Композиция рассказа-антиутопии «Злачные пажити» А. А. Старобинец | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 28.05.2022

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Малашкина, А. А. Композиция рассказа-антиутопии «Злачные пажити» А. А. Старобинец / А. А. Малашкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 241-243. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92287/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор анализирует особенности композиции современного отечественного антиутопического рассказа.

Ключевые слова: композиция, антиутопия.

Под композицией литературного произведения понимают взаимную «соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств» [2]. Композиция может строиться либо на сопоставлении по сходству, либо на противопоставлении, а также включает в себя ««расстановку» персонажей (т. е. систему образов), событий и поступков (композиция сюжета, иногда называемая фабулой), способов повествования (собственно повествовательная композиция как смена точек зрения на изображаемое), подробностей обстановки, поведения, переживаний (композиция деталей), стилистических приемов (речевая композиция), вставных новелл и лирических отступлений (композиция внесюжетных элементов)» [2].

Повествование в рассказе «Злачные пажити» А. А. Старобинец ведётся от первого лица — главного героя и главного злодея, и представляет собой две версии произошедших событий. Подобного эффекта позволила добиться композиция рассказа-антиутопии, которую возможно проанализировать по разным критериям.

Первый вариант — авторский (изначальное деление текста (с использованием распространённого знака «***» для отделения частей), предложенное А. А. Старобинец), включающий в себя четыре части:

  1. размышления героя перед казнью (настоящее);
  2. воспоминания героя событий до казни (начало ретроспективы/прошлое);
  3. воспоминания событий, из-за которых герою вынесли смертный приговор (продолжение и окончание ретроспективы/прошлое);
  4. размышления перед казнью (с отсчётом времени до казни) (настоящее), сон (после известия об отмене приговора) и события после отмены казни (будущее).

Указанные четыре части можно скомпоновать и немного по-иному, например, объединить вторую и третью части, которые будут прямо соответствовать периоду времени, когда разворачиваются события:

  1. размышления героя перед казнью (настоящее);
  2. воспоминания героя событий до казни (ретроспектива/прошлое);
  3. размышления перед казнью (с отсчётом времени до казни) (настоящее), сон (после известия об отмене приговора) и события после отмены казни (будущее).

Второй вариант основан на системе персонажей — с чьей точки зрения ведётся повествование:

  1. повествование от лица главного героя, которое включает в себя его размышления перед казнью, воспоминания событий до казни (ретроспектива), продолжение размышлений перед казнью и известие об отмене приговора (главный отличительный признак — помимо местоимения «я» главный герой часто использует и «мы», когда говорит о себе и Алисе);
  2. сон — некий переход между точками зрения повествования (сохраняется повествование от первого лица, местоимение «я», но нельзя чётко сказать, кто видит сон — засыпает главный герой, но просыпается главный злодей, как можно проследить из контекста дальнейшего повествования);
  3. повествование от лица главного злодея (стоить отметить, что заметить смену повествователей можно только из контекста; также характерным признаком можно считать использование злодеем исключительно местоимения «я» и «женщина» для Алисы).

Третий вариант — версия событий (чья версия представлена читателю):

  1. первая часть — рассказ о событиях (нахождение в тюрьме, посещение «Хьюман-Плюс», мечты героя и героини, неожиданное помилование) главным героем, с его точки зрения — с его эмоциями, рассуждениями и построением логической цепочки развития событий;
  2. вторая часть — сон как переход от одного к другому, чью принадлежность мы не в состоянии определить однозначно;
  3. третья часть — рассказ о событиях всего рассказа злодеем, его версия произошедшего, его оценка собственных поступков.

В композиции рассказа «Злачные пажити» важную роль играет сон, который в антиутопии может выполнять несколько функций:

  1. «выступает как надежда на побег или избавление от кошмарной реальности (например, сон Парсонса в романе «1984» Дж. Оруэлла);
  2. выступает как последний оплот сопротивления существующей системе или как иллюзия силы и победы
  3. выступает как трагическое абсолютное отчуждение и подчинение человека тоталитарному строю жизни» [1, 22].

