Гендерные особенности и их влияние на профессиональную мотивацию сотрудников полиции в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 26.05.2022

Статья просмотрена: 208 раз

Библиографическое описание:

Горнастаев, Д. М. Гендерные особенности и их влияние на профессиональную мотивацию сотрудников полиции в России / Д. М. Горнастаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 140-143. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92116/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье определено влияние гендерных особенностей на мотивацию сотрудников полиции в России.

Ключевые слова: гендер, особенности, мотивация, сотрудник полиции.

В настоящее время развитие общества требует равных возможностей для мужчин и женщин. Однако возможности личностной и профессиональной реализации женщин во многом определяются сложившимися в обществе гендерными стереотипами и патриархальными установками, которые навязываются в качестве основы в профессиональной сфере, не давая женщинам реализовать свои возможности в данной области в полной мере.

В правоохранительных органах большое значение имеет надежность профессиональной деятельности сотрудников, определение смысловой составляющей своей деятельности, предъявление повышенных требований к мотивационным качествам личности мужчин, так и женщин. Эта работа представляет собой специфический вид деятельности, требующий психологической устойчивости [3].

Сотруднику полиции независимо от пола необходимо стремление к саморазвитию, выраженный познавательный характер. Ведь каждый случай требует всестороннего рассмотрения. Направленность на людей, на взаимодействие со всеми лицами, попадающие в сферу деятельности. Развитие эмоционально-волевых компонентов, ведь полицейский сталкивается с различными трудностями, препятствиями, которые затрудняют качественное выполнение работы, а порой и препятствуют достижению поставленной цели.

На современном этапе развития нашего общества применимы в органах внутренних дел применяются такие методы мотивации профессиональной деятельности служащих, как материальное поощрение, организационные методы, морально-психологические.

Материальные методы стимулирования предполагают материальную мотивацию. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем над его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, предусматривающим поощрение за определенное количество и качество труда, и применение определенных мер за несоответствующее его количество и недостаточное качество.

Организационные способы мотивации — это участие в делах подразделения, возможность получения новых знаний и навыков, возможность профессионального и карьерного роста. Они охватывают организационное планирование и нормирование, инструктаж, распорядительство, контроль. Организационная мотивация играет значительную роль: она планирует не только соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при этом исполнение распоряжения руководства обязательно для подчиненных. Организационно-распорядительные методы обеспечивают эффективную деятельность управления любого уровня на основе его научной организации [2, с. 51].

Морально-психологические методы мотивирования — это создание условий для формирования личной ответственности за работу, выражение себя в труде, личное и публичное признание. За особые заслуги сотрудники полиции награждаются грамотами, орденами и медалями, нагрудными знаками, присвоение почетных званий, взаимное уважение. С помощью этих методов воздействуют на сознание и интересы служащих, и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности.

Следует сказать, что в результате исследований Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова, которые изучали мотивы профессионального выбора среди 500 женщин — кандидатов на службу в органы внутренних дел пришли к следующим выводам [4]:

Во-первых, социально-экономические мотивы (стабильный заработок, удобный график, отсутствие безработицы) являются ведущими (28 %). Фактически столь же значимы мотивы идентификации с другим человеком (пример друзей, семейная традиция, романтическая мечта из книг и фильмов) — 27 %.

Во-вторых, процессуально-содержательные мотивы поступления в органы внутренних дел (побуждение к деятельности самим процессом и содержанием деятельности, стремление получить юридическое образование, сделать профессиональную карьеру — у 18 % респондентов).

В-третьих, мотивы самоутверждения (стремление к риску, желание изменить характер, чувствовать себя в безопасности, носить форму, иметь оружие) отмечаются у 16 % женщин-сотрудниц органов внутренних дел. Наименее значимым мотивом стало желание активно бороться с преступностью (11 % опрошенных).

В современном обществе процессы интеграции женщин в «мужские» профессии, повышающие их статус, приобретают устойчивые темпы. Мужчины скептически относятся к этому явлению, чем создают определенные трудности адаптации к службе женщин полицейских. По мнению О. М. Смирновой, проанализировавшей особенности гендерных ролей и стереотипов в подразделениях органов внутренних дел с точки зрения мужчин-полицейских [6, с. 108]:

— служба женщин в ОВД — это дань современной моде, когда большое значение имеет наличие влиятельных друзей и привлекательная внешность;

— женщины подвержены в большей степени профессиональной деформации;

— борьба с внутренними комплексами, возможность самоутвердиться;

— женщина и оружие несовместимы;

— женщина может только работать с документацией, и не может выполнять опасную работу.

