Король Лир: на шаг ближе к пониманию персонажа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 02.06.2022

Статья просмотрена: 413 раз

Библиографическое описание:

Врунова, А. С. Король Лир: на шаг ближе к пониманию персонажа / А. С. Врунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 579-581. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92428/ (дата обращения: 02.05.2024).



В 1605 году Уильям Шекспир написал трагедию под названием «Король Лир», в которой он рассказывает историю о короле, которой решает отдать свою власть трем дочерям в обмен на их признание в любви к своему отцу. После этого в королевстве начинается борьба за власть, и мы видим, как король Лир впадает в безумие, как он сам считает, из-за жестокого и бездушного отношения его дочерей, которые получили влияние и земли.

Считается, что пьеса основана на легенде о Леире, мифологическом кельтском короле, история которого была изложена в псевдоисторической книге Гальфрида Монмутского «История королей Британии».

Главный герой пьесы — не кто иной, как сам король Лир, хотя на первый взгляд может показаться, что это не так. Большинство читателей, вероятно, помнят его как вечно жалующегося персонажа, который постоянно жалеет себя и занимается «самокопанием». Однако к концу пьесы король Лир очень сильно развивается, многое осознает и меняется в лучшую сторону. Я считаю, что сюжетная линия самого короля Лира — самая захватывающая во всей пьесе, и в этой статье я бы хотела рассмотреть ключевые моменты его развития.

Лир не проявляет героизма, не совершает никаких благородных поступков да и вообще не делает ничего достойного, наоборот, он постоянно отталкивает тех, кто любит его больше всего. Чтобы привлечь внимание окружающих, Король ведет себя, как маленький ребенок — капризничает и вредничает. В общем, можно сказать, что он нуждается в том, чтобы все его действия были одобрены другими. Если обратить внимание на то, как Лир подходит к разделу наследства, то перед читателем предстанет самый настоящий эгоист. Он делит свое королевство на части, размеры которых пропорциональны не ответственности его дочерей и даже не их возрасту, а тому, кто сможет польстить ему больше всех.

Скажите, дочери, мне, кто из вас

Нас любит больше, чтобы при разделе

Могли мы нашу щедрость проявить

В прямом согласьи с вашею заслугой.(акт 1, сцена 1)

Здесь Лир выглядит не как король и даже не как человек, обладающий хоть каплей благородства. Он опускается до того, что ему льстят его собственные дочери, и это делает его жалким. Он без раздумий готов отдать свое королевство лишь в обмен на простое признание в любви, что приводит нас к мысли о том,насколько этому человеку не хватает любви. В пьесе нет упоминаний о его жене, королеве, и возможно именно поэтому Король так отчаянно одинок. Он был готов на все, лишь бы почувствовать, что он кому-то нужен. И это объясняет, почему он так слеп ко лжи своих старших дочерей, Гонерильи и Реганы, и почему отталкивает и ненавидит Корделию, которая сказала, что любит его просто так, без пафосных речей. Она не собиралась льстить ему, хотя Лир так этого ждал: он изгоняет ее из королевства и из своего сердца, выдав замуж за короля Франции. Он был настолько разгневан, что избавился и от своего верного последователя, графа Кента, который попытался защитить Корделию. И вот мы снова видим человека, который больше похож на капризного и избалованного ребенка, у которого отобрали игрушку, чем на мудрого и рассудительного правителя. И факт того, что Кент осуждает поведение Лира, так сильно ранит Короля, что тот изгоняет и графа, заявляя:

Так вот тебе за это. Мы даем

Пять дней тебе на то, чтоб ты запасся

Всем, что потребует далекий путь,

И на шестой покинул королевство.

Знай: если на десятый день найдут

Тебя у нас, ты будешь предан смерти.(акт 1, сцена 1)

Он хочет убить одного из своих самых преданных людей просто потому, что не согласен с ним, что показывает читателю, что он совершенно не восприимчив к критике, не принимает отказов и неадекватно реагирует на высказывания людей, которые говорят ему правду. Именно такого рода высокомерие приводит Лира к моральному упадку, когда изгнание его самых верных людей — графа Кента и Корделии — делает его уязвимым для интриг его расчетливых, подлых и хитрых дочерей. Лир настолько горд, что ни от кого не хочет слышать «нет», даже когда он оставляет трон и собирается жить со своими дочерьми.

Провал возьми вас всех!

Седлать коней! Собрать в дорогу свиту!

Бездушный выродок! Я впредь тебе

Не буду докучать своей особой!

Еще есть дочь у нас! (акт 1, сцена 4)

Он явно не прав в том, что неуважительно относится к дому своей дочери, хотя думает, что прав в том, что Гонерилья плохая дочь, раз не выносит его. Он настолько укрепился в своей гордости, что даже не осознает, насколько неприемлемо его поведение. Именно высокомерие увлекает Лира вниз по дороге саморазрушения, и в конце концов оно просто начинает колоть глаза.

