Управление спортивными достижениями и «тепловой портрет» спортивной команды в процессе обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 28.05.2022

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Молостов, В. В. Управление спортивными достижениями и «тепловой портрет» спортивной команды в процессе обучения / В. В. Молостов, И. В. Ананьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 392-394. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92236/ (дата обращения: 03.05.2024).



Система управления ростом компетенций и уровня спортсменов, как личностных, так и командных — одна из актуальных проблем спортивного образования [1, с.5]. В спортивном коллективе, как и в любом другом, важен социально-климатический уровень, климат, который влияет на ответственность и выгорание игроков, а также на организацию их взаимодействий. В частности, в волейболе, — на организацию подачи подстраховки, смены, психологический настрой на реализацию единой цели [2, c.97]. Следует поддерживать игровой настрой, минимизировать травмы, утомляемость, риски взаимоотношений в коллективе, влияющие как на качество, так и на имидж команды.

В статье проведен системный анализ проблемы управления спортивными достижениями на основе «теплового портрета» спортивной команды в процессе обучения. «Тепловой портрет» — социально-экономическое, медико-психологическое представление состояние процесса, коллектива, аналогичное, как в биометрии [3, c.89]. Переход к тепловым моделям, инновационным процедурам подготовки специалистов физической культуры, спорта — задача не только образовательная, но и социально-психологическая.

Важно совершенствовать преподавание спортивно-командных дисциплин с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья каждого в команде. Необходимо удовлетворение и командных, и индивидуальных возможностей и интересов спортсменов, а также развитие авторских спортивных программ. Например, типа «Интегративный спортивный курс на основе командных взаимодействий», «Модульная программа организации игровых взаимодействий в команде спортсменов» и др.

Современным обществом востребованы не «просто педагоги», а специалисты по адаптивной физической культуре, достижению социального успеха в условиях цифровой экономики и цифровой, SMART-педагогики [4, с.363].

Формирование у молодежи ЗОЖ и стремления к физкультуре и спорту требует новых подходов к качеству и содержанию учебно-воспитательного процесса. Необходимо, на наш взгляд, акцентировать такие качества и процесса игры в команде, как:

1) решительность, искоренение робости при принятии в оперативной игровой ситуации ответственных решений;

2) точность и полнота коллективных взаимодействий в игре;

3) снижение проявлений негативных психологических особенностей коллективной игры;

4) повышение эстетического воздействия слаженной команды;

5) осуществление практик, способствующих лидерству в команде, внесению ощутимого вклада в командную игру;

6) возможность легко модифицировать, адаптивно настраивать методики обучения;

7) трудолюбие, желание действовать мужественно и решительно и др.

Тепловой портрет динамичной спортивной команды позволяет исследовать многие ее параметры, особенности, которые актуальны для настроек на спортивный результат. В частности, настроек по пространству, времени, энергетике, самообразованию, эмоционально-волевым качествам, самопознанию и др. Позволяет также обобщать тренерский опыт, выделять командные ценности, внедрять инновационные педагогические технологии и модели педагогического воздействия.

Для идентификации социально-психологического климата в команде, построения теплового портрета обычно используют анкетирование по специально разрабатываемым вопросам (анкетам). Затем выстраивается «тепловой портрет» климата, аналогично, как это делают при построении «тепловых карт» изучаемого процесса (события).

Необходимо строить специальные анкеты. В частности, мы построили такую демонстрационную анкету с нижеследующими вопросами.

  1. Оценить психологическую ситуацию в команде можно как:

a) комфортную, дружескую, настроенную на достижение победы;

b) достаточно комфортную, а отношения в коллективе как дружеские;

c) в команде есть конкурирующие группировки;

d) в команде — постоянные конфликты, есть конфликтогены;

e) «я этим не интересуюсь».

  1. Ранжируйте нижеприведенные факторы по значимости:

a) тренерская работа однообразна, скучна, нетребовательна к спортсменам, результативности;

b) тренировки приводят к перенапряжениям, объем высокий;

c) участие в тренировках не ведет к спортивному, профессиональному росту;

d) в игре в команде нет взаимопомощи (взаимопонимания);

e) «я не ищу интереса в игре, не стремлюсь к росту».

  1. Ранжируйте нижеприведенные условия по значимости:

a) грубость тренера — основное, мешающее в игре;

b) непрофессионализм тренеров, менеджмента сильно мешает в работе;

c) отсутствие взаимопонимания с тренером сильно влияет (огорчает);

d) отсутствие необходимости профессионально самосовершенствоваться сильно огорчает;

e) «я играю, не обращая внимания ни на какие условия, кроме игровых, спортивных».