Практика показывает, что и мужчины и женщины могут выполнять обязанности полицейских с равной степенью эффективности, действенности, не перераспределяя полномочия и власть между ними.

Так, например, эффективным является использование женщин-полицейских при расследовании преступлений, связанных с женщинами и детьми, при разрешении спорных и конфликтных ситуаций на бытовой почве, в семейных и общественных спорах, то есть, в тех ситуациях, когда для их положительного разрешения требуется доброта, терпение, сочувствие, умение выслушать и оказать помощь. Стиль работы женщин-полицейских существенно отличается от стиля работы коллег-мужчин. Женщины менее агрессивны, враждебны и обладают большей исполнительской дисциплиной, усидчивостью и тактичностью, на них поступает меньше жалоб от населения. Такие качества, как эмпатия (сочувствие, сопереживание), любовь к людям, способность лучше понимать жертв преступлений, готовность опекать других, женщинам свойственны в большей степени, чем мужчинам [1].

Для исследования мотивации профессиональной деятельности сотрудников полиции зачастую используют следующие методики [5]:

1) Методика диагностики направленности личности (Б. Басс), которая позволяет определить личностную направленность, то, что для человека является самым важным и ценным.

По результатам такого исследования можно выявить направленность сотрудников полиции на задачу. У таких людей преобладают мотивы, которые порождаются самой деятельностью, они заинтересованы процессом самой деятельности, стремятся всегда к познанию и освоению новых знаний умений и навыков. Люди с такой направленностью ориентированы на деловое сотрудничество в коллективе и на решение деловых проблем.

У тех сотрудников, у которых выявляется направленность на себя, говорит о том, что такие люди ориентированы на прямое вознаграждение. Они берутся за дело тогда, когда им это выгодно, так как в работе видят чаще всего возможность удовлетворить собственные притязания. Люди с направленностью на себя постоянно стремятся к подтверждению своего личного первенства и престижа.

У других сотрудников, можно выявить направленность на взаимодействие. Такие люди ориентированы на совместную коллективную деятельность и общение с людьми. Их поступки определяются повышенной потребностью в общении и социальному одобрению со стороны других людей. По своей натуре являются конформистами, так как часто согласовывают свои действия и поступки с мнением окружающих.

2) Методика диагностики мотивов профессиональной деятельности специалистов (Т. Н. Францева), определяет сложную структуру мотивов профессиональной деятельности и выявляет факторы, регулирующие профессиональную деятельность работников в плане изменения их мотивов.

Отметим, что ведущими мотивами в структуре личности являются познавательный мотив, мотив жизнеобеспечения и мотив самореализации.

Познавательный мотив (внутренний) — поведение мотивируется получением новой информации. Личность желает, чтобы вследствие перемен работа стала более глубокой, в большей степени удовлетворяла профессиональный интерес. Это означает, что личность допускает, чтобы выполнение работы стало более сложным, требовало более высоких технических и профессиональных навыков, а также мобилизации интеллектуальных способностей.

Мотив жизнеобеспечения (внешний мотив) выражается в потребности к высокому заработку и материальному вознаграждению, в желании иметь работу, приносящую большую выгоду и дополнительные льготы, позволяющие обеспечить семью; сосредоточение внимания на денежном вознаграждении за работу. Таким людям зачастую не важно, чем заниматься. Они сознательно ищут сам заработок. Если есть возможность получить много, работая лучше и больше, то это их место.

Мотив самореализации (внутренний) выражается в потребности расти и развиваться как личность, в стремлении к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность, творческий подход к решению стоящих задач. Человек стремится к достижению значимых успехов в выбранной и интересующей личность сфере трудовой деятельности, достижению успешности во взаимоотношениях в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят ощущение счастья человеку

Ценностная регуляция — характеризует мотивационную функцию ценностей и служит основой мотивации людей, определяет ее особенности и представляет собой высший уровень мотивации. Человек принимает решения, ориентируясь, прежде всего на критерии-ценности и нормы, которые в данном обществе признаны разумными, обоснованными.

Волевая регуляция — характеризует управление поведением с помощью сознания личности, прежде всего, за счет использования волевых усилий. Это предполагает самостоятельность, как в принятии решений, так и в инициативе действий, их осуществлении и контроле. То есть намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению.

