Влияние нематериальных активов на стоимость компании на примере «Лукойла» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зайнуллин, Б. И. Влияние нематериальных активов на стоимость компании на примере «Лукойла» / Б. И. Зайнуллин, А. Г. Скиндар, В. С. Мизгулин, З. М. Бикметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 277-280. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92151/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье кратко описывается о том какое влияние несут нематериальные активы на стоимость предприятия.

Ключевые слова : нематериальные активы, нематериальные активы Луйкол, влияние активов на стоимость предприятия.

The article briefly describes the impact of intangible assets on the value of the enterprise.

Keywords : intangible assets, intangible assets Lukoil, the impact of assets on the value of the enterprise.

В наше время большинство предприятий желает поднять стоимость своей компании на рынке. Поднятие стоимости компании на рынке может говорить нам о том, что это предприятие имеет прирост в его собственном капитале посредством собственного капитала организации или объема продаж на рыночной площадке.

Нематериальные активы — это прежде всего те или иные объекты, которые используются для получения дохода на протяжении длительного времени, но не менее одного года. В настоящее время любая успешная организация включает в себя эффективное управление нематериальными активами. К наиболее ценному нематериальному активу можно отнести бренд организации. К примеру, бренд организации ««Лукойл»».

Ценность бренда устанавливается способностью приносить прибыль владельцу этой организации, например «Лукойл», посредством внедрения автомобильных заправочных станций, акций и нефтедобычи смогли сформировать аудиторию постоянных покупателей на тот или иной товар, это является инструментом повышения стоимости компании.

Бренд «Лукойл» — это коммуникатор, который связывает продавцов, товаров и покупателей, образ продукта организации, который отражает его уникальность и характеристики.

Бренд «Лукойл» показыается нам как элемент интеллектуальной собственности предприятия и может быть отнесен к классу маркетингового актива.

В нынешних условиях становится актуален вопрос о защите нематериальных активов. Защита актива бренда возникает после регистрации этого бренда. При регистрации мы абстрагируемся от незаконных использований третьими лицами, а также бренд работает как подтверждение уникальности при последующей продаже права на использования.

Чтобы объективно рассчитать рыночную стоимость организации «Лукойл» на использование бренда третьими лицами, нам необходимо провести оценку. Мы можем увидеть, что должно входить в основной оценочный спектр

Основные элементы оценки

– Роль бренда «Лукойл» (как влияет бренд на цену продукта)

– Расчет стоимости бренда «Лукойл» (генерируемые денежные доходы, а также прогнозируемые)

– Сила бренда «Лукойл» (Сюда можно включить риски, защищенность, конкурентоспособность)

Наличие нематериального актива говорит нам о возможности получения экономических выгод для организации, которые выражаются в снижении издержек компании, увеличении стоимости других активов, с которыми контактируют нематериальные активы. Нематериальные активы и гудвил «Лукойл» (Таблица 1):

Таблица 1

Нематериальные активы и гудвил Лукйол

Примечания

31 декабря 2021 г.

31 декабря 2020 г.

Активы

Обработанные активы

Денежные средства

6

677.482

343.832

Дебиторская задолженность под ожидаемые кред. убытки

7

741.872

370.271

Прочие фин. активы

12.289

8.350

Запасы

8

467.960

426.536

Деб. Задолженности по налогам

9

133.326

78.822

Прочие оборотные активы

10

116.228

48.649

Итого оборотные активы

2.149.157

1.276.460

Основные средства

12

4.263.130

4.264.474

Инвестиции

11

281.532

281.637

Прочие активы

13

61.738

68.692

Активы по отложенному налогу

28

22.842

16.298

Гудвил

15

44.342

50.159

Прочие внеоборотные активы

42.008

33.859

Итого внеоборотные активы

4.715.592

4.715.119

Итого активы

6.864.749

5.991.579

Чем больше нематериальных активов используется компаниями в отдельно взятой стране, тем меньше эта страна зависит от импорта и тем большие объемы инвестирования она привлекает.

Преимущества использования нематериальными активами на современном этапе (особенно это актуально в Отечественных компаниях в условиях современной нестабильной экономической ситуации)

– гарантия стабильности на внутреннем и внешнем рынке

– получение дополнительного дохода

– рост инвестиционной привлекательности

– получение кредитных средств по более низким процентным ставкам

– увеличение стоимости бизнеса

Нематериальные активы можно разделить на две группы: идентифицируемые в ходе производства и неидентифицируемые. К идентифицируемым нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности (ноу-хау, патенты на изобретения, авторские права), а также активы, которые влияют на выпускаемый компанией готовый продукт и используемые технологии.

К неидентифицируемым нематериальным активам следует отнести товарные знаки, клиентскую базу компании и ее репутацию, которые составляют маркетинговую стратегию компании, а также социальные факторы (трудовые договора работников, методики обучения персонала, методики управления).

