Колоративные прилагательные в поэзии Велимира Хлебникова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 26.05.2022

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Трофименко, Е. Н. Колоративные прилагательные в поэзии Велимира Хлебникова / Е. Н. Трофименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/416/91983/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор пытается определить место и роль колоративной лексики в творчестве Велимира Хлебникова.

Ключевые слова: колоративные прилагательные, цветономинативная лексика, поэзия, футуризм.

Цвет или оттенок вызывает у человека особый отклик на психоэмоциональном уровне. В культуре всех народов цвет всегда имел особое значение.

Цвета имеют собственную номинацию, которую в русском языке принято определять в отдельную группу, называемую колоративной лексикой.

Использование данной лексической группы в творчестве того или иного автора является одним из важнейших экспрессивных средств, которые помогают четче представить изображаемое в художественном контексте. Цветономинативные слова — это своеобразные акценты мировидения автора.

Велимир Хлебников — один из основателей футуризма, чье имя знаменито не только в русской литературе, но и во всем мире.

В процессе литературоведческого анализа была обнаружена тенденция, заключающаяся в доминировании некоторых колоративных прилагательных. Ими оказались прилагательные синий , желтый , красный , черный , белый .

Цветономинативная лексика играет значительную роль в экспрессивности текста, выполняет ряд функций.

Велимир Хлебников в своей поэзии стремится к тому, чтобы читающие получили точное представление об изображаемом, поэтому основная функция цветономинативов состоит в четкой передаче цвета.

Кроме того, они выполняют художественно-изобразительную функцию.

Так? Велимир Хлебников часто использует колоративные прилагательные в качестве эпитета:

Младенец с пышною косой

Стоял в дубраве золотой .

Цветономинативы в его творчестве могут входить в состав метафоры, сравнительных оборотов:

И красным цветком осени

Были сложены губы;

Или:

А осень — золотая кровать

Лета в зеленом шелковом дыме.

Красный цвет в его творчестве связан с мистикой, магией, религией. Колоративное прилагательное содержит отсылки к мифологии. Он также передает «цвет зари» и «цвет огня»:

И белые суда увел

В красные воды Персии.

Колоративное прилагательное белый в художественной палитре Велимира Хлебникова чаще всего несет значение светлого, божественного. Выступает как символ чистоты, святости, идеальности:

Глаза Спаса

Белых священных знамен

Чтобы вы трепыхались

Над лавками Русского мяса

Прилагательное черный выполняет функцию прямой номинации, то есть обозначает цвет (темноты, ночи). Его осмысление в творчестве Велимира Хлебникова двояко: обозначает либо что-то недоброе, нехорошее, либо мистическое, загадочное, тайное:

И черный змей, завит в кольцо,

Шипел неведомо кому…

Колоративное прилагательное синий в поэтическом контексте оказывается знаком либо слепоты, либо, напротив, божественного прозрения, особого видения мира. Мотив слепоты и прозрения распространён в поэзии Велимира Хлебникова:

Какие синие глаза!

Сошли ли наземь образа —

Дыханьем вечности волнуя,

Идут сквозь праздник поцелуя

Как и колоратив синий, В. Хлебников использует желтый для обозначения цвета глаз:

На этом кладбище валов,

Ручья свобод на ложе каменном,

Носился ящер-рыболов

С зрачком удава желтым пламенным;

Или:

Мой товарищ с желтым оком,

Посмотри на мир широкий!

Подводя итоги, можно констатировать, что колоративной лексике поэт отводил принципиальную роль в своем творчестве. Велимир Хлебников избирательно использует цветономинативы в своем творчестве. Среди доминирующих он употребляет как хроматические, так и ахроматические цвета.

В творчестве Велимира Хлебникова она колоритна, символична, многозначна. С её помощью создается красочный тон того или иного поэтического текста.

Литература:

  1. Апресян Ю. Д. Избр. труды. Т. I. Лексическая семантика (синонимические средства языка). 2-е изд., испр. и доп. — М.,1995.
  2. Базыма Б. А. Психология цвета. Теория и практика. — СПб., 2005.
  3. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. — М., 1975.
  4. Бахтина Н. Б. История цветообозначений в русском языке/ Н. Б. Бахилина. — М., 1975.
  5. Герасимов Г. И. Прилагательные, обозначающие цвет. — М., 1996.
  6. Жданова Е. С. Символика синего цвета в поэтических текстах В. Хлебникова. — Таганрог, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): велимира Хлебников, прилагательное, творчество, лексика.


Ключевые слова

поэзия, футуризм, колоративные прилагательные, цветономинативная лексика

Похожие статьи

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике...

