Физическая культура как часть культуры общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 26.05.2022

Статья просмотрена: 2338 раз

Библиографическое описание:

Коробчиц, У. А. Физическая культура как часть культуры общества / У. А. Коробчиц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 388-389. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92082/ (дата обращения: 03.05.2024).



Физическая культура как часть культуры общества

Физическая культура это неотделимый компонент культуры общества, стоящий в одном ряду с материальной и духовной культурой. Являя собой общественное явление, физическая культура выражает и показывает множество моментов социальной действительности и, по этой причине, все дальше и существеннее укрепляется в жизнях людей.

Большое количество ученых занимались и занимаются изучением физической культуры. Однако, здесь возникает проблема, так как такое явление как физическая культура — предмет исследования множества наук, где каждая дисциплина имеет свой взгляд на её сущность.

Человек соединяет в себе биологическое и социальное начало, телесное и духовное, поэтому принято делить дисциплины, изучающие человека на 3 категории: естественно-научные, гуманитарные и социальные. Первая категория (естественные науки), куда входят такие дисциплины как анатомия, физиология, изучает человеческий организм. Социальные науки, такие как экономика, история, политика, подходят к изучению человека со стороны взаимоотношений между людьми и цивилизациям. И гуманитарные дисциплины, такие как педагогика, психология, изучают духовный мир человека, становление и формирование личности.

Однако, такое разграничение наук довольно условное, так как оно не затрагивает те науки, которые располагаются на границе перечисленных наук, к которым можно отнести философию, социальную гигиену, социальную психология и такое прочее.

В связи с этим, такое большое количество наук о человеке, немного препятствует осознанию и представлению большинства процессов, и таким образом, лишь при применении системного подхода можно сформировать приближенное к реальности представление о физической культуре [4, с.152].

Вследствие сказанного выше, уместно дать определения понятию «физическая культура» и попытаться дать им сравнительный анализ.

Б. А. Ашмарин в своей работе «Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании» изучает физическую культуру как часть культуры общества. Она является комплексом духовных и материальных ценностей, которая разрабатывается и применяется для физического развития человека [1, с.18]. Исследователь В. И. Ильинич дает следующее понятие физической культуре: физическая культура — это часть культуры общества, которая показывает систему физической деятельности, результаты, среду, обязательную для насаждения привычки, действия, направленные на овладение, формирование и управление физическими и психологическими возможностями человека, улучшение здоровья и увеличение работоспособности [3, с.34]. В. П. Лукъянов в своем исследовании рассматривает физическую культуру как часть личностной культуры, особенностью которой является качественно построенная систематическая физическая деятельность, необходимая личности для повышения эффективности своего организма [7, с.59].

Большая советская энциклопедия дает нам такое понятие «физической культуры» — это элемент общей культуры, одна из частей социальной деятельности, направленная на улучшение здоровья и физического состояния человека, используемая в согласованности с потребностями общества [2].

Вышеперечисленные понятия физической культуры указывают на сложный состав и значимую роль физкультуры в развитии человеческих способностей. Вместе с тем, все определения согласны с тем, что физическая культура это существенный элемент культуры общества.

Физической культуре присущи некоторые признаки, которые можно объединить в 3 категории:

1. Развитие важных для жизнедеятельности человека двигательных навыков через активную двигательную работу. Также улучшение данных с рождения признаков организма, увеличение работоспособности и укрепление общего состояния здоровья человека. В этом случае главными методами являются физические упражнения, разминки и зарядки.

2. Развитие в лучшую сторону физических способностей человека: увеличение физической работоспособности, количественное и качественное повышение важных для жизни навыков и умений, прогресс в выполнении сложных физических упражнений, улучшение общего состояния здоровья. Показателем полномерного применения физической культуры — это достижение человеком физического совершенства.

3. Совокупность как материальных, так и духовных ценностей, которые были разработаны общественными институтами для плодотворного развития физических способностей человека. В данную категорию относятся: оборудования и условия для возможности занятия физкультурой, спортивные игры и состязания, набор физических упражнений, разнообразные виды гимнастики, методики преподавания, научные знания [6, с. 216].

Говоря о физической культуре, всегда подразумевается тело человека. Начиная с рождения, процесс формирования и подготовки тела к физической деятельности шел беспрерывно. Первым способом была игра, которая создавала для ребенка нужный физический, психологический и социальный опыт. А на первых ступенях истории человека тело использовалось для различных обрядов, и оно должно было быть физически подготовленным. Это говорит нам о том, что игры и обряды наполняли физическое тело культурными элементами [6, с. 147].

Развитие физической культуры относится к природным возможностям людей, разумеется, они различаются у каждого человека. Но, не смотря на это, является важным научить людей разнообразным физическим действиям, которые укрепляют, трансформируют и улучшают природные, врожденные возможности человека, создавая физические черты человека, такие как силу, гибкость, стойкость. Все эти качества формируются благодаря систематическим тренировкам, которые нужны не только профессионалам в спорте, но и каждому человеку, чтобы его тело было подготовлено для разного рода труда и отдыха. Правильный итог физической активности — это долгие годы жизни, подтянутое и здоровое тело, психологическая стойкость. Всё это и является основными целями физической культуры.