В анализируемом произведении сон представляет собой почти абсолютное отчуждение — почти, потому что в последней части, когда повествование ведётся с точки зрения главного злодея, всё-таки обнаруживаются неявные признаки борьбы героя, хотя автор и не указывает прямо, однако его попытки бунта в конце концов оказываются безрезультатными. В то же время сон становится и буквальной смертью безымянного героя в результате казни — стирания сознания и пересадки в его тело сознания злодея.

Безымянность главного героя и главного злодея не позволяют читателю их различить с полной уверенностью: они как бы сливаются в одного человека (при условии, что на самом деле и герой, и злодей — два разных сознания, которые в разное время занимали одно и то же тело), особенно, во второй части — во сне: нельзя сразу же определить, кто проснулся (хотя понятно, что засыпает герой), и лишь предмет размышлений позволяет различить их (в частности, раскрывается правда о ситуации, которая привела к смерти героя и правда о новом трансгуманистическом обществе, о его устройстве).

В композиции рассказа «Злачные пажити» мы наблюдаем включение ретроспективы и нарушение хронологического порядка событий, который характерен для классической антиутопии, хоть и сохраняется повествование от первого лица. Безымянность главного героя и главного злодея не позволяет их различить в начале последней части: они как бы сливаются в одного человека (при условии, что на самом деле и герой, и злодей — два разных сознания, которые в разное время занимали одно и то же тело), особенно, во сне: нельзя сразу же определить, кто проснулся (хотя понятно, что засыпает герой), и лишь предмет повествования/размышления позволяет различить их (в частности, раскрывается правда о ситуации, которая привела к смерти героя и правда о новом трансгуманистическом обществе, о его устройстве).

Столь оригинальная композиция позволяет удерживать внимание читателя и в то же время способствует презентации поднимаемой автором проблемы — проблемы достижения человечеством бессмертия, а также его последствий в виде обесценивания понятий души и личности.

Литература:

  1. Воробьева А. Н. Русская антиутопия XX — XXI веков в контексте мировой антиутопии: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.ф.н. — Саратов, 2009. — 49 с.
  2. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/nikolyukin-an-glavn-red-literaturnaya-enciklopediya-terminov-i-ponyatiy_9c8eafa1f8e.html?page=20
Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, главный злодей, казнь, сон, отмена приговора, воспоминание героя событий, воспоминание событий, последняя часть, самое дело, трансгуманистическое общество.


Ключевые слова

композиция, антиутопия

Похожие статьи

Проблема бессмертия в современной отечественной антиутопии

Повествование представляет собой размышления и воспоминания главного героя накануне смертной казни, из которых читатель узнаёт, по

познавательных и нанотехнологий» [4]. Таким образом, трансгуманистическое общество направлено на борьбу с болезнью и смертью — на...

Сопоставительный анализ произведений «Последний день...»

Героя этой повести судят за убийство, которое он совершил по самой глупой из всех

Таким образом, в центре событий человек, которому не всё равно, которому хочется жить несмотря ни на

Если у последнего можно проследить отношение героя к семье, к различным духовным...

Особенности пространственно-временной структуры романа...

Главный герой Билли Пилигрим по мнению Воннегута «unstuck in time», он свободно перемещается во времени и пространстве.

В скитаниях главного героя хаотичность только кажущаяся, так как на самом деле, его маршрут выверен точной логикой.

Значение национальности и общечеловечности в романе...

Произведения или герои, не отделяясь от национальных границ, но олицетворяющие в себе чувства важные, понятные, знакомые мысли для человечества, имеют

В произведении достоверно и всеобъемлюще представлены характеры Отабека и других основных героев.

Проблема самоидентификации в романе Е. Гришковца «Рубашка»

Главный герой Александр мучается от тяжелой любовной лихорадки, только к середине

Главный герой много беседует со своим другом, но их разговоры носят странный характер.

Сон как физиологическое состояние является попыткой побега от самого себя, а момент...

Смертная казнь, как проблема современного общества

Самый главный и убойный аргумент противников смертной казни — «судебная ошибка».

Качество нашего предварительного следствия в последнее время снизилось.

Наказание вообще и смертная казнь, в частности, не всесильно и не самое лучшее средство в борьбе с...

«Самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу...»

Главные арии исполняли любимица Екатерины Великой выпускница Петербургского театрального училища Е.С. Сандунова и блиставший на сцене Александрийского театра В.М. Самойлов. А.С. Пушкин и А.А. Дельвиг не могли пропустить новую постановку...

Новый философский роман Филипа Рота «Людское клеймо»...

А в завершении романа раскрывается самая главная тайна героя, профессора

Главный герой Коулмен Силк был обвинен в расизме двумя чернокожими студентами за то, что назвал

При прочтении создается ощущение, что автор разделил события из жизни главного героя на...

Категория художественного пространства в романе А. Нурпеисова...

Главный герой романа Еламан, находясь вдали от родных мест, с большой теплотой вспоминал свою прежнюю жизнь, свою жену, свою землянку.

В романе автор показывает богатство степных кочевников через думы своего главного героя Еламана

Проблемы окончательной отмены смертной казни в Российской...

В статье рассматриваются проблемы, связанные с окончательной отменой смертной казни в РФ. Отсюда следует, что наше общество и государство ставят в перспективе цель — отмену смертной казни, к чему призывают и международно-правовые документы, однако при принятии...

Похожие статьи

Проблема бессмертия в современной отечественной антиутопии

Повествование представляет собой размышления и воспоминания главного героя накануне смертной казни, из которых читатель узнаёт, по

познавательных и нанотехнологий» [4]. Таким образом, трансгуманистическое общество направлено на борьбу с болезнью и смертью — на...

Сопоставительный анализ произведений «Последний день...»

Героя этой повести судят за убийство, которое он совершил по самой глупой из всех

Таким образом, в центре событий человек, которому не всё равно, которому хочется жить несмотря ни на

Если у последнего можно проследить отношение героя к семье, к различным духовным...

Особенности пространственно-временной структуры романа...

Главный герой Билли Пилигрим по мнению Воннегута «unstuck in time», он свободно перемещается во времени и пространстве.

В скитаниях главного героя хаотичность только кажущаяся, так как на самом деле, его маршрут выверен точной логикой.

Значение национальности и общечеловечности в романе...

Произведения или герои, не отделяясь от национальных границ, но олицетворяющие в себе чувства важные, понятные, знакомые мысли для человечества, имеют

В произведении достоверно и всеобъемлюще представлены характеры Отабека и других основных героев.

Проблема самоидентификации в романе Е. Гришковца «Рубашка»

Главный герой Александр мучается от тяжелой любовной лихорадки, только к середине

Главный герой много беседует со своим другом, но их разговоры носят странный характер.

Сон как физиологическое состояние является попыткой побега от самого себя, а момент...

Смертная казнь, как проблема современного общества

Самый главный и убойный аргумент противников смертной казни — «судебная ошибка».

Качество нашего предварительного следствия в последнее время снизилось.

Наказание вообще и смертная казнь, в частности, не всесильно и не самое лучшее средство в борьбе с...

«Самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу...»

Главные арии исполняли любимица Екатерины Великой выпускница Петербургского театрального училища Е.С. Сандунова и блиставший на сцене Александрийского театра В.М. Самойлов. А.С. Пушкин и А.А. Дельвиг не могли пропустить новую постановку...

Новый философский роман Филипа Рота «Людское клеймо»...

А в завершении романа раскрывается самая главная тайна героя, профессора

Главный герой Коулмен Силк был обвинен в расизме двумя чернокожими студентами за то, что назвал

При прочтении создается ощущение, что автор разделил события из жизни главного героя на...

Категория художественного пространства в романе А. Нурпеисова...

Главный герой романа Еламан, находясь вдали от родных мест, с большой теплотой вспоминал свою прежнюю жизнь, свою жену, свою землянку.

В романе автор показывает богатство степных кочевников через думы своего главного героя Еламана

Проблемы окончательной отмены смертной казни в Российской...

В статье рассматриваются проблемы, связанные с окончательной отменой смертной казни в РФ. Отсюда следует, что наше общество и государство ставят в перспективе цель — отмену смертной казни, к чему призывают и международно-правовые документы, однако при принятии...

Задать вопрос