Современные междисциплинарные подходы и предложения в сфере информационно-правового просвещения несовершеннолетних как воспитательной модели поведения в киберпространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 28.05.2022

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Кеворкова, М. А. Современные междисциплинарные подходы и предложения в сфере информационно-правового просвещения несовершеннолетних как воспитательной модели поведения в киберпространстве / М. А. Кеворкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 531-533. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92129/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассматривается вопрос правового просвещения как юридической категории.Внастоящее время правовое воспитание является самостоятельной частью государственной политики. Меры, реализуемые в системе правового образования, являются уникальным инструментом формирования правовой культуры и стимулирования активной правовой позиции личности. Целью правового воспитания является обеспечение полноценной правовой социализации личности, а конечной целью — достижение высокого уровня правовой культуры в обществе.

Ключевые слова:правовое просвещение, правовая культура, гражданское общество, интернет.

Повышение правосознания, воспитание высокой правовой культуры, борьба с правовым нигилизмом, развитие институтов гражданского общества и укрепление верховенства закона — эти вопросы всегда имели большое значение. Сегодня, в условиях огромного темпа социальных изменений, прогрессирующего усложнения экономических отношений и нарастающих процессов информатизации и цифровизации, вопросы юридического образования, подготовки и преподавания остаются не только актуальными, но и приобретают новое значение. Наиболее перспективным направлением развития России в этой области является создание и развитие прогрессивной системы правового образования граждан, отвечающей современным вызовам.

Правовое просвещение — это целенаправленная деятельность определенного круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека, способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры.

С точки зрения теории права чаще принято говорить не о правовом просвещении, а о правовом обучении и правовом воспитании. Так, «воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную» [2., с. 337], но различие между ними можно провести лишь условно, так как оба аспекта находятся в постоянном взаимодействии.

Правовое просвещение и воспитание учащихся — это целенаправленная деятельность преподавателей образовательных организаций (школ, колледжей, лицеев, техникумов), ориентированная на создание условий для повышения правового сознания учащихся на основе общечеловеческих моральных ценностей; оказание детям помощи в жизненном самоопределении, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Целью правового просвещения, в том числе правового воспитания учащихся, является формирование у них правовой культуры, правовых знаний, включая позитивные правовые убеждения и ценности.

Правовое образование населения состоит в осуществлении комплекса мероприятий воспитательного, учебного и информационного характера, направленных на создание надлежащих условий для приобретения гражданами объема правовых знаний и навыков в их применении, необходимых для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнение возложенных на них обязанностей. Правовое образование является составной частью системы образования и имеет целью формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания личности, ее ценностных ориентиров и активной позиции как члена гражданского общества. Предоставление правового образования должно осуществляться во всех дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических, вузах и заведениях последипломного образования.

Безусловно, при проведении информационно-правового просвещения несовершеннолетних необходимо активно включать комплексный подход, учитывая поле интересов ребенка, взаимоотношения в семье и школе.

Работа с родителями может быть более эффективной, если оцениваются нравственные принципы родителей, уровень их правовых и общих знаний, а также условия жизни. Это можно определить с помощью диагностики (тесты, опросники, интервью с родителями). Родители должны активно взаимодействовать со своими детьми. Важно вовлекать взрослых в общественные и местные формы управления (опека, комитеты по управлению, родительские комитеты, семейные клубы, творческие общества и другие мероприятия, благотворительная и спонсорская деятельность).

Кроме того, правовое просвещение и правовое воспитание несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, имеет большое профилактическое значение.

Дети «группы риска» — это дети, которые в силу специфических условий жизни более других категорий подвержены негативному внешнему влиянию со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к дезадаптации несовершеннолетнего.

Понятие «дети группы риска» включает в себя следующие категории детей:

— Дети, потерявшие родителей по разным причинам.

— Дети с признаками социальной, психологической или образовательной дезадаптации.

— Дети из неблагополучных или несоциальных семей.

— Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Использование киберпространства в данном вопросе может способствовать лучшему изучения материала подростками. Всемирная сеть Интернет предоставляет много возможностей и одновременно создает немало проблем. Наши дети используют Интернет как для обучения, так и для развлечений. При правильном использовании сеть приучает детей к самостоятельной работе, работе с большими потоками информации. Однако дети не всегда соблюдают основные правила безопасности в сети Интернет.

Целесообразно создать ряд медиа материалов, доступных в сети Интернет для разных возрастных групп, которыми можно будет пользоваться в течении всего года. Например, создание небольших мультфильмов для детей, чат-ботов для подростков, онлайн-игр для всех категорий школьников. При этом, мы считаем, что необходим соревновательный момент во всех мероприятиях правового просвещения, ориентированность на самостоятельный поиск информации, взаимодействие со сверстниками, учителями и родителями. Для того, чтобы сделать интересные уроки правового просвещения для подростков необходимо учитывать интересы детей, в том числе популярные фильмы, передачи, игры, социальные сети.

Обзор медиа материалов, представленных в общем доступе в сети интернет показался нам недостаточным. Однако, стоит отметить наличие разных викторин по теме, интеллектуальных разминок и квизов (короткий онлайн опрос, в конце которого показывается результат). Игры-квесты чаще представлены в виде презентации и работают некорректно.

Такие формы работы, как Science Slam (неакадемическая форма научной коммуникации, соревнование в виде коротких выступлений учёных с рассказами о своих научных исследованиях в научно-популярной форме) и Stand-up(выступление перед аудиторией с монологом собственного сочинения с элементами юмора, рассказами о себе и своих наблюдениях), фото и видео челленджи обнаружены не были.

Подводя итог, нужно сказать: мы считаем, что правовое просвещение должно быть таким, чтобы абсолютное большинство подростков было ориентировано на социально-активное поведение, основанное на глубоком осознании обоснованности, справедливости, демократичности норм права, и предполагающей активную деятельность лица по естественному правопорядку и пресечения правонарушений [3, с. 475].

«Правовое воспитание… не даст ожидаемых плодов, если не будет сформирована внутренняя среда для аккумуляции правового чувства» [4, с. 25], следовательно, правовые знания могут эффективно применяться лишь тогда, когда имеется их эмоциональное подкрепление [1, с. 9–10]. Как в детском возрасте человек получает базовые знания о праве и морали через сказки и мифы, обучающие его плохому и хорошему не на основе сложных логических конструкций, а на основе чувственных представлений, так и широкие массы должны начать свое развитие в сфере права с формирования у них эмоционально-волевых установок к праву.

Литература:

  1. Долгова, А. Правовое воспитание несовершеннолетних: Пособие для слушателей / А. Долгова, А. Кожевникова, А. Медведев. — Москва: Знание, 1977. — 95 c. — Текст: непосредственный.
  2. Перевалов, В. Теория государства и права. Учебник для вузов / В. Перевалов. — 5-е. — Москва: Юр.Норма, 2021. — 620 c. — Текст: непосредственный.
  3. Самыгин, П. С. Правовая социализация молодежи в условиях кризисного состояния современного российского общества / П. С. Самыгин, М. Ю. Попов, С. И. Самыгин. — Текст: непосредственный // Научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». — 2016. — № 2. — С. 295–303.
  4. Татаринцева, Е. В. Правовое воспитание: Методол. и методика / Е. В. Татаринцева. — Москва: Высш. шк., 1990. — 174 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое просвещение, правовая культура, правовое воспитание, гражданское общество, правовое образование, ребенок, высокий уровень, знание, интернет, создание условий.


Похожие статьи

Формирование правовой культуры современного школьника

Ключевые слова: правовая культура, современное общество, формирование, правовая грамотность, школьники. Ключевой особенностью современного общества является наличие механизмов правового регулирования. Главным условием реализации и работоспособности...

Правовое воспитание как средство формирования правовой...

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву

Важную роль в правовом воспитании играет семья. Именно в ней ребенок получает первые

Проблема формирования правовой образования школьника актуализирует вопросы с...