  1. Ранжируйте нижеприведенные условия по значимости:

a) место тренировки (спорткомплекс) далеко от места моего жительства;

b) результативность не предлагает сколь-нибудь значимого поощрения;

c) игра не сулит сколь-нибудь значительного прироста зарплаты, стимулов или мотивации;

d) на тренировках не нахожу взаимопонимания в команде;

e) «на тренировки хожу как на наказание».

  1. Следует изменить в тренировочном и игровом процессе (ранжируйте по значимости):

a) спортоборудование;

b) технологию;

c) график тренировок;

d) стимулы;

e) взаимоотношения.

  1. Считаете ли, что необходимо:

a) искать новую команду?

b) задуматься над установлением более дружеских отношений с коллективом?

c) изолироваться от коллектива и заниматься только исполнением своих спортивных обязанностей?

d) работать над посильным улучшением психологического климата в коллективе?

e) «нужно срочно поменять команду»?

Анкетирование показывает, что в крупных корпорациях работа коллектива идет слаженно, целеориентированно, но «внекомандные» отношения развиты слабо. В небольших фирмах (коллективах) отношения часто дружеские, хотя этому иногда мешает руководитель, недовольный результативностью (качеством работы) сотрудников. Сами же сотрудники недовольны бывают завышенными требованиями руководства, режимом работы, стимулированием, условиями труда и оплаты.

Анкетирование также позволяет сбалансировать взаимодействия, организацию тренировок, выявить:

1) нерациональное использование времени;

2) лишние (недостающие) моменты подготовки;

3) диспропорции во времени на отдых (перерыв), подготовку спортинвентаря и выполнение спортивных мероприятий.

Это необходимо для аналитики рабочего времени и процесса, качественного использования режима спортсменов, их регулярного отдыха и тренировки.

Полученные результаты используемы в образовательных структурах различного профиля, развивать цифровые спортивные инфраструктуры, «экосистемы спорта». Они помогут интегрировать спортивные ресурсы, темп их инновационной насыщенности, улучшить саморегуляцию спортивного сообщества, раскрытие потенциала саморазвития каждого спортсмена и каждой команды.

Литература:

  1. Страдзе А. Э. Инновационные модели подготовки — основа современной образовательной деятельности. Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: сб. трудов VII науч.-практ. конф. с межд. участием (20 апреля 2017 г, Москва) / Ред. А. Э. Страдзе, В. Г. Никитушкин, Г. Н. Германов, И. И. Столов и др. ПИФКиС МГПУ. –М:, 2017. –С.5–8.
  2. Фетисова С. Л., Фокин А. М., Куликов Д. М. Направленность и эффективность технико-тактических действий при выполнении подачи в волейболе. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития: сб. трудов Всеросс. науч.-практ. конф. «Герценовские чтения»: –Т.2. –СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. — С.96–103.
  3. Бурмака А. А., Скрипкина А. А. Применение тепловых портретов и интегрированных систем на их основе для распознавания лиц в видеопоследовательностях // В мире научных открытий. –2012. № 2–5. –С.89.
  4. Sherstobitova A., Kaziev V., Kazieva B., Glukhova L., Gudkova S., Yakusheva T. Challenges of Digitalization: Smart Pedagogy for Smart University. Smart Education and e-Learning-2021 (V. L. Uskov, R. J. Howlett, L. C. Jain, eds.) // Smart Innovation, Systems and Technologies. Vol.240. -pp.363–369.
Основные термины (генерируются автоматически): команда, взаимодействие, игра, коллектив, тепловой портрет, тренировка.


Похожие статьи

Психологический тренинг как средство повышения сплочённости...

Цель упражнения — устранить конфликтные настроения, существующие в коллективе. Для его выполнения все участники становятся в ряд. Коуч наугад выбирает одного из сотрудников и просит коллектив рассказать ему, почему именно этот человек является сотрудником месяца.

Программа формирования спортивного коллектива в группе...

Спортивная команда также представляет собой коллектив со своими психологическими

Заключительный этап (итоговые упражнения и игры). Этот этап является самым сложным и

- сделать взаимодействие игроков частью каждой тренировки (упражнения в парах, разминка...

Игры на сплочение детского коллектива | Статья в журнале...

Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в группе, обучения спокойным

В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить...

Командообразование как новый метод обучения в хореографии

Педагог ставит цель укрепить команду через дружеские взаимоотношения и через новые методы преподавания включая командообразование благодаря чему в будущем ему будет легче достигать поставленных целей; У сплоченной группы дети охотно подсказывают, помогают и...

Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим...

– сформировать навыки взаимодействия членов команды в различных ситуациях

Тимбилдинг представляет собой проведение среди сотрудников компании различных конкурсов, игр и заданий, выполняемых как командой, так и индивидуально.

Мастер-класс «Формирование психолого-педагогической...»

Кузнецова, Е. Я. Мастер-класс «Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми в контексте ФГОС

Обучение педагогов способам по снижению тревожности у дошкольников. Игра- комплимент «Волшебная роза».

Организация коллективной жизнедеятельности детского...

Яланская, А. А. Организация коллективной жизнедеятельности детского хореографического коллектива как важный фактор его

Для быстрых результатов педагоги используют командообразующие упражнения. Для детей младшего возраста они могут быть игровые.

Межличностные и статусно-ролевые взаимоотношения младших...

 Межличностные истатусно-ролевые взаимоотношения младших школьников как фактор эффективной игровой деятельности.

Юных спортсменов нужно обучить, как правильно строить свои взаимоотношения в коллективе, отношения с людьми, от этого будет зависеть...

Cвязь сплоченности футбольной команды с ее эффективностью

В исследовании проанализирована связь сплоченности футбольных команд с эффективностью.

После того, как уровень развития становится выше среднего, дальнейшее его повышение не увеличивает эффективность команды.

Воспитание коллектива на занятиях физической культуры и спорта

 Коллектив — это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели [2]. Одна из главных задач преподавателя физической культуры заключается в том, чтобы проводимые им занятия были использованы не только для физического развития...

Похожие статьи

Психологический тренинг как средство повышения сплочённости...

Цель упражнения — устранить конфликтные настроения, существующие в коллективе. Для его выполнения все участники становятся в ряд. Коуч наугад выбирает одного из сотрудников и просит коллектив рассказать ему, почему именно этот человек является сотрудником месяца.

Программа формирования спортивного коллектива в группе...

Спортивная команда также представляет собой коллектив со своими психологическими

Заключительный этап (итоговые упражнения и игры). Этот этап является самым сложным и

- сделать взаимодействие игроков частью каждой тренировки (упражнения в парах, разминка...

Игры на сплочение детского коллектива | Статья в журнале...

Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в группе, обучения спокойным

В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить...

Командообразование как новый метод обучения в хореографии

Педагог ставит цель укрепить команду через дружеские взаимоотношения и через новые методы преподавания включая командообразование благодаря чему в будущем ему будет легче достигать поставленных целей; У сплоченной группы дети охотно подсказывают, помогают и...

Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим...

– сформировать навыки взаимодействия членов команды в различных ситуациях

Тимбилдинг представляет собой проведение среди сотрудников компании различных конкурсов, игр и заданий, выполняемых как командой, так и индивидуально.

Мастер-класс «Формирование психолого-педагогической...»

Кузнецова, Е. Я. Мастер-класс «Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми в контексте ФГОС

Обучение педагогов способам по снижению тревожности у дошкольников. Игра- комплимент «Волшебная роза».

Организация коллективной жизнедеятельности детского...

Яланская, А. А. Организация коллективной жизнедеятельности детского хореографического коллектива как важный фактор его

Для быстрых результатов педагоги используют командообразующие упражнения. Для детей младшего возраста они могут быть игровые.

Межличностные и статусно-ролевые взаимоотношения младших...

 Межличностные истатусно-ролевые взаимоотношения младших школьников как фактор эффективной игровой деятельности.

Юных спортсменов нужно обучить, как правильно строить свои взаимоотношения в коллективе, отношения с людьми, от этого будет зависеть...

Cвязь сплоченности футбольной команды с ее эффективностью

В исследовании проанализирована связь сплоченности футбольных команд с эффективностью.

После того, как уровень развития становится выше среднего, дальнейшее его повышение не увеличивает эффективность команды.

Воспитание коллектива на занятиях физической культуры и спорта

 Коллектив — это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели [2]. Одна из главных задач преподавателя физической культуры заключается в том, чтобы проводимые им занятия были использованы не только для физического развития...

Задать вопрос