Взрослеющий и архетипический образ героя. Метод индивидуализированного преподавания иностранного (английского) языка младшим школьникам, представленный практикой прочтения японских комиксов манга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 26.05.2022

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Могила, А. В. Взрослеющий и архетипический образ героя. Метод индивидуализированного преподавания иностранного (английского) языка младшим школьникам, представленный практикой прочтения японских комиксов манга / А. В. Могила. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 464-466. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92136/ (дата обращения: 02.05.2024).



Излагается методический подход к исследованию проблематики содержания контекстного наполнения образовательной и социокультурной среды, в которой находится современный «взрослеющий» (человек, в возрасте от 7 до 18 лет, находящийся в переходном этапе от детства в юношество) на примере прочтения японских комиксов манга.

Ключевые слова: взрослеющий, инициация, индивидуализация, путь героя, английский язык, манга, архетипические практики.

Исследование раскрывает необходимость внимательного обращения к содержанию интересов подрастающего поколения, которые выражается в обращении к героям зарубежных литератур и массовых культур на примере популярных комиксов манга (Япония).

Теоретической основой методической разработки стало обращение к понятию «мономиф» мифолога и антрополога Дж.Кэмпбелла (monomyth, Joseph Campbell, «The Hero with a Thousand Faces» (1949) в ее применении к переводческому контенту текстов сказок, мифов и легенд, которая раскрывает значимость и необходимость принципа открытости образования в феномене трансляции истории архетипов через современные формы массовой культуры.

Теория Дж. Кэмбелла «путь героя» (Hero’s Journey) объясняет важность глубинной проработки выбранного взрослеющим персонажа, которая способна обеспечить его бережное психологическое воспитание.

В комбинации внимание к содержанию интересов подрастающего поколения, обращенных к плеяде героических персонажей, подвиги которых транслируются через зарубежную массовую культуру: кинематограф, мультипликацию, литературу (в данном случае через комиксы), и антропологические заключения Дж. Кэмбелла становятся основой для «реализации индивидуальной образовательной программы ученика» с возможностью выхода «на поверхность» образовательного процесса фактам самоопределения учащихся в пространстве культуры» [3, стр. 8–9].

Данный поиск подтверждает необходимость присутствия в образовательной и воспитательной практике современности фигуры наставника, способного обеспечивать плавный переход (инициацию) взрослеющего в моменте выбора героического образа для подражания, определения идеалов, становления личности.

В представленном методе индивидуализированного преподавания иностранного языка интерес и впечатления обучающегося берутся за основу, чтобы максимально охватить педагогическим воздействием те ценности, которые заключены в важном периоде взросления.

Применение принципа индивидуализации образования, когда « предоставленный учащемуся выбор образа » [3, стр. 10] падает на архетипический образ героя, следует подвергать структуре разработанного метода, состоящего из 4-х этапов и 8-ми шагов.

Этап I, шаг 1 Кто герой? (поиск истории образа, корни персонажа в мифах, легендах, сказках, определение личной истории героя, выявление качеств героя) (беседа на английском языке, лексика по теме внешность, умения, качества).

Этап I, шаг 2 Выбор контента (определиться с материалом для работы: аудио / видео / визуальный контент — в зависимости от способности взрослеющего воспринимать информацию (от лучшего к худшему), задачей и целей занятия и доступности контента (работа с языковым материалом, перевод, обсуждение).

Этап I, шаг 3 Работа с контентом в проекции аналогии личностных качеств взрослеющего с качествами героя (попытка понимания взрослеющим собственного «пути героя», эвристическая беседа, закрепление лексики по темам качества, умения, грамматическая конструкция сравнения).

Этап II, шаг 4 Поиск аналогий с другими мифологическими / сказочными персонажами (беседа, лексика по теме внешность, умения, качества, грамматическая конструкция сравнения).

Этап II, шаг 5 Определение интересных взрослеющему «архетипических практик» и проведение практических занятий (продуктивные виды деятельности, разговор во время выполнения: техника, части тела, цвета, размеры, описание)

Этап II, шаг 6 Тандем-метод (tandemmethod). Занятие методом тандема (пара учеников, носителей разных языков, выбравших одного героя в качестве «любимого», встречается для обсуждения личности персонажа и представления своих работ-изображений (беседа-модерация).