На протяжении всей пьесы читатели наблюдают за тем, как Лир привыкает к жизни человека, который не имеет власти абсолютно ни над кем после того, как, будучи королем, ему подчинялись все.Мы видим, как шокирован Лир, когда люди не делают то, что он хочет: например, слуга Гонерильи, Освальд, который фактически игнорирует Лира и не воспринимает его всерьез. И когда Освальд говорит, что Лир — «отец его леди» вместо того, чтобы называть его «своим королем», Лир бьет его, и все потому, что он не получил желаемого ответа. На данном этапе мы могли бы сказать, что Лир все больше впадает в безумие — он прибегает к насилию, когда не получает одобрение и уважение, которое, по его мнению, люди должны испытывать по отношению к нему. Лир слишком стар, чтобы на самом деле быть для кого-либо опасным, и все же он говорит некоторые вещи с такой ненавистью, что верит в то, что говорит. И рыцари, которые были последними, кто перестали признавать его уже угасающую власть, представляют собой остаток его былой королевской силы как напоминание о том, каким он когда-то был. Сбежать во время шторма для него не проблема. Особенно учитывая тот факт, что, по его словам, буря снаружи — ничто по сравнению с демонами, с которыми ему приходится бороться в своей голове. Промокнув насквозь под проливным дождем, он ощущает настоящее чувство комфорта, потому что в пустыне нет несогласных.

Несмотря на отрицательные черты характера, читатели все-таки испытывают симпатию к Лиру по разным причинам. Во-первых, столкнувшись с тяжелыми погодными условиями и горькой правдой заключающейся в том, что он больше не король, Лир начинает сочувствовать тем, кому повезло еще меньше, чем ему. Став бедным, он испытывает противоречивые чувства, поскольку впервые в жизни он ставит себя на место другого. Во-вторых, к концу пьесы мы, наконец, видим искупление Лира, который оправляется от своего безумия и, кажется, чувствует себя более смиренным. Он понимает, что он не всемогущий и наконец признает(чего бы он никогда не сделал в начале пьесы), что он не просто стар и глуп, но и «выжил из ума». Он больше не дерзок и не инфантилен в общении с другими и больше не ищет лести и подобострастия у каждого встречного. Кажется, Лир стал мудрее после своей схватки с безумием и даже попросил прощения у Корделии, признав, что он был неправ с самого начала. Самое печальное, что, когда он начинает признавать свои ошибки, понимать, что его гордость и высокомерие оттолкнули его самую преданную дочь, которая любила его больше остальных, ее тоже забирают у него. Если бы только он понял раньше, что ему бы до конца жизни хватило любви и заботы Корделии…

Главный герой «Короля Лира» показывает, как чувство неблагодарности может по-настоящему травмировать человека и лишить его возможности жить полной жизнью. Обеспокоенность своим собственным эго и страдание от такого поведения — это то, с чем человек сталкивается на протяжении всей истории, и именно поэтому такой сюжет находит отклик у людей из 21 века. То, что мы в последнюю минуту осознаем что-то, когда уже поздно — это прием, который Шекспир использует, чтобы заставить читателя пересмотреть свое отношение к повседневным вещам, к которым они привыкли. Я считаю, что это прекрасно. «Король Лир» — прекрасное напоминание для каждого из нас о том, что можно испытать, поступив неблагодарно и несправедливо по отношению к другим.

Кроме того, на протяжении всей пьесы можно увидеть ряд весьма актуальных проблем. Например, проблема справедливости поднимается столько раз, что заставляет героев усомниться: есть ли ей вообще место в мире Короля Лира. Множество наказаний, через которые проходят герои, заставляет читателя задуматься о том, действительно ли они это заслужили? В наши дни мы все чаще размышляем о том, как мы общаемся с людьми, совершившими жестокие поступки, или о том, как наказание может в итоге оказаться уроком или актом милосердия. С помощью своих персонажей Шекспир действительно показывает нам, насколько по-разному мы можем воспринять послания свыше и как это может отразиться на наших поступках и мыслях.

В заключение хотелось бы сказать, что великие произведения актуальны во все времена, именно поэтому произведения Уильяма Шекспира будут еще долго находить отклик в наших мыслях и сердцах. Можно бесконечно рассуждать о смыслах и проблемах, которые поднимаются в «Короле Лире», их такое множество, что каждый сможет найти ответ на практически любой вопрос, прочитав эту пьесу.

Литература:

  1. [https://rustih.ru/shekspir-korol-lir/]
  2. [http://lingvo.asu.ru/english/texts/theatre/lear01.html]
  3. [http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/morozov/tragediya-korol-lir.htm]
Основные термины (генерируются автоматически): Лира, том, дочь, Король, конец пьесы, королевство, король Лир, пьеса, читатель.