Таким образом, ведущими мотивами в профессиональной деятельности сотрудников полиции являются познавательный мотив (внутренний мотив), мотив жизнеобеспечения (внешний мотив), мотив самореализации (внутренний мотив). А источниками и условиями изменения мотивов можно считать ценностную регуляцию, волевую регуляцию.

Следовательно, при оценке различий в гендерных особенностях мотивации профессиональной деятельности сотрудников полиции можно выявить достоверные различия в группах между направленностями, мотивами и регуляциями личности.

Вместе с тем на сегодняшний день мотивация рассматривается как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. Существуют различия не только в успешности деятельности, в способностях к созданию нового, причинами которых являются как социокультурная действительность, так и биологическая природа, но и различия между мужчиной и женщиной — интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные — имеют место, но они скорее носят качественный ха рактер.

Кроме того, мужчины и женщины по-разному воспринимают окружающую действительность и по-разному ее оценивают. С точки зрения работы в правоохранительных органах, система МВД выдвигает давно действующий принцип: «В МВД нет мужчин и женщин, есть сотрудники» [4], поэтому не имеет никакой разницы: к какому полу принадлежит человек. Специализация должна осуществляться на принципах равноправия и с учетом личных качеств и способностей каждого конкретного сотрудника. Оказавшись в трудных условиях, а полиция считается захватывающей, сложной профессией, человек выбирает тот или иной тип поведения, соответственно, выбирая мотив. Мотив, имеющий большее значение выигрывает в борьбе за возможность стать действующим в данной ситуации.

Понимание и применение на практике системы мотивации и учёт гендерных особенностей сотрудников приведет не только к удовлетворенности работой самих сотрудников, улучшению психологического климата, но и в результате увеличится эффективность и производительность самой деятельности.

Литература:

  1. Андриянов А. С. Проблемы женщин-сотрудников правоохранительных органов [Электронный ресурс] // Киберленинка (электронная библиотека). — Режим доступа: — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-zhenschin-sotrudnikov-pravoohranitelnyh-organovl (дата обращения: 29.12.2021года).
  2. Ковалева И. А. Особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере / И. А. Ковалева. — Текст: непосредственный // Психологические науки: теория и практика: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 50–52.
  3. Коротких В. Н. Отражение гендерных стереотипов о женщинах-полицейских в современном российском социальном пространстве [Электронный ресурс] // Киберленинка (электронная библиотека). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-gendernyh-stereotipov-o-zhenschinah-politseyskih-v-sovremennom-rossiyskom-sotsialnom-prostranstve (дата обращения: 18.05.2022 года).
  4. Лисова О. Е. Социально-психологические особенности личности сотрудников органов внутренних дел различного профиля деятельности [Электронный ресурс] // Киберленинка (электронная библиотека). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-lichnosti-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del-razlichnogo-profilya-deyatelnosti(дата обращения: 15.05.2022 года).
  5. Дашко Н. Н., Усачева И. В., Чуманов Ю. В. Психологические особенности изучения мотивации у сотрудников органов внутренних // Киберленинка (электронная библиотека). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-lichnosti-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del-razlichnogo-profilya-deyatelnosti(дата обращения: 17.05.2022 года).
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, возможность, мотив, мотив жизнеобеспечения, мотив самореализации, познавательный мотив, профессиональная деятельность сотрудников полиции, самая деятельность, сотрудник полиции, внешний мотив.


Похожие статьи

Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов

От силы мотивации, ее структуры и ведущих учебных мотивов зависит эффективность

В самом общем виде мотивация к деятельности понимается как совокупность движущих сил

внешние — определяются условиями жизнедеятельности учащегося, к которой относятся...

Проблема мотивационной готовности курсантов учебных...

В основе мотивов военно-профессиональной деятельности необходимо рассматривать

Мотивы военно-профессиональной деятельности рассматриваются нами как осознанные

потребность, мотив, мотивация, внутренняя и внешняя мотивация, готовность к...

Влияние ведущих мотивов профессиональной деятельности...

Показатели ведущих мотивов профессиональной деятельности по методикеА.А.Реана.

Таки образом, можно отметить, что ведущие мотивы профессиональной деятельности и

мотив, деятельность, самая деятельность, профессия психолога, профессиональная...

Особенности мотивации профессиональной деятельности...

