Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 27.05.2022

Статья просмотрена: 373 раза

Библиографическое описание:

Шапортова, В. А. Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств / В. А. Шапортова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 481-484. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92102/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподавателей по народно-бытовой хореографии. Танец необходим для изучения в фольклорном ансамбле. Знакомство с танцевальной культурой разных региональных традиций развивает чувство ритма с раннего детства. Занятия танцем укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуют интеллектуальному развитию, позволяют развить координацию движения, управлять своим телом. Фольклор по своей природе синкретичен, именно поэтому народно-бытовая хореография актуальна и необходима в фольклорном коллективе.

Ключевые слова: народно-бытовая хореография, методы, построение занятия, хореографическая деятельность .

Как известно, общими задачами на занятиях по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений являются:

  1. Освоение хореографической лексики;
  2. Развитие пластики и координации движений;
  3. Овладение приемами исполнения хореографических форм, характерных для разных региональных традиций;
  4. Развитие умения совмещать различные виды творческой деятельности, в числе которых движение, пение и игра на музыкальных инструментах [1, с.1–2].

Особенностям обучения действиям в наибольшей степени отвечают следующие принципы:

  1. Принцип комплексности . На протяжении всего занятия, учащиеся выполняют сразу несколько задач, при которых изучение хореографических форм происходит совместно с изучением песен, игры на инструментах.
  2. Дифференциация или разделение учащихся по гендернему признаку. Сюда можно отнести отдельное изучение мужской пляски, женской в ее традиционном проявлении, а так же разделение на группы разных возрастов.
  3. Природосообразность и доступность, где будет применен подбор личной программы по возможностям учащегося, индивидуальный подход к каждому ребенку по его природным умениям.
  4. Целенаправленность . В ходе каждого занятия нужна четко поставленная цель. Например: в конце занятия выучить определенный вид дроби.
  5. Наглядность . Обязательным является показ педагога изучающих движений, а так же демонстрация видео материалов аутентичных и профессиональных исполнителей.
  6. Повторность и систематичность . Должно подкрепиться пониманием задач уроков, что способствует сознательному отношению занимающихся к освоению нового материала. Получение, закрепление и совершенствование приобретенных навыков в процессе обучения. Равномерное нарастание нагрузки, увеличение объема и интенсивности работы, постепенное усложнение задач по системе от простого к сложному [2, с.2].

К основным этапам занятия относятся: вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть занятия начинается с приветствия. Неотъемлемой частью является поклон в характере русского традиционного танца, символизируя начало занятия. Это приветствие настраивает группу на основную часть. Далее педагог сообщает о цели и задаче занятия.

Основную часть занятия, во избежание проблем с мышцами и суставами перед физической нагрузкой нужно начинать с разминки. Это комплекс простых «разогревающих» элементов, помогающих разогреть мышцы и настроиться на рабочий процесс без риска получить травму. Самым главным, не только научить исполнять упражнения, а воспитать культуру здоровья, научить пользоваться знаниями самостоятельно [3,с.3].

Разминка начинается с шейного отдела.Стоит особенно тщательно отнестись подобным к упражнениям. Выполнение движений строго в медленном темпе. В дальнейшем, переход к плечевой части, рукам, в частности к ладоням. Финальным упражнением для рук является произвольные расслабленные движения руками. Далее проводим разминку туловища. В конце, подключаем руки и производим круговые хаотичные движения всем телом. В фазе расслабления рук, туловища и всех мышц, учащиеся смогут почувствовать естественное состояние тела.

Завершается разминка неполными приседаниями с чередованием вставания на полупальцы. В конце, прыжки сомкнув ноги вместе, далее поочередно меняя ноги.

Следующее упражнение — «Пружинка», представляющая собой не большие, легкие приседания, не выпрямляя коленей. Практика «пружинки» с добавлением обычного шага с различными элементами, дает ребенку почувствовать пульсацию, четкий ритм, настроится перед пляской.

