Отношение учителей и обучающихся общеобразовательных организаций к дистанционным формам обучения по результатам опросов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 31.05.2022

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Несмелов, П. А. Отношение учителей и обучающихся общеобразовательных организаций к дистанционным формам обучения по результатам опросов / П. А. Несмелов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92429/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена анализу результатов опроса школьных учителей и обучающихся 5–11 классов по проблемам дистанционного обучения. Онлайн-обучение сформировало у участников образовательного процесса новые полезные умения и навыки, которые требуют научного осмысления и обобщения, однако большинство опрошенных по-прежнему считают «живое» общение важным фактором процесса обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, опрос учителей, опрос школьников, образовательный сайт.

Интерес к проблематике дистанционного обучения был порожден вынужденным переходом системы общего и профессионального образования на дистанционный формат в связи с ограничениями, вызванными пандемией COVID-19. Массовая школа впервые, причем в экстренных условиях, столкнулась с необходимостью организовывать такой формат обучения, что естественно вызвало определенные трудности как у учителей, так и у обучающихся. Анализу данных трудностей, а также отношения к ним этих участников образовательного процесса уже посвящено несколько практических исследований, например, в статье Г. В. Леонидовой, Р. М. Валиахметова, Г. Р. Баймурзина и Л. В. Бабич «Проблемы и перспективы дистанционного обучения в оценках учителей и родителей обучающихся» опубликованы результаты социологического опроса представителей педагогического сообщества Вологодской области апреле-мае 2020 года, в интернете опубликованы результаты опроса школьников компанией Online Market Intelligence, в январе 2021 г., инициированного лабораторией Касперского. В период с января по апрель 2022 г. нами также был проведен опрос учителей и обучающихся московских школ, в котором приняли участие 30 учителей различных школьных предметов и возрастных групп и 116 обучающихся 5–11 классов. Опрос проводился с использованием инструмента Google-формы. Представим некоторые, значимые, на наш взгляд, результаты.

Опрос учителей показал, что сейчас, спустя два года работы в онлайн-форматах, проблемы, связанные с нехваткой техники и подключением к интернету (которые выделяли в качестве основных 83,5 % учителей Вологодской области весной 2020 г. [1, c. 210] и лишь 26,7 % московских учителей весной 2022 г.) во многом уже решены, учителя приобрели определенный опыт проведения уроков в дистанционном режиме. Однако и тогда, и сейчас, достаточно большое их количество (20 % опрошенных учителей) указывают на необходимость выработки новых методических подходов к проведению дистанционных уроков и внеурочных форм обучения, в том числе в дополнительном образовании.

Половина опрошенных учителей отметили радикальные изменения в проведении урока в дистанционном формате, который проходил с использованием новых приемов и подходов, более трети опрошенных (33,3 %) считают, что их «преподавание не изменилось, но некоторые приемы невозможно применять в дистанционном формате, пришлось от них отказаться», а 13,3 % выбрали ответ «ничего не изменилось, я использовал(ла) те же приемы и технологии, что и в очном формате». Таким образом мнения педагогов разделились практически поровну, радикальные изменения отметили лишь на 4 % больше учителей, чем те, кто изменений в свою профессиональную деятельность не вносил.

При ответе на вопрос «Какие проблемы возникают у учителя при переводе обучения в дистанционный формат?» большинство респондентов (53,3 %) отметили психологические трудности, такие как нехватка живого общения со школьниками, отсутствие мотивации к обучению со стороны учеников и т. п. Этот результат отчасти коррелируется с данными названного выше опроса вологодских учителей, согласно которому «дистант» вызвал «раздражение и напряженность» у 52 % учителей, а 33,8 % отметили низкую мотивацию, недисциплинированность учащихся, неумение обучаться дистанционно.

При оценке качества образования в дистанционном формате большинство опрошенных (63,3 %) отметили, что оно скорее ухудшилось, что в совокупности с 10 % отметивших, что оно значительно ухудшилось, дает абсолютное большинство тех, кто считает, что такое образование губительно и значительно хуже очных форматов. Однако 23,3 % и 3,4 % педагогов все же признают сохранение в том или ином виде уровня качества школьного образования даже в «дистанте». Этот факт свидетельствует о том, что у дистанционных форматов обучения все же есть потенциал и возможность обеспечить достаточно качественное образование, особенно если разработать соответствующее методическое обеспечение, об отсутствии которого уже говорилось выше.