Этап III, шаг 7 «Вторая задача». Дж. Кэмпбелл видит героя не только в прохождении пути, но и в обязательном возвращении, преображении и научении других тому, что он узнал об обновленной жизни.

Суть этапа заключается в создании итогового продукта — изображении или описании героя, к которому можно возвращаться на протяжении всей линии индивидуализированного образовательного пути (я взрослеющий на разных этапах), а также в возможности презентации знания о герое (себе самом) родителям, друзьям, одноклассникам. Целью является постоянное утверждение и положительное убеждение в правильно выбранных ориентирах и верном пути.

Этап VI, шаг 8 Культурный контекст . На основе интереса к персонажам разных культурных традиций (японская мифология и фэнтези (аниме, манга), британская сказочно-легендарной традиции (Толкин, Роулинг), плеяда супергероев американской культуры (Марвел, Х-Men) и т. п.) следует развивать интерес к истории и культуре страны их происхождения.

В языковой практике применение этого метода может быть выражено в следующих блоках:

  1. страноведение;
  2. культурно-ориентированное изучение языка.

Представленный способ языковой работы с иностранной «героической» литературой (в данном случае с переведенными на английский язык текстами комиксов манга, японских сказок и легенд), предназначенной для детского чтения, раскрывает новые возможности для применения методов глубинной психологии в практике обучения языкам, а также приближает взрослеющего к осознанному пониманию собственной личности, к самопознанию.

Разработанный метод предполагает применение архетипических практик, содержащих в себе действия мыслительного характера (перевод, эвристическая беседа, соотнесение, сравнение, проведение аналогий, частично-поисковый и поисковый методы) и деятельного характера (рисование, лепка, шитьё, конструирование, телесные практики).

Понятие архетипические практики в этом способе работы перекликается с понятием анимационные техники (оживление архетипического образа из сновидения в виде рисунка, лепной фигурки, куклы, движения), описанные психологом С.Айзенстатом в теории дримтендинга (Dream Tending).

Представленная деятельность, заключенная в рамки метода, предполагает развитие навыка самостоятельного использования предложенного сопровождающим способа прочтения и перевода текстов, содержащих архетипические образы героев, для определения и использования взрослеющим собственных особенностей и возможностей.

Изготовление образа героического персонажа с применением одной из перечисленных архетипических практик, является итогом работы цикла.

Литература:

  1. Випулис И. В. Упанаяна как инициация в культуре Индии. https://cyberleninka.ru/article/n/upanayana-kak-initsiatsiya-v-kulture-indii/viewer
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4. М.: Педагогика, Педология подростка, 1982.
  3. Ковалёва Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. — М.: // Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1996.
  5. КэмпбеллДж. Тысячеликийгерой Joseph Campbell / The Hero with a Thousand Faces, «Питер», 2018.
  6. Мангалекторий — это проект, посвящённый практике, теории, истории и анализу японских комиксов манга http://mangalectory.ru/about .
  7. Цендровский О. Ю. Письма к самому себе»;
  8. # 29. То, что нас убивает, может сделать нас сильнее? https://podcasts.apple.com/ru/podcast/ %D0 %BF %D0 %B8 %D1 %81 %D1 %8C %D0 %BC %D0 %B0- %D0 %BA- %D1 %81 %D0 %B0 %D0 %BC %D0 %BE %D0 %BC %D1 %83- %D1 %81 %D0 %B5 %D0 %B1 %D0 %B5/id1504541331?i=1000469496520
  9. Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Академия, 2008.
  10. Эльконин Б. Д. Психология развития: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2008.
  11. Aizenstat S. Dream Tending: Awakening to the Healing Power of Dreams. USA: SpringJournal, 2011
  12. Eisner Will Comics and Sequential Art. USA: «Poorhousepress», 1985.
  13. International Companion Encyclopedia of Children’s Literature / Peter Hunt / Katia Pizzi / Emer O’Sullivan. USA-UK: «Taylor & Francis e-Library, Routledge», 2004.
  14. Rosembaum R. Manga and the Representation of Japanese History. UK: Routledge, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): этап, английский язык, шаг, III, герой, грамматическая конструкция сравнения, подрастающее поколение, разработанный метод, содержание интересов, эвристическая беседа.


Ключевые слова

английский язык, инициация, индивидуализация, манга, взрослеющий, путь героя, архетипические практики

Похожие статьи

Педагогическая ценность игр на уроках иностранного языка

Учитель очень часто использует игровой метод обучения на уроках иностранного языка.

