоничного развития каждого воспитанника в соответствии с их личными особенностями. Ангальт, содействуя развитию кадет в духе идей Просвещения, «перегнул палку». Директор сознательно превратил военное учебное заведение в некое подобие пансиона благородных девиц, изолировав воспитанников от окружающего мира, чрезмерно холя и лелея их. Он не раз произносил слова своим ученикам: «Мне кажется, мои милые дети, что в этом саду, в наших рекреационных залах, в наших дортуарах и классах мы окружены, как оболочкой... приятными и полезными средствами для нашего развлечения, для наших занятий и нашего образования» [1, с. 130]. К примеру, Сухопутный Шляхетный корпус прославился своей «говорящей стеной» — библиотекой, которая располагалась в саду учебного заведения. Несмотря на бытующие в современных представлениях стереотипах в данных заведениях не было телесных наказаний [1, с. 133]. Целью учебного заведения было формирование самостоятельного и независимого мышления, основу которого составляют размышления о долге перед Родиной, об обязанностях дворянина и т. д. Однако, вскоре данная система была отвергнута правительством, так как становилась основой для антисемитских настроений и свободомыслия воспитанников [5, с. 45].

Педагогическая система после смерти Ф. Е. Ангальта металась от одной крайности к другой: от полного отказа от «оранжерейного воспитания» до уничтожения образованности воспитанников. Павел I видел основную причину нежелательного поведения воспитанников военных учебных заведений в их чрезмерной образованности. Таким образом, внеся данный тезис как основополагающий, Павел I нанёс тяжелейший удар по системе образования военных, которые в результате такого воспитания становились лишь марионетками в руках старших офицеров [2, с. 43].

Репрессивная политика монархов достигла своего пика во время правления Николая I, когда главой кадетского корпуса был назначен Н. И. Демидов, тут же минимизировавший расходы на образование и преподавание в военных образовательных учреждениях.

Помимо урезания финансирования, уменьшения количества преподаваемых наук, под удар репрессивной системы попал и преподавательский корпус. Вместо творчества и свободы мысли пришли дисциплина и слепое подчинение приказам вышестоящих лиц. Жалование педагогов было сокращено чуть ли не вдвое, поэтому начало XIX века ознаменовано массовым увольнением талантливых педагогов и их заменой «случайными людьми» [4, с. 75], которые довольно часто не соответствовали минимальным требованиям. Статус учителя практически никак не регламентировался в нормативных источниках. Отбор в учительский состав производился исходя из результатов оценки пробной лекции, проведенной в присутствии одного или двух работающих в данном заведении преподавателей.

На фоне ухудшающейся ситуации в образовательной системе в учебный процесс включаются и телесные наказания. Единственным инструментом влияния на воспитанников в таких условиях оказываются — розги [3, с. 173].

Особенно сильно пострадали общественные и гуманитарные науки. В частности, изучение иностранных языков, которые имели важнейшее значение в формировании научного и философского представления будущего военного.

Таким образом, правительственная политика конца XVIII — начала XIX века, проводимая по отношению к воинским образовательным учреждениям, носила крайне негативный и репрессивный характер. Вместо гармонично развитой, свободномыслящей личности, образовательные учреждения были вынуждены формировать «удобного» солдата, который не способен к анализу или критике решений вышестоящих лиц. Основу образовательной системы составляли малокомпетентные учителя и телесные наказания, которые были единственным методом влияния на воспитанников. Военное образование конца XVIII — начала XIX века погрузилось в тяжелый кризис.

Литература:

  1. Гребенкин, А. Н. Негативные традиции воспитанников военных учебных заведений Российской империи в 1–й половине XIX века / А. Н. Гребенкин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История, политология, экономика, информатика. — 2009. –№ 7 (62). — С. 130–135.
  2. Гребенкин, А. Н. Социокультурный портрет преподавателей военных учебных заведений Российской империи в первой половине XIX века / А. Н. Гребенкин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 117. — С. 42–48.
  3. Кочаков, Б. М. Педагогические кадры военно-учебных заведений в царской России // Труды Высшего военно-педагогического института им. М. И. Калинина. — Т.2. — Л., 1947. — С. 170–171.
  4. Михайлов, А. Жизнь под барабан / А. Михайлов // Родина. — 2003. — № 1. — С. 72–77.
  5. Чулков, Г. И. Мятежники 1825 года. — М., Современные проблемы, 1925. — 268 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная система, XIX века, военное образование, Российская империя, Сухопутный Шляхетный корпус, учебное заведение.


