Особенности переживания пандемии в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 28.05.2022

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Емельянова, А. В. Особенности переживания пандемии в подростковом возрасте / А. В. Емельянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92283/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье представлены данные исследования, направленного на выявление аспектов переживания пандемии подростками в период стремительного роста заболеваемости COVID-19 и его снижения.

Ключевые слова: переживание, пандемия COVID-19, подростковый возраст.

В декабре 2019 года человечество столкнулось с новой коронавирусной инфекцией. А уже 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила о том, что вспышка новой болезни обрела характер пандемии. С этого момента начался долгий путь борьбы с COVID-19, что происходит вплоть до сегодняшнего времени.

Чтобы контролировать распространение вируса многие государства принимали карантинные меры, вплоть до локдауна. Вопреки ожиданиям, подобные меры лишь поспособствовали сложностям, а так же усугубили психологическое состояние незащищенных категорий населения. Особенно это коснулось пожилых людей, а так же детей и подростков, чей уклад жизни значительно изменился из-за карантинных мер.

На фоне распространения COVID-19, кроме очевидных медицинских проблем, возникли проблемы психологического переживания ситуации пандемии. По данным исследования, опубликованного в американском медицинском журнале JAMA Pediatrics [5], показатели по психическим расстройствам среди детей и подростков по всему миру выросли вдвое.

Благодаря отечественным исследованиям выявлены группы риска, которые наиболее тяжело переживают последствия пандемии, это люди в возрасте с 18 до 24 и с 45 до 54 лет [4]. Подростки не попали в группу риска, однако ученые из разных стран опубликовали десятки исследований о том, как сказалась пандемия на психологическом состоянии подростков, и к каким последствиям может привести в будущем.

Согласно А. Н. Леонтьеву [1] подростковый возраст — это возраст «второго рождения личности».

Отрочество является критическим периодом в процессе формирования личности, поскольку подростки переживают множество изменений в своем организме одновременно. Кроме того именно в этом возрасте люди переживают подростковый, так называемый, затяжной кризис. С телом подростка случается множество трансформаций на фоне анатомо-физиологического развития, гормональной перестройки и полового созревания, что в свою очередь влияет на общее психологическое состояние.

Именно в такой нестабильный период свой жизни подростки столкнулись с пандемией коронавирусной инфекции.

Первый год пандемии COVID-19 представил беспрецедентные проблемы для психологического состояния всех категорий населения. Угроза и страх перед новым разрушительным инфекционным заболеванием, миллионы смертей во всем мире и беспрецедентное сокращение социальных взаимодействий были стрессорами, которые значительно повлияли на психологическое состояние людей.

За это время подростки успели пережить сложности самоизоляции и дистанционного обучения (ДО), что стало для них еще одним потрясением, т. к. сильно повлияло на социальную ситуацию развития. А с выходом на очное обучение подростки столкнулись с новыми сложностями адаптации к школе.

Организация и результаты исследования

Ситуация пандемии, развернувшаяся в России в феврале 2022 г., позволила нам провести исследование, которое направлено на выявление особенностей переживания пандемии в подростковом возрасте.

В своей работе мы использовали опросник «переживания пандемии COVID-19» (Т. Д. Марцинковская, Д. П. Ткаченко, 2021 г.) [5]. Исследование проводилось на платформах социальных сетей: Вконтакте, Instagram[1], Telegram. Респондентам предлагалось заполнить google-форму.

В ходе исследования было проведено 2 среза:

1) 3–20 февраля 2022, в котором приняли участие 66 респондентов, в возрасте от 12 до 16 лет (35 % — мальчики, 65 % — девочки);

2) 2–18 мая 2022, в котором приняли участие 43 респондента, в возрасте от 12 до 17 лет (42 % — мальчики и 58 % — девочки).

В результате проведенного исследования были выявлены наиболее выраженные аспекты переживания пандемии для наших выборок (1-й срез –N1=66 и 2-й срез — N2=43).

Сравнение 2-х срезов по показателям выборов аспектов переживания пандемии COVID-19

Рис. 1. Сравнение 2-х срезов по показателям выборов аспектов переживания пандемии COVID-19

Представленные в таблице 1 данные позволяют сделать вывод о том, что в 1-м срезе у подростков выражено переживание по поводу информации о пандемии, способах защиты от нее и по поводу степени опасности заболевания. Меньше всего подростков обеспокоил аспект, связанный с будущим и интернетом. Во 2-м срезе подростков больше всего беспокоит аспект, связанный с будущим и интернетом, так же актуальным остался вопрос о способах защиты от коронавирусной инфекции. Меньше всего подростков беспокоит эмоциональное состояние.