Похожие статьи

Шекспировские аллюзии в романе Айрис Мердок «Черный принц»

Но если пьеса Шекспира начинается с трагического убийства короля, то роман Мердок этим убийством как бы подходит к концу, завершение же романа также весьма интересно как само по себе, так и в сравнении с завершением пьесы Шекспира, но в данной статье мы этого не...

Традиционный шекспировский сюжет в межкультурном...

Три части — три короля. Первый король Дании словно не умер в первой части романа, а продолжил жить сначала в Горвендиле, а потом — в Клавдие. Своеобразие образа Гамлета в романе «Гертуда и Клавдий» состоит в том...

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц»...

Три части — три короля. Первый король Дании словно не умер в первой части романа, а продолжил жить сначала в Горвендиле, а потом — в Клавдие. Своеобразие образа Гамлета в романе «Гертуда и Клавдий» состоит в том...

Исповедь короля и королевы в трагедии Шекспира «Гамлет»

Перейдем к королю и королеве, причем подступим к анализу их личностей с конца пьесы. В этом приеме достоинством является то, что к концу все персонажи открыты и представлены в самом

В пьесе нет практически ни одного персонажа, кому бы ни принес страданий Гамлет.

Влияние легенд и мифов о короле Артуре на развитие жанра...

Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола оказали большое влияние на развитие жанра средневекового рыцарского романа во

Первую в истории научную критику артуровского мифа мы, как ни странно, находим в «Деяниях английских королей» (“Gesta Regum Anglorum”...

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»...

Чехов называл свою пьесу комедией , однако литературные критики причисляли данное произведение к жанру драмы.

В своей пьесе Чехов показывает привычную жизнь старого русского имения со своим устоявшимся бытом, и хозяева этой усадьбы тоже традиционные...

Критическое исследование «Игры в классики» Хулио Кортасара

«Короли» и «Присутствие» были подписаны с его псевдонимом Хулио Денисом, псевдоним, который он больше не использовал в своей работе.

В 1995 году его вторая пьеса под названием «Прощай Робинзон» и другие короткие пьесы были опубликованы.

Отношения читатель-автор в фанфикшнене (на примере...)

Тем не менее, роль читателя в фанфикшене нельзя недооценивать. Фанфикшн предлагает оригинальную читательскую стратегию, которая основана на том

В фанфикшене наиболее ярко представлен читатель не только тогда, когда произведение завершено и предложено ему.

Похожие статьи

Шекспировские аллюзии в романе Айрис Мердок «Черный принц»

Но если пьеса Шекспира начинается с трагического убийства короля, то роман Мердок этим убийством как бы подходит к концу, завершение же романа также весьма интересно как само по себе, так и в сравнении с завершением пьесы Шекспира, но в данной статье мы этого не...

Традиционный шекспировский сюжет в межкультурном...

Три части — три короля. Первый король Дании словно не умер в первой части романа, а продолжил жить сначала в Горвендиле, а потом — в Клавдие. Своеобразие образа Гамлета в романе «Гертуда и Клавдий» состоит в том...

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц»...

Три части — три короля. Первый король Дании словно не умер в первой части романа, а продолжил жить сначала в Горвендиле, а потом — в Клавдие. Своеобразие образа Гамлета в романе «Гертуда и Клавдий» состоит в том...

Исповедь короля и королевы в трагедии Шекспира «Гамлет»

Перейдем к королю и королеве, причем подступим к анализу их личностей с конца пьесы. В этом приеме достоинством является то, что к концу все персонажи открыты и представлены в самом

В пьесе нет практически ни одного персонажа, кому бы ни принес страданий Гамлет.

Влияние легенд и мифов о короле Артуре на развитие жанра...

Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола оказали большое влияние на развитие жанра средневекового рыцарского романа во

Первую в истории научную критику артуровского мифа мы, как ни странно, находим в «Деяниях английских королей» (“Gesta Regum Anglorum”...

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»...

Чехов называл свою пьесу комедией , однако литературные критики причисляли данное произведение к жанру драмы.

В своей пьесе Чехов показывает привычную жизнь старого русского имения со своим устоявшимся бытом, и хозяева этой усадьбы тоже традиционные...

Критическое исследование «Игры в классики» Хулио Кортасара

«Короли» и «Присутствие» были подписаны с его псевдонимом Хулио Денисом, псевдоним, который он больше не использовал в своей работе.

В 1995 году его вторая пьеса под названием «Прощай Робинзон» и другие короткие пьесы были опубликованы.

Отношения читатель-автор в фанфикшнене (на примере...)

Тем не менее, роль читателя в фанфикшене нельзя недооценивать. Фанфикшн предлагает оригинальную читательскую стратегию, которая основана на том

В фанфикшене наиболее ярко представлен читатель не только тогда, когда произведение завершено и предложено ему.

Задать вопрос