В статье предпринимается попытка анализа концепции любви в дебютном сборнике Бенедикта Лившица. Таким образом, любовь для поэта — это не возвышенные и светлые чувства, а сражение, битва и тяжелое испытание. Б. К. Лившиц раскрывает...

Роль эмоционально-экспрессивной лексики в романе...

Шерпеева, К. С. Роль эмоционально-экспрессивной лексики в романе «Тихий Дон» / К. С. Шерпеева.

Произведение можно назвать предельно философским, но одновременно и патриотическим, что дало ему возможность пройти цензуру.

Средства художественной выразительности в поэзии местных...

Эпитеты многообразны: это имена прилагательные качественные (узкая тропинка, закат

Но есть то, что сближает творчество Беловой Г.М и Щипуновой Н. Н. — это их

Лексика природы у поэта вовлечена в изобразительно-выразительные средства ‒тропы и стилистические фигуры.

Метафоры тела в поэзии Сергея Есенина | Статья...

Деятели культуры модернизма отводят в своих произведениях внушительную часть размышлениям о том, как характеризуют человека его походка, мимика, движения. В русской поэзии Серебряного века особую роль тела человека признавали В...

Ценность хлеба как важная составляющая жизни человека

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Цель нашего исследовательского проекта — определение качества хлеба по его органолептическим свойствам, сделать выводы о качестве хлеба с нашего стола.

Роль заимствований в создании литературного портрета...

Исходя из того, что заимствования выполняют в художественном произведении ряд функций, они могут быть использованы как средство создания литературного портрета персонажа. Изучение функционирования иноязычных лексем в текстах [2...

Языковые средства, создающие атмосферу детства...

Глаголы в тексте произведений характеризуют собой детскую подвижность, неспособность долго сидеть на одном месте и выполнять один вид работы. Интересно использование междометий в рассказах, которые выражают все виды...

Экспрессивный потенциал топонимической лексики...

Экспрессивный потенциал топонимической лексики (на материале белгородской поэзии).

Топонимы составляют значительную часть ономастической лексики.

В творчестве поэтов Белгородчины особое место отводится нашему краю.

Фразеологизмы в языке СМИ | Статья в журнале...

Творческая обработка фразеологизмов придает им новую экспрессивную окраску, усиливает их выразительность. За счет качественного изменения исходных фразеологизмов создается высокая образность.

Похожие статьи

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике...

В статье предпринимается попытка анализа концепции любви в дебютном сборнике Бенедикта Лившица. Таким образом, любовь для поэта — это не возвышенные и светлые чувства, а сражение, битва и тяжелое испытание. Б. К. Лившиц раскрывает...

Роль эмоционально-экспрессивной лексики в романе...

Шерпеева, К. С. Роль эмоционально-экспрессивной лексики в романе «Тихий Дон» / К. С. Шерпеева.

Произведение можно назвать предельно философским, но одновременно и патриотическим, что дало ему возможность пройти цензуру.

Средства художественной выразительности в поэзии местных...

Эпитеты многообразны: это имена прилагательные качественные (узкая тропинка, закат

Но есть то, что сближает творчество Беловой Г.М и Щипуновой Н. Н. — это их

Лексика природы у поэта вовлечена в изобразительно-выразительные средства ‒тропы и стилистические фигуры.

Метафоры тела в поэзии Сергея Есенина | Статья...

Деятели культуры модернизма отводят в своих произведениях внушительную часть размышлениям о том, как характеризуют человека его походка, мимика, движения. В русской поэзии Серебряного века особую роль тела человека признавали В...

Ценность хлеба как важная составляющая жизни человека

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Цель нашего исследовательского проекта — определение качества хлеба по его органолептическим свойствам, сделать выводы о качестве хлеба с нашего стола.

Роль заимствований в создании литературного портрета...

Исходя из того, что заимствования выполняют в художественном произведении ряд функций, они могут быть использованы как средство создания литературного портрета персонажа. Изучение функционирования иноязычных лексем в текстах [2...

Языковые средства, создающие атмосферу детства...

Глаголы в тексте произведений характеризуют собой детскую подвижность, неспособность долго сидеть на одном месте и выполнять один вид работы. Интересно использование междометий в рассказах, которые выражают все виды...

Экспрессивный потенциал топонимической лексики...

Экспрессивный потенциал топонимической лексики (на материале белгородской поэзии).

Топонимы составляют значительную часть ономастической лексики.

В творчестве поэтов Белгородчины особое место отводится нашему краю.

Фразеологизмы в языке СМИ | Статья в журнале...

Творческая обработка фразеологизмов придает им новую экспрессивную окраску, усиливает их выразительность. За счет качественного изменения исходных фразеологизмов создается высокая образность.

Задать вопрос