Организация творческого пространства посредством игровой технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 29.05.2022

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Варнаков, Н. А. Организация творческого пространства посредством игровой технологии / Н. А. Варнаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92238/ (дата обращения: 02.05.2024).



Для формирования всесторонне образованной, инициативной и успешной личности на первый план выходят активные и интерактивные методы обучения, способствующие получению не только профессиональных знаний, но и развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, готовность к действию, ответственность, решительность, умение осуществлять намеченные цели. Немаловажное место в этом процессе занимают деловые игры, являющиеся воссозданиями реальных ситуаций, в которых изображаются определенные фрагменты профессиональной действительности.

Ключевые слова: игра, игровой процесс, игровые технологии, интерес, познание.

For the formation of a comprehensively educated, proactive and successful personality, active and interactive teaching methods come to the fore, contributing not only to professional knowledge, but also to the development of qualities such as initiative, independence, readiness for action, responsibility, determination, and the ability to implement the intended goals. An important place in this process is occupied by business games, which are recreations of real situations in which certain fragments of professional reality are depicted.

Keywords: game, gameplay, game technology, interest, cognition.

С раннего детства наша деятельность как человека делится на обучение, труд и игра. Игра, как и другие аспекты нашей жизни является очень важной частью. Игра — это вид деятельности, который выражается в способности человека преобразовывать реальность, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта, где формируется и развивается самоуправление поведением.

Игровая технология — это сочетание психологических, педагогических, воспитательных средств обучения. Владение игровыми технологиями является неотъемлемой частью образовательного процесса. Основой частью российского образования является непосредственная передача теоретических знаний, забывая о прикладных знаниях.

У обучающихся могут возникнуть трудности в социальном взаимодействии, в восприятии социальных ролей при отсутствии знаний и навыков прикладного уровня. В отличии от других технологий, игра вовлекает обучающегося в изучаемое явление, а также погружает его в реальные жизненные обстоятельства.

Важно помнить, что игровой процесс стоит правильно организовывать. Для этого необходимо выполнять следующие пункты:

– Процесс должен строиться вокруг включения обучающихся в игровое моделирование;

– Игра дает возможность игрокам самим выбирать решения и обосновывать их, опираясь на собственное мнение;

– у обучающихся имеется ролевая деятельность;

– создается игровая ситуация, в которой есть проблема;

– обучающиеся следуют правилам игры;

– педагог выполняет несколько ролей: организатор, помощник и соучастник общего процесса игры;

– у игры два уровня: предметно-содержательный и социально-психологический;

– во время игрового обучения обучающиеся получают опыт деятельности, аналогичный топу, который они получили бы в реальности.

Как целостное образование, игровые технологии охватывают образовательный процесс и объединены сюжетом, персонажами и содержанием. Педагог, выстраивая учебный процесс на основе игры, может составлять различные комбинации различных игровых технологий. Игровые технологии решают важную проблему: все ученики, принимающие в ней участие должны найти способ выразить себя, узнать себя и других участников.

Не каждый учитель станет мастером создания и проведения игр. Логично, что большое количество педагогов используют в процессе обучения игровые технологии и допускают ошибки и просчеты. Для успешного применения необходимо знать методы групповой работы, методологию игротеки, иметь достаточные коммуникативные навыки. Не менее важно умение выстраивать сам игровой процесс. [1]

Исследования педагогов и психологов раскрывают значимость игры как одну из ведущих деятельностей и важную форму организации жизнедеятельности. Педагоги используют игру как способ социализации, способ обучения взаимодействию с окружающим миром, как воспитательный прием, как способ развития и обучения детей.

В исследовательский работах Г. И. Щукиной доказано, что на развитие познавательной активности учеников непосредственно влияет проявление ими инициативы, творчества в процессе деятельности.