На своих уроках мы сочетаем игровой метод с другими методами обучения.

Необходимо привить детям интерес к процессу обучения и к иностранному языку..

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе

Начальный этап обучения является самым важным, потому что именно в младшем школьном возрасте могут быть сформированы потребность в учении и

Таким образом, чтобы сделать процесс изучения грамматики английского языка на начальном этапе наиболее эффективным...

Современные подходы в обучении грамматике неродного языка...

Статья посвящена сравнению и сопоставлению своевременных подходов к обучению грамматике неродного языка. В статье рассматривается структура каждого отдельного подхода, выделяются и сравниваются их основные особенности, а также анализируются возможности...

Ключевые аспекты обучения иностранному языку на современном...

Использование коммуникативного метода обучения иностранным языкам позволяет развить у учащихся «чувство языка», что соответствует стоящим перед выпускниками задачам — научиться языку в целях общения. Модернизация российской школы через внедрение...

Трудности грамматической системы английского языка для...

Впервые многие дети начинают изучать английский язык в школе, где учитель для них является наглядным

Различия грамматической системы английского и русского языков также важны в

В противном случае, следует упадок интереса к работе и снижение внимания, а вслед за...

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе. английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения, учебная деятельность, грамматическая структура, обучающийся.

Содержание работы учителя английского языка по...

Неимитационные активные методы: эвристическая беседа, соревнование, круглый стол, конференция

Таким образом, мы рассмотрели особенности содержание работы учителя английского

Сборник материалов III Международной научно- практической конференции.

Игровые технологии формирования грамматических навыков...

Также представлены методические разработки нескольких грамматических игр и их использование на уроках английского языка

Библиографическое описание: Дубровская, В. Б. Игровые технологии формирования грамматических навыков в начальной школе на уроках...

Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе

Этап семантизации является основной частью урока английского языка, поэтому важно уделять внимание подготовке к уроку и непосредственно самому проведению. Разные методы и приемы помогают учителю сделать урок занимательным и продуктивным, а учащимся начальной...

Похожие статьи

Педагогическая ценность игр на уроках иностранного языка

Учитель очень часто использует игровой метод обучения на уроках иностранного языка.

На своих уроках мы сочетаем игровой метод с другими методами обучения.

Необходимо привить детям интерес к процессу обучения и к иностранному языку..

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе

Начальный этап обучения является самым важным, потому что именно в младшем школьном возрасте могут быть сформированы потребность в учении и

Таким образом, чтобы сделать процесс изучения грамматики английского языка на начальном этапе наиболее эффективным...

Современные подходы в обучении грамматике неродного языка...

Статья посвящена сравнению и сопоставлению своевременных подходов к обучению грамматике неродного языка. В статье рассматривается структура каждого отдельного подхода, выделяются и сравниваются их основные особенности, а также анализируются возможности...

Ключевые аспекты обучения иностранному языку на современном...

Использование коммуникативного метода обучения иностранным языкам позволяет развить у учащихся «чувство языка», что соответствует стоящим перед выпускниками задачам — научиться языку в целях общения. Модернизация российской школы через внедрение...

Трудности грамматической системы английского языка для...

Впервые многие дети начинают изучать английский язык в школе, где учитель для них является наглядным

Различия грамматической системы английского и русского языков также важны в

В противном случае, следует упадок интереса к работе и снижение внимания, а вслед за...

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе. английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения, учебная деятельность, грамматическая структура, обучающийся.

Содержание работы учителя английского языка по...

Неимитационные активные методы: эвристическая беседа, соревнование, круглый стол, конференция

Таким образом, мы рассмотрели особенности содержание работы учителя английского

Сборник материалов III Международной научно- практической конференции.

Игровые технологии формирования грамматических навыков...

Также представлены методические разработки нескольких грамматических игр и их использование на уроках английского языка

Библиографическое описание: Дубровская, В. Б. Игровые технологии формирования грамматических навыков в начальной школе на уроках...

Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе

Этап семантизации является основной частью урока английского языка, поэтому важно уделять внимание подготовке к уроку и непосредственно самому проведению. Разные методы и приемы помогают учителю сделать урок занимательным и продуктивным, а учащимся начальной...

Задать вопрос