Однако, есть и иные цели у человека, занимающегося физической культурой, это воспитание воли и чувств прекрасного. Воля формируется у человека в ситуациях, когда ему необходимо преодолеть какое-либо препятствие, а такое препятствие всегда присутствует у человека занимающегося физической культурой, будь это соревнования, игры, тренировки. Помимо воли у физически развитого человека формируется и чувство прекрасного, эстетическое восприятие пропорционального, красивого и гармоничного тела [5, с. 64].

Важно, чтобы все перечисленные качества человека формировались и совершенствовались энергично и в одном темпе. Игнорирование хоть одного качества не поможет сформировать гармонично развитую личность.

Подводя итоги, можно сказать, что физическая культура — это особенный компонент культуры общества, а её цели и результаты важны как для отдельного человека, так и для всего человечества. По этой причине трудно переоценить её значение в каждой сфере общества, будь это образование, экономика, воспитание.

Список использованной литературы

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Просвещение, 1999. — 287 с.

2. Большая советская энциклопедия: в 30 Т. — М.: Советская энциклопедия, 1969–1978. — Т. 24.

3. Ильинич В. И. Физическая культура студента: учеб. пос. — М.: Гардарики, 2001. — 448 с.

4. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. — Л.: 1991. — 384 с.

5. Коган Л. Н. Социология в системе наук о человеке и обществе // Гуманитарий: ежегодник. — СПб.: 1995. — № 1. — С. 59–72.

6. Леонтюк А. М. Физическая культура как средство социализации человека. — СПб.: ИЦ СПбГМТУ, 2008. — 360 с.

7. Лукъянов В. П. Физическая культура: Основы знаний: учеб. пособие. — Ставрополь, 2001. — 345 с.

1

Основные термины (генерируются автоматически): Физическая культура, Советская энциклопедия, часть культуры общества, наука, Системный подход, увеличение работоспособности, улучшение здоровья, физическая деятельность, физическая способность человека, физическое воспитание.


Похожие статьи

Содержательный аспект понятия «физическая культура»...

Физическая культура, как и культура вообще, − это продукт деятельности общества.

Физическая культура направлена в первую очередь на укрепление здоровья человека

Физическая культура позволяет приобщить человека к регулярной двигательной активности...

Значение физической культуры как образовательной области.

Значение физической культуры и спорта, на сегодняшний день, раскрывается через создание фундамента для всестороннего развития личности и укрепления здоровья человека, также через формирование разнообразных навыков и умений, и через формирование (воспитание)...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой

Библиографическое описание: Любаев, А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь...

Философский взгляд на физическое воспитание в современной...

В статье рассмотрены аспекты физического образования и воспитания в современной России с точки

Во многом формирование и развитие общечеловеческих способностей молодежи

Физическое воспитание в образовательном процессе ВУЗов занимает, с недавнего времени...

Физическая культура и спорт как важный аспект в формировании...

Библиографическое описание: Хасанов, А. Т. Физическая культура и спорт как важный аспект в формировании личности / А. Т. Хасанов.

 В психолого-педагогической литературе нет единого понимания личности, однако существуют разнообразные подходы к ее определению.

Физическая культура – как основополагающий фактор...

Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и

Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему...

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, двигательная деятельность, оздоровительная

Физическая культура и спорт — это сложное явление современного общества, которое выполняет ряд социально важных...

Роль педагогики и её связь с физическим воспитанием

Физическая культура выполняет ряд функций. Одна из её функций состоит в том, что она удовлетворяет потребности общества в физической подготовленности людей к участию в производстве. Оздоровительная направленность физической культуры проявляется в...

Похожие статьи

Содержательный аспект понятия «физическая культура»...

Физическая культура, как и культура вообще, − это продукт деятельности общества.

Физическая культура направлена в первую очередь на укрепление здоровья человека

Физическая культура позволяет приобщить человека к регулярной двигательной активности...

Значение физической культуры как образовательной области.

Значение физической культуры и спорта, на сегодняшний день, раскрывается через создание фундамента для всестороннего развития личности и укрепления здоровья человека, также через формирование разнообразных навыков и умений, и через формирование (воспитание)...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой

Библиографическое описание: Любаев, А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь...

Философский взгляд на физическое воспитание в современной...

В статье рассмотрены аспекты физического образования и воспитания в современной России с точки

Во многом формирование и развитие общечеловеческих способностей молодежи

Физическое воспитание в образовательном процессе ВУЗов занимает, с недавнего времени...

Физическая культура и спорт как важный аспект в формировании...

Библиографическое описание: Хасанов, А. Т. Физическая культура и спорт как важный аспект в формировании личности / А. Т. Хасанов.

 В психолого-педагогической литературе нет единого понимания личности, однако существуют разнообразные подходы к ее определению.

Физическая культура – как основополагающий фактор...

Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и

Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему...

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, двигательная деятельность, оздоровительная

Физическая культура и спорт — это сложное явление современного общества, которое выполняет ряд социально важных...

Роль педагогики и её связь с физическим воспитанием

Физическая культура выполняет ряд функций. Одна из её функций состоит в том, что она удовлетворяет потребности общества в физической подготовленности людей к участию в производстве. Оздоровительная направленность физической культуры проявляется в...

Задать вопрос