После того, как мышцы подготовлены, следуют упражнения на ритмику с помощью ударов. Производятся удары сначала одной ногой на целую по длительности, далее другой ногой. В дальнейшем длительность удара сокращается до шестнадцатых. Это дает ученикам четко понять какие длительности возможно применять в пляске.

Далее, ученики двигаются по кругу обычным шагом. В дальнейшем добавляют удар каблучка, при этом поочередно меняя акцентную долю;

Такой способ смены акцентной доли дает ученикам понятие о начальном варьировании шагов.

Далее, переменный шаг , т. е. три быстрых и коротких переступания одной и другой ногой. В данном случае, шаг может варьироваться разными длительностями.

Например:

1)

2)

В конце данного блока можно соединить два вида шага, которые были выучены ранее.

Например:

1)

2)

После этого можно переходить к упражнениям по подготовки к дробям. Прежде чем приступать к сложным элементам, очень важно чтобы учащиеся освоили соскок, прыжок, подскок. Для того чтобы ученик чувствовал разницу между движениями.

Далее можно переходить к различным вариациям ключей и к дробным дорожкам, которые представляют собой варьирование различных элементов ключа. После выполненных упражнений можно перейти к связующим элементам с дробями, с помощью которых можно передохнуть между дробными дорожками в пляске. К ним относятся моталочка простая, моталочка с поворотами, веревочка, веревочка с ударом. С помощью этих движений тренируется вестибулярный аппарат, равновесие тела. Эти элементы добавляют яркости и разнообразия в пляске.

Чтобы разнообразить пляску, нужно применять хлопушки. Хлопушки в вариациях с использованием ладошек, ног с различными ритмическими вариациями. В группах подросткового возраста различные элементы, такие как хлопушки с использованием не только рук, ног, но и плечевого пояса, туловища, позволяют перейти к более сложным задачам, которые не доступны для детей младшего возраста.

После освоения материала, достигнутой цели в раскрепощении, плавности и легкости в движениях, группа сможет приступать к простейшему варьированию движений, используя весь пройденный материал. Таким образом, завершающим этапом основной части занятия является перепляс. Участники должны друг перед другом показать пройденные элементы через варьирование. Каждый должен в обязательном порядке исполнить частушку. Это показ индивидуальности каждого ребенка, его характера, демонстрация исполнения движений — колен. В основе исполнения его лежит индивидуальное творчество плясунов. То есть, это возможность для каждого участника группы показать свои навыки в полном объеме.

Заключительнаячасть занятия — подведение итогов и поклон.

Схема построения занятия:

Основной задачей занятий по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся. Улучшить чувство ритма, музыкальность учащихся. После всех пройденных элементов, каждый участник коллектива сможет импровизировать в пляске, с легкостью взаимодействуя с другими людьми. Так же, воспитывается музыкальных вкус, более глубокие понятия о традиционной культуре, в частности о народно-бытовой хореографии различных региональных традиций.

Литература:

  1. Зубренко, Т. П. Танец. Учебная программа для фольклорного отделения ДШИ им. С. П. Дягилева / Т. П. Зубренко. — Текст: непосредственный //. — Зеленоград:,. — С. 1–2.
  2. Буксикова, О. Б. Эстетическое воспитание средствами хореографии в детской школе искусств / О. Б. Буксикова, С. С. Хорольская. — Текст: непосредственный // Культура. Духовность. Общество. — Белгород:, 2014. — С. 2.
  3. Тимошенко, Л. Г. Изучение и преподавание традиционной народно-бытовой хореографии в условиях современности / Л. Г. Тимошенко. — Текст: электронный // Киберленинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-i-prepodavanie-traditsionnoy-narodno-bytovoy-horeografii-v-usloviyah-sovremennosti (дата обращения: 25.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): народно-бытовая хореография, элемент, акцентная доля, движение, занятие, народная хореография, нога, основная часть занятия, пляска, чувство ритма.