Так же отметим, что показатели переживания после пандемии по всем аспектам снизились, кроме фрустрации пространства, беспокойства по поводу будущего и интернета, возросли показатели аспекта по поводу будущего и реальности, а также значительно снизился уровень переживания по поводу эмоционального состояния.

Для выявления различий между срезами, мы сравнили выборки по U-критерию Манна-Уитни (см. таблица 1).

Таблица 1

Сравнение срезов по U-критерию Манна-Уитни

Средние значения

U

Z

Уровень значимости

p

1-й срез

2-й срез

Фрустрация пространства

2,21

2,74

1029,5

-2,52

0,011873

*

Степень опасности

3,14

2,19

934,5

3,06

0,002218

**

Способы защиты

3,23

2,86

1110

2,00

0,045146

*

Информация

3,29

2,19

741

4,32

0,000016

***

Будущее и цифровые технологии

2,24

3,23

533

-5,84

0,000000

***

Эмоциональное состояние

1,27

0,40

711

4,61

0,000004

***

Фрустрация времени

1,15

1,09

1368

0,33

0,737939

Будущее и реальность

1,08

1,81

511,5

-6,29

0,000000

***

* — различия на уровне значимости p<0,05

** — различия на уровне значимости p<0,01

*** — различия на уровне значимости p<0,001

В таблице 1 мы наблюдаем различия на разном уровне значимости между двумя срезами по всем аспектам переживания пандемии, кроме фрустрации времени.

По результатам исследования мы можем сделать вывод о том, что при переходе от стремительного распространения к спаду пандемии COVID-19 изменились аспекты переживания пандемии. Переживания по большинству аспектов снизилось, однако переживание по поводу будущего и интернета, будущего и реальности, а так же фрустрация пространства по-прежнему актуальны для подростков. Значительно снизилось переживание по поводу эмоционального состояния.

Математическая статистика не выявила значимых различий между двумя срезами в переживании фрустрации времени.

Для определения показателя фрустрации времени, в опроснике представлен вопрос: «Изменился ли ваш распорядок дня в ситуации с коронавирусом?». Исходя из этого, мы можем предположить, что подростки, либо также как и в период карантинных мер соблюдают социальную дистанцию и продолжают использовать средства профилактики и индивидуальной защиты (маска, антисептик). Либо их распорядок дня никак не изменился с момента отмены карантинных мер и стремительный рост заболеваемости в феврале никак на это не повлиял.

Заключение

По результатам проведенного исследования мы можем подвести следующие итоги:

  1. Переживание ситуации пандемии подростками в период стремительного роста заболеваемости и спада различается.
  2. Рост заболеваемости и его снижения не влияют на распорядок жизни подростков.
  3. В период значительного спада заболеваемости подростки меньше обеспокоены своим эмоциональным состоянием.

Полученные в работе данные могут представлять интерес для психологов, психологов-педагогов работающих с подростками и их родителей.

Литература:

1. Гринина Е. С. Особенности эмоциональной сферы подростков / Е. С. Гринина, А. В. Фомина // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы. Материалы VII Международной научной конференции. 2019. С. 720–724.

2. Избранные психологические произведения: Том 1 / А. Н. Леонтьев — М.: Книга по Требованию, 2021. — 392 с.

3. Изотова Е. И., Марцинковская Т. Д. Проблема переживания в концепциях Выготского и Теплова: современный контекст // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 4. С. 4–13. doi:10.17759/chp.2016120401

4. Кочетова Ю. А., Климакова М. В. Исследования психического состояния людей в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 48–56.

5. Марцинковская Т. Д., Ткаченко Д. П. Опросник «Переживания пандемии COVID-19» // Новые психологические исследования. 2021. № 1. С. 54–68.

6. Обухова, Л. Ф. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2016.

7. Рубцов В. В., Шведовская А. А. Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. Т. 1.// М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. 480 с.

8. Холодова Ю. Б./ /Особенности переживания тревоги в период пандемии covid-19 представителями разных возрастных групп//Международный журнал медицины и психологии — 2020, Том 3, № 2.

9. Daphne J. Korczak, Sheri Madigan, Tracy Vaillancourt// Data Divide—Disentangling the Role of the COVID-19 Pandemic on Child Mental Health and Well-being — 25 апреля 2022. URL: https://jamanetwork.com/journals/jamapediatrics/fullarticle/2791540 (дата обращения 20.05.2022)

10. S. Galea, R. M. Merchant, N. Lurie, The mental health consequences of COVID-19 and physical distancing: The need for prevention and early intervention. JAMA Intern. Med. 180, 817–818 (2020).