Похожие статьи

Специальные военные училища российской армии в XIX в.

В русской армии рассматриваемого периода помимо общевойсковых учебных заведений

В России система специальных военных училищ окончательно оформилась лишь в 20-х годах XIX в. В

Военно-юридическое училище. В 30-х годах в российской армии появились узкие...

Особенности воспитания в кадетских корпусах дореволюционной...

Данная система военного образования имела много недочетов в учебно-воспитательном процессе, методы обучения отличались своей неэффективностью, а применение суровых телесных наказаний к воспитанникам делало обучение в данных заведениях непопулярным...

Право на образование в дореволюционной России: особенности...

В 1732 г. начал работу Сухопутный шляхетный кадетский корпус – формально военное учебное заведение, фактически дворянский закрытый университет. В царствование Елизаветы Петровны сословный принцип был существенно смягчен. Так, когда в 1755 г. был открыт...

Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале...

 Особое место в истории образования в России занимает именно XVIII век потому, что именно в этом столетии разработаны основы

В 1731 году в Петербурге открыли Сухопутный шляхетский корпус, это было закрытое учебное заведение для дворян, в котором основная...

Изменения в системе образовательных учреждений...

Изменения в системе образовательных учреждений и отношение к ним дворянства

Не обошли стороной изменения и в таком виде учебных заведений, как кадетские корпуса

Дворянство Центрального Черноземья видело в данных учебных заведениях не только место...

Частные учебные заведения в России первой половины XIX века...

В первой половине XIX века негосударственные образовательные учреждения были широко распространены в России и стали объектом

Для политики Российского государства первой половины XIX века в области образования характерной являлась тенденция его унификации.

Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

В XIX веке в России начинается процесс смены образовательных парадигм, обусловленный интенсивными изменениями в

Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. В основу системы были положены три принципа

Развитие системы школьного образования до 90-х гг. XIX века

Благодаря образовательным реформам XVIII века, открытию значительного числа учебных заведений и активному развитию обучения, в начале XIX в. стало возможным создание централизованной государственной системы образования.

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Дан краткий обзор основных этапов создания системы народного образования в России в XVIII — XIX веках. Конкретные количественные характеристики проанализированы для Архангельской губернии. Показано, что реальный перелом в создании системы училищ для обучения детей...

Похожие статьи

Специальные военные училища российской армии в XIX в.

В русской армии рассматриваемого периода помимо общевойсковых учебных заведений

В России система специальных военных училищ окончательно оформилась лишь в 20-х годах XIX в. В

Военно-юридическое училище. В 30-х годах в российской армии появились узкие...

Особенности воспитания в кадетских корпусах дореволюционной...

Данная система военного образования имела много недочетов в учебно-воспитательном процессе, методы обучения отличались своей неэффективностью, а применение суровых телесных наказаний к воспитанникам делало обучение в данных заведениях непопулярным...

Право на образование в дореволюционной России: особенности...

В 1732 г. начал работу Сухопутный шляхетный кадетский корпус – формально военное учебное заведение, фактически дворянский закрытый университет. В царствование Елизаветы Петровны сословный принцип был существенно смягчен. Так, когда в 1755 г. был открыт...

Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале...

 Особое место в истории образования в России занимает именно XVIII век потому, что именно в этом столетии разработаны основы

В 1731 году в Петербурге открыли Сухопутный шляхетский корпус, это было закрытое учебное заведение для дворян, в котором основная...

Изменения в системе образовательных учреждений...

Изменения в системе образовательных учреждений и отношение к ним дворянства

Не обошли стороной изменения и в таком виде учебных заведений, как кадетские корпуса

Дворянство Центрального Черноземья видело в данных учебных заведениях не только место...

Частные учебные заведения в России первой половины XIX века...

В первой половине XIX века негосударственные образовательные учреждения были широко распространены в России и стали объектом

Для политики Российского государства первой половины XIX века в области образования характерной являлась тенденция его унификации.

Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

В XIX веке в России начинается процесс смены образовательных парадигм, обусловленный интенсивными изменениями в

Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. В основу системы были положены три принципа

Развитие системы школьного образования до 90-х гг. XIX века

Благодаря образовательным реформам XVIII века, открытию значительного числа учебных заведений и активному развитию обучения, в начале XIX в. стало возможным создание централизованной государственной системы образования.

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Дан краткий обзор основных этапов создания системы народного образования в России в XVIII — XIX веках. Конкретные количественные характеристики проанализированы для Архангельской губернии. Показано, что реальный перелом в создании системы училищ для обучения детей...

Задать вопрос