Корпоративная репутация (гудвилл) относится к неидентифицируемым и не отделимым от предприятия нематериальным активом. По МСФО (№ 22 «Объединение компаний») корпоративная репутация определяется как разница между ценой предприятия и справедливой стоимостью всех его активов.

Достижение целей роста доходности компании невозможно без использования идентифицируемых нематериальных активов, таких как:

– эффективное производство (экономия на масштабах, использование продвинутых технологий, система контроля качества, эффективная система закупок и т. п.);

– интеллектуальные права (патенты, торговые знаки и т. п.);

– потребители (лояльность, доверие к бренду);

– повышенный спрос (выход на новые рынки);

– профессиональный менеджмент

Рыночная стоимость компании оценивается инвесторами и рынком, основываясь на основе публичных данных, раскрываемых компанией. Это, прежде всего финансовая отчетность, то есть финансовые результаты компании. Учитывает рынок в своих оценках и нефинансовые факторы, а также предыдущую динамику рыночной стоимости компании.

Руководство компании должно понимать, что эффективное использование нематериальных активов приводит к достижению устойчивых конкурентных преимуществ, и, таким образом, позволяет увеличить стоимость компании. Поэтому оценка и анализ стоимости конкретной компании (или группы компаний) должны учитывать не только фундаментальные характеристики компании, но и ее нематериальные активы.

Важно понимать, что увеличение стоимости компании определяет не самоценность нематериальных активов как активов вообще, а способность руководства компании эффективно использовать имеющиеся в распоряжении неосязаемые ресурсы. Ключом к этому должна стать количественная оценка влияния нематериальных активов на стоимость компании, а также последующее формирование алгоритма использования нематериальных активов, направленного на увеличение стоимости компании.

Нематериальные активы — дают возможность очень просто оптимизировать структуру актива предприятия и добиться увеличения текущих активов. Переоценка нематериальных активов помогает достичь результата по увеличению активов предприятия, но включает в себя последствия, связанные с необходимостью постоянной переоценки объекта.

Увеличение нематериальных активов способствует получением предприятием заемных средств.

Корпоративная репутация (Гудвил) — это формирующееся в сознании потребителей (целевых групп) в течение длительного времени коллективное мнение о компании, в основе которого лежит экспертная оценка основных аспектов ее деятельности — экономического, социального, экологического.

Миллионы компаний на сегодняшний день вкладывают большие суммы денег для построения доброго имени компании (гудвил) –это говорит о положительной репутации компании.

Нематериальные активы становятся предметом сделок по купле-продаже, играют значительную роль в деятельности хозяйствующих субъектов, что приводит к расширению рынка интеллектуальной собственности.

Интеллектуальные активы «Лукойл» с 2018 -2021 года на таблице 2.

Таблица 2

Интеллектуальные активы «Лукойл»

Показатели

31.12.2018

31.12.2019

31.12.2020

31.09.2021

Нематериальные активы

816

1722

2365

2601

Результаты исследований

14

9

11

9

Нематериальные активы

-

-

-

-

Итого

832

1731

2376

2609

Справка

Баланс

2.182.647

2.219.229

1.728.328

2.231.952

Доля ИС %

0.04

0.08

0.14

0.12

Видно, что доля бухгалтерской, учтенной по РСБУ интеллектуальной собственности в балансе ««ЛУКОЙЛ»а» сравнительно мала, порядка 0,1 %, тогда как у аналогичных компаний, например «Роснефти» примерно 1 %.

В заключение хотелось бы сказать о том, что ресурсная база, высокие доходы и опыт покупки интеллектуального труда из Евросоюза –основана на накопление интеллектуальной собственности «Лукойл»а. Создание и выявление нематериальных активов становится все более эффективным механизмом для увеличения актива предприятия. Идет увеличение финансового результата.

Литература:

  1. Каширина М. В., Головина Е. Д. «Татнефть» — экономические показатели и проблемы группы компаний, Гуманитарные научные исследования. 2017. [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2017/04/23241.
  2. Каширина М. В., Сергеева С. А. Тенденции экономического развития и налогообложения при добыче нефти, Научно-практический журнал «Московский экономический журнал», № 2, 2017. -44с.
  3. Каширина М. В., Будкина Е. С. Актуальные вопросы налогообложения нефтяного сектора в России, Инновации и инвестиции, № 4, 2015 г. — М., с. 75–80.
  4. Каширина М. В., Палювина А. С. Современные проблемы развития налогообложения нефтяного сектора в России, Налоги и налогообложение, научно-практический журнал, № 2, 2016 г. М. МГЮА им. Кутафина, с. 170–178.
Основные термины (генерируются автоматически): актив, интеллектуальная собственность, компания, корпоративная репутация, бренд организации, длительное время, нематериальный актив, рыночная стоимость компании, стоимость компании, стоимость предприятия.


Ключевые слова

нематериальные активы, нематериальные активы Луйкол, влияние активов на стоимость предприятия

Похожие статьи

Влияние нематериальных активов на эффективность...