Важным аспектом проведенного нами опроса было выявление мнения учителей относительно наличия в их распоряжении качественных цифровых образовательных инструментов и возможностей их разработки. Так, большая часть (56,7 %) респондентов считает, что «цифровых инструментов много, среди них есть и неплохие», однако 36,7 % опрошенных полагают, что их «огромное количество, разобраться в них трудно, не все из них хорошего качества». Лишь 23,3 % учителей считают, что по преподаваемому ими предмету есть сайт / портал / образовательный ресурс (помимо МЭШ и РЭШ), который бы содержал все необходимые им инструменты для работы в дистанционном формате, остальные же отметили, что их либо нет совсем (40 %), либо они таких не знают (26,7 %). На вопрос относительно умений самостоятельно создавать образовательный сайт более двух третей опрошенных, 23 из 30 человек (76,7 %) ответили отрицательно Этот ответ коррелируется с ответом на вопрос «Хотели бы Вы создать собственный сайт для поддержки своей профессиональной деятельности», поскольку 36,7 % /11 человек хотели бы его создать, но не знают как, и такое же количество опрошенных хотели бы его создать, но у них нет на это времени. В совокупности они составляют 74,4 %, примерно соответствующие тем, кто сайты создавать не умеет. Однако мы видим их заинтересованность и желание в перспективе работать в этом направлении. Лишь один учитель ответил, что имеет собственный учебный сайт. В то же время 7 человек (23,3 %) считают, что им такой сайт не нужен. Видимо та же самая группа учителей — 22 человека (73,3 %) готовы создать свой образовательный сайт, если появится удобная и простая инструкция для этого.

Таким образом проведенный опрос позволяет сделать выводы о том, что учителя, хотя в большинстве и считают, что очные форматы обучения лучше и качественнее онлайн-форматов, за прошедшие два года дистанционного обучения стали более конструктивно относиться к такому обучению, рассматривают для себя возможность использования разнообразных дистанционных технологий, однако понимают, что им необходимо соответствующее методическое сопровождение такого обучения. Очевидно, что им не хватает знаний, умения и, главное, времени на реализацию собственных цифровых проектов в интернете, хотя многие из них были бы не против это попробовать.

Опросы относительно дистанционного обучения проводились и среди школьников. Так, например, лаборатория Касперского инициировала опрос школьников, который проводился компанией Online Market Intelligence, в январе 2021 г. Из 505 участников 67 % школьников, которые перешли на дистанционное обучение из-за пандемии, отметили, что им больше нравятся занятия в школе, чем онлайн. Среди причин такого мнения — нехватка живого общения со сверстниками (69 %), сложности в освоении учебной программы (62 %) необходимость проводить много времени перед мониторами компьютеров (42 %). В то же время «треть респондентов (29 %) всё же заявила, что онлайн-формат им больше по душе». [2]

Нами также был проведен опрос школьников, в котором участвовало 116 обучающихся 5–11 классов: примерно поровну учеников основной и старшей школы. Им было предложено оценить дистанционные форматы школьного и внешкольного обучения по шкале от 0 до 10. Все ответы мы условно разделили на три группы: положительно (от 8 до 10 баллов) дистанционное обучение оценило 51 школьник (это 44 %), среднюю позицию (от 4 до 7 баллов) заняли 54 человека (46,6 %), а отрицательно (0–6 баллов) к дистанционному формату отнеслись всего 11 (9,4 %) обучающихся. При ответе на вопрос «что тебе больше всего понравилось в дистанционном обучении в период пандемии коронавируса» 68 % отметили вариант «возможность не выходить из дома, не тратить время на дорогу», 17,2 % опрошенных школьников позитивно относятся к использованию компьютера или иного цифрового устройства для обучения» и лишь 13,8 % выбрали вариант «ничего не понравилось, хочу ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками». Отсутствие «живой» коммуникации — существенный фактор негативного отношения учеников к дистанционному обучению, так же, как и у учителей.

Эти результаты существенно отличаются от результата, полученного лабораторией Касперского больше года назад. Такое изменение настроений школьников может быть связано с одной стороны, с улучшением цифровых инструментов, используемых при дистанционном обучении, с другой — с получением определенных умений и навыков в их использовании при обучении, а с третьей — с определенным привыканием к возможности не выходить из дома, не тратить время на дорогу, более демократичным и даже «облегченным» вариантом учебной работы.