Ключевые слова

методы, хореографическая деятельность, народно-бытовая хореография, построение занятия

Похожие статьи

Изучение характерных особенностей народного танца для...

Занятия народно — сценическим танцем имеют большое значение для развития артистичности исполнителей. Опыт работы показал, что именно исполнение упражнений на материале народной хореографии в учебном процессе является основой, помогающей воспитанию...

Влияние народного урока (станка) на исполнительскую...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец. Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на... Искусство танца без музыки существовать не может.

Основные функции методики становления хореографических...

Синкретичность хореографического искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, развивать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.

План-конспект открытого занятия по хореографии...

Форма занятия: практическое занятие. Форма организации работы: групповая

– Работа поочередно правой и левой рукой в стороны в такт музыки. Основная часть.

Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских...

Хореографический текст – как основная составная часть...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец. Импровизация как одна из форм развития хореографического... Ключевые слова: хореографическое искусство, пластический язык...

Хореографическая интерпретация общечеловеческих ценностей

Народный танец — основа хореографического искусства. Занятия народно — сценическим танцем имеют большое значение для развития артистичности исполнителей. Существует огромное множество народных танцев с разнообразной богатейшей лексикой, с помощью...

Актуальность народного танца в современной культуре на...

Народно-сценический танец усложняется и совершенствуется, чтобы удивить зрителя, но среди большого изобилия услуг в сфере досуга, не всегда

Пропаганда на телевидении: показ фестивалей-конкурсов народного танца, особенно детских хореографических коллективов на...

Что такое хореография и ее влияние на развитие дошкольника

 Искусство хореографии — это искусство сочинения и сценической постановки танца. Занятие хореографией у дошкольника вызывает потребность выразить свои эмоции, средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку, оказывая положительное...

Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку.»

Хореографический текст – как основная составная часть... Каждое движение состоит из нескольких частей: Исходное положение.

В основной части занятия при общеразвивающих упражнениях музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания...

Похожие статьи

Изучение характерных особенностей народного танца для...

Занятия народно — сценическим танцем имеют большое значение для развития артистичности исполнителей. Опыт работы показал, что именно исполнение упражнений на материале народной хореографии в учебном процессе является основой, помогающей воспитанию...

Влияние народного урока (станка) на исполнительскую...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец. Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на... Искусство танца без музыки существовать не может.

Основные функции методики становления хореографических...

Синкретичность хореографического искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, развивать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.

План-конспект открытого занятия по хореографии...

Форма занятия: практическое занятие. Форма организации работы: групповая

– Работа поочередно правой и левой рукой в стороны в такт музыки. Основная часть.

Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских...

Хореографический текст – как основная составная часть...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец. Импровизация как одна из форм развития хореографического... Ключевые слова: хореографическое искусство, пластический язык...

Хореографическая интерпретация общечеловеческих ценностей

Народный танец — основа хореографического искусства. Занятия народно — сценическим танцем имеют большое значение для развития артистичности исполнителей. Существует огромное множество народных танцев с разнообразной богатейшей лексикой, с помощью...

Актуальность народного танца в современной культуре на...

Народно-сценический танец усложняется и совершенствуется, чтобы удивить зрителя, но среди большого изобилия услуг в сфере досуга, не всегда

Пропаганда на телевидении: показ фестивалей-конкурсов народного танца, особенно детских хореографических коллективов на...

Что такое хореография и ее влияние на развитие дошкольника

 Искусство хореографии — это искусство сочинения и сценической постановки танца. Занятие хореографией у дошкольника вызывает потребность выразить свои эмоции, средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку, оказывая положительное...

Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку.»

Хореографический текст – как основная составная часть... Каждое движение состоит из нескольких частей: Исходное положение.

В основной части занятия при общеразвивающих упражнениях музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания...

Задать вопрос