Моисеев, А. А. Особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников в системе «человек-человек»: сущность и структура / А. А

Познавательный компонент включает мотивы, детерминируемые интеллектуальными и познавательными потребностями.

Структура учебно-профессиональной мотивации студентов...

Примечание: К – коммуникативные мотивы, ИН — мотивы избегания неудач, Пр — мотив престижа, Пф — профессиональный мотив, ТС — мотив творческой самореализации, УП — учебно-познавательным мотив, С — социальный мотив.

К вопросу о мотивации профессиональной деятельности

Это позволяет нам ориентироваться на множество мотивов познавательной деятельности. С нашей точки зрения, существенное направление в мотивации учения дает исследование С. А. Пакулиной, которая обратила внимание на мотив «достижения успеха».

Мотивация как фактор успешности профессиональной...

Следовательно, мотив можно определить как то, что заставляет проявлять активность, а под мотивацией человека понимают весь комплекс факторов, побуждающих и направляющих поведение человека. Мотивация — это совокупность причин психологического характера...

К вопросу о мотивации школьников | Статья в журнале...

Мотивы обучения могут быть познавательными и социальными. К познавательным принято относить все, что связано с учебной деятельностью и самообразованием.

Также в качестве важных мотивов обучения нужно указать мотив к достижению успеха или к избеганию неудач.

Система стимулирования и мотивации деятельности...

Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирования и мотивации их деятельности, представлена адаптированная методика изучения мотивов профессиональной деятельности педагогов с...

Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников

Мотивация оказывает косвенное влияние на процесс выбора профессиональной деятельности.

Мотив — есть побуждение к активности и деятельности субъекта

Согласно первому подходу потребности человека и есть основной мотив поведения, и, соответственно...

Похожие статьи

Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов

От силы мотивации, ее структуры и ведущих учебных мотивов зависит эффективность

В самом общем виде мотивация к деятельности понимается как совокупность движущих сил

внешние — определяются условиями жизнедеятельности учащегося, к которой относятся...

Проблема мотивационной готовности курсантов учебных...

В основе мотивов военно-профессиональной деятельности необходимо рассматривать

Мотивы военно-профессиональной деятельности рассматриваются нами как осознанные

потребность, мотив, мотивация, внутренняя и внешняя мотивация, готовность к...

Влияние ведущих мотивов профессиональной деятельности...

Показатели ведущих мотивов профессиональной деятельности по методикеА.А.Реана.

Таки образом, можно отметить, что ведущие мотивы профессиональной деятельности и

мотив, деятельность, самая деятельность, профессия психолога, профессиональная...

Особенности мотивации профессиональной деятельности...

Моисеев, А. А. Особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников в системе «человек-человек»: сущность и структура / А. А

Познавательный компонент включает мотивы, детерминируемые интеллектуальными и познавательными потребностями.

Структура учебно-профессиональной мотивации студентов...

Примечание: К – коммуникативные мотивы, ИН — мотивы избегания неудач, Пр — мотив престижа, Пф — профессиональный мотив, ТС — мотив творческой самореализации, УП — учебно-познавательным мотив, С — социальный мотив.

К вопросу о мотивации профессиональной деятельности

Это позволяет нам ориентироваться на множество мотивов познавательной деятельности. С нашей точки зрения, существенное направление в мотивации учения дает исследование С. А. Пакулиной, которая обратила внимание на мотив «достижения успеха».

Мотивация как фактор успешности профессиональной...

Следовательно, мотив можно определить как то, что заставляет проявлять активность, а под мотивацией человека понимают весь комплекс факторов, побуждающих и направляющих поведение человека. Мотивация — это совокупность причин психологического характера...

К вопросу о мотивации школьников | Статья в журнале...

Мотивы обучения могут быть познавательными и социальными. К познавательным принято относить все, что связано с учебной деятельностью и самообразованием.

Также в качестве важных мотивов обучения нужно указать мотив к достижению успеха или к избеганию неудач.

Система стимулирования и мотивации деятельности...

Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирования и мотивации их деятельности, представлена адаптированная методика изучения мотивов профессиональной деятельности педагогов с...

Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников

Мотивация оказывает косвенное влияние на процесс выбора профессиональной деятельности.

Мотив — есть побуждение к активности и деятельности субъекта

Согласно первому подходу потребности человека и есть основной мотив поведения, и, соответственно...

Задать вопрос