На вопрос о роли ресурсов интернета как потенциального источника знаний по шкале от 0 до 10 мы получили следующие результаты: большинство опрошенных, 94 человека (81 %), отметили вариант от 7 до 10 баллов, что весьма показательно и говорит о том, что обучающиеся достаточно много пользуются интернет-ресурсами для обучения. Эти ответы коррелируются и с ответами на вопрос о том, используют ли они ресурсы интернета для самообразования (т. е. получения информации, освоения новых умений, не связанных напрямую со школьной программой): утвердительно (совокупные ответы «да, часто использую» и «использую, но редко») на этот вопрос ответили 96,6 % обучающихся.

В ходе анкетирования мы выясняли и отношение учеников к построению образовательного сайта и наличию в нем отдельных рубрик. Ответы на эти вопросы могут помочь при построении образовательного сайта, например по робототехнике, сделать его наиболее привлекательным для школьников. Среди рубрик, которые были бы наиболее интересны школьникам, первые четыре места (в порядке убывания) в опросе заняли: «онлайн-тесты», «практические руководства (как сделать…)», «занимательные рассказы, ссылки на видеоролики по данному вопросу», «история изучаемого вопроса».

Интересны и результаты опроса в отношении обучающихся к работе с большими текстами, которые можно помещать на таком сайте. Им был задана ситуация: «Если ты заходишь на образовательный сайт и видишь там достаточно большой текст. Ты понимаешь, что этот текст полезен с точки зрения обучения» и предложены варианты ответа. Результаты получились следующие: готовыми внимательно прочитать этот большой текст оказались более половины — 50,9 % опрошенных, что составляет неожиданно значительную часть респондентов; просмотреть его «по диагонали», т. к. не любят читать большие тексты готовы 39,7 %; а всего 9,5 % читать его не станут, предпочтут поискать другие формы подачи информации. В то же время среди форм подачи информации в обучающих интернет-ресурсах текст предпочтут всего 16,4 %, текст с иллюстрациями — 30,2 %, а 53,5 % все-таки высказались за визуальные формы, причем большинство — за обучающие видеоролики. 60,3 % школьников хотели бы сохранять свои личные достижения (результаты прохождения онлайн-тестов, выполненных заданий и т. п.) на сайте, а 39,6 % равнодушно относятся к такой форме сохранения результатов своего обучения.

В заключении отметим, что дистанционное обучение в период пандемии COVID-19 значительно изменило школьное образование: оно обогатилось принципиально новым опытом использования цифровых образовательных инструментов (в том числе видеоконференцсвязи, онлайн-досок и облачных технологий), появились методики проведения дистанционных уроков, которые требуют осмысления и обобщения, в положительную сторону поменялось отношение к дистанционным форматам обучения, а также пришло понимание более широких возможностей интернет-ресурсов для системного самообразования.

Литература:

  1. Леонидова Г. В., Валиахметов Р. М., Баймурзина Г. Р., Бабич Л. В. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в оценках учителей и родителей обучающихся / Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз Том 13, № 4, 2020. С. 208. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-distantsionnogo-obucheniya-v-otsenkah-uchiteley-i-roditeley-obuchayuschihsya/viewer
  2. Эксперты оценили итоги вынужденного дистанционного обучения. https://iz.ru/1140329/2021–03–22/eksperty-otcenili-itogi-vynuzhdennogo-distantcionnogo-obucheniia
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционный формат, образовательный сайт, учитель, время, опрос учителей, опрос школьников, ответ, школьник, Вологодская область.


Ключевые слова

дистанционное обучение, опрос учителей, опрос школьников, образовательный сайт

Похожие статьи

Влияние дистанционного обучения на успеваемость школьников

При дистанционном обучении можно выделить следующие проблемы, вызывающие стресс у школьников. При разборе новых тем

Дистанционное обучение — это обучение, за основу которого берется пространственная и временная отдаленность преподавателя и учащихся...

Использование интернет-ресурса myQuiz для организации...

Дистанционное обучение прочно вошло в жизнь школьного образования. Пандемия, использование школы в качестве ППЭ (пункта приёма экзаменов) и пр. — всё это может повлечь за собой переход на дистант в любое время. В связи с этим перед учителем возникает...