[1] Instagram признана экстремистской организацией в РФ с 11.03.2022

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, уровень значимости, эмоциональное состояние, повод будущего, подростковый возраст, способ защиты, стремительный рост заболеваемости, фрустрация пространства, JAMA, психологическое состояние.


Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

В подростковом возрасте эмоциональная сфера претерпевает некоторые изменения. С возрастом дети научаются лучше дифференцировать эмоции, границы

Диаметрально противоположные эмоциональные состояния у подростков могут быстро сменять друг друга.

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте.

Состояние нервно-психического здоровья подростков в настоящее время вызывает особую

На эмоциональное состояние школьника оказывают влияние регулярно повторяющиеся...

Высокая тревожность у молодежи: причины и способы...

Но без коррекции состояния она может перейти в тревожность.

Повышенная тревожность — это психическое состояние, вызываемое воображаемыми или реальными

Высокий уровень тревожности также, может оказывать крайне неблагоприятное влияние в целом на качество...

Особенности тревожности в подростковом возрасте

Выборка составила 20 подростков в возрасте 15 лет.

У подростков с высоким уровнем реактивной тревожности наблюдается повышенное чувство беспокойства

В отдельных случаях признаками тревожности являются эмоциональная возбудимость или проявление агрессии...

Исследование особенностей эмоциональных состояний...

К классу эмоциональных состояний относятся настроения, аффекты, страсти, стрессы, фрустрация, тревожность.

На третьем этапе исследования с целью выявления основных причин выявленных эмоциональных состояний школьников и студентов мы применили...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

Итак, подростковый возраст является одним из важных периодов становления личности, когда дети проявляют как детские, так и взрослые черты. Особенности, которые свойственны только подростковому возрасту, можно заметить и при исследовании психических состояний.

Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу...

Высокий уровень психологической устойчивости к социальным стрессам у подростков

Поэтому так важно развивать психологическую устойчивость у подростков к социальному

Ахьямова, И. А. Влияние школьного пространства на поведение детей и подростков / И. А...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки...

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Изучению проблемы эмоциональных состояний посвящены многие современные

С одной стороны, психические состояния тревожности выступают в качестве важнейшего

Человек с низким уровнем тревожности и социальной фрустрации не только больше удовлетворен...

Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте

Феномен психологической защиты имеет высокую практическую и теоретическую значимость, о чем говорит заинтересованность данным явлением большинства

Впервые термин психологической защиты был освещен З.Фрейдом в его работе «Защитные нейропсихозы».

Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

В подростковом возрасте эмоциональная сфера претерпевает некоторые изменения. С возрастом дети научаются лучше дифференцировать эмоции, границы

Диаметрально противоположные эмоциональные состояния у подростков могут быстро сменять друг друга.

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте.

Состояние нервно-психического здоровья подростков в настоящее время вызывает особую

На эмоциональное состояние школьника оказывают влияние регулярно повторяющиеся...

Высокая тревожность у молодежи: причины и способы...

Но без коррекции состояния она может перейти в тревожность.

Повышенная тревожность — это психическое состояние, вызываемое воображаемыми или реальными

Высокий уровень тревожности также, может оказывать крайне неблагоприятное влияние в целом на качество...

Особенности тревожности в подростковом возрасте

Выборка составила 20 подростков в возрасте 15 лет.

У подростков с высоким уровнем реактивной тревожности наблюдается повышенное чувство беспокойства

В отдельных случаях признаками тревожности являются эмоциональная возбудимость или проявление агрессии...

Исследование особенностей эмоциональных состояний...

К классу эмоциональных состояний относятся настроения, аффекты, страсти, стрессы, фрустрация, тревожность.

На третьем этапе исследования с целью выявления основных причин выявленных эмоциональных состояний школьников и студентов мы применили...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

Итак, подростковый возраст является одним из важных периодов становления личности, когда дети проявляют как детские, так и взрослые черты. Особенности, которые свойственны только подростковому возрасту, можно заметить и при исследовании психических состояний.

Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу...

Высокий уровень психологической устойчивости к социальным стрессам у подростков

Поэтому так важно развивать психологическую устойчивость у подростков к социальному

Ахьямова, И. А. Влияние школьного пространства на поведение детей и подростков / И. А...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки...

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Изучению проблемы эмоциональных состояний посвящены многие современные

С одной стороны, психические состояния тревожности выступают в качестве важнейшего

Человек с низким уровнем тревожности и социальной фрустрации не только больше удовлетворен...

Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте

Феномен психологической защиты имеет высокую практическую и теоретическую значимость, о чем говорит заинтересованность данным явлением большинства

Впервые термин психологической защиты был освещен З.Фрейдом в его работе «Защитные нейропсихозы».

Задать вопрос