Такой значительный разрыв между стоимостью компаний и стоимостью их основных фондов характеризует влияние нематериальных активов на

Эти показатели называют по-разному: интеллектуальные активы, интеллектуальный капитал компании, неосязаемые активы и т.д.

Рассмотрение факторов, влияющих на стоимость бренда

Бренд является активом компании. Проблема отражения стоимости бренда превращается в проблему отражения нематериальных активов.

До момента продажи компании о стоимости нематериальных активов и их объективной оценке некоторые российские компании не...

Важность вложения в нематериальные активы (на примере...)

Стоимость бренда не равна стоимости компании, которая складывается из всех источников её финансирования: долговых обязательств

Поэтому компании необходимо вкладывать средства в нематериальные активы для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности.

актив, текущая стоимость, нематериальный актив...

Эти факторы производства формируют истинную стоимость компании, так как рыночная стоимость компании складывается из

‒ методика консалтинговой фирмы Ernst&Young «Measures that Matter» — оценка происходит с учетом 8 показателей: корпоративная культура...

Особенности оценки нематериальных активов в строительной...

Ключевые слова: нематериальные активы, НМА, интеллектуальная собственность

Нематериальные активы — объекты промышленной и интеллектуальной собственности и иных

Данный метод в основном используется для оценки деловой репутации организации.

Особенности оценки стоимости предприятия в условиях рынка

Отклонение балансовой стоимости от рыночной может возникнуть также и по другой причине. В современных условиях развития все большее значение получает, так называемый, интеллектуальный капитал компании, выступающий в виде нематериальных активов...

Современные модели оценки стоимости компаний

При проведении оценочной экспертизы определяется стоимость всех активов компании.

Рыночная цена акций компании Chevron и чувствительность ее к изменению [Электронный

рыночная стоимость активов предприятия; — среднеотраслевая доходность активов...

Методы оценки рыночной стоимости предприятия

 Оценка рыночной стоимости предприятия — это совокупность всех направлений оценки, знаний в области корпоративных финансов, макро- и микроэкономики, бухгалтерского учета и налогообложения, финансового анализа и маркетинга, экономического моделирования.

Классификация и оценка нематериальных активов в системе...

Рыночная (залоговая) стоимость. Наиболее вероятная цена актива на конкурентном рынке с

В составе нематериальных активов учитывается деловая репутация, возникшая в связи с

Ключевые слова: нематериальные активы, НМА, интеллектуальная собственность...

Похожие статьи

Влияние нематериальных активов на эффективность...

Такой значительный разрыв между стоимостью компаний и стоимостью их основных фондов характеризует влияние нематериальных активов на

Эти показатели называют по-разному: интеллектуальные активы, интеллектуальный капитал компании, неосязаемые активы и т.д.

Рассмотрение факторов, влияющих на стоимость бренда

Бренд является активом компании. Проблема отражения стоимости бренда превращается в проблему отражения нематериальных активов.

До момента продажи компании о стоимости нематериальных активов и их объективной оценке некоторые российские компании не...

Важность вложения в нематериальные активы (на примере...)

Стоимость бренда не равна стоимости компании, которая складывается из всех источников её финансирования: долговых обязательств

Поэтому компании необходимо вкладывать средства в нематериальные активы для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности.

актив, текущая стоимость, нематериальный актив...

Эти факторы производства формируют истинную стоимость компании, так как рыночная стоимость компании складывается из

‒ методика консалтинговой фирмы Ernst&Young «Measures that Matter» — оценка происходит с учетом 8 показателей: корпоративная культура...

Особенности оценки нематериальных активов в строительной...

Ключевые слова: нематериальные активы, НМА, интеллектуальная собственность

Нематериальные активы — объекты промышленной и интеллектуальной собственности и иных

Данный метод в основном используется для оценки деловой репутации организации.

Особенности оценки стоимости предприятия в условиях рынка

Отклонение балансовой стоимости от рыночной может возникнуть также и по другой причине. В современных условиях развития все большее значение получает, так называемый, интеллектуальный капитал компании, выступающий в виде нематериальных активов...

Современные модели оценки стоимости компаний

При проведении оценочной экспертизы определяется стоимость всех активов компании.

Рыночная цена акций компании Chevron и чувствительность ее к изменению [Электронный

рыночная стоимость активов предприятия; — среднеотраслевая доходность активов...

Методы оценки рыночной стоимости предприятия

 Оценка рыночной стоимости предприятия — это совокупность всех направлений оценки, знаний в области корпоративных финансов, макро- и микроэкономики, бухгалтерского учета и налогообложения, финансового анализа и маркетинга, экономического моделирования.

Классификация и оценка нематериальных активов в системе...

Рыночная (залоговая) стоимость. Наиболее вероятная цена актива на конкурентном рынке с

В составе нематериальных активов учитывается деловая репутация, возникшая в связи с

Ключевые слова: нематериальные активы, НМА, интеллектуальная собственность...

Задать вопрос