Воспитательная работа на дистанционном обучении

Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г. многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии.

Организация деятельности учащихся на уроках и во внеурочное...

Пупырев Н. П. Возможности применения системы дистанционного обучения LMS Moodle в медицинском вузе [Текст] / Н. П. Пупырев, Н. В

Персональный сайт учителя как одна из форм применения... Самостоятельная работа учащихся с использованием таких сайтов обеспечивает.

Веб-страница учителя как платформа для организации...

Ключевые слова: веб-страница учителя, смешанное обучение, образовательный процесс. В настоящее время практически каждый ученик, в том числе, ученик начальных классов, обладает навыками обращения с Интернет-ресурсами, другими электронными пособиями и технологиями.

Особенности дистанционного обучения школьников

Марчук, Н. А. Особенности дистанционного обучения школьников / Н. А. Марчук, Н. К. Гульманов.

Ограничительные меры и самоизоляция, связанные с распространением пандемии коронавируса, сделали переход на дистанционное обучение школьников вынужденной...

Интернет-платформы и образовательные ресурсы как способ...

Дистанционное обучение — это один из способов образования, который дает возможность при помощи различных технологий обеспечить доставку изучаемого материала от учителя, преподавателя до обучаемого без непосредственного контакта.

Последствия дистанционного обучения и пути их решения

Ключевые слова: последствия, дистанционное обучение, проблемы, решения, пандемия.

Учителя находятся в центре внимания общества, на учителей равняются, поэтому данный

Эффективность дистанционного обучения в условиях самоизоляции в значительной мере...

Дистанционное обучение в начальной школе — будущее или уже...

Учителям, которые первый раз пробуют себя в дистанционной форме обучения, надо понимать, что это вынужденная мера и, что родители

Учебные программы в школе пока не стандартизированы, многие образовательные. Дистанционное обучение-это обучение при...

Похожие статьи

Влияние дистанционного обучения на успеваемость школьников

При дистанционном обучении можно выделить следующие проблемы, вызывающие стресс у школьников. При разборе новых тем

Дистанционное обучение — это обучение, за основу которого берется пространственная и временная отдаленность преподавателя и учащихся...

Использование интернет-ресурса myQuiz для организации...

Дистанционное обучение прочно вошло в жизнь школьного образования. Пандемия, использование школы в качестве ППЭ (пункта приёма экзаменов) и пр. — всё это может повлечь за собой переход на дистант в любое время. В связи с этим перед учителем возникает...

Воспитательная работа на дистанционном обучении

Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г. многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии.

Организация деятельности учащихся на уроках и во внеурочное...

Пупырев Н. П. Возможности применения системы дистанционного обучения LMS Moodle в медицинском вузе [Текст] / Н. П. Пупырев, Н. В

Персональный сайт учителя как одна из форм применения... Самостоятельная работа учащихся с использованием таких сайтов обеспечивает.

Веб-страница учителя как платформа для организации...

Ключевые слова: веб-страница учителя, смешанное обучение, образовательный процесс. В настоящее время практически каждый ученик, в том числе, ученик начальных классов, обладает навыками обращения с Интернет-ресурсами, другими электронными пособиями и технологиями.

Особенности дистанционного обучения школьников

Марчук, Н. А. Особенности дистанционного обучения школьников / Н. А. Марчук, Н. К. Гульманов.

Ограничительные меры и самоизоляция, связанные с распространением пандемии коронавируса, сделали переход на дистанционное обучение школьников вынужденной...

Интернет-платформы и образовательные ресурсы как способ...

Дистанционное обучение — это один из способов образования, который дает возможность при помощи различных технологий обеспечить доставку изучаемого материала от учителя, преподавателя до обучаемого без непосредственного контакта.

Последствия дистанционного обучения и пути их решения

Ключевые слова: последствия, дистанционное обучение, проблемы, решения, пандемия.

Учителя находятся в центре внимания общества, на учителей равняются, поэтому данный

Эффективность дистанционного обучения в условиях самоизоляции в значительной мере...

Дистанционное обучение в начальной школе — будущее или уже...

Учителям, которые первый раз пробуют себя в дистанционной форме обучения, надо понимать, что это вынужденная мера и, что родители

Учебные программы в школе пока не стандартизированы, многие образовательные. Дистанционное обучение-это обучение при...

Задать вопрос