Условия оптимизации правовое образование в практике...

Проблема формирования правовой образования школьника актуализирует вопросы с установлением причин, факторов и условий, детерминирующих не правовое поведение применительно к новым процессам и изменениям, происходящим в обществе.

О проблеме правового воспитания подростков | Молодой ученый

Правовое воспитание — это целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных объединений, социальных групп, общества в целом по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Оно органически связано с...

Правовое воспитание как компонент формирования...

Правовое воспитание дошкольников играет немаловажную роль в познании ими социальной действительности и в развитии их интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества. В процессе правового воспитания детей у них формируются способности...

Место правового воспитания в формировании правосознания...

правовая культура, узбекистан, правовое воспитание, гражданское общество, знание, норма, правовая жизнь общества, формирование, государственная политика, молодое поколение. Похожие статьи.

Отношение к правовой культуре обучающейся молодежи

Правовая культура — это эндогенная, ментально-духовная сторона правовой системы социума, глубоко пронизывающая правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правотворческую, правоприменительную, иную юридическую деятельность...

Проблемы организации правового воспитания в современной...

Место правового воспитания в формировании правосознания... узбекистан, правовая культура, правовое воспитание, формирование, правовая жизнь общества, норма, знание, гражданское общество, молодое поколение, государственная политика.

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного...

Итак, правовое воспитание — это деятельность соответствующих субъектов, направленная на формирование высокого правосознания и правовой культуры личности, осуществляемая разнообразными средствами и методами, выраженная в разных формах.

Специфика правового воспитания обучающихся современного...

правовое сознание, правовое воспитание, правовая культура, правовое обучение, правовой нигилизм, активная гражданская позиция, высокий уровень, глубокое уважение, образовательная среда вуза, обучающаяся молодежь.

Похожие статьи

Формирование правовой культуры современного школьника

Ключевые слова: правовая культура, современное общество, формирование, правовая грамотность, школьники. Ключевой особенностью современного общества является наличие механизмов правового регулирования. Главным условием реализации и работоспособности...

Правовое воспитание как средство формирования правовой...

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву

Важную роль в правовом воспитании играет семья. Именно в ней ребенок получает первые

Проблема формирования правовой образования школьника актуализирует вопросы с...

Условия оптимизации правовое образование в практике...

Проблема формирования правовой образования школьника актуализирует вопросы с установлением причин, факторов и условий, детерминирующих не правовое поведение применительно к новым процессам и изменениям, происходящим в обществе.

О проблеме правового воспитания подростков | Молодой ученый

Правовое воспитание — это целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных объединений, социальных групп, общества в целом по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Оно органически связано с...

Правовое воспитание как компонент формирования...

Правовое воспитание дошкольников играет немаловажную роль в познании ими социальной действительности и в развитии их интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества. В процессе правового воспитания детей у них формируются способности...

Место правового воспитания в формировании правосознания...

правовая культура, узбекистан, правовое воспитание, гражданское общество, знание, норма, правовая жизнь общества, формирование, государственная политика, молодое поколение. Похожие статьи.

Отношение к правовой культуре обучающейся молодежи

Правовая культура — это эндогенная, ментально-духовная сторона правовой системы социума, глубоко пронизывающая правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правотворческую, правоприменительную, иную юридическую деятельность...

Проблемы организации правового воспитания в современной...

Место правового воспитания в формировании правосознания... узбекистан, правовая культура, правовое воспитание, формирование, правовая жизнь общества, норма, знание, гражданское общество, молодое поколение, государственная политика.

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного...

Итак, правовое воспитание — это деятельность соответствующих субъектов, направленная на формирование высокого правосознания и правовой культуры личности, осуществляемая разнообразными средствами и методами, выраженная в разных формах.

Специфика правового воспитания обучающихся современного...

правовое сознание, правовое воспитание, правовая культура, правовое обучение, правовой нигилизм, активная гражданская позиция, высокий уровень, глубокое уважение, образовательная среда вуза, обучающаяся молодежь.

Задать вопрос