В работах Е. Н. Ращикулиной игра с точки зрения деятельности — это познание и овладение обучающимися как социальной, так и предметной деятельности в процессе игровой задачи путем имитации игры, воссоздания основных типов поведения в роях по определенным правилам и на модели профессиональной деятельности в условных ситуациях. [5]

С. Г. Коршикова и В. А. Астапова подметили как игра положительно сказывается на эмоциональном состоянии личности. Во время игры человек прогоняет через себя свои мысли, переживания, фантазии, ситуации из жизни, тем самым получая терапевтическую пользу. В тоже время игра, придуманная самим ребенком, будет способствовать развитию гораздо слабее, чем игра, придуманная взрослым. Тем самым чтобы полноценно раскрыть потенциал игры как средство развития личности, требуется непосредственно взрослый, способный организовать весь игровой процесс. [2]

В игре у учеников появляется интерес к познанию как следствие и поднимается уровень познавательной активности. Из исследований Н. П. Емельяновой, М. Н. Лазуткиной, А. В. Макаровой и др. можно заметить, что зачастую во время игры между детьми они обмениваются опытом, вследствие чего возникает познавательный мотив, и ребенок приходит за разъяснением к взрослым, авторитетным личностям. [4]

Для школьников всех возрастов игра будет одним из наиболее привлекательных методов обучения. Игра как творческое задание основана на эмоциях и импровизации. Они не подчиняются готовым правилам, их суть — в интеллектуальном, психологическом и художественном развитии через свободное самовыражение. [3]

Игры для школьников бывают шести видов:

  1. Сюжетно-ролевые игры. В них обучающийся пытается воссоздать увиденный либо собственно придуманный сценарий, сыграть определенную роль. Это могут сцены из жизни, профессиональные сюжеты или бытовые сценарии;
  2. Театрализованные сценарии. Здесь на основу берутся сюжеты книг, фильмов. В театрализованных сценариях преобладает проявление личных качеств;
  3. Интеллектуальные творческие игры. Загадки, ребусы, головоломки, викторины, шарады и т.д;
  4. Технические игры. Конструирование, моделирование, строительство, исследования;
  5. Художественные игры. Лепка, рисование, вырезание, оригами, изготовление поделок, аппликации;
  6. Музыкальные игры. Пение, импровизация, игра на музыкальных инструментах, движения и т. д.

Во время изложения целей, задач и правил игры, необходимо провести наблюдение за тем, как обучающиеся относятся к происходящему. Не стоит надеяться на то, что все без исключения отнесутся с энтузиазмом и будут заинтересованы в игре. Определенно какая группа учеников не будет проявлять интерес.

Исходя из проведенного наблюдения учителю необходимо с большим вниманием относится к ученикам, которые не проявляли никакого интереса к процессу.

Сама игры должна вызвать у обучающихся чувство соперничества, конкуренции каждый должен хотеть показать, что он лучше справляется со своей ролью, чем другие, но им нужно объяснить, что они играют в одной команде.

В процессе игры должно происходить обсуждение и беседы и даже те, кто не проявлял яркого интереса будут вовлечены в процесс.

Игровая методика почти всегда нацелена на слаженную командную работу обучающихся в процессе которой идет выполнение игровой задачи.

В основе игровой методики лежит развитие навыков коммуникации, взаимодействия с людьми, способности ориентироваться в информационном пространстве, критического мышления.

Большинству учащихся такая форма работы нравится, это повышает их учебную мотивацию и, как следствие, улучшает качество получаемых знаний.

Во время игры более ярко проявляются личностные качества учащегося (усидчивость, находчивость, умение преодолевать трудности, способность находить оптимальные пути решения проблемы, аккуратность, кропотливость, сообразительность, креативность и другие). Оценка учителем личных качеств ребенка становится для школьника более важной, чем отметка по предмету за представленные знания. Психологический климат в классе также меняется, так как учитель должен переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учеников на различные виды самостоятельной деятельности учеников, на исследовательский приоритет, исследовательскую и творческую деятельность.

Наши наблюдения показали, что игровая технология является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень познавательной активности, внутреннюю мотивацию обучающихся, уровень самостоятельности, толерантности и общего интеллектуального развития студентов.

Литература:

  1. Алешугина Е. А., Ваганова О. И., Прохорова М. П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–3. — С. 13–16.
  2. Коршикова С. Г., Астапова В. А. Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) //Молодой ученый. — 2017. — №. 34. — С. 103–106.
  3. Макалатия А. Г., Матвеева Л. В. Субъективные факторы притягательности компьютерных игр для детей и подростков //Национальный психологический журнал. — 2017. — №. 1 (25). — С. 15–23.
  4. Макарова А. В., Емельянова Н. П., Лазуткина М. Н. Игра–ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста //Воспитание и обучение: теория, методика и практика. — 2016. — С. 148–150.
  5. Ращикулина Е. Н., Степанова Н. А. Профессиональная подготовка студентов к развитию познавательных способностей детей // Формирование и развитие самостоятельности студентов и школьников как стратегический образовательный приоритет в практико-ориентированном обучении: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции / под ред. А. В. Петрова, Н. С. Часовских. — 2016. — С. 141–144.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровой процесс, обучающийся, время игры, игровая задача, игровая методика, игровая технология, образовательный процесс, познавательная активность, правило игры.


Похожие статьи

Игровые технологии как вид педагогических технологий

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее...

Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной...

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания преподавателем функций и классификации педагогических игр [1,2,8]. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени...

Игровые методы как средство активизации познавательной...

Игровые технологии занимают важное место в воспитательном процессе, так как они не только способствуют

Во время игры обучающийся — полноправный участник познавательной деятельности, перед которым

Задача — найти лишний,одно случайно попавшее в этот список.

Место и роль игровых технологий в образовательном процессе

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций

Игра- деятельность коммуникативная, хотя по игровым правилам и конкретная. 5) Диагностическая функция игры.

Игра как метод активизации познавательной деятельности...

Игровая форма создается непосредственно на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, для стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Учебная деятельность подчиняется общим правилам игры, а учебный материал используется в качестве ее средства.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях кружка, в большей мере способствуют такому развитию. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья.

Детская игра, или Игровая технология, применяемая...

Применение игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и

В педагогике игра и игровая технология рассматриваются как способ организации воспитания и

Игра - наиболее доступный вид деятельности для обучающихся разных возрастных групп.

Использование игровых технологий на уроках в рамках...

Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм...

Игровая форма учебного процесса как способ вовлечения...

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и...

Значимость игры в учебном процессе | Статья в журнале...

Игровое обучение – это форма учебного процесса в условиях, ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игровое обучение имеет глубокие...

Похожие статьи

Игровые технологии как вид педагогических технологий

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее...

Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной...

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания преподавателем функций и классификации педагогических игр [1,2,8]. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени...

Игровые методы как средство активизации познавательной...

Игровые технологии занимают важное место в воспитательном процессе, так как они не только способствуют

Во время игры обучающийся — полноправный участник познавательной деятельности, перед которым

Задача — найти лишний,одно случайно попавшее в этот список.

Место и роль игровых технологий в образовательном процессе

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций

Игра- деятельность коммуникативная, хотя по игровым правилам и конкретная. 5) Диагностическая функция игры.

Игра как метод активизации познавательной деятельности...

Игровая форма создается непосредственно на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, для стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Учебная деятельность подчиняется общим правилам игры, а учебный материал используется в качестве ее средства.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях кружка, в большей мере способствуют такому развитию. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья.

Детская игра, или Игровая технология, применяемая...

Применение игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и

В педагогике игра и игровая технология рассматриваются как способ организации воспитания и

Игра - наиболее доступный вид деятельности для обучающихся разных возрастных групп.

Использование игровых технологий на уроках в рамках...

Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм...

Игровая форма учебного процесса как способ вовлечения...

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и...

Значимость игры в учебном процессе | Статья в журнале...

Игровое обучение – это форма учебного процесса в условиях, ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игровое обучение имеет глубокие...

Задать вопрос